Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Росстата
от 21.09.16 N 528
Методологические и организационные положения
по проведению выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в 2016 году
10 октября 2016 г.
См. Методологические и организационные положения по проведению выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в 2017 г., утвержденные приказом Росстата от 14 апреля 2017 г. N 241
I. Цели и задачи наблюдения
Выборочное федеральное статистическое наблюдение по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей (далее - наблюдение за использованием ИКТ) организуется в целях получения официальной статистической информации:
- отражающей использование населением современных информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе для оценки результатов реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 313, Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.11.2013 N 2036-р;
- характеризующей использование информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей населением, как в домашних хозяйствах, так и в профессиональной деятельности различными группами занятого населения в сочетании с социально-демографическими и экономическими характеристиками респондентов;
- об использовании населением средств защиты информации;
- о получении государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Результаты наблюдения за использованием ИКТ предназначены для получения информации об уровне распространения навыков использования современных информационных технологий населением, для проведения межрегиональных и межстрановых сопоставлений, а также предоставления данных в международные организации для расчета индексов и рейтингов стран по уровню развития информационно-коммуникационных технологий.
Формирование агрегированных данных наблюдения за использованием ИКТ, распространенных до генеральной совокупности, производится с использованием базы микроданных по первичным и производным признакам обследования и индивидуальных весов обследованных лиц.
II. Методологические положения проведения наблюдения
2.1. Порядок и сроки проведения опросов населения
Выборочное обследование населения за использованием ИКТ проводится одновременно с выборочным обследованием рабочей силы путем опроса населения во всех субъектах Российской Федерации по тем же адресам домашних хозяйств и в те же сроки опроса, что и выборочное обследование рабочей силы.
Месячный объем выборки при проведении обследования рабочей силы составляет около 70 тысяч человек в возрасте 15-72 лет (приблизительно 30 тыс. домашних хозяйств), что соответствует 0,06% численности населения обследуемого возраста.
Для опроса населения приказом Росстата от 16.09.2016 N 521 утверждена форма федерального статистического наблюдения N 1-ИТ "Анкета выборочного обследования населения по вопросам использования информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей" (далее - анкета об использовании ИКТ) с перечнем вопросов, характеризующих использование ИКТ населением, и указаниями по ее заполнению. Опрос по данной анкете проводится последовательно после проведения опроса по форме федерального статистического наблюдения N 1-3 "Анкета выборочного обследования рабочей силы", утвержденной приказом Росстата от 09.10.2015 N 467 (далее - анкета обследования рабочей силы).
Опрос населения об использовании ИКТ в 2016 году проводится лицами, проводящими опрос (далее для целей проведения наблюдение за использованием ИКТ именуемые интервьюеры), 2 раза:
1 этап в октябре: обследуемая неделя с 10 по 16 октября, опрос населения интервьюерами с 17 по 23 октября;
2 этап в ноябре: обследуемая неделя с 7 по 13 ноября, опрос населения интервьюерами с 14 по 20 ноября.
По результатам наблюдения формируется официальная статистическая информация об использовании ИКТ населением по Российской Федерации, федеральным округам, субъектам Российской Федерации, городской и сельской местности, отдельным социально-демографическим группам населения.
Организация наблюдения за использованием ИКТ осуществляется органами государственной статистики на федеральном, территориальном и полевом уровнях.
2.2. Единицы наблюдения
Единицами отбора являются частные домашние хозяйства (далее - домохозяйство), единицами (объектами) наблюдения - домохозяйства и лица в возрасте от 15 до 72 лет, члены этих домохозяйств.
Минимальная граница возраста обследуемого населения (15 лет) определена с учетом методологических принципов и рекомендаций ООН в отношении переписей населения и жилого фонда, максимальная граница (72 года) - с учетом наличия рабочей силы среди лиц старшего возраста.
Домохозяйство* представляет собой совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении (или его части), как связанных, так и не связанных отношением родства, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, то есть полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства (в том числе лица, чей фактический (или предполагаемый) период пребывания в домашнем хозяйстве длится более одного года). Домохозяйство может состоять и из одного человека, живущего самостоятельно, и обеспечивающего себя пищей и всем необходимым для жизни.
При проведении обследования в каждом домохозяйстве учитываются лица постоянно (обычно) проживающие по данному адресу.
