Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к письму Минобрнауки России
от 19 декабря 2017 г. N 07-7453
Рекомендации
по совершенствованию работы с детьми, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на основе имеющихся лучших практик данной работы и анализа информации об образовательных организациях, в которых преимущественно обучаются указанные лица1
I. Общие положения
В целях реализации положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761, Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. N 520-р, во всех субъектах Российской Федерации органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики) принимаются меры, направленные на совершенствование деятельности по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, снижению количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними и в отношении их, совершенствование имеющихся и внедрение новых технологий и методов профилактической работы с детьми, реализации механизмов межведомственного взаимодействия.
Образовательные организации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ) являются частью системы профилактики наряду с органами внутренних дел, органами опеки и попечительства, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав и иными органами.
Основными задачами деятельности образовательных организаций по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 120-ФЗ являются:
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и(или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона N 120-ФЗ определены следующие основные направления работы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в рамках осуществления отдельных функций по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
- оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и(или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;
- выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принятие мер по их воспитанию и получению ими общего образования;
- выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей;
- обеспечение организации в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
- осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
Реализуя указанные функции, образовательные организации достигают в том числе цели правового просвещения и правового информирования, которые в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" являются формами профилактического воздействия.
Образовательные организации (школы, техникумы, колледжи и иные) взаимодействуют с детьми ежедневно, в то время как другие субъекты системы профилактики, как правило, контактируют с ними эпизодически (а порой и однократно). В настоящее время именно в образовательном пространстве формируется и отрабатывается социальный опыт ребенка. Для того чтобы работа с детьми в образовательной организации была эффективной, необходим индивидуальный подход к каждому несовершеннолетнему.
Вместе с тем, в различных субъектах Российской Федерации сложились разные подходы к организации в образовательных организациях работы с детьми, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики, что делает актуальным изучение такого опыта и трансляцию передовых практик в данном направлении.
В соответствии с пунктом 2 раздела 1 протокола заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 27 сентября 2016 г. N 13 Министерством образования и науки Российской Федерации был проведен анализ региональных практик организации работы образовательных организаций с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики, который позволил выделить наиболее эффективные формы данной работы.
При проведении соответствующего мониторинга учитывался опыт различных субъектов Российской Федерации из всех федеральных округов: Северо-Кавказского (Кабардино-Балкарская Республика, Ставропольский край), Северо-Западный (Республика Коми, Псковская область), Южного (Республика Крым, Краснодарский край, Ростовская область), Приволжского (Республика Татарстан, Пермский край, Пензенская область), Сибирского (Республика Хакасия, Красноярский край, Иркутская, Новосибирская области), Дальневосточного (Республика Саха [Якутия], Хабаровский край), Центрального (Белгородская, Тульская области), Уральского (Свердловская, Тюменская области).
II. Локальные нормативные акты образовательных организаций, регулирующие вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Согласно информации, представленной представителями органов, входящих в составы региональных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, важным для организации профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики, является разработка и принятие локальных нормативных актов.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов.
Часть 1 статьи 30 Федерального закона N 273-ФЗ закрепляет, что образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.
Требования, устанавливаемые локальными нормативными актами, являются обязательными для выполнения обучающимися образовательной организации в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона N 273-ФЗ.
За неисполнение или нарушение локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с частью 4 статьи 43 Федерального закона N 273-ФЗ к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Положения локальных нормативных актов носят обязательный характер не только для обучающихся, но и для родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (пункт 2 части 4 статьи 44 Федерального закона N 273-ФЗ), педагогических и иных работников образовательной организации (пункт 2 части 1 статьи 48 и часть 3 статьи 52 Федерального закона N 273-ФЗ).
Необходимо учитывать, что принятие локальных нормативных актов по отдельным вопросам в силу положений Федерального закона N 273-ФЗ является обязательным. К таким вопросам, например, относятся следующие:
- определение порядка обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения, в пределах осваиваемой образовательной программы (пункт 3 части 3 статьи 34 Федерального закона N 273-ФЗ);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункт 3 части 1 статьи 34"
- определение порядка пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации (пункт 21 части 3 статьи 34 Федерального закона N 273-ФЗ);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункт 21 части 1 статьи 34"
- определение порядка создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения (часть 6 статьи 45 Федерального закона N 273-ФЗ);
- определение порядка и условий восстановления в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающегося, отчисленного по инициативе этой организации (часть 2 статьи 62 Федерального закона N 273-ФЗ).
