Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к письму Минобрнауки России
от 19 декабря 2017 г. N 07-7453
Рекомендации
по совершенствованию работы с детьми, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на основе имеющихся лучших практик данной работы и анализа информации об образовательных организациях, в которых преимущественно обучаются указанные лица1
I. Общие положения
В целях реализации положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761, Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. N 520-р, во всех субъектах Российской Федерации органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики) принимаются меры, направленные на совершенствование деятельности по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, снижению количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними и в отношении их, совершенствование имеющихся и внедрение новых технологий и методов профилактической работы с детьми, реализации механизмов межведомственного взаимодействия.
Образовательные организации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ) являются частью системы профилактики наряду с органами внутренних дел, органами опеки и попечительства, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав и иными органами.
Основными задачами деятельности образовательных организаций по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 120-ФЗ являются:
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и(или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона N 120-ФЗ определены следующие основные направления работы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в рамках осуществления отдельных функций по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
- оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и(или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;
- выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принятие мер по их воспитанию и получению ими общего образования;
- выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей;
- обеспечение организации в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
- осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
Реализуя указанные функции, образовательные организации достигают в том числе цели правового просвещения и правового информирования, которые в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" являются формами профилактического воздействия.
Образовательные организации (школы, техникумы, колледжи и иные) взаимодействуют с детьми ежедневно, в то время как другие субъекты системы профилактики, как правило, контактируют с ними эпизодически (а порой и однократно). В настоящее время именно в образовательном пространстве формируется и отрабатывается социальный опыт ребенка. Для того чтобы работа с детьми в образовательной организации была эффективной, необходим индивидуальный подход к каждому несовершеннолетнему.
Вместе с тем, в различных субъектах Российской Федерации сложились разные подходы к организации в образовательных организациях работы с детьми, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики, что делает актуальным изучение такого опыта и трансляцию передовых практик в данном направлении.
В соответствии с пунктом 2 раздела 1 протокола заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 27 сентября 2016 г. N 13 Министерством образования и науки Российской Федерации был проведен анализ региональных практик организации работы образовательных организаций с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики, который позволил выделить наиболее эффективные формы данной работы.
При проведении соответствующего мониторинга учитывался опыт различных субъектов Российской Федерации из всех федеральных округов: Северо-Кавказского (Кабардино-Балкарская Республика, Ставропольский край), Северо-Западный (Республика Коми, Псковская область), Южного (Республика Крым, Краснодарский край, Ростовская область), Приволжского (Республика Татарстан, Пермский край, Пензенская область), Сибирского (Республика Хакасия, Красноярский край, Иркутская, Новосибирская области), Дальневосточного (Республика Саха [Якутия], Хабаровский край), Центрального (Белгородская, Тульская области), Уральского (Свердловская, Тюменская области).
II. Локальные нормативные акты образовательных организаций, регулирующие вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Согласно информации, представленной представителями органов, входящих в составы региональных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, важным для организации профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики, является разработка и принятие локальных нормативных актов.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов.
Часть 1 статьи 30 Федерального закона N 273-ФЗ закрепляет, что образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.
Требования, устанавливаемые локальными нормативными актами, являются обязательными для выполнения обучающимися образовательной организации в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона N 273-ФЗ.
За неисполнение или нарушение локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с частью 4 статьи 43 Федерального закона N 273-ФЗ к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Положения локальных нормативных актов носят обязательный характер не только для обучающихся, но и для родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (пункт 2 части 4 статьи 44 Федерального закона N 273-ФЗ), педагогических и иных работников образовательной организации (пункт 2 части 1 статьи 48 и часть 3 статьи 52 Федерального закона N 273-ФЗ).