2.3. Применение выборочного метода
Наблюдение за использованием ИКТ проводится выборочным методом во всех субъектах Российской Федерации с последующим распространением итогов на всю численность населения обследуемого возраста.
Выборочная совокупность единиц наблюдения за использованием ИКТ формируется на основе первичного информационного массива Всероссийской переписи населения 2010 года и Переписи населения в Крымском федеральном округе 2014 года, содержащего сведения о постоянном населении, то есть населении, постоянно проживающем на территории соответствующего района, города, населенного пункта.
Формирование выборочной совокупности единиц наблюдения осуществляется централизованно на федеральном уровне, отдельно по городскому и сельскому населению.
Для проведения наблюдения за использованием ИКТ используется выборочная совокупность единиц наблюдения, сформированная для проведения выборочного обследования рабочей силы.
Наблюдение за использованием ИКТ в месяцы, установленные для его проведения, проводится по тем же адресам домохозяйств, что и обследование рабочей силы.
Размер месячной выборки обеспечивает получение представительных итогов в пределах заданной степени точности в целом по Российской Федерации и по заданным разрезам разработки.
Сводные итоги по субъектам Российской Федерации разрабатываются на основе двух независимых месячных выборок.
План размещения выборочной совокупности домохозяйств по субъектам Российской Федерации для проведения выборочного наблюдения за использованием ИКТ прилагается к настоящим Методологическим и организационным положениям (приложение N 1).
Взвешивание и распространение данных производится на уровне субъекта Российской Федерации. Методология взвешивания и распространения выборочных данных обследования основана на присвоении соответствующего индивидуального веса каждой отдельной единице наблюдения - домохозяйству и обследуемым лицам в возрасте от 15 до 72 лет.
Значение веса домохозяйства определяется как величина, обратная величине вероятности включения в выборочную совокупность конечной единицы отбора - домохозяйства.
По обследуемым лицам применяется метод итеративного взвешивания на основе данных текущих расчетов численности населения (демографических данных) на начало предыдущего года. Процедура заключается в сопоставлении по субъекту Российской Федерации численности обследованных граждан в разрезе по полу, пятилетним возрастным группам, типу поселения (городское, сельское) с данными текущих расчетов по генеральной совокупности населения в таких же разрезах.
После завершения процедуры взвешивания каждой единице наблюдения присваивается индивидуальный вес, который в качестве производного признака записывается в базу индивидуальных данных.
Подробные разъяснения по взвешиванию и распространению данных приведены в Методологических положениях по проведению выборочного обследования рабочей силы (приказ Росстата от 21.12.2010 N 452, с изменениями от 15.06.2016 N 287), размещенных на официальном сайте Росстата (www.gks.ru) в разделе "Официальная статистика"/"Рынок труда, занятость и заработная плата"/"Трудовые ресурсы"/"Методология".
2.4. Проведение опросов
Опрос населения об использовании ИКТ в 2016 году проводится интервьюерами 2 раза:
1 этап в октябре: обследуемая неделя с 10 по 16 октября, опрос населения интервьюерами с 17 по 23 октября;
2 этап в ноябре: обследуемая неделя с 7 по 13 ноября, опрос населения интервьюерами с 14 по 20 ноября.
2.5. Учетные признаки наблюдения
Наблюдение за использованием ИКТ проводится путем опроса населения по показателям стандартизированного бланка анкеты об использовании ИКТ с готовым текстом вопросов и вариантов ответов, которые расположены в логической последовательности.
