Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 5 февраля 2018 г. N 03-08-05/6385
Департамент налоговой и таможенной политики в связи с письмом по вопросу применения положений Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики от 09.04.1996 (далее - Конвенция) сообщает следующее.
Как следует из письма, российская организация выплачивает иностранному юридическому лицу - резиденту Итальянской Республики, не имеющему постоянного представительства в Российской Федерации, доходы в виде процентов за пользование заемными денежными средствами, а также арендную плату за пользование движимым имуществом.
Статьей 7 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 11 Конвенции проценты могут облагаться налогом в том Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель является лицом, владеющим правом собственности на проценты, взимаемый таким образом налог не должен превышать 10 процентов от общей суммы процентов.
В соответствии с положениями подпункта 3 пункта 1 статьи 309 Кодекса доход в виде процентного дохода от долговых обязательств любого вида, полученный иностранной организацией, и который не связан с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относится к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежит обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
Таким образом, процентный доход, выплачиваемый российской организацией юридическому лицу - резиденту Италии, подлежит налогообложению налогом на прибыль в Российской Федерации по ставке, определяемой с учетом норм пункта 2 статьи 11 Конвенции, в размере 10 процентов от общей суммы процентов.
B соответствии с пунктом 3 статьи 310 Кодекса в случае выплаты налоговым агентом иностранной организации доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) облагаются налогом в Российской Федерации по пониженным ставкам, исчисление и удержание суммы налога с доходов производятся налоговым агентом по соответствующим пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 Кодекса.
В отношении налогообложения доходов иностранной организации от сдачи в аренду движимого имущества следует отметить, что из письма не ясно, какое именно движимое имущество предоставляет в аренду иностранная организация.
Вместе с тем сообщаем следующее.
Налогообложение доходов от сдачи в аренду движимого имущества регулируется положениями статьи 7 Конвенции.
В соответствии с данной статьей если юридическое лицо - резидент Италии не осуществляет предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через находящееся там постоянное представительство, то прибыль этого юридического лица облагается налогом только в Италии.
Обращаем внимание, что в пункте 2 статьи 12 Конвенции дано определение термина "роялти", к которому, в том числе, относятся платежи любого вида, получаемые за пользование или право пользования промышленным, коммерческим или научным оборудованием.
Согласно пункту 1 статьи 12 Конвенции роялти, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, облагаются налогом только в этом другом Государстве, если такой резидент является лицом, владеющим правом собственности на роялти.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 310 Кодекса налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, не удерживается российской организацией в случаях выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение соответствующего дохода, налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 Кодекса.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.