Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу ФАС России
от 28.12.2017 N 1837/17
Комплекс правовых, организационных и профилактических мер по минимизации выявленных коррупционных рисков при осуществлении гражданскими служащими ФАС России контрольно-надзорных функций
N коррупционного риска в соответствии с картой коррупционных рисков |
Административная процедура (действие) |
Коррупционный риск и краткое описание возможной коррупционной схемы |
Меры по минимизации выявленных коррупционных рисков при осуществлении гражданскими служащими ФАС России контрольно-надзорных функций |
Должностные лица, ответственные за реализацию |
Срок реализации |
||
Правовые |
Организационные |
Профилактические |
|||||
1 |
Формирование профиля риска подконтрольного субъекта |
Необоснованный выбор критериев, формирующих области риска при отнесении подконтрольных субъектов к категориям риска с использованием аналитической информации, собранной за предыдущие годы; Неправомерное изменение категории риска подконтрольному субъекту, не соответствующее установленным критериям риск-ориентированного подхода; |
Внедрение принципов риск-ориентированного подхода (издание соответствующего акта); Внесение изменений в акты в случае необходимости |
Автоматизация процессов формирования профилей риска; |
|
Начальник Правового управления; начальники структурных подразделений центрального аппарата ФАС России; руководители территориальных органов ФАС России |
При формировании плановых проверок |
2 |
Подготовка и утверждение приказа о проведении проверки |
Сокращение или увеличение перечня мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; |
|
Установление контроля за соблюдением регламентных сроков подготовки приказа о проведении проверки (10 дней до проверки); При наличии оснований проведение проверок подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицом, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений) соблюдения государственными служащими контрольно-надзорного органа требований о предотвращении и или урегулировании конфликта интересов Создание системы хранения (в электронном виде) проверочных листов и документации, подтверждающей проверочные мероприятия и обоснованность установления нарушений по результатам проверок; |
|
Начальники структурных подразделений ФАС России; начальник Управления государственной службы; руководители территориальных органов ФАС России; Директор ФБУ "ИТЦ" |
постоянно Декабрь 2018 |
3 |
Оформление результатов проверки |
Затягивание срока вручения документов, подготавливаемых в рамках административной процедуры (акт, постановление, предписание, протокол), которые составляются в результате проверки в отношении подконтрольного субъекта, для ознакомления в целях последующей отмены результатов проверки; |
|
Автоматизация процесса расчета вреда; Рассмотрение вопросов о нарушении гражданскими служащими административных регламентов При наличии оснований проведение проверок подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицом, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений) соблюдения государственными служащими контрольно-надзорного органа требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов |
|
Начальник Правового управления. Руководители территориальных органов Начальник управления государственной службы, должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных правонарушений |
постоянно |
4 |
Поступление на государственную службу; Прохождение государственной службы; Увольнение с государственной службы |
Предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) для поступления на работу; Назначение на должность лицо, не соответствующее квалификационным требованиям; Конфликт интересов при поступлении на государственную службу и (или) при увольнении с государственной службы; |
Издание методических материалов по вопросам соблюдения установленных антикоррупционных запретов, ограничений и требований с учетом специфики деятельности контрольно-надзорного органа; Внесение изменений в кодекс этики контрольно-надзорного органа в целях учета специфики деятельности контрольно-надзорного органа; Актуализация ранее изданных методических материалов и иных документов по вопросам профилактики правонарушений коррупционной направленности |
Система мониторинга привлечения должностных лиц контрольно-надзорных органов к ответственности за совершение неправомерных действий; |