Анкета содержит следующие основные учетные признаки, по которым собирается информация:
а) наличие в домохозяйствах информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей: персональный компьютер и доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) дома (с любого устройства); устройства, имеющие доступ к сети Интернет дома; широкополосный доступ к сети Интернет в домохозяйстве; максимальная заявленная скорость доступа к сети Интернет; причины, по которым в домохозяйстве отсутствует доступ к сети Интернет;
б) использование населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей: период последнего использования персонального компьютера; места использования персонального компьютера за последние 3 месяца (дома, на работе или любом другом месте); период последнего использования сети Интернет; частота использования сети Интернет за последние 3 месяца; места использования сети Интернет за последние 3 месяца с персонального компьютера или любого другого устройства с возможностью доступа к сети Интернет (дома, на работе или любом другом месте); причины, по которым не использовали сеть Интернет за последние 12 месяцев;
в) навыки использования информационных сетей и информационно-телекоммуникационных сетей: операции/действия, связанные с работой на персональном компьютере, выполненные за последние 12 месяцев;
г) использование сети Интернет в личных целях: использование сети Интернет в личных целях за последние 3 месяца по направлениям;
д) использование сети Интернет в профессиональной деятельности;
е) информационная безопасность: средства защиты (технологии защиты) информации; проблемы (угрозы) безопасности, возникшие при использовании сети Интернет за последние 12 месяцев; неиспользование сети Интернет по соображениям безопасности;
ж) защита детей онлайн: использование персонального компьютера, сети Интернет детьми; виды негативного воздействия сети Интернет на детей; способы защиты детей от вредного влияния сети Интернет;
з) использование населением сети Интернет для заказов товаров и/или услуг: период последней покупки/заказа товаров (услуг) через сеть Интернет; товары (услуги), приобретенные/заказанные через сеть Интернет в личных целях за последние 12 месяцев; виды оплаты товаров и/или услуг, заказанных через сеть Интернет за последние 12 месяцев; причины, неиспользования сети Интернет для заказов товаров и/или услуг;
и) получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме: получение государственной или муниципальной услуги в государственных (муниципальных) учреждениях и/или органах государственной власти для себя лично за последние 12 месяцев; действия, осуществляемые при получении государственной или муниципальной услуги; оценка информации, размещенной на официальных сайтах в сети Интернет государственных (муниципальных) учреждений и органов государственной власти (органов местного самоуправления); виды государственных и/или муниципальных услуг, полученных через сеть Интернет за последние 12 месяцев; причины неиспользования сети Интернет для получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде за последние 12 месяцев; наличие электронной подписи, необходимой для получения государственных (муниципальных) услуг в электронной форме для себя лично; причины неиспользования сети Интернет для получения государственных или муниципальных услуг.
2.6. Понятия и определения
При разработке и публикации данных наблюдения за использованием ИКТ используются определения, приведенные в следующих нормативно-правовых документах:
- Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи";
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
- Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
- Руководство по измерению доступа к ИКТ и их использования на уровне домашних хозяйств и отдельных лиц, МСЭ (Manual for Measuring ICT Access and Use by Households and Individuals, 2014).
Мобильный телефон** - устройство, которое используется для передачи сигналов (представляющих собой речь, текстовые сообщения или изображения) посредством электромагнитных волн, которые передаются через эфир без каких-либо проводных линий связи. Коммуникаторы, смартфоны и карманные персональные компьютеры (КПК) относятся к категории "Мобильный телефон".
Выделенная линия** - выделенный канал доступа к сети Интернет через провайдера (оператора связи) со скоростью до 100 Мбит/с.
Информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет"** (сеть Интернет) - всемирная компьютерная сеть общего пользования. Сеть Интернет обеспечивает доступ к ряду услуг связи и осуществляет перенос файлов электронной почты, новостей, развлечений и данных.
Широкополосный доступ** - высокоскоростной доступ (обеспечивающий скорость 256 Кбит/с и выше в одном или обоих направлениях) к сети Интернет.
Персональный компьютер** - настольный (оборудование, требующее постоянного подключения к электросети и чаще всего установленное стационарно - десктопы, моноблоки, терминалы) или портативный (оборудование, использование которого не требует постоянного подключения к электросети - ноутбуки, нетбуки, смартбуки, планшетные компьютеры) компьютер. Это определение не включает такое оборудование как мобильные телефоны, карманные персональные компьютеры (КПК) или телевизоры.
Государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме** - предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
Государственные и муниципальные услуги считаются предоставленными в электронной форме при условии использования заявителем механизма аутентификации в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (ЕСИА) в процессе получения услуги.
Механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме** - действия заявителя, совершенные в электронной форме, при получении услуги с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, а также официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления:
- запись на прием в орган (организацию), многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг для подачи запроса;
- формирование запроса;
- прием и регистрация органом (организацией) запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги;
- оплата государственной пошлины за предоставление услуг и уплата иных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- получение результата предоставления услуги;
- досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) органа (организации), должностного лица органа (организации) либо государственного или муниципального служащего.
Портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru) - государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
Санкционированный доступ заявителя на портал государственных и муниципальных услуг осуществляется только после процедуры регистрации в ЕСИА, то есть при наличии учетной записи.
Привлекаемые лица** - физические лица, привлекаемые на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных с проведением выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей.
