Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть II. Раздел II. Формальная экспертиза |
Нормы Кодекса и подзаконных актов |
||
Содержание формальной экспертизы |
|
||
53. Формальная экспертиза заявки на промышленный образец является частью административной процедуры, состоящей в проверке уплаты пошлин и проведении формальной экспертизы. Указанная административная процедура включает следующие административные действия: 1) проверку уплаты пошлин: - за регистрацию заявки и принятие решения по результатам формальной экспертизы; - за проведение экспертизы заявки по существу и принятие решения по ее результатам. 2) проверку наличия документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предусмотренных пунктом 2 Требований к документам заявки и пунктами 1, 2 Правил, и соблюдения предъявляемых к ним законодательством Российской Федерации требований; 3) проверку представленных заявителем по запросу и (или) уведомлению Роспатента (ФИПС) документов, если такие запрос или уведомление направлялись заявителю; 4) рассмотрение заявления об отзыве заявки предусмотренного подпунктом 13 пункта 3 Правил, если такое заявление подано заявителем; 5) рассмотрение заявления о преобразовании заявки на промышленный образец в заявку на изобретение (полезную модель), предусмотренного подпунктом 14 пункта 3 Правил, если такое заявление подавалось заявителем. К формальной экспертизе относятся административные действия 2 - 5, причем действие 3 осуществляется, если при подаче заявки представлены не все документы, необходимые для предоставления ГУ по выдаче патента или представленные документы не соответствуют установленными требованиям, а действия 4 и 5 осуществляются по заявлению заявителя. |
Кодекса, Регламента, |
||
Проверка уплаты пошлин за проведение экспертизы |
|
||
54. Формальная экспертиза заявки на промышленный образец начинается после завершения с положительным результатом проверки уплаты двух пошлин: за регистрацию заявки на выдачу патента Российской Федерации на промышленный образец и принятие решения по результатам формальной экспертизы (подпункт 1.3 приложения N 1 к Положению о пошлинах), за проведение экспертизы заявки на промышленный образец и принятие решения по ее результатам (подпункт 1.11 приложения N 1к Положению о пошлинах). Положением о пошлинах предусмотрена одновременная уплата указанных пошлин. Рекомендации по проверке уплаты пошлин приведены в части IV настоящего Руководства. Если в результате проверки уплаты пошлин установлено, что пошлины уплачены в установленном порядке и в предусмотренном Положением о пошлинах размере на установленный счет для уплаты патентных пошлин, по заявке проводится формальная экспертиза. Если в результате проверки уплаты пошлин установлено, что пошлины не уплачены в установленном порядке или в предусмотренном Положением о пошлинах размере на установленный счет для уплаты патентных пошлин, Роспатент принимает по заявке решение о признании заявки отозванной. Решение о признании заявки отозванной по указанному основанию направляется заявителю в месячный срок по истечении срока, установленного для уплаты пошлин. |
п. 28, 29, 65, 94 Регламента, |
||
Проверки, осуществляемые в ходе формальной экспертизы |
|
||
55. Формальная экспертиза заявки на промышленный образец (административное действие 2) состоит в проверке наличия документов, необходимых для предоставления ГУ по выдаче патента, их соответствия установленным требованиям, и в установлении даты подачи заявки. В ходе формальной экспертизы эксперт должен проверить: |
п. 1, 3 ст. 1391, |
||
(1.1) соблюдения заявителем установленного порядка подачи заявки; |
п. 1 ст. 1247 Кодекса, п. 69 Регламента, |
||
(1.2) наличия документов, которые должна содержать заявка, и их соответствие предъявляемым к ним требованиям |
п. 2 ст. 1377 Кодекса, п. 69 Регламента, |
||
(1.3) наличия документов, подтверждающих право конвенционного приоритета, если по заявке испрашивается конвенционный приоритет, и их соответствие установленным требованиям, а также соблюдение заявителем установленного порядка испрашивания конвенционного приоритета; |
п. 1, 2 ст. 1382 Кодекса, п. 69 Регламента, |
||
(1.4) наличия иных документов, предусмотренных п. 2 Правил, если они необходимы для предоставления ГУ по выдаче патента; |
п. 61 (2) Регламента |
||
(1.5) соблюдения требования единства промышленного образца; |
п. 3 ст. 1391, |
||
(1.6) правильности классифицирования промышленного образца в соответствии с МКПО, осуществленного заявителем (или проводится такое классифицирование, если оно не сделано заявителем); |
|||
56. В ходе формальной экспертизы эксперт должен установить дату подачи заявки. |
п. 3 ст. 1377 Кодекса, п. 69 Регламента, |
||
57. Формальная экспертиза проводится по заявке без анализа сущности промышленного образца. |
|||
58. В ходе формальной экспертизы заявителю может быть направлен запрос по основаниям, предусмотренным Кодексом и Правилами. По поступившим в ответ на запрос запрашиваемым документам проводится проверка соответствия представленных документов Требованиям. |
п. 3 ст. 1391, |
||
59. В ходе формальной экспертизы рассматриваются заявления, ходатайства, предусмотренные пунктом 3 Правил, если они поданы. Правила проверки заявлений, ходатайств, представленных заявителем в инициативном порядке в процессе формальной экспертизы, изложены в разделе VII части II настоящего Руководства. |
|||
Срок первичной проверки на стадии формальной экспертизы |
|
||
60. Проверка (административное действие 2) проводится в срок, не превышающий двух месяцев со дня подтверждения факта уплаты установленных пошлин в соответствии с Положением о пошлинах. |
|||
Проверка соблюдения установленного порядка подачи заявки |
|
||
61. Заявка на выдачу патента Российской Федерации на промышленный образец должна быть подана в Роспатент заявителем, либо его представителем. При проверке соблюдения установленного порядка подачи заявки устанавливается, подана ли заявка на выдачу патента на промышленный образец надлежащим лицом: заявителем или его представителем. |
п. 1 ст. 1374 |
||
Проверка сведений о заявителе |
|
||
62. Заявитель - лицо, имеющее право на получение патента на промышленный образец в соответствии с Кодексом. Лица, имеющие право на получение патента, указаны в части I настоящего Руководства. При проверке принимаются во внимание приведенные в заявлении сведения о заявителе, сведения о полномочиях должностного лица, подписавшего заявление, сведения о назначении представителя, и их соответствие положениям Требований. При этом принимаются во внимание рекомендации, изложенные в части I настоящего Руководства. Сведения, подтверждающие право должностного лица выступать без доверенности от имени юридического лица - заявителя, могут быть получены в рамках межведомственного взаимодействия с Федеральной налоговой службой. Для целей подачи заявки документальное подтверждение наличия права на получение патента не требуется, поэтому при проведении экспертизы заявки на промышленный образец проверка наличия у лица, подавшего заявку, права на получение патента не осуществляется. Споры о праве на подачу заявки, о патентообладателе разрешаются в судебном порядке. В практике экспертизы имеют место (крайне редко) случаи поступления в Роспатент (ФИПС) корреспонденции по заявке, свидетельствующей о наличии у заявителя конфликта (спора), связанного с правом на получение патента. В такой корреспонденции может содержаться утверждение, что ранее поступившие от имени заявителя в Роспатент (ФИПС) документы по заявке на самом деле заявителем не направлялись, и что ранее направленные документы не следует принимать во внимание. В таких случаях эксперту не следует осуществлять какие-либо действия по заявке без согласования их с руководством Роспатента (ФИПС). |
ст. 53, п. 1 ст. 1374, ст. 1406 Кодекса, |
||
Проверка сведений о представителе |
|
||
63. В качестве представителей могут выступать представители по доверенности, в том числе патентные поверенные, законные представители. При проверке соблюдения установленного порядка подачи заявки принимаются во внимание рекомендации, изложенные в части I настоящего Руководства. |
п. 1, 2 ст. 1247 Кодекса, п. 22-37 Руководства |
||
64. Если в качестве представителя заявителя назначен патентный поверенный, проверяется наличие в заявлении отметки о статусе представителя и указание регистрационного номера патентного поверенного. На основании сведений, содержащихся в Реестре патентных поверенных, проверяется его регистрация по специализации "промышленные образцы". Если патентный поверенный не имеет регистрации в отношении объекта "промышленный образец" проверяется наличие правильно оформленной и нотариально удостоверенной доверенности, и соответствие действий такого представителя объему предоставленных ему полномочий. Если такая доверенность не представлена, она запрашивается. |