Также организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе принимать локальные нормативные акты, устанавливающие требования к одежде обучающихся, в том числе, требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения (часть 1 статьи 38 Федерального закона N 273-ФЗ).
Способствовать совершенствованию работы с детьми, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики, также может принятие локальных нормативных актов, определяющих:
- порядок осуществления учета и профилактической работы с несовершеннолетними, требующими индивидуального педагогического подхода и(или) находящимися в социально опасном положении;
- порядок создания и правовой статус структурных подразделений, оказывающих психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в образовательной организации;
- порядок создания и правовой статус службы медиации (примирения) образовательной организации;
- порядок создания и правовой статус советов обучающихся, советов родителей (или иных органов) образовательной организации;
- порядок взаимодействия образовательной организации с органами и иными учреждениями системы профилактики по вопросам, связанным с обеспечением прав и законных интересов несовершеннолетних обучающихся.
III. Эффективные формы работы образовательных организаций с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики
Анализ регионального опыта позволил рекомендовать к применению следующие эффективные формы работы с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики.
Организация работы по качественному доступному обучению и обеспечению внеурочной занятости несовершеннолетних обучающихся.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО) и Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее - ФГОС СОО) в образовательных программах каждой образовательной организации должна быть реализована программа воспитания и социализации обучающихся. Содержание указанной программы отражено в примерной основной образовательной программе (http://fgosreestr.ru).
В качестве форм работы по данному направлению могут использоваться групповые занятия, направленные на социальную адаптацию несовершеннолетних, их интеграцию в общество, а также на формирование толерантного поведения.
Например, в муниципальном бюджетном образовательном учреждении Новосибирского района Новосибирской области "Барышевская средняя школа N 9" с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета, проводятся групповые занятия с использованием медиативных техник, таких как "круги примирения" (форма работы, в рамках которой подросток высказывает свое мнение и цивилизованно отстаивает его в групповом споре). Эффективность "кругов примирения" заключается в организации активной работы в группе, проведении "мозгового штурма" по выработке решения, удовлетворяющего всех участников дискуссии. Также в данной образовательной организации успешно используются игровые тренинги как форма работы в классах, где основная проблема - агрессивное поведение по отношению друг к другу, как прием самоутверждения (характерно для несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом).
В г. Алапаевске Свердловской области в муниципальном автономном образовательном учреждении "Средняя образовательная школа N 4" используется такая форма внеурочной занятости, как работа дискуссионного клуба. В школе длительное время функционирует дискуссионный клуб "Подросток", деятельность которого направлена на формирование активной жизненной позиции обучающихся. Кроме постоянных членов клуба на заседания приглашаются подростки и педагоги других школ, представители общественности города. На обсуждение в дискуссионном клубе выносятся самые злободневные вопросы, например, такие темы: "Осторожно, злые дети! Жестокость подростков", "Курительные смеси. Это опасно!", "Решение конфликтных ситуаций в школе", "Жестокое обращение в семье", "Энергетические напитки - польза или вред?", "Компьютерная зависимость", "Пивная зависимость" и другие.
Организация работы по формированию правовой компетентности несовершеннолетних обучающихся.
В рамках реализации этого направления деятельности наряду с изучением предметных областей "история", "обществознание", "основы безопасности жизнедеятельности" могут использоваться такие формы, как разработка и реализация долгосрочных внутришкольных программ, формирование специализированных органов самоуправления обучающихся, чтение элективных курсов.
Например, в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 7" г. Абакана Республики Хакасия успешно реализуется программа "Школа - правовое пространство", позволяющая приобрести подросткам необходимый для последующей социальной адаптации опыт улаживания конфликтов с помощью правовых механизмов.
В муниципальном бюджетном образовательном учреждении Новосибирского района Новосибирской области "Барышевская средняя школа N 9" разработаны и проводятся элективные курсы "Имею право", "Подросток и закон".
В Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении "Краевой многопрофильный техникум" г. Перми процесс правового просвещения организуется в ходе заседаний органа студенческого самоуправления "Правовой сектор", которые проходят в формате обсуждений актуальных социальных проблем молодежи, совместном поиске их решений. При поддержке администрации данной организации студенты организуют диспуты и конкурсы социально-правовой направленности для обучающихся техникума.