III. Организационные положения проведения наблюдения за использованием ИКТ
3. Распределение функций по уровням управления и организации работ
3.1. На федеральном уровне (управления центрального аппарата Федеральной службы государственной статистики) выполняются следующие функции:
1) разработка официальной статистической методологии и руководство работами по подготовке, проведению, обработке полученной информации, подведению итогов и их официальному опубликованию, хранению материалов статистического наблюдения за использованием ИКТ;
2) координация, планирование работ по проведению статистического наблюдения за использованием ИКТ и контроль подготовки, проведения и подведения итогов статистического наблюдения за использованием ИКТ;
3) организация автоматизированной обработки полученной информации статистического наблюдения за использованием ИКТ и подведения его итогов;
4) формирование официальной статистической информации статистического наблюдения за использованием ИКТ, ее опубликование, хранение материалов;
5) тематическое и организационное обеспечение проведения информационно-разъяснительной работы по вопросам статистического наблюдения за использованием ИКТ;
6) организация обучения специалистов территориальных органов Федеральной службы государственной статистики;
7) обеспечение взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, в том числе по вопросам безопасности проведения статистического наблюдения за использованием ИКТ;
8) организация финансового и материально-технического обеспечения статистического наблюдения за использованием ИКТ;
В центральном аппарате Федеральной службы государственной статистики ответственность за выполнение работ и функций определяется Руководителем Федеральной службы государственной статистики.
3.2. На территориальном уровне (территориальные органы Федеральной службы государственной статистики) выполняются следующие функции:
1) подготовка и проведение в субъекте Российской Федерации статистического наблюдения за использованием ИКТ в соответствии с утвержденной официальной статистической методологией;
2) координация и организация работ по подготовке и проведению статистического наблюдения за использованием ИКТ в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, контроль подготовки и проведения статистического наблюдения за использованием ИКТ;
3) подбор лиц, привлекаемых на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных с проведением статистического наблюдения за использованием ИКТ, контроль за их работой;
4) взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по вопросам статистического наблюдения за использованием ИКТ, в том числе по безопасности проведения статистического наблюдения за использованием ИКТ;
5) взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в части привлечения граждан, проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, к сбору первичных статистических данных;
6) организация доставки, канцелярских принадлежностей, тиражирования бланков форм статистического наблюдения об использовании ИКТ, статистического инструментария на территориальном уровне, подготовка планшетных компьютеров, находящихся в ТОГС, а также комплектование указанных материалов и технических средств для их доставки на полевой уровень;
7) обучение специалистов территориальных органов Федеральной службы государственной статистики и привлекаемых лиц территориального и полевого уровня;
8) подготовка форм статистического наблюдения за использованием ИКТ к автоматизированной обработке данных;
9) прием первичных статистических данных наблюдения за использованием ИКТ с полевого уровня;
10) автоматизированная обработка данных форм статистического наблюдения за использованием ИКТ, в том числе первичных данных, загруженных с планшетных компьютеров в программный комплекс ИКТ (далее - ПК ИКТ-2016);
11) опубликование итогов статистического наблюдения за использованием ИКТ, хранение его материалов.
В территориальных органах Федеральной службы государственной статистики выполнение работ и функций возлагается на структурные подразделения, определяемые руководителем территориального органа (или лицом, его заменяющим).
Для работ на территориальном уровне предусмотрен подбор и привлечение лиц на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных с проведением наблюдения и с обработкой первичных статистических данных по следующим категориям:
- контролер;
- инструктор территориального уровня;
- оператор ввода статистической информации;
- оператор формального и логического контроля.
3.3. На полевом уровне (районные/межрайонные отделы территориальных органов Федеральной службы государственной статистики) выполняются следующие функции:
1) подготовка и проведение статистического наблюдения за использованием ИКТ в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации;
2) организация работ по сбору первичных статистических данных статистического наблюдения за использованием ИКТ путем опроса респондентов с использованием планшетных компьютеров либо заполнения форм статистического наблюдения на бумажных носителях, контроль полученной информации при проведении контрольных мероприятий;
3) передача первичных статистических данных наблюдения за использованием ИКТ, полученных с помощью планшетных компьютеров, инструктору территориального уровня на флеш-карту;
4) сдача-приемка заполненных на бумажных носителях форм статистического наблюдения, контроль заполнения форм статистического наблюдения за использованием ИКТ.
Для работ на полевом уровне на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации привлекаются интервьюеры.