Приоритет при поступлении на государственную службу на конкурсной основе; Ознакомление государственных служащих с нормативными правовыми актами, методическими рекомендациями и иными материалами по вопросам противодействия коррупции (журнал ознакомления); Ежегодное проведение мероприятий с личным участием государственных служащих контрольно-надзорного органа по вопросам профилактики коррупции; Установление контроля при назначении на должность с высоким коррупционным риском в территориальных органах контрольно-надзорного органа со стороны центрального аппарата; Проведение один раз в три года оценки уровня квалификации государственных служащих; Комиссионное принятие решений по включению претендующих на государственную службу граждан в кадровый резерв и при приеме на работу; Направление уведомлений в органы прокуратуры в случае если бывшим государственным служащим нарушено требование ст. 12 273-ФЗ |
Начальник Управления государственной службы Руководители территориальных органов ФАС России, должностные лица, ответственные за кадровую работу и профилактику коррупционных и иных правонарушений |
постоянно |
5 |
Работа со служебной информацией |
Использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении служебных обязанностей; Попытка несанкционированного доступа к информационным ресурсам; |
|
Отнесение к служебной информации всей информации о компании, полученной в ходе проведения в отношении нее контрольно-надзорных мероприятий и содержащей отметку (гриф) конфиденциальности; Предотвращение возможности несанкционированного доступа к информационным ресурсам гражданских служащих, содержащимся на их рабочих компьютерах |
|
Начальники структурных подразделений ФАС России и курирующие заместители руководителя ФАС России Директор ФБУ "ИЦТ" |
постоянно |
6 |
Осуществление полномочий главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
Принятие решения о зачете, возврате излишне уплаченных сумм администрируемых доходов; Необоснованное принятие решения о зачете, возврате излишне уплаченных сумм администрируемых доходов; |
|
Организация внутреннего контроля за исполнением должностными лицами своих обязанностей, основанного на механизме проверочных мероприятий; Обеспечение прозрачности использования средств |
Коллегиальное принятие решения о возврате либо зачете платежей (путем создания комиссии); |
Начальник Контрольно-финансового управления Руководители территориальных органов ФАС России |
постоянно |
7 |
Представление в судебных органах прав и законных интересов |
Взыскание в судебных органах обязательных платежей; Бездействие в случаях, требующих принятия решений в соответствии со служебными обязанностями; "Заведомо проигранные дела" |
|
Аудиофиксация судебных заседаний; Проведение проверок подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицом, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений) соблюдения государственными служащими контрольно-надзорного органа требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов при наличии на то соответствующих оснований; |
Мероприятия внутреннего выборочного контроля; |
Начальник Правового управления; Руководители территориальных органов ФАС России Начальник Управления государственной службы; Руководители территориальных органов, должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных правонарушений |
с июля 2018 года постоянно |
8 |
Осуществление закупок товаров, работ, услуг |
Размещение заказа с ограничениями для российских производителей; Заказ товара или услуги, которых не существует на рынке или потребительские свойства которых невозможны к реализации, с последующей поставкой товара или услуги, не соответствующей заявленным качествам; В документации указываются такие технические подробности заказа, которые делают возможным закупку только одной конкретной товарной позиции или услуги; Игнорирование требования о проведении обязательного общественного обсуждения закупок на сумму более 1 млрд; рублей; Размещение закупок с избыточными потребительскими свойствами; Начальная (максимальная) цена контракта не обоснована или обоснована некорректно, без использования принятых методов расчета Неверно составленные документы закупки (ошибки в итоговом протоколе, перечне обязательных сведений, датах и времени проведения процедур); Проведение вместо аукциона конкурса для включения качественных показателей; Написание документации заказа в нераспространенных текстовых редакторах и защита документации от чтения паролем; Ограничение возможности поиска и копирования информации в документации заказчика; Установление барьеров для подачи документов на участие в конкурсе для отдельных участников (пропуск в помещение, наличие сотрудника, принимающего документацию); Срок исполнения заказа сокращен так, что без готового решения контракт не может быть исполнен; Объединение большого объема разноплановых товаров, работ, услуг в один лот; Однотипные работы по контракту должны быть выполнены на большом количестве объектов; Включение завышенных требований к исполнителю заказа в отношении опыта, наличия лицензий, сертификатов и т.д., не относящихся к сути контракта; В требованиях к исполнителю прописывается необходимость получения документов от организации аффилированной к конкретному исполнителю или заказчику; Отклонение заявок отдельных участников по формальным признакам в связи с отсутствием документов, которые не указаны в минимальной номенклатуре сведений, необходимых для участия в заказе |
