В соответствии с пунктом 10 Комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. N 349-р, Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России (далее - Департамент) при участии Минтруда России, союза "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" подготовлены методические рекомендации по совершенствованию среднего профессионального образования с использованием результатов проведения чемпионатов профессионального мастерства, всероссийских олимпиад и конкурсов профессионального мастерства по перспективным и востребованным профессиям и специальностям (далее - Методические рекомендации).
Методические рекомендации ориентированы на оказание методической помощи руководителям и педагогическим работникам профессиональных образовательных организаций, методистам и разработчикам образовательных программ, организаторам чемпионатов профессионального мастерства, всероссийских олимпиад и конкурсов по перспективным и востребованным профессиям и специальностям, разработчикам контрольно-измерительных материалов для проведения промежуточной и государственной итоговой аттестации.
Заместитель директора Департамента |
А. Левченко |
Методические рекомендации
по совершенствованию среднего профессионального образования по результатам проведения чемпионатов профессионального мастерства, всероссийских олимпиад и конкурсов по перспективным и востребованным профессиям и специальностям
I. Общие положения
Настоящие методические рекомендации разработаны в целях совершенствования среднего профессионального образования на основе использования результатов проведения чемпионатов профессионального мастерства, всероссийских олимпиад и конкурсов профессионального мастерства по перспективным и востребованным профессиям И специальностям, в том числе национального чемпионата "Ворлдскиллс Россия", всероссийского конкурса профессионального мастерства "Лучший по профессии".
Олимпиады и конкурсы профессионального мастерства являются важным элементом внешней оценки и признания работодателями уровня и качества подготовки кадров по программам среднего профессионального образования, площадками самореализации и профессиональной самоидентификации студентов, выявления лучших практик взаимодействия с профессиональным сообществом для трансляции в образовательный процесс с целью совершенствования системы подготовки профессиональных кадров.
Современные механизмы внешней оценки профессиональных компетенций дают возможность определить направления совершенствования деятельности; организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, на предмет соответствия требованиям работодателей и мировым образцам подготовки профессиональных кадров.
Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Лучший по профессии" решает задачи повышения престижа высококвалифицированного труда работников массовых профессий и специальностей, пропаганды их достижений и передового опыта, содействия в привлечении молодежи для обучения и трудоустройства на рабочие профессии.
Профессии и специальности, выносимые на чемпионаты, конкурсы и олимпиады профессионального мастерства, определяются исходя из приоритетных задач развития экономики, профессиональной ориентации молодежи, популяризации рабочих профессий и специальностей.
Задания олимпиад и конкурсов профессионального мастерства формируются на основе ключевых принципов оценивания:
- валидности - объекты оценки должны соответствовать поставленным целям обучения;
- надежности - использование единообразных критериев для оценивания результатов участников; четко сформулированные критерии оценки;
- объективности - разные участники должны иметь равные возможности добиться успеха; должны использоваться максимально объективные процедуры и методы оценки;
- профессионализма в оценивании - членами жюри должны являться высококвалифицированные специалисты, эксперты в данной области.
Анализ отечественного и международного опыта проведения олимпиад и конкурсов профессионального мастерства позволил выявить ряд эффективных практик, применение которых способствует совершенствованию среднего профессионального образования:
- по реализации новых подходов к проектированию структуры, процедур и критериев оценки выполнения конкурсных заданий участниками;
- организации рабочих мест в соответствии с международными стандартами и современными технологиями;
- учету результатов проведения чемпионатов профессионального мастерства, всероссийских олимпиад и конкурсов по перспективным и востребованным профессиям и специальностям при разработке основных образовательных программ профессионального обучения, основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ (далее - образовательные программы или программы);
- разработке контрольно-измерительных материалов для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по программам среднего профессионального образования, профессионального обучения на основе чемпионатных и конкурсных заданий. Методические рекомендации направлены на оказание методической помощи руководителям и педагогическим работникам профессиональных образовательных организаций, методистам и разработчикам образовательных программ, организаторам чемпионатов профессионального мастерства, всероссийских олимпиад и конкурсов по перспективным и востребованным профессиям и специальностям, разработчикам контрольно- измерительных материалов для проведения промежуточной и государственной итоговой аттестации.
II. Нормативно-методические документы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 292 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения".
3. Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования".
4. Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам".
