Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 февраля 2018 г. N 56-АПГ17-28
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Думы Находкинского городского округа и апелляционному представлению участвующего в административном деле прокурора на решение Приморского краевого суда от 26 октября 2017 года, которым частично удовлетворён административный иск главы Находкинского городского округа об оспаривании пунктов 13.2-13.5 части 2 и части 2.1 статьи 32 Устава Находкинского городского округа, а также решения Думы Находкинского городского округа от 27 января 2017 года N 1071-НПА "О внесении изменений в Устав Находкинского городского округа".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителя Думы Находкинского городского округа Сомовой М.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы и апелляционного представления представителя главы Находкинского городского округа - Осиповой Н.А., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением Находкинской городской Думы от 18 мая 2005 года N 390 утверждён Устав Находкинского городского округа, статьёй 32 которого регламентирована компетенция главы Находкинского городского округа Приморского края.
27 января 2017 года Дума Находкинского городского округа приняла решение N 1071-НПА "О внесении изменений в Устав Находкинского городского округа", подпунктом 1 пункта 1 которого часть 2 статьи 32 Устава дополнена пунктами 13.2-13.5, а подпунктом 2 пункта 1 - статья 32 Устава дополнена частью 2.1. На основании пункта 2 этого же решения данное решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Решение Думы Находкинского городского округа от 27 января 2017 года N 1071-НПА официально опубликовано 28 июля 2017 года в печатном издании "Находкинский рабочий" N 102.
Согласно пунктам 13.2-13.5 части 2 статьи 32 Устава Находкинского городского округа глава Находкинского городского округа как руководитель администрации Находкинского городского округа:
организует и осуществляет руководство мобилизационной подготовкой муниципальных предприятий и муниципальных учреждений, расположенных на территории Находкинского городского округа;
организует осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории Находкинского городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являясь по должности руководителем территориальной и гражданской обороны Находкинского городского округа;
участвует в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах Находкинского городского округа;
обеспечивает выполнение администрацией Находкинского городского округа нормативных правовых актов Думы Находкинского городского округа.
В соответствии с частью 2.1 статьи 32 Устава Находкинского городского округа для реализации полномочий, установленных действующим законодательством о государственной тайне, глава Находкинского городского округа обязан оформить допуск к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законодательством тайну.
Глава Находкинского городского округа обратился в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением о признании приведённых норм недействующими со дня их принятия, ссылаясь на их противоречие Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закону Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне", Уставу Находкинского городского округа и Положению об организации и проведении публичных слушаний в Находкинском городском округе, принятому решением Думы Находкинского городского округа от 28 июня 2006 года N 648-Р.
Решением Приморского краевого суда от 26 октября 2017 года административный иск удовлетворён частично.
Подпункт 2 пункта 1 решения Думы Находкинского городского округа от 27 января 2017 года N 1071-НПА и часть 2.1 статьи 32 Устава Находкинского городского округа признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении заявленных требований о признании недействующими подпункта 1 пункта 1 и пункта 2 решения Думы Находкинского городского округа от 27 января 2017 года N 1071-НПА, а также пунктов 13.2-13.5 части 2 статьи 32 Устава Находкинского городского округа глава Находкинского городского округа отказано.
В апелляционной жалобе Дума Находкинского городского округа просит отменить решение суда в части удовлетворённых административных исковых требований и принять по административному делу в этой части новое решение об отказе в их удовлетворении.
Относительно доводов апелляционной жалобы главой Находкинского городского округа представлены письменные возражения.
Также на решение суда прокурором, участвующим в административном деле, подано апелляционное представление об отмене решение суда в части признания недействующим подпункта 2 пункта 1 решения Думы Находкинского городского округа от 27 января 2017 года N 1071-НПА и принятии в этой части нового решения об отказе в удовлетворении данного требования.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления и возражений на них, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "О безопасности" и включает Закон Российской Федерации "О государственной тайне", а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.
В соответствии с пунктом "м" статьи 71 Конституции Российской Федерации оборона и безопасность находятся в ведении Российской Федерации.
Согласно положениям части 1 статьи 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" уставом муниципального образования должны определяться: 1) наименование муниципального образования; 2) перечень вопросов местного значения; 3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путём образования органов территориального общественного самоуправления; 4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления; 5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления; 6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов; 7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц; 8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления; 9) порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления и утверждения отчёта об исполнении местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации; 10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.
На основании части 2 статьи 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Под допуском к государственной тайне понимается процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений (абзац пятый статьи 2 Закона Российской Федерации "О государственной тайне").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 года N 63 утверждена Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, разделом II которой регламентирован порядок оформления допуска к государственной тайне.
Согласно абзацу первому пункта 5 и пункту 28 данной инструкции оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы). Граждане, которым оформляется допуск к государственной тайне, представляют собственноручно заполненную анкету, документы, удостоверяющие личность и подтверждающие сведения, указанные в анкете, а также справку об отсутствии медицинских противопоказаний для работы со сведениями, составляющими государственную тайну.
Основания для отказа гражданину в допуске к государственной тайне предусмотрены пунктом 12 этой же инструкции. Таким основаниями могут являться: а) признание гражданина судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у гражданина неснятой судимости за эти преступления; б) наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития; в) постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными гражданами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства; г) выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий гражданина, создающих угрозу безопасности Российской Федерации; д) уклонение гражданина от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.
Из приведённых выше норм следует, что, возложив на главу Находкинского городского округа обязанность оформить допуск к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законодательством тайну, Дума Находкинского городского округа осуществила регулирование вопросов, относящихся к предмету ведения Российской Федерации. Поскольку допуск к государственной тайне не может регулироваться уставом муниципального образования, постольку и обязанность оформить этот допуск на главу Находкинского городского округа уставом этого же муниципального образования возложена быть не могла.
Кроме этого, допуск к государственной тайне оформляется на основании соответствующего обращения гражданина, при этом в таком допуске может быть и отказано. Также следует отметить, что на основании пункта 6 названной выше инструкции, если по характеру выполняемых должностных (специальных, функциональных) обязанностей предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, граждане могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что Дума Находкинского городского округа часть 2.1 статьи 32 Устава Находкинского городского округа приняла с нарушением конституционных положений о разграничении компетенции Российской Федерации, её субъектов и местного самоуправления, поэтому подпункт 2 пункта 1 решения Думы Находкинского городского округа от 27 января 2017 года N 1071-НПА и часть 2.1 статьи 32 Устава Находкинского городского округа подлежали признанию недействующими со дня вступления решения суда об этом в законную силу.
Доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления об обратном основаны на неверном истолковании приведённых выше норм материального права, поэтому служить поводом для отмены обжалуемого решения суда не могут. Данное решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Приморского краевого суда от 26 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Думы Находкинского городского округа и апелляционное представление участвующего в административном деле прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 февраля 2018 г. N 56-АПГ17-28
Текст определения официально опубликован не был