Заключение соглашения с общественными объединениями и (или) объединениями юридических лиц, осуществляющими общественный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок; |
Контроль закупок территориальных органов со стороны центрального аппарата контрольно-надзорного органа; Направление жалобы в ФАС России и требования к заказчику об устранении нарушений; отмены результатов проведения; Обязательное включение в обсуждение независимых специалистов и заключение от специалистов по закупке; |
|
Начальник контрольно-финансового управления Начальник Административного управления - секретариата руководителя Заместитель начальника Административного управления - секретариата руководителя Начальник Административного управления ФБУ ИТЦ ФАС России Э.А. Рзаев |
постоянно |
9 |
Принятие решения о победителе конкурса/аукциона |
Участие в голосовании при наличии близкого родства или свойства с участником закупки; |
|
Контроль закупок территориальных органов со стороны центрального аппарата контрольно-надзорного органа; Система мониторинга привлечения должностных лиц контрольно-надзорных органов к ответственности за совершение неправомерных действий (публикация ключевых результатов мониторинга на официальном сайте контрольно-надзорного органа в сети "Интернет"; Проведение проверок подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицом, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений) соблюдения государственными служащими контрольно-надзорного органа требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов при наличии на то оснований; |
|
Начальник контрольно-финансового управления Начальник Административного управления - секретариата руководителя Заместитель начальника Административного управления - секретариата руководителя Начальник Административного управления ФБУ ИТЦ ФАС России Э.А. Рзаев |
|
10 |
Приемка результатов выполненных работ (поставленных товаров, оказанных услуг) |
При приемке результатов выполненных работ (поставленных товаров, оказанных услуг), документальном оформлении расчетов с поставщиками устанавливаются факты несоответствия выполненных работ (поставленных товаров, оказанных услуг) условиям заключенных государственных контрактов; При подписании акта приемки представителем исполнителя по государственному контракту (договору) не отражение в приемной документации информации о выявленных нарушениях, не предъявление претензии о допущенном нарушении; |
|
Контроль закупок территориальных органов со стороны центрального аппарата контрольно-надзорного органа; Система мониторинга привлечения должностных лиц контрольно-надзорных органов к ответственности за совершение неправомерных действий (публикация ключевых результатов мониторинга на официальном сайте контрольно-надзорного органа в сети "Интернет"); Проведение проверок подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицом, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений) соблюдения государственными служащими контрольно-надзорного органа требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов; |
|
Начальник контрольно-финансового управления Начальник Административного управления - секретариата руководителя Заместитель начальника Административного управления - секретариата руководителя Начальник Административного управления ФБУ ИТЦ ФАС России Э.А. Рзаев |
постоянно |
11 |
Ведение претензионной работы |
При ведении претензионной работы не предъявление претензии либо составление претензии, предусматривающей возможность уклонения от ответственности за допущенные нарушения государственного контракта (договора); |
|
Контроль закупок территориальных органов со стороны центрального аппарата контрольно-надзорного органа; Система мониторинга привлечения должностных лиц контрольно-надзорных органов к ответственности за совершение неправомерных действий (публикация ключевых результатов мониторинга на официальном сайте контрольно-надзорного органа в сети "Интернет"); Проведение проверок подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицом, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений) соблюдения государственными служащими контрольно-надзорного органа требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов при наличии на то оснований; |
|
Начальник контрольно-финансового управления Начальник Административного управления - секретариата руководителя Заместитель начальника Административного управления - секретариата руководителя Начальник Административного управления ФБУ ИТЦ ФАС России Э.А. Рзаев |