3.4. Основные этапы подготовки и проведения наблюдения
3.4.1. Подготовительный этап
На подготовительном этапе выполняются следующие работы:
1. Разработка планов организации и проведения статистического наблюдения за использованием ИКТ в 2016 году на федеральном, территориальном и полевом уровнях и контроль выполнения работ.
2. Разработка официальной статистической методологии, формы федерального статистического наблюдения за использованием ИКТ и статистического инструментария.
3. Разработка программы обучения специалистов территориальных органов Федеральной службы государственной статистики и привлекаемых лиц территориального и полевого уровня.
4. Разработка и тестирование программного обеспечения для выполнения работ, связанных с автоматизированной обработкой материалов и получением итогов статистического наблюдения за использованием ИКТ.
5. Разработка средней нормы нагрузки объектов изучаемой совокупности на одно привлекаемое лицо за весь период работы и сроков работы привлекаемых лиц.
6. Организация проведения статистического наблюдения за использованием ИКТ на федеральном, территориальном и полевом уровнях, контроль выполнения работ.
7. Организация автоматизированной обработки материалов и подведение итогов статистического наблюдения за использованием ИКТ.
8. Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам проведения статистического наблюдения за использованием ИКТ, в том числе по вопросам безопасности проведения наблюдения.
9. Финансовое и материально-техническое обеспечение статистического наблюдения за использованием ИКТ.
10. Организация обучения специалистов территориальных органов Федеральной службы государственной статистики и привлекаемых лиц полевого уровня.
На территориальном и полевом уровнях в 2016 году предусмотрено привлечение лиц на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе контролеров и инструкторов территориального уровня, имеющих высшее или среднее специальное образование, либо имеющих опыт практической работы в органах управления).
Продолжительность работы привлекаемых лиц в 2016 году составляет:
контролер |
60 дней; |
инструктор территориального уровня |
54 дня; |
интервьюер |
18 дней; |
оператор ввода статистической информации |
12 дней; |
оператор формального и логического контроля |
12 дней. |
С привлекаемыми лицами оформляются договорные отношения. В случае, если опрос населения по анкете об использовании ИКТ и анкете обследования рабочей силы проводится одним интервьюером, с этим интервьюером допускается заключать два контракта на выполнение указанных работ в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Условиями контракта для привлекаемых лиц, наряду с выплатой денежного вознаграждения по итогам выполнения установленного объема работ, предусматривается возмещение расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств (при наличии документов, подтверждающих эти расходы), связанных с:
а) проживанием по месту обучения, проездом до него и обратно - для интервьюеров, работающих в городских и сельских населенных пунктах, расположенных за пределами административного центра субъекта Российской Федерации;
б) проездом до места проживания обследуемых домохозяйств (и обратно) - для интервьюеров, работающих в городских и сельских населенных пунктах и имеющих место проживания вне шаговой доступности от места расположения участка наблюдения;
в) проездом до места получения и сдачи материалов наблюдения (и обратно) для интервьюеров, работающих в городских и сельских населенных пунктах и имеющих место проживания вне шаговой доступности от места получения и сдачи материалов;
г) проживанием по месту проведения контрольных мероприятий, проездом до него и обратно - для контролеров и инструкторов территориального уровня, место работы которых расположено вне шаговой доступности от места проведения контрольных мероприятий.
Подпункт 3.4.2 изменен. - Приказ Росстата от 10 октября 2016 г. N 639
3.4.2. Этап проведения статистического наблюдения за использованием ИКТ, осуществления контрольных мероприятий и сдачи-приемки материалов
Проведение наблюдения за использованием ИКТ осуществляется путем опроса населения по месту их постоянного жительства.
Опрос проводится по стандартизированному бланку анкеты об использовании ИКТ с готовым текстом вопросов. Это гарантирует, что всем респондентам задаются одни и те же вопросы в одной и той же последовательности.
Ответы на вопросы анкеты об использовании ИКТ могут быть получены как от самого респондента, так и со слов совместно проживающих членов домохозяйства в случае отсутствия респондента на момент опроса.
Опрос начинается в первый понедельник после обследуемой недели и проводится интервьюерами в течение последующей недели путем непосредственного посещения домохозяйств.
Для обеспечения полноты и правильности получаемых от населения сведений на полевом уровне в период (или после) опроса проводятся контрольные мероприятия по проверке полноты и правильности заполнения анкет об использовании ИКТ.
По окончании контрольных мероприятий производится приемка и сдача результатов работ, выполненных на полевом уровне.