Необходимо учитывать, что принятие локальных нормативных актов по отдельным вопросам в силу положений Федерального закона N 273-ФЗ является обязательным. К таким вопросам, например, относятся следующие:
- определение порядка обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения, в пределах осваиваемой образовательной программы (пункт 3 части 3 статьи 34 Федерального закона N 273-ФЗ);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункт 3 части 1 статьи 34"
- определение порядка пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации (пункт 21 части 3 статьи 34 Федерального закона N 273-ФЗ);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункт 21 части 1 статьи 34"
- определение порядка создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения (часть 6 статьи 45 Федерального закона N 273-ФЗ);
- определение порядка и условий восстановления в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающегося, отчисленного по инициативе этой организации (часть 2 статьи 62 Федерального закона N 273-ФЗ).
Также организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе принимать локальные нормативные акты, устанавливающие требования к одежде обучающихся, в том числе, требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения (часть 1 статьи 38 Федерального закона N 273-ФЗ).
Способствовать совершенствованию работы с детьми, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики, также может принятие локальных нормативных актов, определяющих:
- порядок осуществления учета и профилактической работы с несовершеннолетними, требующими индивидуального педагогического подхода и(или) находящимися в социально опасном положении;
- порядок создания и правовой статус структурных подразделений, оказывающих психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в образовательной организации;
- порядок создания и правовой статус службы медиации (примирения) образовательной организации;
- порядок создания и правовой статус советов обучающихся, советов родителей (или иных органов) образовательной организации;
- порядок взаимодействия образовательной организации с органами и иными учреждениями системы профилактики по вопросам, связанным с обеспечением прав и законных интересов несовершеннолетних обучающихся.
III. Эффективные формы работы образовательных организаций с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики
Анализ регионального опыта позволил рекомендовать к применению следующие эффективные формы работы с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики.
Организация работы по качественному доступному обучению и обеспечению внеурочной занятости несовершеннолетних обучающихся.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО) и Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее - ФГОС СОО) в образовательных программах каждой образовательной организации должна быть реализована программа воспитания и социализации обучающихся. Содержание указанной программы отражено в примерной основной образовательной программе (http://fgosreestr.ru).
В качестве форм работы по данному направлению могут использоваться групповые занятия, направленные на социальную адаптацию несовершеннолетних, их интеграцию в общество, а также на формирование толерантного поведения.
Например, в муниципальном бюджетном образовательном учреждении Новосибирского района Новосибирской области "Барышевская средняя школа N 9" с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета, проводятся групповые занятия с использованием медиативных техник, таких как "круги примирения" (форма работы, в рамках которой подросток высказывает свое мнение и цивилизованно отстаивает его в групповом споре). Эффективность "кругов примирения" заключается в организации активной работы в группе, проведении "мозгового штурма" по выработке решения, удовлетворяющего всех участников дискуссии. Также в данной образовательной организации успешно используются игровые тренинги как форма работы в классах, где основная проблема - агрессивное поведение по отношению друг к другу, как прием самоутверждения (характерно для несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом).
В г. Алапаевске Свердловской области в муниципальном автономном образовательном учреждении "Средняя образовательная школа N 4" используется такая форма внеурочной занятости, как работа дискуссионного клуба. В школе длительное время функционирует дискуссионный клуб "Подросток", деятельность которого направлена на формирование активной жизненной позиции обучающихся. Кроме постоянных членов клуба на заседания приглашаются подростки и педагоги других школ, представители общественности города. На обсуждение в дискуссионном клубе выносятся самые злободневные вопросы, например, такие темы: "Осторожно, злые дети! Жестокость подростков", "Курительные смеси. Это опасно!", "Решение конфликтных ситуаций в школе", "Жестокое обращение в семье", "Энергетические напитки - польза или вред?", "Компьютерная зависимость", "Пивная зависимость" и другие.
Организация работы по формированию правовой компетентности несовершеннолетних обучающихся.
В рамках реализации этого направления деятельности наряду с изучением предметных областей "история", "обществознание", "основы безопасности жизнедеятельности" могут использоваться такие формы, как разработка и реализация долгосрочных внутришкольных программ, формирование специализированных органов самоуправления обучающихся, чтение элективных курсов.