п. 28 Требований |
||
65. Если заявителем назначен иной представитель, не являющийся патентным поверенным, также проверяется наличие правильно оформленной и нотариально удостоверенной доверенности, и соответствие действий представителя объему предоставленных ему полномочий. |
|||
66. Если вместо оригинала доверенности заявитель указывает номер заявки, в которой находится ее ранее представленный оригинал (заверенная копия), и представляет копию доверенности, проверяется наличие оригинала в указанном месте его нахождения. |
п. 2 (3) Правил |
||
67. Если заявка подана законным представителем заявителя, проверяется наличие документов, подтверждающих статус такого представителя и его право действовать без доверенности. |
ст. 182 Кодекса, |
||
68. Если заявка подана лицом, уполномоченным выступать от имени юридического лица в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами, проверяется наличие подтверждающих документов. |
ст. 53 Кодекса |
||
Проверка наличия документов заявки, документов, прилагаемых к заявке, необходимых для предоставления ГУ по выдаче патента, и их соответствия предъявляемым к ним требованиям |
|
||
69. Проверка наличия документов заявки и их соответствия установленным требованиям состоит в проверке наличия документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 1377 Кодекса и в проверке их соответствия положениям пункта 1 Правил и положениям Требований. Раздел II Требований устанавливают общие правила, предъявляемые к оформлению всех документов заявки (так называемые технические требования), которые распространяются не только на первоначально поданные документы заявки, но и на исправленные документы заявки, представленные по запросу Роспатента (ФИПС). Кроме того, Требования содержат правила, по которым должен составляться каждый отдельный документ заявки из числа документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 1377 Кодекса. |
|||
70. В ходе формальной экспертизы эксперт должен проверить соответствие всех представленных документов заявки общим требованиям, предъявляемым к их оформлению, а затем проверить соответствие каждого отдельного документа заявки (заявления о выдаче патента, комплекта изображений изделия, чертежа общего вида изделия, конфекционной карты и описания промышленного образца) предъявляемым к ним специальным требованиям. Эксперту следует принимать во внимание, что заявитель представляет чертеж общего вида изделия, конфекционную карту, если они, по его мнению, необходимы для раскрытия сущности промышленного образца. В связи с этим отсутствие указанных документов в составе документов заявки не рассматривается на стадии формальной экспертизы как недостаток, который должен быть устранен. Аналогично, заявитель представляет документы заявки на машиночитаемом носителе (п. 14 Требований) по собственному желанию. Однако если эти документы представлены, эксперт обязан проверить соответствие представленных документов установленным требованиям. Рекомендации по проверке соответствия документов заявки предъявляемым к ним требованиям приведены ниже. |
п. 3 - 14 Требований |
||
71. Проверка наличия документов, прилагаемых к заявке, проводится с применением Правил. При проведении этой проверки следует принимать во внимание, что эти документы должны быть приложены к заявке только в том случае, если они необходимы для предоставления ГУ по выдаче патента. Вопрос об их необходимости решается в каждом конкретном случае. Так, например, состав требуемых документов, необходимых для подтверждения права представительствовать, решается в зависимости от того, кто является представителем заявителя по заявке (см. выше). Рекомендации по проверке документов, прилагаемых к заявке, изложены ниже. |
п. 2 Правил |
||
Проверка заявления о выдаче патента |
|
||
72. Заявление о выдаче патента на промышленный образец (далее - заявление, заявление о выдаче патента) должно быть составлено по форме, представленной в приложении N 1 к Правилам. Если формат графы заявления, поданного на бумажном носителе, не позволяет разместить предусмотренные Требованиями сведения в этой графе, допускается приведение сведений по той же форме, что и в заявлении, на дополнительном листе с указанием в соответствующей графе заявления: "см. продолжение на дополнительном листе". |
|||
73. Если в рамках административной процедуры приема и регистрации заявки принято заявление о выдаче патента, составленное не по форме, представленной в приложении N 1 к Правилам, заявителю в запросе предлагается представить заявление, составленное по форме. При этом при установлении даты подачи во внимание принимается первоначально представленное заявление. |
|
||
74. В практике экспертизы имеют место случаи, когда в рамках административной процедуры приема и регистрации заявки в электронной форме автоматически принимается заявление о выдаче патента, составленное с недостатками, являющимися основанием для отказа в приеме заявки в соответствии с Правилами. Такими недостатками могут быть наличие грифа "коммерческая тайна", поступление документов, не поддающихся прочтению ввиду технического сбоя, неполное либо некорректное указание имени заявителя и т.п. Причем если такое заявление принято автоматически, то в адрес заявителя автоматически направляется уведомление Роспатента (ФИПС) о приеме заявки и регистрации. Если заявка с таким заявлением передана в подразделение, к компетенции которого относится проверка уплаты пошлин и формальная экспертиза, заявителю незамедлительно должно быть направлено уведомление об отказе в приеме и регистрации заявки. В этом уведомлении заявитель информируется о причинах отказа в приеме и о том, что направленное автоматически уведомление о приеме заявки признано недействительным и отзывается. Заявителю следует разъяснить, что предоставление государственной услуги в электронной форме осуществляется в соответствии с Правилами и Требованиями. |
п. 12 Правил |
||
75. Проверка соответствия заявления установленным требованиям состоит в пошаговой проверке соблюдения правил заполнения граф заявления, установленных пунктами 15-31 Требований. |
|
||
Проверка изображений внешнего вида изделия |
|
||
76. Изображение (комплект изображений) внешнего вида изделия является главным правоустанавливающим документом заявки, содержащим информацию о заявленном промышленном образце. В соответствии с Кодексом охрана интеллектуальных прав на промышленный образец предоставляется на основании патента в объеме, определяемом совокупностью существенных признаков промышленного образца, нашедших отражение на изображениях внешнего вида изделия, содержащихся в патенте на промышленный образец. Изображения, представленные в составе документов заявки на дату ее подачи, прилагаются к выданному патенту. Роспатент (ФИПС) публикует в официальном бюллетене сведения о выдаче патента на промышленный образец, включающие изображения изделия, дающие полное представление обо всех существенных признаках промышленного образца. В связи с этим Кодекс предусматривает обязанность заявителя представить в составе документов заявки комплект изображений изделия, дающих полное представление о существенных признаках промышленного образца. |
п. 3 ст. 1354, |
||
77. Требования обязывают заявителя представить в составе документов заявки изображения внешнего вида изделия, которые содержат визуально воспринимаемую информацию о существенных признаках промышленного образца, и которые определяют испрашиваемый заявителем объем правовой охраны промышленного образца. Наличие такого требования не означает, что эксперт вправе требовать от заявителя включить в изображение внешнего вида изделия какие-либо признаки, являющиеся, по мнению эксперта, существенными и отсутствующие на изображении. Решение вопроса о том, какие признаки внешнего вида изделия должны быть представлены на изображениях, является прерогативой заявителя. Именно заявитель решает, с каким объемом прав он хочет получить патент. Указанное требование, предъявляемое к изображениям внешнего вида изделия, направлено на то, чтобы изображения внешнего вида изделия давали ясное представление об объеме интеллектуальных прав, которые испрашивает заявитель, и с которыми ему будет выдан патент. |
п. 32 (2) Требований |
||
78. Решение вопроса об объеме прав внешнего вида изделия тесно связано с понятием "изделие". В соответствии с Требованиями под изделиями понимается любое изделие промышленного или кустарно-ремесленного производства, в частности упаковка, этикетка, составное изделие, набор (комплект) изделий, шрифт, а также самостоятельная часть изделия.