Вовлечение несовершеннолетних обучающихся в социально значимую, в том числе волонтерскую деятельность.
В качестве форм работы по данному направлению могут использоваться:
- формирование в образовательной организации волонтерских отрядов или движений либо привлечение обучающихся к участию в акциях, организуемых волонтерскими отрядами или движениями;
- организация образовательной организацией социально значимых мероприятий либо привлечение обучающихся к участию в социально значимых мероприятиях (субботниках, концертах и др.).
Примером эффективной работы по данному направлению является деятельность волонтерского отряда "Помогать легко", который создан в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Тюменской области "Западно-Сибирский государственный колледж". Одним из направлений деятельности данного отряда является сопровождение обучающихся "группы риска" (применение модели "равный - равному"). В волонтерское движение вовлечены обучающиеся старшего возраста, молодые преподаватели и сотрудники колледжа, являющиеся лидерами, пользующиеся уважением во взрослом и студенческом коллективах. Суть деятельности волонтерского отряда - вовлечение обучающихся "группы риска" в социально значимую добровольческую деятельность. Одновременно с добровольческой деятельностью лидеры-волонтеры проводят с обучающимися "группы риска" дискуссии, дебаты, тренинги.
Привлечение несовершеннолетних обучающихся к работе молодежных объединений.
Такой вид деятельности позволяет подростку позитивно реализовать свой потенциал, предоставляет возможность проявить себя в социальной практике и получить заслуженное признание.
Например, в 2016 году в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении "Краевой многопрофильный техникум" г. Перми появилось молодежное объединение "КВЕСТ", его девиз: "Ключ к успеху - в единстве". Одним из основных направлений деятельности объединения стала социальная поддержка несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе совершивших правонарушения. Участники молодежного объединения "КВЕСТ" являются организаторами различных благотворительных акций, например: "Территория семьи", "Добрая сладость - детям радость", предновогодней акции "Стать волшебником легко!", акции по сбору вещей "Вторая жизнь".
В Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении "Бугульминский профессионально-педагогический колледж" Республики Татарстан с целью поддержания порядка в колледже и на его территории, соблюдения правил внутреннего распорядка создана и активно действует общественная молодежная организация "Отряд студенческой службы безопасности "Форпост"", членами которого также являются учащиеся, состоящие на различных видах учета. Помимо выполнения своих основных обязанностей отряд "Форпост" активно участвует в фестивалях художественной самодеятельности. Так, в 2016/2017 учебном году ребята приняли участие в XV Республиканском фестивале художественной самодеятельности школьных, студенческих и рабочих формирований по охране общественного порядка "Форпост".
Привлечение к профилактической работе, проводимой в образовательной организации, родителей обучающихся (иных законных представителей и членов семьи несовершеннолетнего).
Эффективной формой работы с обучающимися "учетных категорий" в муниципальном автономном образовательном учреждении "Средняя образовательная школа N 41" г. Тюмени является организация деятельности родительского клуба "Нежный возраст". Основная задача данного клуба - своевременно предупреждать появление сложных кризисных ситуаций, связанных с воспитанием подрастающего поколения. Представители родительской общественности совместно с педагогами организуют общешкольные и классные мероприятия, проводят заседания "круглых столов" с обучающимися, участвуют в планировании социальных проектов школы (класса).
Организация просветительской работы среди обучающихся и родительской общественности по вопросам информационной безопасности несовершеннолетних.
