Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 1 февраля 2018 г. N 03-05-05-01/5778
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу применения пункта 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации в части наличия оснований для признания взаимозависимыми лицами муниципального унитарного предприятия и местной администрации, осуществляющей от имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия, и сообщает.
Согласно пункту 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), освобождаются от налогообложения организации - в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц; передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 Кодекса взаимозависимыми.
Исходя из положений пункта 1 статьи 37 и пункта 2 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация имеет статус юридического лица с организационно-правовой формой муниципального казенного учреждения.
В силу статей 113 и 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 8 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" учредителем и собственником имущества как муниципального унитарного предприятия, так и муниципального казенного учреждения является муниципальное образование.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 105.1 Кодекса с учетом положений пункта 1 указанной статьи в целях Кодекса признаются взаимозависимыми организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов.
В то же время пунктом 5 статьи 105.1 Кодекса предусмотрено, что прямое и (или) косвенное участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми, что не исключает признания указанных в названном пункте организаций взаимозависимыми по иным основаниям, предусмотренным статьей 105.1 Кодекса.
Для целей пункта 5 статьи 105.1 Кодекса к иным основаниям признания российских организаций взаимозависимыми лицами относится, в том числе наличие у организации полномочий по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа другой организации (подпункт 4 пункта 2 указанной статьи).
Вышеуказанные полномочия в отношении руководства муниципального унитарного предприятия могут осуществляться местной администрацией в соответствии с актами, определяющими статус данного органа.
Вместе с тем назначение местной администрацией руководителя муниципального унитарного предприятия осуществляется от имени муниципального образования в рамках реализации прав собственника имущества соответствующего унитарного предприятия и, таким образом, может рассматриваться как форма муниципального контроля за деятельностью унитарного предприятия.
Учитывая изложенное, полагаем, что назначение местной администрацией руководителя муниципального унитарного предприятия возможно приравнять к прямому участию муниципального образования в казенном предприятии и, соответственно, не рассматривать в качестве иного основания признания российских организаций взаимозависимыми лицами для целей пункта 5 статьи 105.1 Кодекса.
С учетом изложенного муниципальное унитарное предприятие и местная администрация, осуществляющая от имени муниципального образования права собственника имущества соответствующего унитарного предприятия, не признаются взаимозависимыми лицами для целей Кодекса.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.