постоянно |
12 |
Принятие решения о виде и размере административного наказания |
Возможность принять в отношении юридического или должностного лица решение о максимальном наказании или вследствии договоренности с субъектом назначить минимальное |
|
Информирование структурных подразделений - инициаторов возбуждения дел об административных правонарушениях о принимаемых решениях |
|
Начальник Правового управления, заместитель начальника Правового управления |
постоянно |
13 |
Рассмотрение обращений по вопросам применения антимонопольного законодательства |
Существует вероятность договоренности на предмет совершения коррупционных правонарушений |
|
Установить жесткий контроль за размещением разъяснений на сайте ФАС России |
|
Начальник Правового управления |
постоянно |
14 |
Подготовка, согласование и утверждение ежегодного плана проверок |
Недостаточность критериев включения юр. лиц, индивидуальных предпринимателей в план проверок, что дает возможность при наличии личной заинтересованности шантажировать субъект возможностью проведения проверки. |
Учесть в п. 3.5. Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России 25.05.2012 N 340 риск-ориентированный подход при определении проверяемых лиц Дополнить п. 3.13. следующим: "Структурное подразделение вправе отказаться от проведения плановых проверок" Учесть в Административном регламенте проверки в сфере деятельности субъектов естественных монополий; |
Представление в Правительство РФ для утверждения Положения о государственном контроле за соблюдением АМЗ РФ и Критериев отнесения объектов государственного контроля к категориям риска при осуществлении государственного контроля за соблюдением АМЗ РФ. |
|
Начальник управления регулирования связи и информационных технологий; Начальник Правового управления |
Март 2018 года |
15 |
Подготовка и проведение проверки |
Возможность договоренности члена инспекции и проверяемого лица, а также провокации члена инспекции проверяемым лицом |
|
Разработка методических рекомендаций (памятки) по поведению членов инспекции при проведении проверки. |
|
Начальник Контрольно-финансового управления; Начальник Правового управления; Начальник Управления государственной службы |
Март 2018 года |
16 |
Подготовка проверки |
Возможность наличия конфликта интересов у членов инспекции при проведении проверки |
Раздел "Подготовка проверки" Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 N 340 дополнить пунктом 3.28.1 следующего содержания: "Члены инспекции до начала проверки обязаны предпринять меры по предотвращению возможного конфликта интересов в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" |
|
|
Начальник Правового управления |
Март 2018 года |
17 |
Подготовка, согласование приказа о проведении внеплановой проверки соблюдения статей 11, 16 Закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (т.н. "внезапной" проверки). |
Большое количество лиц, участвующих в согласовании приказа, что может привести к утечке информации о планируемом мероприятии (нарушение ч. 14 ст. 25-1 Закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции) при наличии личной заинтересованности недобросовестного гражданского служащего. В результате такой утечки проверяемое лицо может узнать о времени и содержании предмета проверки до ее начала и уничтожить доказательства правонарушения до прихода инспекции |
Дополнить п. 3.30. Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России 25.05.2012 N 340 следующим абзацем: "При подготовке приказа о проведении внеплановой выездной проверки на предмет соблюдения статей 11, 16 Закона "О защите конкуренции", проект приказа передаётся должностным лицом - исполнителем на согласование руководителям структурных подразделений и курирующему заместителю руководителя ФАС России или территориального органа (при наличии такой необходимости) только лично, обеспечивая отсутствие возможности ознакомления с проектом приказа любых третьих лиц." |
|
|
Начальник Контрольно-инспекционного управления в сфере ГОЗ; Начальник Управления по борьбе с картелями Начальник Правового управления |
Ноябрь 2018 года. |
18 |
Ведение реестра недобросовестных подрядных организаций в сфере оказания услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах |
Не включение в реестр в связи с недостаточной регламентацией процедуры, что позволяет недобросовестному гражданскому служащему вступить в сговор с субъектом в целях получения какой-либо выгоды. |
Подготовка и принятие нормативно-правового акта |
|
|
Начальник Управления контроля строительства и природных ресурсов Начальник Правового управления |
Ноябрь 2018 года |
19 |
Рассмотрение заявлений исполнителем, возбуждение и рассмотрение дел |