В муниципальном бюджетном образовательном учреждении "Средняя образовательная школа N 30" г. Иркутска совместно с ОАО "Мегафон" проводятся специальные занятия для учащихся, осваивающих основную образовательную программу основного общего образования. Педагогами школы разработан курс для учащихся 5 - 9-х классов "Азбука информационной безопасности". Систематически на родительских собраниях проводятся мастер-классы для родителей обучающихся, направленные на получение навыков выявления угроз безопасности несовершеннолетних в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Организация деятельности по осуществлению комплекса мер, направленных на социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних обучающихся, совершивших правонарушения,
В качестве примера успешной практики реализации данного направления представляется целесообразным привести опыт деятельности социально-реабилитационно-психологического центра Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Краевой многопрофильный техникум" г. Перми, педагоги которого целенаправленно занимаются вопросами профилактики правонарушений несовершеннолетних, оказанием социально-педагогической поддержки обучающимся, отнесенным к категории "группа риска" и совершившим преступление, во избежание рецидивов, формируя устойчивую мотивацию к социально одобряемой деятельности в учебно-воспитательном пространстве образовательной организации. Участниками всех проводимых мероприятий являются сотрудники отдела по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
Учитывая приведенный региональный опыт в деятельности, проводимой образовательными организациями с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики, представляется целесообразным рекомендовать комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав, органам управления образованием и образовательным организациям использовать различные формы работы по следующим направлениям:
- организация работы по обеспечению внеурочной занятости несовершеннолетних обучающихся, в том числе привлечение их к занятости в организациях дополнительного образования детей, участию в спортивных и культурных мероприятиях;
- разработка и проведение в образовательных организациях элективных курсов, групповых тренингов, диспутов, тематических лекций для детей и родителей, направленных на формирование правомерного и толерантного поведения, здорового образа жизни;
- привлечение родителей (иных законных представителей) обучающихся к решению актуальных проблем образовательного сообщества, в том числе к работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, путем участия в органах самоуправления образовательной организации, участия в социально значимых мероприятиях, проводимых образовательной организацией;
- содействие развитию молодежных общественных объединений (волонтерских отрядов и движений, органов самоуправления обучающихся, молодежных и детских общественных объединений различной направленности);
- разработка и реализация программ, способствующих социально-педагогической реабилитации обучающихся, совершивших правонарушения;
- разработка методических рекомендаций, направленных на разъяснение особенностей и порядка работы с несовершеннолетними обучающимися, совершившими правонарушения;
- организация работы по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся путем проведения разъяснительных мероприятий, ориентированных как на детей и их родителей (иных законных представителей), так и на педагогический коллектив образовательной организации.
IV. Взаимодействие образовательных организаций с органами и иными учреждениями системы профилактики, в том числе комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, при организации проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними
В субъектах Российской Федерации сложилась практика осуществления межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики в работе с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета.
Взаимоотношения образовательных организаций с органами и иными учреждениями системы профилактики строятся на основе соглашений и совместных планов профилактической работы, в рамках которых проводятся совместные мероприятия, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности и правонарушениям несовершеннолетних. К их числу можно отнести, например, совместное обследование жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего, проведение индивидуальных профилактических бесед с несовершеннолетними, их родителями (иными законными представителями), комплексное консультирование несовершеннолетнего и его родителей (иных законных представителей) по вопросам, связанным с обучением, охраной здоровья, защитой прав и законных интересов несовершеннолетнего (Кабардино-Балкарская Республика, Республики Коми, Крым Татарстан, Хакасия, Саха [Якутия], Краснодарский, Красноярский, Пермский, Хабаровский края, Белгородская, Иркутская, Новосибирская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Свердловская, Тульская, Тюменская области).
Например, в соответствии со статьей 9 закона Иркутской области от 5 марта 2017 г. N 7-03 "Об отдельных мерах по защите детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие в Иркутской области" в муниципальном бюджетном образовательном учреждении "Средняя образовательная школа N 30 г. Иркутска" осуществляется своевременное информирование муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о детях, имеющих пропуски занятий без уважительной причины. В соответствии с требованиями указанного областного закона данный порядок предусмотрен уставом названной образовательной организации. Информированию муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав предшествует ежедневный мониторинг пропусков уроков, еженедельный отчет классных руководителей.
Особое внимание в школе уделяется межведомственному, в том числе информационному, взаимодействию с органами и учреждениями системы профилактики в вопросах предупреждения и пресечения преступлений и правонарушений несовершеннолетних, а также в вопросах защиты их прав и законных интересов. Так, например, при появлении у педагогических работников информации о совершенных несовершеннолетними правонарушениях (возможности совершения ими правонарушения), а также нарушении прав детей, они незамедлительно ставят об этом в известность администрацию школы. С учащимися и родителями (иными законными представителями), педагогическими работниками проводятся профилактические беседы (возможно, с привлечением сотрудников полиции, медицинских организаций, членов муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав либо специалистов, обеспечивающих их деятельность). Если в полученной информации содержатся сведения, указывающие на признаки совершенного или готовящегося уголовного преступления, представителями администрации образовательной организации незамедлительно ставятся в известность соответствующие органы системы профилактики: отдел по делам несовершеннолетних ОП-4 МУ МВД России "Иркутское", комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Ленинского округа г. Иркутска, прокуратура Ленинского района г. Иркутска, департамент образования г. Иркутска.