Например, в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 7" г. Абакана Республики Хакасия успешно реализуется программа "Школа - правовое пространство", позволяющая приобрести подросткам необходимый для последующей социальной адаптации опыт улаживания конфликтов с помощью правовых механизмов.
В муниципальном бюджетном образовательном учреждении Новосибирского района Новосибирской области "Барышевская средняя школа N 9" разработаны и проводятся элективные курсы "Имею право", "Подросток и закон".
В Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении "Краевой многопрофильный техникум" г. Перми процесс правового просвещения организуется в ходе заседаний органа студенческого самоуправления "Правовой сектор", которые проходят в формате обсуждений актуальных социальных проблем молодежи, совместном поиске их решений. При поддержке администрации данной организации студенты организуют диспуты и конкурсы социально-правовой направленности для обучающихся техникума.
Вовлечение несовершеннолетних обучающихся в социально значимую, в том числе волонтерскую деятельность.
В качестве форм работы по данному направлению могут использоваться:
- формирование в образовательной организации волонтерских отрядов или движений либо привлечение обучающихся к участию в акциях, организуемых волонтерскими отрядами или движениями;
- организация образовательной организацией социально значимых мероприятий либо привлечение обучающихся к участию в социально значимых мероприятиях (субботниках, концертах и др.).
Примером эффективной работы по данному направлению является деятельность волонтерского отряда "Помогать легко", который создан в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Тюменской области "Западно-Сибирский государственный колледж". Одним из направлений деятельности данного отряда является сопровождение обучающихся "группы риска" (применение модели "равный - равному"). В волонтерское движение вовлечены обучающиеся старшего возраста, молодые преподаватели и сотрудники колледжа, являющиеся лидерами, пользующиеся уважением во взрослом и студенческом коллективах. Суть деятельности волонтерского отряда - вовлечение обучающихся "группы риска" в социально значимую добровольческую деятельность. Одновременно с добровольческой деятельностью лидеры-волонтеры проводят с обучающимися "группы риска" дискуссии, дебаты, тренинги.
Привлечение несовершеннолетних обучающихся к работе молодежных объединений.
Такой вид деятельности позволяет подростку позитивно реализовать свой потенциал, предоставляет возможность проявить себя в социальной практике и получить заслуженное признание.
Например, в 2016 году в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении "Краевой многопрофильный техникум" г. Перми появилось молодежное объединение "КВЕСТ", его девиз: "Ключ к успеху - в единстве". Одним из основных направлений деятельности объединения стала социальная поддержка несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе совершивших правонарушения. Участники молодежного объединения "КВЕСТ" являются организаторами различных благотворительных акций, например: "Территория семьи", "Добрая сладость - детям радость", предновогодней акции "Стать волшебником легко!", акции по сбору вещей "Вторая жизнь".
В Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении "Бугульминский профессионально-педагогический колледж" Республики Татарстан с целью поддержания порядка в колледже и на его территории, соблюдения правил внутреннего распорядка создана и активно действует общественная молодежная организация "Отряд студенческой службы безопасности "Форпост"", членами которого также являются учащиеся, состоящие на различных видах учета. Помимо выполнения своих основных обязанностей отряд "Форпост" активно участвует в фестивалях художественной самодеятельности. Так, в 2016/2017 учебном году ребята приняли участие в XV Республиканском фестивале художественной самодеятельности школьных, студенческих и рабочих формирований по охране общественного порядка "Форпост".
Привлечение к профилактической работе, проводимой в образовательной организации, родителей обучающихся (иных законных представителей и членов семьи несовершеннолетнего).
Эффективной формой работы с обучающимися "учетных категорий" в муниципальном автономном образовательном учреждении "Средняя образовательная школа N 41" г. Тюмени является организация деятельности родительского клуба "Нежный возраст". Основная задача данного клуба - своевременно предупреждать появление сложных кризисных ситуаций, связанных с воспитанием подрастающего поколения. Представители родительской общественности совместно с педагогами организуют общешкольные и классные мероприятия, проводят заседания "круглых столов" с обучающимися, участвуют в планировании социальных проектов школы (класса).