Выполняемые функции привлекаемых лиц***
Контролер:
- осуществление координации работы по проведению наблюдения за использованием ИКТ;
- проведение обучения инструкторов, интервьюеров;
- прием заполненных на бумажных носителях анкет от инструкторов;
- прием информации, полученной от респондентов с использованием планшетных компьютерах, от инструкторов на флеш-карте;
- проведение контрольных мероприятий для обеспечения полноты и правильности, получаемой от респондентов информации;
- подготовка введенных массивов данных для отправки на федеральный уровень;
- проверка и уточнение информационного массива данных по запросам федерального уровня;
- проведение контрольных проверок;
- обеспечение сохранности полученной информации и неразглашение конфиденциальной информации, полученной в ходе выборочного наблюдения за использованием ИКТ.
Инструктор территориального уровня:
- прохождение обучения;
- организация рассылки статистического инструментария в районные отделы ТОГС;
- координация работы интервьюеров;
- контроль за своевременностью и правильностью заполнения интервьюерами анкет на бумажных носителях или с помощью планшетных компьютеров;
- прием заполненных на бумажных носителях анкет от интервьюеров;
- прием информации с планшетных компьютеров от интервьюеров на внешний носитель информации (флеш-карту);
- сдача контролеру заполненных на бумажных носителях анкет;
- передача флеш-карты с информацией, загруженной с планшетных компьютеров, оператору ввода для загрузки в ПК ИКТ-2016;
- ежедневная проверка объема и качества выполненных работ операторами ввода статистической информации и операторами формального и логического контроля;
- приемка работ от операторов формального и логического контроля;
- участие совместно с контролером в проведении контрольных мероприятий;
- обеспечение сохранности полученной информации и неразглашение конфиденциальной информации, полученной в ходе выборочного наблюдения за использованием ИКТ.
Интервьюер:
- прохождение обучения;
- сверка перед проведением опроса адресной части анкеты об использовании ИКТ, введенной на планшетном компьютере, с адресной частью анкеты обследования рабочей силы;
- опрос населения путем заполнения анкет на бумажных носителях либо с использованием планшетных компьютеров;
- обеспечение сохранности заполненных на бумажных носителях анкет и планшетных компьютеров;
- сдача инструктору территориального уровня заполненных на бумажных носителях анкет;
- передача информации, полученной от респондентов с помощью планшетных компьютеров, инструктору территориального уровня на флеш-карту;
- сдача планшетных компьютеров материально ответственному лицу в ТОГС;
- обеспечение сохранности полученной информации и неразглашение конфиденциальной информации, полученной в ходе выборочного наблюдения за использованием ИКТ.
Оператор ввода статистической информации:
- ввод первичных данных анкет, заполненных на бумажных носителях, в ПК ИКТ-2016;
- загрузка первичных данных анкет с флеш-карты в ПК ИКТ-2016;
- обеспечение сохранности полученной информации и неразглашение конфиденциальной информации, полученной в ходе выборочного наблюдения за использованием ИКТ.
Оператор формального и логического контроля:
- проведение формального и логического контролей первичных данных (введенных с бумажных носителей и загруженных с флеш-карт) в ПК ИКТ-2016;
- формирование первичного массива по первичным признакам анкеты;
- сдача работы инструктору;
- обеспечение сохранности полученной информации и неразглашение конфиденциальной информации, полученной в ходе выборочного наблюдения за использованием ИКТ.
Руководитель ТОГС в пределах выделенного бюджетного финансирования заключает с привлекаемыми лицами контракты, предусматривающие исполнение ими вышеопределенных функций в любых целесообразных сочетаниях согласно производственной необходимости.