Пример составного изделия приведен на фиг. 1. Под составным изделием понимается изделие, состоящие из компонентов, предназначенных для сборки составного изделия (например, модульные изделия, автомобили). Составное изделие может быть подвергнуто разборке и повторной сборке. |
п. 32 (1) Требований |
||
Фиг. 1. Составное изделие "Автомобиль".
Пример компонента для сборки приведен на фиг. 2. Под компонентом для сборки составного изделия понимается самостоятельная часть составного изделия, предназначенная для его сборки, которая может быть демонтирована без нарушения ее целостности и повторно использована для сборки составного изделия. |
|
||
Фиг. 2. Изделие - компонент для сборки "Крышка двигателя и воздухозаборника автомобиля"
Примеры изделий, являющихся самостоятельными частями внешнего вида целого изделия, представлены на фиг. 4 и фиг. 5. Под самостоятельной частью изделия понимается его обособленная часть, видимая в процессе обычной эксплуатации изделия, например, рисунок, графический символ, логотип, нанесенный на поверхность изделия; |
|
||
Фиг. 3. Изделие "Сумка" |
Фиг. 4 Изделие "Рисунок для сумки" |
Фиг. 5 Изделие "Рисунок для сумки (мотив)" |
|
Представленная на фиг. 3 сумка является целым изделием, внешний вид которого может получить правовую охрану в качестве промышленного образца. Могут получить правовую охрану в качестве промышленных образцов и решения внешнего вида обособленных частей этого изделия, например, внешний вид рисунка, нанесенного на боковую поверхность сумки (в размере раппорта), (фиг. 4) или внешний вид части этого рисунка (мотива рисунка), (фиг.5). Пример набора представлен на фиг. 6. К наборам (комплектам) относятся группы изделий, имеющих общее назначение, комплексное использование (например, мебельный гарнитур, сервиз) и единую стилистическую проработку, которая может быть выражена в единстве формообразования, цветового и графического оформления поверхностей изделий. Такой набор в соответствии с Требованиями рассматривается как самостоятельное изделие. |
|
||
Фиг. 6. Изделие "Чайный сервиз".
Внешний вид представленного на фиг. 6 сервиза в целом может получить правовую охрану в качестве промышленного образца (набор в целом). Решение вопроса о выборе изделия для получения охраны промышленного образца также является прерогативой заявителя. |
|
||
79. В качестве изображений могут быть представлены фотографии, рисунки изделий, в том числе выполненные средствами компьютерной графики, репродукции, или иными способами. Заявитель решает, какие изобразительные средства он будет использовать для получения правовой охраны промышленного образца. |
п. 32 (2) Требований |
||
80. Комплект изображений изделия, относящийся к одному промышленному образцу, должен содержать такое количество видов изображений, которое дает полное представление о совокупности существенных признаков промышленного образца, определяющей объем испрашиваемой заявителем правовой охраны, но не более семи; Вопрос о том, какое количество видов изображений следует представить, также решает заявитель. Однако это количество ограничено семью изображениями. Если заявитель представит более семи видов изображений, эксперт должен предложить заявителю внести изменения в комплект изображений - исключить из комплекта изображения, превышающие установленное предельное количество изображений. Пошлина за внесение таких изменений не взимается. При установлении даты подачи заявки принимается во внимание дата поступления первого комплекта документов. |
п. 32 (3) Требований |
||
81. Комплект изображений изделия, относящийся к одному объемному промышленному образцу, либо к части внешнего вида такого изделия, может содержать изображение общего вида изделия в ракурсе 3/4 спереди. Другие виды изображений, в частности, вид спереди, сзади, слева, справа, сверху, снизу, могут быть представлены по выбору заявителя. |
п. 32(4-6) Требований |
||
82. Для изделий швейной промышленности комплект изображений может быть представлен видами спереди и сзади, в частности, на манекене. |
п. 32(7) Требований |
||
83. Для плоскостного промышленного образца достаточно одного вида. |
п. 32 (8) Требований |
||
84. Если промышленный образец относится к текстильным изделиям с раппортным рисунком, на изображении должен быть представлен повторяющийся раппорт. |
п. 32 (9) Требований |
||
85. Каждое изделие группы промышленных образцов, представляющей собой набор (комплект), должно быть представлено отдельным комплектом изображений изделия, составленным по выбору заявителя. Группа промышленных образцов представляется комплектом изображений, включающим изображения набора в целом (для объемного промышленного образца - в виде набора в ракурсе 3/4 спереди и другие виды изображений набора в целом по выбору заявителя), и комплектами изображений каждого из изделий, относящихся к группе изделий, входящих в набор (комплект). |
п. 32(10) Требований |
||
86. Если общий вид набора (комплекта) изделий технически не может быть представлен на одном изображении в полном составе, допускается представление фрагментов набора (комплекта) на отдельных изображениях. |
п. 32(11) Требований |
||
87. Для изделий, которые могут закрываться, складываться, трансформироваться, могут быть представлены изображения этих изделий в закрытом и открытом виде по выбору заявителя, если он претендует на правовую охрану в отношении нескольких видов трансформации изделия. |
п. 32(12) Требований |
||
88. В случае если цветографическая (художественно-колористическая) проработка является одним из существенных признаков промышленного образца, все изображения должны быть представлены в цвете. |
п. 32(13) Требований |
||
89. Изображения изделия должны быть четкими, ясными, представленными на нейтральном фоне, без посторонних предметов, поясняющих надписей, стрелок, обозначений разрывов для длинномерных изделий и позволять без дополнительных разъяснений идентифицировать существенные признаки промышленного образца, определяющие эстетические особенности внешнего вида изделия как на освещенных, так и на теневых его сторонах. Если заявителем будут представлены изображения внешнего вида изделия, выполненные на фоне каких-либо других изделий, объектов живой природы и т.п. (невыполнение требования нейтрального фона), с поясняющими надписями или стрелками, эксперт должен предложить заявителю внести изменения в изображения и представить те же изображения патентуемого внешнего вида изделия, с которых удалены недопустимые элементы. Если заявителем будут представлены изображения с обозначениями разрывов, эксперт также должен предложить заявителю внести изменения в изображения и представить изображения внешнего вида изделия без обозначений разрывов. При этом могут возникнуть две ситуации. Разрыв может быть выполнен на изображениях длинномерного изделия. Такой разрыв показывает, что заявитель не претендует на конкретную длину изделия (длина является несущественным признаком). В этом случае представляется целесообразным рекомендовать заявителю представить заменяющие изображения, на которых обозначение разрыва будет обозначено пунктирной линией. Разрыв может быть также выполнен на изображениях изделий, которые невозможно отнести к длинномерным, а именно таких, как упаковка, бутылка, колбасное изделие и т.п. В таком случае разрыв характеризует возможность альтернативного выполнения заявленного изделия с различными размерными параметрами. В этой ситуации целесообразно рекомендовать заявителю представить заменяющие изображения, на которых все точки разрыва соединены линиями с образованием единого замкнутого контура с сохранением всех первоначальных параметров изображения изделия. За внесение таких изменений пошлина не взимается. При установлении даты подачи заявки во внимание принимается дата поступления первого комплекта изображений. В случае представления изображений изделий сложной формы, с развитой структурой соподчиненных элементов или крупноразмерных изделий при условии недостаточно полного отображения взаимосвязанных элементов формы или существенных характеристик изделия в результате недостаточного масштаба отображения допускается в составе допустимых семи изображений представление изображений фрагментов внешнего вида изделий в увеличенном виде. |
п. 32(14) Требований |
||
90. Для отображения на изображении изделия тех его частей (элементов) внешнего вида, на правовую охрану которых заявитель не претендует, допускается применение пунктирной линии. При этом та часть внешнего вида изделия, к которой относится заявленный промышленный образец, должна быть изображена сплошной линией. |
п. 32(15) Требований |
||