5. Приказ Минобрнауки России от 2 июля 2013 г. N 513 "Об утверждении перечня профессий рабочих и должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение".
6. Приказ Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. N 1199 "Об утверждении перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования".
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 968 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по 1. образовательным программам среднего профессионального образования".
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 ноября 2017 г. N 1138 "О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 968".
9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по соответствующей профессии/специальности;
10. Положение о стандартах "Ворлдскиллс", утвержденное Правлением союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" от 9 марта 2017 г., протокол N 1, с изменениями от 27 октября 2017 г., протокол N 12.
11. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (утв. Минобрнауки России 22 января 2015 г. N ДЛ-1/05вн).
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. N 1011 "О Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Лучший по профессии"".
13. Методические рекомендации по проведению оценочных процедур в образовательных организациях среднего профессионального образования и определению результатов освоения профессиональных и универсальных (общих) компетенций.
14. Рекомендации по организации и проведению Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Лучший по профессии" утвержденные решением организационного комитета по проведению Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Лучший по профессии" (протокол N 1 от 23 апреля 2013 г.).
III. Подходы к проектированию структуры, процедур и критериев оценки выполнения конкурсных заданий
Олимпиады и конкурсы профессионального мастерства являются источниками выявления позитивных практик по проектированию структуры, процедур и критериев оценки конкурсных заданий, которые в дальнейшем могут быть использованы при разработке и актуализации образовательных программ, программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, контрольно-измерительных материалов для промежуточной и итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного профессионального образования.
3.1. Всероссийские олимпиады профессионального мастерства по профильным направлениям
В рамках проведения всероссийских олимпиад профессионального мастерства в целях обеспечения унификации оценки, сопоставимости ее результатов в межотраслевом и ретроспективном аспектах, целенаправленно проводится работа по созданию банков заданий, основанных на единых требованиях, прошедших экспертную оценку, постоянно обновляемых и дополняемых. Разработаны не только унифицированные типовые шаблоны заданий, но и единые методики их экспертизы и согласования.
Всероссийская олимпиада по профильному направлению представляет собой соревнование, предусматривающее выполнение практико-ориентированных конкурсных заданий, при разработке которых реализуются следующие подходы:
1. Конкурсные задания Всероссийской олимпиады направлены на выявление теоретической и профессиональной подготовки участников (далее - участники), владения профессиональной лексикой, в том числе на иностранном языке, умения применять современные технологии, в том числе информационно-коммуникационные, а также на мотивацию участников к применению творческого подхода к профессиональной деятельности и высокой культуры труда.
Каждый этап Всероссийской олимпиады по профильному направлению включает в себя выполнение комплексного задания, нацеленного на демонстрацию знаний, умений, опыта в соответствии с видами профессиональной деятельности по данному направлению.
Содержание и уровень сложности комплексного задания формируется в соответствии с ФГОС СПО с учетом основных положений профессиональных стандартов и требований работодателей.
2. При разработке фондов оценочных средств, используемых для проведения Олимпиады по укрупненным группам специальностей (далее - ФОС), учитываются следующие требования:
- ФОС разрабатываются и утверждаются соответствующим ФУМО на основе утвержденного шаблона;
- ФОС включают: спецификацию оценочных средств, паспорта заданий, конкурсные задания, формы ведомостей учета результатов выполнения участниками как отдельных заданий, так и профессионального комплексного задания в целом;
- комплексные задания носят компетентностно-ориентированный, практический характер и составлены с учетом имеющихся в структуре соответствующих ФГОС СПО умений и знаний, практического опыты, общих и профессиональных компетенций;
- особое внимание уделено корректности формулировки критериев оценки выполнения заданий.
Алгоритм разработки и утверждения конкурсных заданий, шаблоны ФОС, образцы заданий рекомендуются к использованию при разработке программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, контрольно-измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации и промежуточной аттестации по профессиям и специальностям из перечня наиболее перспективных и востребованных профессий и специальностей, требующих среднего профессионального образования. Материалы доступны на сайте Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся по специальностям СПО www.olimpiada-profmast.ru в разделе "Об олимпиаде".