Нормативы, используемые при заключении контрактов на проведение и обработку федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в 2016 году
Категории привлекаемых лиц |
Период выполнения работы |
Норма нагрузки за весь период работы |
Контролер |
обследование октябрь, ноябрь - в течение любых 60 дней с 16 октября по 25 декабря |
1-2 человека в территориальных органах государственной статистики (далее - ТОГС) на предусмотренный объем работ |
Инструктор территориального уровня |
обследование октябрь, ноябрь - в течение любых 54 дней в период с 16 октября по 22 декабря |
1-2 человека в ТОГС на предусмотренный объем работ в зависимости от выборочной сети |
Интервьюер |
обследование октябрь - 16 октября (обучение), с 17 октября по 24 октября (опрос и сдача анкет); обследование ноябрь - 11 ноября (обучение), с 14 ноября по 21 ноября (опрос и сдача анкет) |
В расчете на период опроса*: 1 группа - 36 респондентов; 2 группа - 30 респондентов; 3 группа - 24 респондента |
Оператор ввода статистической информации |
обследование октябрь - в течение любых 6 дней в период с 25 октября по 1 ноября; обследование ноябрь - в 6 дней с 22 ноября по 29 ноября |
В среднем 30 респондентов в расчете на один день в период обработки |
Оператор формального и логического контроля |
обследование октябрь - в течение любых 6 дней в период с 26 октября по 2 ноября; обследование ноябрь - 6 дней с 23 ноября по 30 ноября |
15 респондентов в расчете на один день в период обработки |
______________________________
* 1 группа - Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан, Чеченская Республика, Чувашская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Воронежская область, Ивановская область, Калининградская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Нижегородская область, Новгородская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ульяновская область, Ярославская область, г. Севастополь.
2 группа - Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Алтайский край, Пермский край, Вологодская область, Кемеровская область, Кировская область, Курганская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Томская область, Свердловская область, Тюменская область (без автономных округов), Челябинская область.
3 группа - Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Республика Хакасия, Забайкальский край, Камчатский край, Красноярский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Архангельская область (без автономного округа), Иркутская область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Ленинградская область, Сахалинская область, г. Москва, г. Санкт-Петербург, Еврейская автономная область, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ.
Контрольные мероприятия, выполняемые на полевом уровне
Для обеспечения полноты и правильности, получаемой от населения информации, на территориальном уровне проводятся контрольные мероприятия по проверке полноты и правильности заполнения интервьюерами анкет на бумажных носителях или с использованием планшетных компьютеров (далее - контрольные проверки).
Контрольные проверки осуществляются контролерами (и при необходимости инструкторами территориального уровня) в период (или после) проведения опросов интервьюерами. В ходе контрольных проверок производится: сверка адресов фактически посещенных домохозяйств и адресов домохозяйств, участвующих в наблюдении за использованием ИКТ; наблюдение за ходом проведения опроса (выборочно в 1-2 домохозяйствах, в которых проводится опрос); проведение контрольных опросов (выборочно в 2-3 домохозяйствах, в которых завершен опрос, по ограниченному кругу информации); выяснение факта участия в обследовании (выборочно, в 5-6 домохозяйствах, в которых завершен опрос, по телефону).
Указанные контрольные проверки проводятся в отношении каждого интервьюера.
Приемка-сдача результатов работ, выполненных на полевом уровне
Приемка-сдача результатов работ, выполненных на полевом уровне, производится после окончания контрольных мероприятий в соответствии с графиком приемки работ, утверждаемым приказом территориального органа Росстата.
Сдача результатов работ производится интервьюерами с выездом в ТОГС или, в отдельных случаях (например, на отдаленных и труднодоступных территориях), по почте через районные отделы статистики.
При приемке анкет об использовании ИКТ, заполненных на бумажных носителях или на планшетных компьютерах, на территориальном уровне производится сплошная проверка полноты и правильности их заполнения на основе логического контроля, приведенного в анкете, производится контроль правильности кодирования анкет.
По завершении приемки-сдачи на территориальном уровне анкеты комплектуются (в пачки на бумажных носителях или пакеты данных в электронном виде) и подготавливаются к автоматизированной обработке (контроль, дополнительное кодирование информации и т.п.).
IV. Автоматизированная обработка данных наблюдения
Для автоматизации обработки материалов наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей Росстатом дорабатывается программный комплекс ИКТ-2016. Функции автоматизации Выборочного наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей осуществляются в 4 этапа и распределены на территориальном и федеральном уровнях:
1 Этап (подготовка). На федеральном уровне производится:
а) загрузка адресов сформированной выборочной совокупности домашних хозяйств из обследования рабочей силы;
б) ведение нормативно-справочной информации;
в) ввод в действие Центра обработки данных на федеральном уровне (ЦОДФУ).
2 Этап (автоматизированная обработка). На территориальном уровне осуществляется ввод на сервер ЦОДФУ в ПК ИКТ первичных данных (с бумажных носителей и планшетных компьютеров), формальный и логический контроль первичных данных с использованием предоставленного Росстатом программного обеспечения.