Организация просветительской работы среди обучающихся и родительской общественности по вопросам информационной безопасности несовершеннолетних.
В муниципальном бюджетном образовательном учреждении "Средняя образовательная школа N 30" г. Иркутска совместно с ОАО "Мегафон" проводятся специальные занятия для учащихся, осваивающих основную образовательную программу основного общего образования. Педагогами школы разработан курс для учащихся 5 - 9-х классов "Азбука информационной безопасности". Систематически на родительских собраниях проводятся мастер-классы для родителей обучающихся, направленные на получение навыков выявления угроз безопасности несовершеннолетних в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Организация деятельности по осуществлению комплекса мер, направленных на социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних обучающихся, совершивших правонарушения,
В качестве примера успешной практики реализации данного направления представляется целесообразным привести опыт деятельности социально-реабилитационно-психологического центра Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Краевой многопрофильный техникум" г. Перми, педагоги которого целенаправленно занимаются вопросами профилактики правонарушений несовершеннолетних, оказанием социально-педагогической поддержки обучающимся, отнесенным к категории "группа риска" и совершившим преступление, во избежание рецидивов, формируя устойчивую мотивацию к социально одобряемой деятельности в учебно-воспитательном пространстве образовательной организации. Участниками всех проводимых мероприятий являются сотрудники отдела по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
Учитывая приведенный региональный опыт в деятельности, проводимой образовательными организациями с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики, представляется целесообразным рекомендовать комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав, органам управления образованием и образовательным организациям использовать различные формы работы по следующим направлениям:
- организация работы по обеспечению внеурочной занятости несовершеннолетних обучающихся, в том числе привлечение их к занятости в организациях дополнительного образования детей, участию в спортивных и культурных мероприятиях;
- разработка и проведение в образовательных организациях элективных курсов, групповых тренингов, диспутов, тематических лекций для детей и родителей, направленных на формирование правомерного и толерантного поведения, здорового образа жизни;
- привлечение родителей (иных законных представителей) обучающихся к решению актуальных проблем образовательного сообщества, в том числе к работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, путем участия в органах самоуправления образовательной организации, участия в социально значимых мероприятиях, проводимых образовательной организацией;
- содействие развитию молодежных общественных объединений (волонтерских отрядов и движений, органов самоуправления обучающихся, молодежных и детских общественных объединений различной направленности);
- разработка и реализация программ, способствующих социально-педагогической реабилитации обучающихся, совершивших правонарушения;
- разработка методических рекомендаций, направленных на разъяснение особенностей и порядка работы с несовершеннолетними обучающимися, совершившими правонарушения;
- организация работы по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся путем проведения разъяснительных мероприятий, ориентированных как на детей и их родителей (иных законных представителей), так и на педагогический коллектив образовательной организации.
IV. Взаимодействие образовательных организаций с органами и иными учреждениями системы профилактики, в том числе комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, при организации проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними
В субъектах Российской Федерации сложилась практика осуществления межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики в работе с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета.
Взаимоотношения образовательных организаций с органами и иными учреждениями системы профилактики строятся на основе соглашений и совместных планов профилактической работы, в рамках которых проводятся совместные мероприятия, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности и правонарушениям несовершеннолетних. К их числу можно отнести, например, совместное обследование жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего, проведение индивидуальных профилактических бесед с несовершеннолетними, их родителями (иными законными представителями), комплексное консультирование несовершеннолетнего и его родителей (иных законных представителей) по вопросам, связанным с обучением, охраной здоровья, защитой прав и законных интересов несовершеннолетнего (Кабардино-Балкарская Республика, Республики Коми, Крым Татарстан, Хакасия, Саха [Якутия], Краснодарский, Красноярский, Пермский, Хабаровский края, Белгородская, Иркутская, Новосибирская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Свердловская, Тульская, Тюменская области).