3.2. Национальные чемпионаты профессионального мастерства по стандартам "Ворлдскиллс Россия"
Чемпионат профессионального мастерства по стандартам "Ворлдскиллс Россия" проводится союзом "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)"" (далее - союз "Ворлдскиллс Россия") в соответствии с Положением о стандартах "Ворлдскиллс", а также обязательными нормативными документами международной организации WorldSkills International на основе следующих подходов:
- учет лучших мировых практик, включая нормативные документы и практики международной организации WorldSkills International;
- ориентированность на внедрение передовых технологий, . достижение и поддержание технологического лидерства Российской Федерации в высокотехнологичных (инновационных) секторах экономики;
- стремление к повышению уровня организации охраны труда и техники безопасности;
- научная организация и оптимизация труда. Согласно Положению о стандартах "Ворлдскиллс" задания формируются по определенным союзом компетенциям. Стандарт компетенции содержит: техническое описание компетенции, конкурсное задание компетенции, инфраструктурный лист компетенции, план застройки площадки, критерии оценки конкурсного задания.
Техническое описание компетенции включает сведения о необходимых знаниях и умениях, а также о видах работ, которые выполняет участник.
Конкурсное задание представляет собой описание содержания работ, выполняемых в конкретной области профессиональной деятельности на определенном оборудовании с предъявлением требований к выполнению норм времени и качеству работ и содержит: описание всех этапов задания, включая планы, эскизы, чертежи; время выполнения каждого этапа задания; описание работ на каждом этапе выполнения задания.
Инфраструктурный лист компетенции включает сведения о материалах, оборудовании и инструментах, применяемых при выполнении работ: перечень инструмента, оборудования и мебели, необходимых для оснащения мест работы и отдыха участников и экспертов, с указанием технических характеристик (ссылка на тип оборудования), их количества.
План застройки площадки оформлен в виде чертежа и содержит информацию о размерах конкурсной площадки и соревновательных зон; расположении оборудования; подводе коммуникаций; размещении мест работы и отдыха конкурсантов, совещательной зоны, рабочих мест экспертов.
Критерии оценки конкурсного задания компетенции оформлены в соответствии с шаблонам информационной системы соревнований CIS, соответствуют требованиям технического описания компетенции.
Стандарты компетенций и задания размещаются на сайте союза "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)"" http://worldskills.ru/ и рекомендуются к использованию при разработке контрольно-измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации и промежуточной аттестации по профессиям и специальностям из перечня наиболее перспективных и востребованных профессий и специальностей, требующих среднего профессионального образования.
3.3. Конкурс "Лучший по профессии"
Конкурс проводится Минтрудом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей.
Участниками конкурса являются работники, стаж работы которых по профессии составляет не менее трех лет, выдвигаемые организациями, зарегистрированными в Российской Федерации, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности, а также их филиалами по согласованию с создавшими их юридическими лицами.
Целью конкурса является повышение престижа высококвалифицированного труда работников массовых профессий, пропаганда их достижений и передового опыта, содействие в привлечении молодежи для обучения и трудоустройства на рабочие профессии.
Конкурсные задания для участников конкурса на региональном и федеральном уровнях разрабатываются и утверждаются организационным комитетом с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и доводятся Минтрудом России с критериями определения победителей и призеров конкурса до субъектов Российской Федерации.
Уровень сложности практических работ и теоретических знаний должен соответствовать не менее чем четвертому разряду работ или другому показателю уровня сложности работ и квалификации рабочих по профессиям, предусмотренным номинациями конкурса.
IV. Применение результатов проведения чемпионатов профессионального мастерства, всероссийских олимпиад и конкурсов по перспективным и востребованным профессиям и специальностям при разработке основных профессиональных образовательных программ, процедур и средств оценки результатов освоения
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
При разработке средств оценки результатов обучения по программе, необходимо учитывать результаты олимпиад и конкурсов профессионального мастерства, содержание которых непосредственно связано с будущей профессиональной деятельностью студентов, а также использовать эффективные методики и технологии оценки общих и профессиональных компетенций, применяемые на олимпиадах и конкурсах.
Оценка сформированности общих и профессиональных компетенций осуществляется в рамках промежуточной аттестации (статья 28 Закона об образовании) на экзаменах по каждому из осваиваемых профессиональных модулей и (или) государственной итоговой аттестации (статья 59 Закона об образовании) при защите выпускной квалификационной работы, при проведении демонстрационного экзамена.
