Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 2 февраля 2018 г. N 03-04-06/6205
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросам о начислении страховых взносов на суммы затрат организации на медицинское обследование (осмотры) и лечение работников-спортсменов и волонтеров в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
О начислении страховых взносов на суммы затрат организации на медицинское обслуживание работников-спортсменов.
Статьей 348.3 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности, но не реже одного раза в год) медицинских осмотров спортсменов, внеочередных медицинских осмотров спортсменов по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения этих медицинских осмотров. Спортсмены обязаны проходить указанные медицинские осмотры, следовать медицинским рекомендациям.
Согласно пункту 3 статьи 39 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 329-ФЗ) организаторы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий обязаны осуществлять медицинское обеспечение их участников.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Кодекса база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами в соответствии со статьей 422 Кодекса, перечень которых является исчерпывающим.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховым взносами для организаций суммы платежей (взносов) плательщика по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в случае, если организация заключает договоры с медицинскими учреждениями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, сроком не менее одного года на оказание медицинских услуг работникам-спортсменам, то суммы платежей по данным договорам, не подлежат обложению страховыми взносами.
В случае, если организация компенсирует работникам-спортсменам их расходы по медицинскому обследованию (лечению) в медицинских учреждениях, то учитывая, что такие выплаты не поименованы в перечне сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, в статье 422 Кодекса, данные суммы компенсации облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Стоимость медицинских препаратов, расходных материалов, приобретаемых организацией для оказания медицинской помощи работникам-спортсменам врачом команды, не является объектом обложения страховыми взносами на основании положений подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса.
О начислении страховых взносов на суммы платежей по договорам на оказание медицинских услуг волонтерам.
Статьей 2 Федерального закона N 329-ФЗ определено, что волонтерами признаются граждане Российской Федерации и иностранные граждане, участвующие на основании гражданско-правовых договоров в организации и (или) проведении физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий без предоставления указанным гражданам денежного вознаграждения за осуществляемую ими деятельность.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) содействие деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта) подпадает под благотворительную деятельность.
Исходя из положений статьи 7.1 Федерального закона N 135-ФЗ, предметом гражданско-правового договора, заключаемого между юридическим лицом и добровольцем, является безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг. При этом указанный договор может предусматривать возмещение связанных с их исполнением расходов добровольцев на наем жилого помещения, проезд до места назначения и обратно, питание и др.
Положениями пункта 6 статьи 420 Кодекса предусмотрено, что выплаты добровольцам в рамках исполнения заключаемых в соответствии со статьей 7.1 Федерального закона N 135-ФЗ гражданско-правовых договоров на возмещение расходов добровольцев не признаются объектом обложения страховыми взносами, за исключением расходов на питание в размере, превышающем размеры суточных, предусмотренные пунктом 3 статьи 217 Кодекса.
Таким образом, суммы платежей организации по договорам на оказание медицинских услуг медицинскими организациями добровольцам (волонтерам), не являются объектом обложения страховыми взносами.
По вопросу обложения налогом на доходы физических лиц сумм оплаты организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, медицинского обследования (осмотров) и лечения работников-спортсменов и волонтеров ответ будет дан дополнительно.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.