В соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123 (далее - Правила), Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, по результатам рассмотрения материалов, поступивших вместе с заявлением АО "Объединенная теплоэнергетическая компания" (далее - АО "ОТЭК") от 14.12.2017 N 307-1/3185 (вх. от 15.12.2017 N 192516/17) об отмене решений Департамента тарифного регулирования Томской области (далее - Департамент) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - заявление об отмене), ФАС России установлено следующее.
Департаментом в соответствии с решениями об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения были установлены следующие тарифы:
- на тепловую энергию для потребителей АО "ОТЭК" в системе теплоснабжения ЗАТО Северск, включающей тепловые сети ОАО "Тепловые сети" (далее - Тариф 1);
- на тепловую энергию в системе теплоснабжения ЗАТО Северск, не включающей тепловые сети ОАО "Тепловые сети" для АО "Сибирский химический комбинат" (далее соответственно - Тариф 2 и АО "СХК");
- на тепловую энергию на коллекторах источников тепловой энергии для АО "ОТЭК" (далее - Тариф 3);
- на тепловую энергию, поставляемую АО "ОТЭК" теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии (далее - Тариф 4);
- на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающей организацией, владеющей источником тепловой энергии, на котором производится теплоноситель, для АО "ОТЭК" (далее - Тариф 5);
- на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую потребителям ЗАТО Северск в системе теплоснабжения ЗАТО Северск (г. Северск), включающей тепловые сети ОАО "Тепловые сети" для АО "ОТЭК" (далее - Тариф 6).
В части тарифов на тепловую энергию для потребителей АО "ОТЭК" в системе теплоснабжения ЗАТО Северск, включающей тепловые сети ОАО "Тепловые сети" и тарифов на тепловую энергию в системе теплоснабжения ЗАТО Северск, не включающей тепловые сети ОАО "Тепловые сети" для АО "СХК" (тарифов 1 и 2) ФАС России было установлено следующее.
Распоряжением Департамента от 13.10.2017 (00.01.1900) N 1-694/3 органом регулирования было открыто дело об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию для потребителей АО "ОТЭК" (филиал АО "ОТЭК" в г. Северске) в системе теплоснабжения ЗАТО Северск, не включающей тепловые сети ОАО "Тепловые сети" на 2018-2020 годы по инициативе Департамента, при этом на заседании Правления Департамента, состоявшемся 13.12.2017, вышеуказанные тарифы для АО "ОТЭК" (филиала АО "ОТЭК" в г. Северске) не были утверждены.
Вместе с тем, тарифы на тепловую энергию для потребителей в системе теплоснабжения, не включающей тепловые сети ОАО "Тепловые сети" (конечные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям) на 2018 г. были утверждены органом регулирования для АО "СХК".
Пунктом 94 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования), определено, что единая теплоснабжающая организация (далее - ЕТО) поставляет тепловую энергию (мощность) по единому тарифу всем потребителям, находящимся в зоне ее деятельности и относящимся к одной категории (группе) потребителей.
Исходя из формул пункта 139 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э (далее - Методические указания) расчет единых тарифов на тепловую энергию в зоне деятельности ЕТО производится с учетом средней стоимости передачи произведенной (приобретенной) ЕТО тепловой энергии по всем тепловым сетям, используемым для теплоснабжения потребителей, независимо от того, кто является собственником либо законным владельцем этих тепловых сетей.
Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон "О теплоснабжении") затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 05.09.2017 N 1590 АО "ОТЭК" присвоен статус ЕТО на территории ЗАТО Северск в системе теплоснабжения г. Северска с 01.01.2018. Согласно схеме теплоснабжения ЗАТО Северск до 2035, утвержденной постановлением Администрации ЗАТО Северск 21.10.2016 N 2362, система теплоснабжения г. Северск включает в себя жилищный фонд, объекты социально-бытового и культурного назначения, промышленные объекты, присоединенные к тепловым сетям ОАО "Тепловые сети", а также промышленные объекты, получающие тепловую энергию от ТЭЦ г. Северска, и прочие потребители г. Северска (далее - промзона).
В соответствии с пунктом 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила организации теплоснабжения), зона деятельности ЕТО - одна или несколько систем теплоснабжения на территории поселения, городского округа, в границах которых ЕТО обязана обслуживать любых обратившихся к ней потребителей тепловой энергии. В соответствии с пунктом 4 Правил организации теплоснабжения границы зоны деятельности ЕТО определяются границами системы теплоснабжения. Определение нескольких ЕТО на одну систему теплоснабжения или определение ЕТО только на часть системы теплоснабжения законодательством не предусмотрено.
В соответствии со статьей 2 Закона "О теплоснабжении" система теплоснабжения - совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями. Ввиду того, что зона действия ТЭЦ распространяется на всех потребителей и города и промзоны, АО "ОТЭК" является ЕТО как на территории г. Северск, так и на территории промзоны.
Таким образом ФАС России установлено, что промышленные и прочие потребители, присоединенные к тепловым сетям АО "СХК", также являются зоной действия ЕТО г. Северска.