91. Изображения, относящиеся к одному промышленному образцу, должны быть пронумерованы в следующем порядке: общий вид, другие виды, изображение ближайшего аналога (если оно представлено заявителем). Для каждого промышленного образца группы изображения нумеруются соответственно. На лицевой стороне листов, содержащих изображения (для фотографий - на их оборотной стороне), должны быть указаны: - название промышленного образца, - номер промышленного образца в группе, если заявлена группа промышленных образцов, - номер изображения, в группе изображений, относящихся к одному промышленному образцу, а также пояснение: "общий вид" или "вид сбоку" или "вид спереди" или "вид сзади" или "вид сверху". Эксперт отдела формальной экспертизы должен проставить на изображениях дату, на которую они представлены заявителем. Если изображения поданы при подаче заявки, следует указать дату прием заявки, проставленную при приеме заявки на заявлении о выдаче патента. |
п. 32(16) Требований |
||
92. Изображения в виде фотографий представляются размером 18 х 24 см, другие изображения - в формате А4. Для небольших по габаритам изделий (например, наручных (карманных) часов, микрокалькуляторов, карманных зажигалок) могут быть представлены изображения малого формата размером 13 х 18 см или 9 х 12 см. Изображения малого формата представляются наклеенными или выполненными на листах бумаги с соблюдением требований, предусмотренных подпунктом 4 Требований к документам заявки. |
п. 32(17) Требований |
||
93. Качество представленных изображений должно давать ясное и четкое представление о существенных признаках промышленного образца и позволять репродуцировать изображения. Если на изображениях внешний вид изделия представлен недостаточно четко и такое качество изображений препятствует однозначной идентификации признаков внешнего вида изделия, эксперт может предложить заявителю представить более качественные изображения, не изменяющие совокупность первоначально представленных признаков внешнего вида изделия. |
|
||
Проверка чертежа общего вида изделия, конфекционной карты |
|
||
94. Чертежи общего вида изделия и конфекционные карты относятся к поясняющим материалам, и представляются заявителем при подаче заявки по собственной инициативе, если по мнению заявителя они необходимы для понимания сущности промышленного образца. |
п. 33 Требований п. 2 ст. 1377 Кодекса |
||
95. Чертеж общего вида изделия представляется в случае, когда он необходим для определения габаритов изделия, соотношений размеров внешнего вида изделия или его элементов. |
п. 33(1) Требований |
||
96. Конфекционная карта (образцы текстильных, трикотажных материалов, кожи, фурнитуры, отделки и других, рекомендуемого для изготовления изделия) представляется в том случае, если промышленный образец относится к изделиям легкой и текстильной промышленности. Образцы материалов с повторяющимся рисунком (декоративных материалов, ковровых покрытий, тканей и др.) представляются в размере раппорта каждого рисунка. |
п. 33(2) Требований |
||
97. Элементы на чертежах обозначаются арабскими цифрами. Один и тот же элемент на нескольких чертежах обозначается одной и той же цифрой. Пояснения, относящиеся к обозначенным на чертеже элементам, могут быть представлены на усмотрение заявителя на самом чертеже или в описании промышленного образца. Изображение на чертеже может быть представлено в прямоугольных (ортогональных) проекциях (в различных видах, разрезах и сечениях). Для наглядности допускается его представление в аксонометрической проекции. Каждый элемент на чертеже выполняется пропорционально всем другим элементам, за исключением случаев, когда для четкого изображения элемента необходимо различие пропорций. Каждый чертеж должен быть пронумерован как фигура (например, фигура 1, фигура 2) в порядке единой нумерации, независимо от вида изображения в соответствии с очередностью их упоминания в тексте описания промышленного образца. Каждый чертеж должен представляться на отдельном листе, в правом верхнем углу которого должно быть приведено название промышленного образца. Если заявлена группа промышленных образцов, указывается название промышленного образца группы, к которому он относится. |
п. 33(3) Требований |
||
98. Чертежи не имеют правоустанавливающего значения, не публикуются в официальном бюллетене и не прикладываются к патенту. Поэтому, если представленные заявителем чертежи выполнены не в полном соответствии с правилами, имеют недостатки, но такие особенности чертежей не препятствуют их использования для понимания сущности промышленного образца, либо существенные признаки промышленного образца можно идентифицировать, не используя чертежи, эксперт не должен направлять заявителю запрос с предложением представить исправленные чертежи. И наоборот, если без чертежей не представляется возможном определить существенные признаки промышленного образца, либо недостатки чертежа не позволяют это сделать, эксперт на стадии экспертизы по существу вправе направить заявителю запрос с предложением представить необходимые чертежи. На стадии формальной экспертизы заявителю может быть направлен запрос с предложением представить исправленный чертеж в том случае, если данное требование не является единственным основанием для запроса. Аналогичные рассуждения применимы и к конфекционным картам. |
п. 33(3) Требований |
||
Проверка описания промышленного образца |
|
||
99. Описание промышленного образца предназначено для раскрытия в словесной форме признаков внешнего вида изделия, заявляемого в качестве промышленного образца, представленного на изображениях. Описание не имеет правоустанавливающего значения, оно помогает эксперту при необходимости вести диалог с заявителем в тех терминах, которые заявитель использует для характеристики внешнего вида изделия. Описание, составленное в полном соответствии с Требованиями, позволяет эксперту лучше понять природу заявленного промышленного образца. Пониманию способствует название промышленного образца, характеристика назначения и области применения промышленного образца, аналогов, указание индекса классификации промышленного образца по МКПО. Важнейшее значение имеет словесное описание внешнего вида изделия, представленного на изображениях, признаками промышленного образца с выделением существенных, по мнению заявителя, признаков промышленного образца, определяющих его сущность. В описании должны быть использованы такие словесные характеристики признаков, которые позволяют однозначно идентифицировать описанный признак с соответствующим визуально воспринимаемым признаком на изображениях изделия. |
п. 34(1) Требований |
||
100. Требования являются детальной инструкцией по составлению описания. Однако не все требования являются равнозначными с точки зрения последствий их невыполнения. Заявитель в соответствии с Требованиями должен указать в описании классификационный индекс промышленного образца по МКПО. Однако отсутствие индекса в описании не может служить самостоятельным основанием для запроса, т. к. окончательную классификацию осуществляет эксперт. |
п. 34 Требований |
||
101. Приведенный в описании перечень существенных признаков промышленного образца не имеет правоустанавливающего, т.е. обязательного для эксперта значения. Составленный заявителем перечень имеет практическое значение для целей проверки патентоспособности промышленного образца, помогает эксперту правильно строить диалог с заявителем. Однако в связи с тем, что выявление существенных признаков промышленного образца в процессе экспертизы является обязанностью и прерогативой эксперта, отсутствие в описании указание на существенные признаки промышленного образца не следует рассматривать как основание для направления запроса. |
п. 34 (8) Требований |
||
102. Для целей предоставления правовой охраны промышленного образца важное значение имеет название промышленного образца, поэтому требования, предъявляемые к названию, должны быть выполнены заявителем обязательно. |
п. 25 Требований |
||