Например, в соответствии со статьей 9 закона Иркутской области от 5 марта 2017 г. N 7-03 "Об отдельных мерах по защите детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие в Иркутской области" в муниципальном бюджетном образовательном учреждении "Средняя образовательная школа N 30 г. Иркутска" осуществляется своевременное информирование муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о детях, имеющих пропуски занятий без уважительной причины. В соответствии с требованиями указанного областного закона данный порядок предусмотрен уставом названной образовательной организации. Информированию муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав предшествует ежедневный мониторинг пропусков уроков, еженедельный отчет классных руководителей.
Особое внимание в школе уделяется межведомственному, в том числе информационному, взаимодействию с органами и учреждениями системы профилактики в вопросах предупреждения и пресечения преступлений и правонарушений несовершеннолетних, а также в вопросах защиты их прав и законных интересов. Так, например, при появлении у педагогических работников информации о совершенных несовершеннолетними правонарушениях (возможности совершения ими правонарушения), а также нарушении прав детей, они незамедлительно ставят об этом в известность администрацию школы. С учащимися и родителями (иными законными представителями), педагогическими работниками проводятся профилактические беседы (возможно, с привлечением сотрудников полиции, медицинских организаций, членов муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав либо специалистов, обеспечивающих их деятельность). Если в полученной информации содержатся сведения, указывающие на признаки совершенного или готовящегося уголовного преступления, представителями администрации образовательной организации незамедлительно ставятся в известность соответствующие органы системы профилактики: отдел по делам несовершеннолетних ОП-4 МУ МВД России "Иркутское", комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Ленинского округа г. Иркутска, прокуратура Ленинского района г. Иркутска, департамент образования г. Иркутска.
В данной школе с целью профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних разработан и реализуется план совместной работы с отделом по делам несовершеннолетних ОП-4 МУ МВД России "Иркутское", в соответствии с которым еженедельно на базе образовательной организации проводится "День инспектора". В рамках данного мероприятия в школу приходят инспекторы по делам несовершеннолетних и Государственной инспекции безопасности дорожного движения органов внутренних дел, ученики профильного МВД-класса, представители казачества, которые проводят с обучающимися и их родителями (иными законными представителями) профилактические беседы, тематические лекции, спортивные состязания, демонстрируют фильмы, мультфильмы, видеоролики социальной направленности.
В работе по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения среди обучающихся школа активно взаимодействует с областным государственным автономным учреждением здравоохранения "Иркутская городская клиническая больница N 8", сотрудники которого активно участвуют в консультациях несовершеннолетних и их родителей (иных законных представителей), работе созданных в образовательной организации совета профилактики, "наркопоста".
Еще одним примером эффективного межведомственного взаимодействия образовательной организации с органами и иными учреждениями системы профилактики, в том числе комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, при организации проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними является работа муниципального казенного образовательного учреждения "Средняя образовательная школа N 7" города-курорта Кисловодска Ставропольского края.
С целью профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и обеспечения конституционного права несовершеннолетних на образование в школе ежемесячно формируются списки детей, пропускающих учебные занятия по неуважительным причинам. Ситуация по пропускам занятий отслеживается по каждому ребенку, своевременно принимаются меры по устранению причин и условий, способствующих этому. Соответствующая информация систематически направляется в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, муниципальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, по детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, - в орган опеки и попечительства.
Также школа активно взаимодействует с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав города-курорта Кисловодска по вопросам реализации утвержденного ей межведомственного плана по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. По результатам проведения в установленный срок мероприятий указанного плана администрацией школы осуществляется оценка их эффективности, которая направляется в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав города-курорта Кисловодска с целью внесения, в случае необходимости, в план соответствующих корректировок.
Еще одним направлением взаимодействия школы с органами и учреждениями системы профилактики являются формирование и дальнейшая реализация (в рамках установленной компетенции) планов (программ) индивидуальной профилактической работы с категориями несовершеннолетних обучающихся, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона N 120-ФЗ. О реализации мероприятий, указанных планов (программ) и их эффективности информация также направляется администрацией школы в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав города-курорта Кисловодска в установленные в них сроки.