Работы по обработке данных на территориальном уровне выполняются временными работниками, привлекаемыми на договорной основе:
- операторами ввода статистической информации (ввод первичных данных);
- операторами формального и логического контроля (контроль и формирование первичного информационного фонда);
- мониторинг хода автоматизированной обработки.
3 Этап (формирование итогов). На федеральном уровне производится:
а) мониторинг хода автоматизированной обработки;
б) проведение повторного формального и логического контроля первичных данных;
в) формирование базы первичных данных (БПД) выборочного наблюдения, включая расчет коэффициентов взвешивания данных, производных показателей, ошибок выборки;
г) интеграция итоговых данных (по согласованному с Росстатом перечню показателей) выборочного статистического наблюдения ИКТ с итоговыми данными выборочного обследования рабочей силы в программном комплексе IBM SPSS Statistics;
д) формирование базы данных сводных итогов (БДСИ), дополнительный контроль полученной информации;
е) формирование рабочих и публикационных таблиц.
4 Этап (распространение данных). На федеральном уровне осуществляется:
а) подготовка открытых данных наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей для публикации на сайте Росстата в сети Интернет в системе открытого доступа (с соответствующим описанием метаданных);
б) подготовка статистических таблиц для публикации на сайте Росстата в сети Интернет;
в) подготовка веб-страницы с итогами наблюдения.
Автоматизированная обработка материалов производится в соответствии с эксплуатационной документацией, разработанной и утвержденной в рамках разработки программного обеспечения на выполнение работ по автоматизированной обработке данных наблюдения.
Срок хранения заполненных анкет на бумажных носителях и в электронном виде - 1 год с даты подведения окончательных итогов наблюдения за использованием ИКТ (ст. 478 Перечня документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной службы государственной статистики ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Росстата от 05.09.2016 N 484 "Об утверждении Перечня документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной службы государственной статистики, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения").
Обеспечение конфиденциальности данных, полученных в ходе наблюдения
Гарантии защиты первичных статистических данных, содержащихся в анкете об использовании ИКТ (на бумажном носителе и в электронном виде), определены в ст. 9 "Гарантии защиты первичных статистических данных, содержащихся в формах федерального статистического наблюдения, и административных данных, доступ к которым ограничен федеральными законами" Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".
Первичные статистические данные, содержащиеся в анкете об использовании ИКТ, признаются информацией ограниченного доступа. Первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению (распространению и (или) предоставлению) и используются только в целях формирования официальной статистической информации.
Обязанность не разглашать конфиденциальные сведения, полученные в ходе проведения наблюдения, предусматриваются контрактами, заключаемыми с лицами, привлекаемыми на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных со сбором и обработкой первичных данных.
В соответствии с п. 9 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных осуществляется для статистических целей при условии их обязательного обезличивания.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "п. 9 ч. 1 ст. 6"
При автоматизированной обработке материалов наблюдения все технические и программно-технологические средства используются с соблюдением мер по защите информации от несанкционированного доступа.
V. Материально-техническое и финансовое обеспечение наблюдения
Материально-техническое обеспечение выборочного обследования населения по вопросам использования информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется в период его подготовки и проведения на основе нормативов для обеспечения работы всех лиц, привлекаемых к подготовке и проведению наблюдения, обработке его итогов, утверждаемых соответствующими приказами Росстата.
Финансирование выборочного обследования населения по вопросам использования информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется в рамках лимитов бюджетных обязательств, выделенных на эти работы. Территориальным органам государственной статистики, принимающим участие в подготовке, проведении и автоматизированной обработке полученной информации, лимиты бюджетных обязательств доводятся в установленном порядке.
______________________________
* За исключением коллективных домашних хозяйств, лиц, долговременно находящихся в больницах, школах-интернатах, интернатах для престарелых и других институциональных заведениях, общежитиях, монастырях, религиозных общинах и прочих коллективных жилых помещениях.
Данное определение приводится исключительно для целей проведения выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей.
** Данное определение приводится исключительно для целей проведения выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей.
*** В соответствии с п. 8 приказа Росстата от 14.03.2014 N 188 "О вопросах организации сбора первичных статистических данных, их обработки и формирования официальной статистической информации федеральных статистических наблюдений, проводимых путем опроса респондентов" (зарегистрирован Минюстом России 21.04.2014 N 32045) (с изменениями, внесенными приказом Росстата от 03.08.2015 N 354, зарегистрирован Минюстом России 25.08.2015 N 38684).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.