103. Для характеристики названия промышленного образца рекомендуется использовать общепринятое наименование изделия, к которому относится промышленный образец, при этом может быть использовано видовое наименование изделия. Название промышленного образца должно отвечать следующим требованиям: - название промышленного образца должно быть кратким, точным и отражающим назначение изделия; - название промышленного образца должно излагаться в единственном числе (исключение составляют названия, которые в соответствии с правилами грамматики или общепринято употребляются во множественном числе); - если промышленный образец относится к внешнему виду недемонтируемой части изделия, в названии промышленного образца следует указать наименование части изделия и наименование целого изделия с указанием на то, что в качестве промышленного образца заявлено решение внешнего вида части изделия; - если промышленный образец относится к компоненту для сборки составного изделия, указание в названии промышленного образца наименования составного изделия не является обязательным; - специальные названия излагаются в следующей последовательности: указание родового понятия (например, "станок"), затем видового понятия (например, "токарный"), после чего в случае необходимости указывается специальное назначение или специальное название (например, "для изготовления оптических приборов"); - название промышленного образца, относящегося к набору (комплекту), должно начинаться со слов "набор", "комплект"; - название группы промышленных образцов, относящихся к целому изделию (набору, комплекту) и его части (отдельному изделию набора, комплекта), должно содержать наименование изделия в целом с указанием в скобках "изделие в целом" и наименование его части с указанием в скобках "самостоятельная часть изделия"; - в названии промышленного образца не рекомендуется использовать личные имена, аббревиатуры и другие словесные обозначения, которые не являются частью общепринятого наименования изделия и не служат целям его идентификации; - в названии промышленного образца не допускается использование личных имен, аббревиатур и других словесных обозначений, способных ввести потребителя в заблуждение в отношении заявителя (патентообладателя) при использовании изделия. Невыполнение требований, предъявляемых к названию, является основанием для запроса на стадии формальной экспертизы. |
|||
104. Для целей предоставления правовой охраны может иметь значение описание области применения промышленного образца. В соответствии с Требованиями в частях описания промышленного образца, относящихся к назначению и области применения промышленного образца, приводятся сведения о назначении изделия, к которому относится промышленный образец, областях применения изделия и указываются преимущественные области применения. Невыполнение этого требования также может являться основанием для запроса на стадии формальной экспертизы, если название промышленного образца неоднозначно характеризует его назначение. |
п. 34(5) Требований |
||
105. Еще одним безусловным основанием для запроса может послужить невыполнение требований, предъявляемых к изложению перечня изображений, чертежей, конфекционных карт. В частях описания промышленного образца, касающихся перечня изображений внешнего вида изделия, чертежей общего вида изделия и конфекционных карт, если таковые представлены, должны быть перечислены все представленные изображения внешнего вида изделия, чертежи общего вида изделия, конфекционные карты в полном соответствии с их нумерацией, указанной на них, и должно быть приведено краткое указание того, что изображено на каждом из них. Если заявлена группа промышленных образцов, то изображения внешнего вида каждого изделия, чертежи общего вида изделия, конфекционные карты перечисляются в соответствии с их нумерацией и сопровождаются кратким указанием того, что изображено или представлено на каждом из них, с выделением информации, касающейся каждого промышленного образца группы заголовком, указывающим на то, к какой группе промышленных образцов относятся представленные изображения внешнего вида изделия, чертеж, конфекционные карты; |
п. 34(7) Требований |
||
106. Основанием для запроса является отсутствие в описании словесного описания внешнего вида изделия, представленного на изображениях, признаками промышленного образца. |
п. 34(8) Требований |
||
107. Если заявлена группа промышленных образцов, соответствующие сведения приводятся в отношении каждого промышленного образца группы. |
|
||
108. При проверке описания проверяется соответствие сведений, относящихся к заявляемому промышленному образцу, представленных в описании, в заявлении, на изображениях внешнего вида изделия, или на чертежах. В частности, проверка проводится в отношении указания названия промышленного образца, приведенного в соответствующей графе заявления о выдаче патента, в описании и на лицевой стороне листов, содержащих изображения изделия, к которому относится заявляемый промышленный образец, а также на чертежах, если они представлены. |
п. 25 Требований |
||
109. Проверяется очередность упоминания в описании изображений внешнего вида изделия, чертежей общего вида изделия и конфекционных карт, если таковые представлены, соответственно их нумерации, и наличие краткого описания того, что изображено или представлено на каждом из них. |
п. 34(7) Требований |
||
110. В отношении упомянутого в описании аналога промышленного образца проверяется наличие указания на непубликуемые сведения, например, на заявку на промышленный образец, по которой принято решение об отказе. При наличии таких сведений заявитель информируется в очередном, направляемом в адрес заявителя документе о том, что в случае выдачи по заявке патента данная информация не будет предоставлена третьим лицам на ознакомление в порядке, установленном пунктом 2 статьи 1394 Кодекса. |
п. 34 (6) Требований |
||
111. Если установлено, что заявка на промышленный образец содержит сведения, составляющие государственную тайну, рассмотрение Роспатентом заявки приостанавливается на срок проведения проверки заявки в компетентном органе. |
п. 5 постановления Правительства от 24 декабря 2007 г. N 928 |
||
Проверка соблюдения порядка испрашивания конвенционного приоритета по заявке |
|
||
112. Приоритет промышленного образца может быть установлен по дате подачи первой заявки на промышленный образец в государстве - участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности (конвенционный приоритет) при условии подачи в Роспатент заявки на промышленный образец в течение шести месяцев с указанной даты. |
ст. 1382 Кодекса, Раздел IV части II Руководства |
||
113. Заявитель, желающий воспользоваться правом конвенционного приоритета, уведомляет об этом Роспатент путем указания в соответствующей графе заявления о выдаче патента номера и даты подачи первой заявки, кода страны подачи первой заявки, а также простановки соответствующей отметки в отношении основания для установления конвенционного приоритета, предусмотренного статьей 1382 Кодекса. |
п. 31 Требований |
||
114. При отсутствии в заявлении о выдаче патента просьбы заявителя об установлении конвенционного приоритета, соответствующая просьба может быть изложена в ходатайстве об установлении конвенционного приоритета. Ходатайство должно быть подано заявителем в Роспатент до истечения двух месяцев со дня подачи заявки. В ходатайстве об установлении конвенционного приоритета должны быть приведены все сведения, необходимые для установления конвенционного приоритета, предусмотренные формой заявления о выдаче патента. Ходатайство об установлении конвенционного приоритета подается в произвольной форме |
п. 2 ст. 1382 Кодекса, п. 3 (1), п. 6 Правил |
||
115. Поскольку правом конвенционного приоритета в отношении заявок, поданных в Роспатент, могут воспользоваться только иностранные заявители, ходатайство должно быть подписано зарегистрированным в Роспатенте патентным поверенным, в качестве представителя иностранного заявителя. Ходатайство может быть подписано иностранным заявителем, если международным договором Российской Федерации предусмотрена возможность ведения дел с Роспатентом непосредственно национальными заявителями такого государства, патентным поверенным такого государства. |
п. 3(1) Правил |
||
116. Если заявка с испрашиванием конвенционного приоритета подана с превышением установленного шестимесячного срока, представляется ходатайство о продлении срока ее подачи. Срок подачи заявки может быть продлен Роспатентом, но не более чем на два месяца. |
|||
117. Ходатайство о продлении срока подачи заявки составляется в произвольной форме с указанием не зависящих от заявителя обстоятельств, воспрепятствовавших подаче заявки в указанный шестимесячный срок. |
п. 3 (2) Правил |
||
118. Ходатайство о продлении срока подачи заявки подписывается в том же порядке, что и ходатайство об установлении конвенционного приоритета. Ходатайство подается при подаче заявки или в течение двух месяцев со дня подачи заявки в Роспатент. |
|||
119. Заверенная копия первой заявки, поданной в государстве - участнике Парижской конвенции, может быть представлена заявителем до истечения трех месяцев со дня подачи заявки в Роспатент. |
п. 2 ст. 1382 Кодекса |
||
120. Допускается более позднее представление заверенной копия первой заявки, при условии подачи заявителем ходатайства о признании права конвенционного приоритета. Ходатайство должно быть подано до истечения трехмесячного срока со дня подачи заявки в Роспатент. Ходатайство о признании права конвенционного приоритета должно быть оформлено на бланке, приведенном в приложение N 3 к Правилам. |
|||
121. К ходатайству о признании права конвенционного приоритета должен быть приложен документ, подтверждающий, что копия первой заявки запрошена заявителем в патентном ведомстве государства - участника Парижской конвенции в течение восьми месяцев с даты подачи первой заявки. |