Во всех регионах, чей опыт был изучен в ходе проведения анализа, в качестве основных задач межведомственного взаимодействия образовательными организациями были определены следующие:
- раннее выявление потребности ребенка в оказании помощи, в том числе социально-педагогической, путем постоянного системного наблюдения за его поведением и его изменениями в процессе обучения;
- своевременное информирование уполномоченных органов системы профилактики о случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 9 Федерального закона N 120-ФЗ;
- разработка в пределах своих полномочий и согласование с органами и иными учреждениями системы профилактики мероприятий индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним обучающимся, его родителями (иными законными представителями);
- своевременная реализация мероприятий индивидуальной профилактической работы и оценка их результатов;
- своевременное информирование комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о результатах реализации мероприятий индивидуальной профилактической работы и необходимости их корректировки или отсутствии таковой.
V. Взаимодействие образовательных организаций с общественными объединениями в работе с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета в органах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Участие общественных объединений в работе с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета, и профилактике их безнадзорности и правонарушений является одним из механизмов повышения эффективности и качества решения этой важной социальной задачи. Общественные организации имеют: большую гибкость в использовании различных подходов к решению имеющихся проблем несовершеннолетних и широкую возможность внедрения инновационных технологий; возможность быстрого привлечения необходимого числа волонтеров; возможность привлечения дополнительных материально-финансовых ресурсов; высокую самоотдачу и креативность сотрудников; возможность включения в сферу своей социозащитной деятельности более широкого круга несовершеннолетних, не попадающих в поле зрения органов и учреждений системы профилактики; значительную степень доверия со стороны несовершеннолетних и их родителей (иных законных представителей). Все это обусловливает значимость задачи максимального вовлечения общественных объединений в сферу профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения тесного сотрудничества этого базисного института гражданского общества с органами и учреждениями системы профилактики, в том числе с образовательными организациями.
Четко структурированный процесс взаимодействия и сотрудничества образовательной организации с общественными объединениями по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних можно проиллюстрировать на примере муниципального автономного образовательного учреждения "Средняя образовательная школа N 41" г. Тюмени.
Данное взаимодействие реализуется по следующему алгоритму:
- наличие проработанной системы оценки реальных возможностей для достижения планируемых результатов;
- планирование деятельности с учетом реальных ресурсных возможностей общественного объединения;
- определение до начала учебного года заказа в адрес общественного объединения в виде некоторого перечня направлений и форм сотрудничества с ним;
- рассмотрение вопроса о возможности качественного обеспечения предложенных услуг (материально-технические условия, согласование расписания, определение учебных кабинетов и др.);
- разработка и коррекция совместных планов (соглашений);
- организация взаимодействия на уровне педагогов, проведение совместных мероприятий;
- организация информирования о деятельности субъектов партнерства (совместные семинары, "круглые столы", конференции, совещания).
Данная средняя образовательная школа совместно с общественными объединениями (Совет ветеранов микрорайона, Тюменское областное общественное детское движение "ЧИР", областной центр реабилитации инвалидов, Центр защиты материнства "Покров", коворкинг "Моя территория", Центр общественно-политических инициатив "Моя территория Единой России", Тюменское региональное отделение Всероссийского общества глухих, АНО "Тюмень против наркотиков", Тюменский центр казачьей внешкольной работы "Кречет", Центр внешкольной работы "Дзержинец") систематически проводит мероприятия по организации досуга обучающихся, участвует в наставнической деятельности в отношении несовершеннолетних, организует семинары, "круглые столы", конференции, совещания, благотворительные акции и др.