Проведение демонстрационного экзамена в рамках государственной итоговой аттестации нормативно закреплено в 42 федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования по наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям и разработанных с учетом международных требований примерных основных образовательных программах (далее - ПООП), размещенных в Федеральном реестре примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования (http://reestrspo.ru).
С 1 сентября 2017 года приступили к обучению более 86 тысяч студентов по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в 1 485 колледжах Российской Федерации в соответствии с новыми ФГОС СПО.
Государственную итоговую аттестацию в виде демонстрационного экзамена в июне 2018 года пройдут 1,4 тысячи человек по 9 профессиям в 48 колледжах из 25 субъектов Российской Федерации (приняты на базе среднего общего образования со сроком обучения 10 месяцев), в 2019 году - более 6 тысяч выпускников, в 2020 году - более 40 тысяч выпускников.
В этом контексте актуальными являются подходы к оцениванию результатов олимпиад и конкурсов профессионального мастерства, задания, составленные с учетом международных требований, критерии оценки, разработанные совместно с работодателями, требования к оснащению рабочего места для оценки профессиональных компетенций, учитывающие международные стандарты, применяемые в практике проведения олимпиад и конкурсов профессионального мастерства и транслируемые при разработке и применении контрольно- измерительных материалов промежуточной и государственной итоговой аттестации.
Согласно статье 12 Закона об образовании организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, самостоятельно разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
Согласно приказу Минобрнауки России N 1138 задания демонстрационного экзамена разрабатываются на основе профессиональных стандартов (при наличии) и с учетом оценочных материалов (при наличии), разработанных союзом "Ворлдскиллс Россия", в состав государственной экзаменационной комиссии включаются эксперты союза "Ворлдскиллс Россия".
ФУМО СПО с привлечением экспертов союза "Ворлдскиллс Россия" и работодателей разработаны примерные задания (контрольно-измерительные материалы) для демонстрационного экзамена по 9 профессиям, которые размещены в открытом доступе на официальном портале ФУМО в системе СПО www.fumo-spo.ru, на официальном сайте Центра развития профессионального образования www.crpo-mpu.com и предлагаются для использования образовательными организациями при разработке программы проведения государственной итоговой аттестации.
При разработке процедур и средств оценки результатов освоения основных профессиональных образовательных программ рекомендуется следующий порядок применения результатов проведения чемпионатов профессионального мастерства, всероссийских олимпиад и конкурсов по перспективным и востребованным профессиям и специальностям:
1. Анализ результатов проведения чемпионатов профессионального мастерства, всероссийских олимпиад и конкурсов по перспективным и востребованным профессиям и специальностям, в том числе национального чемпионата "Ворлдскиллс Россия", Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Лучший по профессии" и выявление типичных ошибок участников в целях совершенствования программ подготовки кадров.
2. Выявление общих и профессиональных компетенций ФГОС СПО, оцениваемых в ходе промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации, и соответствующих заданий конкурсов и олимпиад профессионального мастерства.
3. Выявление лучших практик оценки общих и профессиональных компетенций по результатам проведения чемпионатов профессионального мастерства, Всероссийских олимпиад и конкурсов по перспективным и востребованным профессиям и специальностям, в том числе национального чемпионата "Ворлдскиллс Россия", Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Лучший по профессии".
4. Учет результатов проведения чемпионатов профессионального мастерства, всероссийских олимпиад и конкурсов по перспективным и востребованным профессиям и специальностям при повышении квалификации педагогических работников профессиональных образовательных организаций.
5. Учет лучших практик проведения чемпионатов профессионального мастерства, всероссийских олимпиад и конкурсов при разработке основных образовательных программ, программ учебных дисциплин и профессиональных модулей.
6. Разработка программ государственной итоговой аттестации профессиональных образовательных организаций с учетом имеющихся практик оценки компетенций.
7. Разработка контрольно-измерительных материалов для проведения промежуточной и государственной итоговой аттестации на основе имеющихся практик.
V. Используемые термины, определения, сокращения
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ФУМО СПО - федеральное учебно-методическое объединение в системе среднего профессионального образования по укрупненной группе профессий и специальностей;
ФОС - фонды оценочных средств;
ПООП - примерные основные образовательные программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2017 г. N 06-2069 "О Методических рекомендациях"
Текст письма опубликован в журнале "Вестник образования", февраль 2018 г., N 4, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", март 2018 г., N 9