п. 3 (3) Правил |
||
122. Ходатайство о признании права конвенционного приоритета подписывается в том же порядке, что и ходатайство об установлении конвенционного приоритета. |
п. 3 (1) Правил |
||
123. За совершение юридически значимых действий, связанных с продлением срока подачи заявки с испрашиванием конвенционного приоритета, взимается пошлина. |
подпункт 1.15.4 приложения N 1 к Положению о пошлинах |
||
124. На стадии формальной экспертизы проверяется следующее: |
|
||
- наличие в заявлении просьбы заявителя об установлении конвенционного приоритета и указание в соответствующей графе данных о первой заявке и кода страны подачи первой заявки; |
п. 31 Требований |
||
- соблюдение шести месячного срока подачи в Роспатент заявки, по которой испрашивается конвенционный приоритет, исчисляемый с даты подачи первой заявки; |
|
||
- если копия первой заявки представлена, проверяется наличие реквизитов подтверждающих, что копия изготовлена ведомством первой подачи; |
|
||
- при поступлении ходатайств, касающихся установления конвенционного приоритета -соблюдение установленного срока их подачи и соответствие предъявляемым требованиям. |
п. 135 (2) Регламента |
||
125. В случае нарушения порядка испрашивания конвенционного приоритета или в случае выявления недостатков оформления представленных документов заявитель уведомляется о нарушениях и (или) недостатках в очередном, направляемом в его адрес документе. Если не истек срок представления необходимых для установления конвенционного приоритета документов, заявителю предлагается их представить. При этом заявитель информируется о том, что копия первой заявки должна быть представлена до истечения трех месяцев со дня подачи заявки, по которой испрашивается конвенционный приоритет и о возможности более позднего представления копии первой заявки в порядке, предусмотренном пунктами 120, 121 настоящего Руководства. Если указывается на необходимость подачи одного из указанных выше ходатайств, заявителю сообщается дата, на которую истекает установленный срок подачи запрашиваемого ходатайства. |
п. 29 (4) Правил |
||
126. В отношении ходатайства о продлении срока подачи заявки, поданного в установленный срок, проводится проверка уплаты пошлины. Проверка уплаты пошлины проводится в соответствии с частью IV настоящего Руководства. |
п. 19 Правил, подпункт 1.15.4 Приложения к Положению о пошлинах |
||
127. Если заявителем подано одно из указанных ходатайств, проверка проводится в следующие сроки: - для ходатайства об установлении конвенционного приоритета - в течение месяца со дня его поступления; - для ходатайства о продлении срока подачи заявки либо о признании права конвенционного приоритета - в течение месяца, после установления факта уплаты пошлины. |
п. 137 Регламента |
||
128. По результатам проверки заявитель уведомляется об удовлетворении или об отказе в удовлетворении ходатайства. Соответствующее уведомление может быть включено в состав очередного документа экспертизы, направляемого заявителю в процессе формальной экспертизы, либо направлено в качестве самостоятельного документа экспертизы. |
п. 166 Регламента |
||
Проверка Требований к Согласию на обработку персональных данных |
|
||
129. Если заявка подана представителем заявителя по доверенности, не являющимся патентным поверенным, законным представителем, к заявлению о выдаче патента должно быть приложено согласие представителя на обработку его персональных данных, составленное по форме, представленной в приложении N 2 к Правилам. Если согласие не представлено, заявителю направляется запрос с предложением представить согласие. |
п. 2(1) Правил |
||
Документы, подтверждающие обоснованность включения в промышленный образец некоторых элементов |
|
||
130. Если элементом промышленного образца является дата основания производства самого изделия или продукта, для которого изделие служит тарой, упаковкой или этикеткой, заявитель должен приложить к заявлению о выдаче патента документальное подтверждение даты основания производства. Если элементами промышленного образца являются изображения наград, присужденных заявителю или производимому заявителем изделию, заявитель должен приложить к заявлению о выдаче патента документы, подтверждающие права заявителя на награды (факт награждения заявителя, изделия). |
п. 2(4) Правил |
||
131. Заявитель вправе включить в промышленный образец официальные символы, наименования и отличительные знаки либо их имитации, узнаваемые части официальных символов, наименований и отличительных знаков при условии, что на это имеется согласие соответствующего компетентного государственного органа. Если промышленный образец содержит какой-либо из указанных элементов, заявитель должен приложить к документам заявки документальное подтверждение согласия соответствующего компетентного государственного органа, органа международной или межправительственной организации на включение в промышленный образец в качестве неохраняемого элемента обозначений, включающих, воспроизводящих или имитирующих официальные символы, наименования или отличительные знаки, либо их узнаваемые части, к которым относятся: государственные символы и знаки; сокращенные или полные наименования международных или межправительственных организаций, их флаги, гербы, другие символы и знаки; официальные гарантийные или пробирные клейма, печати, награды. |
п. 2 ст. 1231.1 Кодекса, п. 2(5) Правил |
||
132. Заявитель вправе включить в промышленный образец элемент, представляющий собой официальное наименование или изображение особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации либо объекта всемирного культурного или природного наследия, а также культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах при условии, что на это имеется согласие соответствующего компетентного государственного органа. Если промышленный образец содержит какой-либо из указанных элементы, заявитель должен приложить к документам заявки документальное подтверждение согласия собственника или лица, уполномоченного собственником, на включение в промышленный образец элемента, тождественного или сходного до степени смешения с официальным наименованием или изображением особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации либо объекта всемирного культурного или природного наследия, культурной ценности, хранящейся в коллекции, собрании или фонде. |
п. 4 ст. 1483 Кодекса, п. 2(6) Правил |
||
133. Заявитель вправе включить в промышленный образец элемент, тождественный или сходный до степени смешения с названием известного в Российской Федерации на дату подачи заявки произведения науки, литературы или искусства, с персонажем или цитатой из такого произведения, с произведением искусства или его фрагментом, права на которые возникли ранее даты приоритета промышленного образца. Если промышленный образец содержит какой-либо из указанных элементов, заявитель должен приложить к документам заявки документальное подтверждение согласия обладателя авторского права или его правопреемника на включение в промышленный образец элемента, тождественного или сходного до степени смешения с названием известного в Российской Федерации на дату подачи заявки произведения науки, литературы или искусства, с персонажем или цитатой из такого произведения, с произведением искусства или его фрагментом, права на которые возникли ранее даты приоритета промышленного образца. |
п. 9 (1) ст. 1483 Кодекса, п. 2(7) Правил |
||
134. Заявитель вправе включить в промышленный образец элемент, представляющий собой имя, псевдоним или производное от них обозначение, портрет или факсимиле известного в Российской Федерации лица на дату подачи заявки на промышленный образец. Если промышленный образец содержит какой-либо из указанных элементов, заявитель должен приложить к документам заявки документальное подтверждение согласия соответствующего лица или его наследника на включение в промышленный образец элемента, тождественного или сходного до степени смешения с именем, псевдонимом или производным от них обозначением, портретом или факсимиле известного в Российской Федерации лица на дату подачи заявки на промышленный образец. |
п. 5 ст. 1352, п. 9 (2) ст. 1483 Кодекса, п. 2(8) Правил |
||
135. Если указанные документы или их копии заявителем представлены, эксперт должен убедиться в том, что они надлежаще оформлены. В частности, такие документы должны быть подписаны уполномоченным лицом с соблюдением правил, предусмотренных для подписания заявления о выдаче патента. Сведения, подтверждающие право лица, занимающего определенную должность, выступать без доверенности от имени юридического лица - заявителя, могут быть получены в рамках межведомственного взаимодействия с ФНС. Если представлена копия соответствующего документа, она должна быть нотариально удостоверена. Соблюдение общих правил, предъявляемые к оформлению всех документов заявки (так называемых технических требований), осуществляется в соответствии с положениями Раздела II Требований. Если представленные документы не надлежаще оформлены, по заявке направляется запрос. Вместе с тем, если указанные документы не представлены, эксперт на стадии формальной экспертизы не запрашивает эти документы, передавая решение вопроса об их необходимости на стадию экспертизы по существу. |