Положительный опыт совместной деятельности с общественными организациями наработан в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении г. Тюмени "Западно-Сибирский государственный колледж". Так, например, члены общественной организации ветеранов войны и труда г. Тюмени принимают участие в проведении разъяснительной работы с обучающимися Государственного автономного профессионального образовательного учреждения "Западно-Сибирский государственный колледж", становятся наставниками у несовершеннолетних "группы особого внимания". Сложилась практика обращения руководства колледжа за помощью в диаспоры народов Северного Кавказа, в общественную организацию "Трезвая Тюмень" при организации индивидуальной профилактической работы, при организации крупных профилактических мероприятий. Ассоциация рестораторов "Тюменское гостеприимство", торговых предприятий Тюменской области, являясь социальными партнерами колледжа, принимают участие в трудоустройстве обучающихся социально необеспеченных категорий. Ассоциация предприятий, организующих летний оздоровительный отдых детей в Тюменской области, оказывает содействие в организации деятельности студенческого отряда "ФРЭШ". Кроме этого, студенты колледжа принимают активное участие в качестве волонтеров при организации спортивно-оздоровительных, культурно-массовых мероприятий общественных организаций инвалидов, общественной организации "Особый ребенок".
Эффективной формой работы с обучающимися, требующими повышенного внимания, является институт наставничества в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 7" г. Абакан Республики Хакасия. Наставничество реализуется членами общественного объединения "Совет отцов", члены которого осуществляют индивидуальное сопровождение каждого подростка указанной категории, в том числе детей, состоящих на различных видах учета. Для этого разработана специальная программа индивидуального сопровождения (наставничества). Она направлена на осуществление постоянного взаимодействия с ребенком, нацелена на оказание ему необходимой поддержки в период социальной адаптации.
Совет отцов оказывает содействие школе в проведении мероприятий индивидуальной профилактической работы. Так, например, члены Совета отцов проводят встречи и индивидуальные беседы с несовершеннолетними, их родителями (иными законными представителями), а также иными членами их семей; вовлекают подростков в спортивные секции, кружки по интересам; проводят встречи с классными руководителями и учителями-предметниками своих подшефных; в летний период помогают школе организовывать временное трудоустройство своих подшефных. Эффективным является сотрудничество в рамках работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с представителями духовенства. Так, на территории г. Ростова осуществляется активное взаимодействие между муниципальным бюджетным образовательным учреждением "Школа N 107" г. Ростова и Свято-Казанским храмом и Приходом храма Покрова Пресвятой Богородицы. Обучающиеся указанной образовательной организации, в том числе состоящие на различных видах учета, принимают участие в благотворительных акциях "Белый цветок", "Пасхальная ярмарка", благотворительных концертах, а также посещают экскурсии в Свято-Казанском храме.
Интерес представляет практика вовлечения несовершеннолетних в работу в общественных организациях, используемая в Государственном бюджетном образовательном учреждении "Красногородская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Псковской области. В данной школе-интернате организуется работа по вовлечению несовершеннолетних в детскую общественную организацию "Бригантина", различного рода мероприятия которой проводятся еженедельно. Совместно с ветеранами совхоза "Вымпел" осенью и весной на территории Красногородской волости проводятся "трудовые десанты", ежеквартально проводятся культурно-массовые мероприятия при поддержке благотворительного фонда "Добрый Псков".
Привлечение несовершеннолетних, обучающихся в вышеназванной образовательной организации, в работу общественных организаций проводятся по следующей схеме:
- обращение социальных педагогов школы-интерната в соответствующую организацию с ходатайством о приеме несовершеннолетнего в состав ее участников;
- назначение наставника несовершеннолетнему из числа членов актива общественной организации;
- стимулирование активного участия несовершеннолетних в работе общественной организации.
Изучение опыта ряда субъектов Российской Федерации в области взаимодействия образовательных организаций с общественными объединениями в работе с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета в органах системы профилактики, показывает, что данное взаимодействие помогает формировать компетенции обучающихся, в том числе способствует адаптации выпускников в обществе, облегчает знакомство с социальными моделями, обеспечивает профориентацию, развивает жизненные навыки, формирует установки ответственного и нравственного поведения, гражданскую позицию, стимулирует социальную активность обучающихся.