В данной школе с целью профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних разработан и реализуется план совместной работы с отделом по делам несовершеннолетних ОП-4 МУ МВД России "Иркутское", в соответствии с которым еженедельно на базе образовательной организации проводится "День инспектора". В рамках данного мероприятия в школу приходят инспекторы по делам несовершеннолетних и Государственной инспекции безопасности дорожного движения органов внутренних дел, ученики профильного МВД-класса, представители казачества, которые проводят с обучающимися и их родителями (иными законными представителями) профилактические беседы, тематические лекции, спортивные состязания, демонстрируют фильмы, мультфильмы, видеоролики социальной направленности.
В работе по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения среди обучающихся школа активно взаимодействует с областным государственным автономным учреждением здравоохранения "Иркутская городская клиническая больница N 8", сотрудники которого активно участвуют в консультациях несовершеннолетних и их родителей (иных законных представителей), работе созданных в образовательной организации совета профилактики, "наркопоста".
Еще одним примером эффективного межведомственного взаимодействия образовательной организации с органами и иными учреждениями системы профилактики, в том числе комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, при организации проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними является работа муниципального казенного образовательного учреждения "Средняя образовательная школа N 7" города-курорта Кисловодска Ставропольского края.
С целью профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и обеспечения конституционного права несовершеннолетних на образование в школе ежемесячно формируются списки детей, пропускающих учебные занятия по неуважительным причинам. Ситуация по пропускам занятий отслеживается по каждому ребенку, своевременно принимаются меры по устранению причин и условий, способствующих этому. Соответствующая информация систематически направляется в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, муниципальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, по детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, - в орган опеки и попечительства.
Также школа активно взаимодействует с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав города-курорта Кисловодска по вопросам реализации утвержденного ей межведомственного плана по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. По результатам проведения в установленный срок мероприятий указанного плана администрацией школы осуществляется оценка их эффективности, которая направляется в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав города-курорта Кисловодска с целью внесения, в случае необходимости, в план соответствующих корректировок.
Еще одним направлением взаимодействия школы с органами и учреждениями системы профилактики являются формирование и дальнейшая реализация (в рамках установленной компетенции) планов (программ) индивидуальной профилактической работы с категориями несовершеннолетних обучающихся, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона N 120-ФЗ. О реализации мероприятий, указанных планов (программ) и их эффективности информация также направляется администрацией школы в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав города-курорта Кисловодска в установленные в них сроки.
Во всех регионах, чей опыт был изучен в ходе проведения анализа, в качестве основных задач межведомственного взаимодействия образовательными организациями были определены следующие:
- раннее выявление потребности ребенка в оказании помощи, в том числе социально-педагогической, путем постоянного системного наблюдения за его поведением и его изменениями в процессе обучения;
- своевременное информирование уполномоченных органов системы профилактики о случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 9 Федерального закона N 120-ФЗ;
- разработка в пределах своих полномочий и согласование с органами и иными учреждениями системы профилактики мероприятий индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним обучающимся, его родителями (иными законными представителями);
- своевременная реализация мероприятий индивидуальной профилактической работы и оценка их результатов;
- своевременное информирование комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о результатах реализации мероприятий индивидуальной профилактической работы и необходимости их корректировки или отсутствии таковой.
V. Взаимодействие образовательных организаций с общественными объединениями в работе с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета в органах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Участие общественных объединений в работе с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета, и профилактике их безнадзорности и правонарушений является одним из механизмов повышения эффективности и качества решения этой важной социальной задачи. Общественные организации имеют: большую гибкость в использовании различных подходов к решению имеющихся проблем несовершеннолетних и широкую возможность внедрения инновационных технологий; возможность быстрого привлечения необходимого числа волонтеров; возможность привлечения дополнительных материально-финансовых ресурсов; высокую самоотдачу и креативность сотрудников; возможность включения в сферу своей социозащитной деятельности более широкого круга несовершеннолетних, не попадающих в поле зрения органов и учреждений системы профилактики; зна
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.