|||
Переводы документов |
|
||
136. Заявление о выдаче патента на промышленный образец заявитель должен представить на русском языке. Прочие документы заявки заявитель вправе представить на другом языке. Если документы заявки представлены на другом языке, к заявке должен быть приложен их перевод на русский язык. В случае, если перевод не представлен, на стадии формальной экспертизы заявителю направляется зарос перевода. |
п. 2 ст. 1374 Кодекса, п. 3 Требований, п. 2(9) Правил |
||
Проверка соблюдения требования единства промышленного образца |
|
||
137. Заявка на промышленный образец должна относиться к одному промышленному образцу или к группе промышленных образцов, связанных между собой настолько, что они образуют единый творческий замысел (требование единства промышленного образца). |
п. 1 ст. 1377 Кодекса, п. 2 Требований |
||
138. Заявка на промышленный образец относится к одному промышленному образцу, если в ней представлен один промышленный образец, являющийся решением внешнего вида одного изделия. Одно изделие - это целое изделие, в частности составное, или набор (комплект) изделий, или шрифт, или самостоятельная часть изделия, в частности, компонент для сборки в составное изделие, рисунок для изделия. Примеры изделий приведены в пункте 78 настоящего Руководства. |
п. 32(1) Требований |
||
139. Заявка на промышленный образец признается относящейся к группе промышленных образцов, связанных между собой настолько, что они образуют единый творческий замысел (соответственно, требование единства промышленного образца считается выполненным), если: - группа состоит из промышленного образца, относящегося к набору (комплекту) изделий в целом, и из одного или нескольких промышленных образцов, относящихся к изделиям, входящим в набор, - группа состоит из нескольких промышленных образцов, являющихся вариантами решения внешнего вида изделия, отличающимися несущественными признаками и (или) признаками, определяющими сочетание цветов. Промышленные образцы группы должны относиться к одному классу МКПО. |
п. 2 Требований |
||
140. На стадии формальной экспертизы проверяется соблюдение требования единства промышленного образца без анализа сущности заявленного промышленного образца (промышленных образцов заявленной группы). В связи с этим эксперт при проведении формальной экспертизы обязан выявить только случаи явного нарушения требования единства промышленного образца. К явным случаям нарушения требования единства относятся случаи объединения, явно не предусмотренные Требованиями. Например, объединение в одной заявке промышленных образцов, один из которых относится к внешнему вида целого изделия, а другой к внешнему виду части того же изделия. |
п. 21 Правил |
||
Пример 1. Требование единства промышленного образца не выполнено в случае объединения в одной заявке изделия в целом и его части.
Фиг. 7 - Изделия "Сковородка с ручкой" и "Ручка" |
|
||
Фиг. 8 - Изделие "Баллон для газа и его части".
|
|
||
Пример 2. Требование единства промышленного образца не выполнено в случае объединения в одной заявке группы промышленных образцов, заявленных в качестве вариантных решений, отличающихся различной стилистической проработкой. |
|
||
Фиг. 9 - Изделия "Стул" и "Кресло складное"
|
|
||
141. Если в результате проверки установлено, что заявка подана с нарушением требования единства промышленного образца, заявителю в двухмесячный срок со дня начала формальной экспертизы направляется уведомление о нарушении требования единства промышленного образца, в котором предлагается в трехмесячный срок со дня направления указанного уведомления сообщить, в отношении какого из промышленных образцов следует проводить экспертизу заявки по существу. |
п. 23 Правил |
||
142. В уведомлении также приводятся следующие сведения: 1) о том, что, если запрашиваемая информация не будет представлена в установленный срок, экспертиза заявки по существу будет проводиться в отношении промышленного образца, указанного в описании и на изображениях первым, или группы промышленных образцов, отвечающих требованию единства промышленного образца с промышленным образцом, указанным в заявке первым; 2) о праве заявителя представить в установленный срок составленное в произвольной форме ходатайство о пересмотре вывода экспертизы о нарушении требования единства промышленного образца с приведением доводов и разъяснений, подтверждающих, по мнению заявителя, соблюдение требования единства промышленного образца; 3) о праве заявителя представить в установленный срок ходатайство, предусмотренное подпунктом 4 пункта 3 Правил, направленное на приведение заявки в соответствие с требованием единства промышленного образца; 4) о том, что в отношении промышленных образцов, содержащихся в заявке и не удовлетворяющих требованию единства промышленного образца, заявитель может подать выделенные заявки. В уведомлении заявителя целесообразно проинформировать о том, что по выделенной заявке в соответствии с п. 4 статьи 1381 Кодекса будет сохранена дата приоритета, установленная по первоначальной заявке при условии, что на дату подачи выделенной заявки первоначальная заявка не отозвана и не признана отозванной и выделенная заявка подана до того, как исчерпана возможность подать возражение на решение об отказе в выдаче патента по первоначальной заявке, либо до регистрации промышленного образца, если по первоначальной заявке принято решение о выдаче патента. |
|||
143. О выявленном несоблюдении требования единства промышленного образца заявитель может быть уведомлен в запросе, направляемом при наличии оснований для запроса. В этом случае упомянутые выше сведения включаются в содержание запроса. |
|||
144. Если заявитель не сделал выбор, в отношении какого из промышленных образцов следует проводить экспертизу заявки по существу, и не сообщил об этом в трехмесячный срок со дня направления уведомления о нарушении требования единства, экспертиза заявки по существу проводится в отношении промышленного образца, указанного в описании и на изображениях первым, или группы промышленных образцов, отвечающих требованию единства промышленного образца с промышленным образцом, указанным в заявке первым. Продление срока ответа на уведомление о нарушении требования единства промышленного образца нормативными документами не предусмотрено. |
п. 25 Правил |
||
145. Вместо указанного сообщения заявитель вправе подать в установленный срок ходатайство о внесении исправлений в комплект изображений, составленное по форме, представленной в приложении N 4 к Правилам, с приложением заменяющих листов изображений промышленных образцов, в отношении которых следует проводить экспертизу заявки по существу. |
п. 3 (4) Правил |
||
146. Заявитель вправе представить в указанный срок составленное в произвольной форме ходатайство о пересмотре вывода экспертизы о нарушении требования единства промышленного образца с приведением доводов и разъяснений, подтверждающих, по мнению заявителя, соблюдение требования единства промышленного образца. Доводы и разъяснения заявителя, подтверждающие, по его мнению, соблюдение требования единства промышленного образца, рассматриваются на стадии экспертизы заявки по существу, о чем заявитель информируется в уведомлении о положительном результате формальной экспертизы. |
|||
Положительный результат первичной проверки на стадии формальной экспертизы |
|
||
147. Если в результате первичной проверки установлено, что документы, необходимые для предоставления государственной услуги, представлены и соответствуют предъявляемым к ним законодательством Российской Федерации требованиям, заявителю в срок, не превышающий двух месяцев со дня завершения с положительным результатом проверки уплаты пошлин, направляется уведомление о положительном результате формальной экспертизы. Если в результате проверки установлено, что документы, необходимые для предоставления государственной услуги, не представлены и (или) не соответствуют предъявляемым к ним законодательством Российской Федерации требованиям, заявителю в срок, не превышающий двух месяцев со дня завершения с положительным результатом проверки уплаты пошлин, направляется запрос исправленных и недостающих документов (далее - запрос документов) с указанием обнаруженных недостатков, приведением необходимых аргументов правового характера и предложением представить в течение трех месяцев со дня направления запроса документы. Если в результате проверки установлено, что нарушено требование единства промышленного образца, в запрос может быть включено предложение сообщить, какой из заявленных промышленных образцов (какая группа промышленных образцов, отвечающих требованию единства) должен рассматриваться. В этом случае уведомление о нарушении требования единства как самостоятельный документ заявителю не направляется. Информация, предусмотренная пунктом 24 Правил, направляется в запросе. |