Кроме того, в соответствии с частями 1-3 статьи 15 Закона "О теплоснабжении" потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору теплоснабжения у ЕТО или в случаях, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации лицом, владеющим на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии. Приобретение тепловой энергии потребителями у организации, не являющейся ЕТО, и (или) лицом, владеющим на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
АО "СХК" является теплосетевой организацией, не является единой теплоснабжающей организацией и не владеет на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии. Для данной организации могут быть установлены только тарифы на услуги по передаче тепловой энергии.
Учитывая вышеизложенное, тарифы на тепловую энергию для потребителей в системе теплоснабжения, не включающей тепловые сети ОАО "Тепловые сети" (конечные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям), а также тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии (теплоноситель - пар), должны были быть утверждены Департаментом для АО "ОТЭК".
В части тарифов на тепловую энергию в системе теплоснабжения ЗАТО Северск (Тариф 1), на коллекторах источников тепловой энергии (Тариф 3), на тепловую энергию, поставляемую с целью компенсации потерь тепловой энергии (Тариф 4), на теплоноситель (Тариф 5), на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) ЗАТО Северск (Тариф 6) ФАС России установлено следующее.
В экспертном заключении по установлению тарифов для АО "ОТЭК" (филиал АО "ОТЭК" в г. Северске) на 2018 год (далее - экспертное заключение) Департаментом указано, что тарифы для АО "ОТЭК" установлены без учета представленных организацией документов и материалов на основании анализа материалов АО "СХК" (как организации, ранее эксплуатировавшей теплоэнергетическое имущество) при установлении тарифов на 2016 год (по операционным расходам) и на 2017 год (по неподконтрольным расходам) руководствуясь пунктом 14 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Правила регулирования).
В соответствии с пунктом 14 Правил регулирования в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.
Вместе с тем, ФАС России установлено, что в отношении регулируемой деятельности АО "ОТЭК" в ЗАТО Северск Томской области ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, поскольку АО "ОТЭК" приобрело и арендовало объекты теплоснабжения в 2017 году, что подтверждается договорами купли-продажи от 26.12.2016 N 307/1991-Д, от 10.04.2017 N 307/2482-Д, от 08.06.2017 N 11/7990-Д и договором аренды от 21.09.2017 N 307/3140-Д.
Статус ЕТО присвоен АО "ОТЭК" постановлением Администрации ЗАТО Северск от 05.09.2017 N 1590.
В целях установления тарифов в сфере теплоснабжения на 2018 г. АО "ОТЭК" обратилось в орган регулирования с заявлениями (с приложением обосновывающих материалов и документов) от 27.09.2017 (далее - тарифная заявка), то есть с момента, когда у АО "ОТЭК" появились правовые основания для установления соответствующих тарифов.
В силу положений Закона "О теплоснабжении" и Основ ценообразования установление тарифов в отношении регулируемого вида деятельности в отсутствие правоустанавливающих документов на теплоэнергетическое имущество, используемое для осуществления соответствующего вида регулируемой деятельности, не допускается.
Установлено, что при установлении для АО "ОТЭК" Тарифов 1, 3-6, тарифная заявка органом регулирования была частично рассмотрена.
При этом, рассмотрение только части материалов тарифной заявки Правилами регулирования не предусматривается, в этой связи пункт 14 Правил регулирования в указанном случае применению органом регулирования не подлежит.
ФАС России установлено, что затраты по ряду статей затрат АО "ОТЭК" были приняты Департаментом в нулевом размере, поскольку АО "СХК" при установлении тарифов на 2016 год не были представлены обосновывающие материалы. К таким расходам, относятся расходы на средства индивидуальной защиты, спецодежду, спецпитание, ГСМ, вневедомственную охрану.
Кроме того, с учетом отсутствия обоснования со стороны АО "СХК" на 2016 год были существенно сокращены расходы на пром. безопасность и пожарную охрану. АО "ОТЭК" обоснования по указанным статьям расходов были представлены.
Действующим законодательством предусмотрено, что в отношении новой организации (ранее не регулируемой) тарифы должны формироваться с учетом анализа обосновывающих документов, а не путем индексации затрат организации, ранее эксплуатирующей имущество, в том числе с учетом того факта, что структура отпуска тепловой энергии существенно изменилась.
С учетом изложенного, органу регулирования в соответствии с пунктом 28 Правил регулирования необходимо было провести экспертизу всех представленных АО "ОТЭК" документов и обосновывающих материалов.
Кроме того, исходя из положений статьи 9 Закона "О теплоснабжении, пункта 16 Основ ценообразования, пункта 6 Методических указаний определено, что расчет тарифов осуществляется органом регулирования с применением выбранного метода регулирования.
В соответствии с пунктом 19 Основ ценообразования и пунктом 26 Правил регулирования выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования с учетом предложения регулируемой организации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 17 Основ ценообразования метод экономически обоснованных расходов (затрат) применяется в случае, если в отношении организации ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов). АО "ОТЭК" в заявлении о выборе метода регулирования, направленном в Департамента, в соответствии положениями Правил регулирования и Основ ценообразования был выбран метод экономически обоснованных расходов (затрат).