Также сотрудничество с общественными объединениями помогает изменить отношение общества к образовательным организациям, повышает информированность по поводу возможностей и результативности их деятельности, повышает имидж образовательных организаций.
Общественные объединения как партнеры образовательных организаций могут обеспечивать их коммуникацию с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в том числе с органами системы профилактики, служить между ними каналом для "обратной связи", предупреждать конфликтные ситуации, содействовать в разрешении конфликтов.
VI. Взаимодействие органов и учреждений системы профилактики с аппаратами уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации в работе с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации принимают участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и(или) законодательством субъектов Российской Федерации.
Основными задачами деятельности уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации являются: обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов ребенка, восстановление нарушенных прав ребенка; содействие реализации прав и законных интересов ребенка; правовое просвещение населения по вопросам реализации прав и законных интересов ребенка; взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления, общественными и иными организациями, органами общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка; пропаганда положений Конвенции о правах ребенка; развитие сотрудничества в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка и иные.
Анализ регионального опыта по вопросам взаимодействия органов и учреждений системы профилактики с аппаратами уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации в работе с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики, показывает, что данное взаимодействие позволяет более глубоко и эффективно заниматься вопросами защиты прав детей, прежде всего - своевременным выявлением фактов нарушения прав детей, оперативным реагированием на данные факты и оказанием адресной и квалифицированной помощи детям.
Положительный опыт взаимодействия сформировался в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 7" г. Абакана Республики Хакасия. В данной образовательной организации правовое просвещение родителей (иных законных представителей) по вопросам реализации прав и законных интересов ребенка, разъяснение, пропаганда прав, свобод и законных интересов ребенка среди детей и их законных представителей осуществляется, в том числе, через участие уполномоченного по правам ребенка в Республике Хакасия в форумах родительской общественности, а также в проведении индивидуальных и коллективных бесед с обучающимися, в том числе с требующими повышенного внимания, по правовому просвещению. При участии Уполномоченного по правам ребенка в Республике Хакасия консультации проводятся также и для родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних. В целях реализации мероприятий, направленных на обеспечение прав детей и разрешение конфликтов, в образовательной организации оформлены наглядные стенды с необходимой, в том числе контактной, информацией об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка при Президенте РФ и уполномоченном по правам ребенка в Республике Хакасия, также данная информация размещена на сайте школы.
Еще одним примером является взаимодействие муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя образовательная школа N 30" г. Иркутска и аппарата уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области. В рамках взаимодействия, которое активно реализуется с 2011 года, при содействии Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области 25 педагогов данной школы, родителей и 25 обучающихся в 2011 - 2012 гг. прошли курсовую подготовку в АНО "Иркутский центр медиации" по организации работы школьной службы медиации. Это был первый опыт создания школьной службы медиации в общеобразовательной школе в Иркутской области.
В Краевом Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении "Губернаторский авиастроительный колледж Комсомольска-на-Амуре" Хабаровского края с участием регионального уполномоченного по правам ребенка был реализован комплекс мер по правовому просвещению несовершеннолетних: круглый стол "Основные законодательные и нормативно-правовые акты по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", информационные часы "Конвенция о правах ребенка", уроки права "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", круглый стол с работниками отдела социальной защиты населения "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Институт уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации является важным звеном в государственной системе обеспечения прав и законных интересов детей. В сложившейся сегодня системе государственных органов, содействующих обеспечению и защите прав и законных интересов несовершеннолетних, он занял свою нишу, не подменяя при этом деятельность других субъектов системы профилактики, но действуя в тесном контакте с ними, в связи с чем образовательным организациям целесообразно использовать данный ресурс и осуществлять его адвокатирование среди участников образовательной деятельности.
------------------------------
1Настоящие методические рекомендации разработаны в рамках исполнения протокола заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 27.09.2016 N 13 и направлены для использования в работе, в частности, председателям КДН субъектов РФ письмом Минобрнауки России от 19.12.2017 N 07-7453.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.