Возможность сговора в целях получения какой-либо выгоды исполнителя с заявителем в процессе подготовки документов при принятии решения о возбуждении дела и при его рассмотрении на заседании комиссии |
|
Разработка и утверждение правил антикоррупционного поведения гражданских служащих ФАС России при осуществлении контрольно-надзорной деятельности |
|
Начальник Управления регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства; Начальник Управления регулирования топливно-энергетического комплекса; Начальник Управления регулирования транспорта; Начальник Правового управления; Начальник Управления государственной службы |
Ноябрь 2018 года |
Сокрытие гражданским служащим, при наличии личной заинтересованности, документов и информации, необходимых для принятия решения о полноте и достаточности документов и сведений, необходимых для принятия решения об отказе в возбуждении дела или решения о возбуждении дела | |||||||
20 |
Контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии |
Раскрытие госслужащим при наличии личной заинтересованности информации о выявлении нарушений стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии до возбуждения дела об административном правонарушении |
|
Разработка и утверждение правил антикоррупционного поведения гражданских служащих ФАС России при осуществлении контрольно-надзорной деятельности |
|
Начальник Управления регулирования электроэнергетики; Начальник Управления государственной службы |
Ноябрь 2018 года |
21 |
Контроль за соблюдением организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, требований о заключении и исполнении договора об установке, замене, эксплуатации указанных приборов, порядка его заключения, а также требований о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов. |
Раскрытие госслужащим при наличии личной заинтересованности информации о выявлении нарушений в деятельности по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, требований о заключении и исполнении договора об установке, замене, эксплуатации указанных приборов, порядка его заключения, а также требований о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, до возбуждения дела об административном правонарушении |
|
Разработка и утверждение правил антикоррупционного поведения гражданских служащих ФАС России при осуществлении контрольно-надзорной деятельности |
|
Начальник управления регулирования электроэнергетики; Начальник Управления государственной службы |
Ноябрь 2018 года |
22 |
Контроль и надзор за действиями субъектов оптового рынка в части установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке электрической энергии (мощности) |
Раскрытие госслужащим при наличии личной заинтересованности информации о выявлении нарушений в действиях субъектов оптового рынка в части установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке электрической энергии (мощности) до возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства |
|
Разработка и утверждение правил антикоррупционного поведения гражданских служащих ФАС России при осуществлении контрольно-надзорной деятельности |
|
Начальник Управления регулирования электроэнергетики; Начальник Управления государственной службы |
Ноябрь 2018 года |
23 |
Контроль за действиями совета рынка и организаций коммерческой и технологической инфраструктуры оптового рынка электрической энергии (мощности) в пределах своей компетенции |
Раскрытие госслужащим при наличии личной заинтересованности информации о выявлении нарушений в действиях совета рынка и организаций коммерческой и технологической инфраструктуры оптового рынка электрической энергии (мощности) до возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства |
|
Разработка и утверждение правил антикоррупционного поведения гражданских служащих ФАС России при осуществлении контрольно-надзорной деятельности |
|
Начальник Управления регулирования электроэнергетики; Начальник Управления государственной службы |
Ноябрь 2018 года |
24 |
Рассмотрение и согласование инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций |
Раскрытие госслужащим при наличии личной заинтересованности информации о рассмотрении и согласовании инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций, до их согласования |
|
Разработка и утверждение правил антикоррупционного поведения гражданских служащих ФАС России при осуществлении контрольно-надзорной деятельности |
|
Начальник Управления регулирования электроэнергетики; Начальник Управления государственной службы |
Ноябрь 2018 года |
25 |
Рассмотрение ходатайств и оформление решения антимонопольного органа о согласовании создания и реорганизации коммерческих организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством РФ (в т.ч. заключения соглашений между хозяй |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.