В этой связи, учитывая, что ранее в отношении деятельности АО "ОТЭК" в Томской области в г. Северск государственное регулирование тарифа на тепловую энергию ранее не осуществлялось, то АО "ОТЭК" тарифы в сфере теплоснабжения должны быть рассчитаны органом регулирования с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат), с учетом анализа всех представленных документов и материалов.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, ФАС России установлено, что Департаментом тарифного регулирования Томской области при установлении тарифов на тепловую энергию, в системе теплоснабжения ЗАТО Северск, на коллекторах источников тепловой энергии, на тепловую энергию, поставляемую с целью компенсации потерь тепловой энергии, на теплоноситель, на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) ЗАТО Северск (Тарифы 1-6) нарушены статья 2, статья 9, часть 4 статьи 11, части 1-4 статьи 15 Закона "О теплоснабжении", пункты 2 и 4 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, пункты 16, 17 и 94 Основ ценообразования, пункты 14, 26, 28 Правил регулирования и пункты 6 и 139 Методических указаний.
Таким образом, установив Тарифы 1-6, не в соответствии с действующим законодательством в области государственного регулирования тарифов, Департамент по тарифам Томской области превысил полномочия, поскольку к компетенции Департамента по тарифам Томской области относится установление тарифов в строгом соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктами 4 и 10 Правил, приказываю:
1. Признать Департамент тарифного регулирования Томской области нарушившим статью 2, статью 9, часть 4 статьи 11, части 1-4 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 "О теплоснабжении", пункты 2 и 4 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, пункты 16, 72 и 94 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, пункты 14, 26 и 28 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 и пункты 6 и 139 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э.
2. Отменить с 16.02.2018 приказы Департамента тарифного регулирования Томской области:
от 13 декабря 2017 N 1-691/9(537) "О тарифах теплоснабжающей организации акционерное общество "Объединенная теплоэнергетическая компания" (ИНН 7706757331);
от 13 декабря 2017 г. N 1-692/9(538) "О тарифах на тепловую энергию для потребителей акционерного общества "Объединенная теплоэнергетическая компания" (ИНН 7706757331);
от 13 декабря 2017 N 1-693/9(539) "О тарифах на тепловую энергию, поставляемую акционерным обществом "Объединенная теплоэнергетическая компания" теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии";
от 13 декабря 2017 г. N 9-689/9(535) "О тарифах на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), поставляемую потребителям в системе теплоснабжения ЗАТО Северск, включающей тепловые сети открытого акционерного общества "Тепловые сети" (ИНН 7024024860) акционерным обществом "Объединенная теплоэнергетическая компания" (ИНН 7706757331);
от 13 декабря 2017 N 9-690/9(536) "О тарифах теплоснабжающей организации акционерное общество "Объединенная теплоэнергетическая компания" (ИНН 7706757331) на теплоноситель";
от 13 декабря 2017 г. N 1-487/9(526) "О корректировке тарифов на тепловую энергию теплоснабжающей организации акционерное общество "Сибирский химический комбинат" (ИНН 7024029499) на 2018 год и внесении изменений в приказ Департамента тарифного регулирования Томской области от 18.12.2015 N 1-736).
3. Департаменту тарифного регулирования Томской области установить и ввести в действие с 16.02.2018 для АО "ОТЭК" в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также с учетом анализа представленных организацией обосновывающих материалов и документов:
- тарифы на тепловую энергию в системе теплоснабжения ЗАТО Северск, включающей и не включающей тепловые сети ОАО "Тепловые сети" (на всей территории действия ЕТО);
- тарифы на тепловую энергию на коллекторах источников тепловой энергии;
- тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии (теплоноситель - пар, горячая вода);
- тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающей организацией, владеющей источником тепловой энергии, на котором производится теплоноситель;
- тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую потребителям ЗАТО Северск в системе теплоснабжения ЗАТО Северск, включающей тепловые сети ОАО "Тепловые сети".
4. Департаменту тарифного регулирования Томской области установить и ввести в действие с 16.02.2018 для АО "СХК" в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации:
- тарифы на передачу тепловой энергии (теплоносителя) в системе теплоснабжения ЗАТО Северск.
5. Об исполнении настоящего приказа Департаменту тарифного регулирования Томской области в течение 10 рабочих дней с даты принятия решений, предусмотренных пунктами 2-4 настоящего приказа, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений Департамента тарифного регулирования Томской области, принятие которых предписано пунктами 2-4 настоящего приказа;
- протокола (протоколов) заседания правления (коллегии) Департамента тарифного регулирования Томской области, на котором (которых) принимались вышеуказанные решения;
- экспертных заключений по делам об установлении для АО "ОТЭК" и АО "Сибирский химический комбинат" цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в которых отражены результаты исполнения настоящего приказа.
6. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревского.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 26 января 2018 г. N 96/18 "Об отмене приказов Департамента тарифного регулирования Томской области об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения"
Текст приказа официально опубликован не был