п. 72 Регламента, |
||
Запрос дополнительных материалов и проверка соблюдения порядка их представления по запросу экспертизы |
|
||
Основания и сроки направления запроса формальной экспертизы |
|
||
148. Запрос дополнительных материалов направляется, если в процессе формальной экспертизы установлено, что отсутствуют документы, необходимые для предоставления государственной услуги, либо документы представлены, но не соответствуют предъявляемым требованиям, либо выявлены иные обстоятельства, препятствующие завершению формальной экспертизы с положительным результатом или проведению экспертизы по существу и принятию решений. При наличии таких обстоятельств заявителю в срок, не превышающий двух месяцев со дня начала формальной экспертизы, направляется запрос, предусмотренный Кодексом и Правилами. |
п. 3 ст. 1384 Кодекса, п. 28 Правил |
||
149. Основаниями для запроса документов являются: |
|
||
(1.1) отсутствия, по крайней мере, одного из документов заявки, которые заявитель должен представить в соответствии с пунктом 2 Требований и в соответствии с пунктом 2 Правил; |
|||
(1.2) несоответствие представленных документов требованиям, предусмотренным Кодексом, Требованиям и Правилам, если невыполнение этих требований препятствует завершению формальной экспертизы с положительным результатом, проведению экспертизы по существу и принятию решений, внесению сведений в Государственный реестр промышленных образцов, официальной публикации сведений о выдаче патента, выдаче патента, ознакомлению с документами заявки, в том числе третьих лиц после выдачи патента, хранению, репродуцированию; |
ст. 1374, 1377 Кодекса, п. 29 (2) Правил, п. п. 3-34 Требований |
||
(1.3) нарушение установленного порядка подачи заявки; |
ст. 1247 Кодекса, |
||
(1.4) нарушение порядка и правил испрашивания более раннего приоритета по заявке. Замечания, касающиеся порядка и правил испрашивания более раннего приоритета направляются только в том случае, если имеются иные основания для запроса. Если иные основания для запроса не имеются, указанные замечания направляются в уведомлении о завершении формальной экспертизы с положительным результатом или другом документе экспертизы. |
ст. 1382 Кодекса, п. 31 Требований, п. 29 (4) Правил, п. 125 Руководства |
||
(1.5) наличие в заявке указаний на невозможность публикации тех или иных содержащихся в ней сведений, за исключением сведений об авторах, представивших просьбу не публиковать сведения о них при публикации сведений о патенте; |
п. 29 Требований |
||
(1.6) наличие противоречивых сведений в документах заявки, предусмотренных Правилами (название промышленного образца, приведенное в заявлении, не соответствует названию, приведенному в описании или не соответствует изображению; изображения, чертежи изделия не соответствуют друг другу или описанию промышленного образца и т.п.); |
|
||
(1.7) наличие сведений и реквизитов, достоверность которых вызывает обоснованные сомнения. |
|
||
150. Запрос направляется заявителю в двухмесячный срок со дня начала формальной экспертизы. В запросе указываются выявленные недостатки со ссылками на положения нормативных правовых актов, в соответствии с которыми запрашиваются документы, и предлагается представить недостающие или исправленные документы в течение трех месяцев со дня направления запроса. |
п. 3 ст. 1384 Кодекса, п. 28, 30 Правил |
||
151. В запросе заявитель должен быть уведомлен о том, что: 1) представленные в составе запрашиваемых документов дополнительные материалы не должны изменять заявку по существу (ст. 1378 Кодекса); 2) если ответ на запрос документов не будет представлен в трехмесячный срок с даты направления запроса или заявитель не подаст ходатайство о продлении срока, по заявке будет принято решение о признании заявки отозванной; 3) запрашиваемые документы представляются на ознакомление третьим лицам в соответствии со статьей 1394 Кодекса. Запрос должен соответствовать другим требованиям, изложенным в пункте 368 настоящего Руководства. |
|||
Проверка дополнительных материалов |
|
||
152. Если запрашиваемые документы представлены заявителем в ответ на запрос, проводится проверка соблюдения срока их представления и проверка соответствия представленных документов требованиям Кодекса, Правил и Требований. Дополнительные материалы, направленные заявителем в соответствии с запросом формальной экспертизы, должны удовлетворять следующим требованиям: - дополнительные материалы не должны изменять заявку на промышленный образец по существу; - срок представления дополнительных материалов не должен превышать трех месяцев со дня направления запроса; - дополнительные материалы должны содержать исправленные и/или недостающие документы, указанные в запросе, ответы на поставленные вопросы, недостающие сведения. |
ст. 1378 Кодекса, п. 75 Регламента |
||
153. Дополнительные материалы должны быть проверены в срок, не превышающий двух месяцев со дня их поступления. |
п. 76 Регламента |
||
154. Дополнительные материалы признаются изменяющими заявку на промышленный образец по существу, если они содержат изображения изделия, на которых: представлен иной промышленный образец, не удовлетворяющий требованию единства промышленного образца в отношении промышленного образца или группы промышленных образцов, раскрытых на изображениях, принятых к рассмотрению; представлены существенные признаки промышленного образца, отсутствующие на изображениях, представленных на дату подачи заявки, либо представлены изображения изделия, с которых удалены существенные признаки промышленного образца, имеющиеся на изображениях, представленных на дату подачи заявки. В связи с тем, что полноценная проверка соответствия дополнительных материалов требованиям статьи 1378 Кодекса не может быть проведена без анализа сущности промышленного образца, в случае если такие дополнительные материалы представлены, заявитель информируется Роспатентом (ФИПС) в уведомлении о завершении формальной экспертизы с положительным результатом о том, что соответствующая проверка будет проведена на стадии экспертизы по существу. Если на стадии формальной экспертизы выявлено нарушение требований статьи 1378 Кодекса без анализа сущности промышленного образца, вывод о невозможности принятия представленных дополнительных материалов к дальнейшему рассмотрению в части, изменяющей заявку по существу, направляется заявителю на стадии формальной экспертизы в очередном, направляемом в адрес заявителя документе. В этом случае вывод о нарушении требований статьи 1378 Кодекса должен быть согласован с экспертом, которому будет поручено рассмотрение заявки по существу. |
п. 33 Правил |
||
155. Если в результате проверки установлено, что заявитель представил дополнительные материалы по истечении установленного срока и этот срок не был продлен заявителем, по заявке принимается решение о признании отозванной. |
п. 31 (2) Правил |
||
156. Если дополнительные материалы представлены в установленный срок, но не содержат всех запрашиваемых документов и сведений, указанных в запросе, по заявке принимается решение о признании заявки отозванной с обоснованием принятого решения. |
п. 37 Правил |
||
157. Если наличие недостатков заявки не является препятствием для установления даты подачи заявки, в решении о признании заявки отозванной указывается дата подачи заявки. |
п. 37 Правил |
||
Проверка классифицирования промышленного образца |
|
||
158. С целью соотнесения заявленного промышленного образца с той или иной областью его применения Роспатент (ФИПС) в ходе формальной экспертизы классифицирует образец в соответствии МКПО. При классифицировании основанием для выбора классификационного индекса является изображение изделия и название промышленного образца, отражающего его назначение. Для более точного классифицирования привлекается описание, а при наличии - чертежи, конфекционная карта. |
п. 35 Правил, п. 69 Регламента |
||
159. Если промышленный образец может быть отнесен к разным рубрикам МКПО, устанавливаются все соответствующие классификационные индексы. При этом выбор первого классификационного индекса определяется по названию промышленного образца. |
п. 35 Правил |
||
160. Классификационные индексы, установленные в ходе формальной экспертизы, могут быть изменены в ходе экспертизы заявки по существу. |
п. 35 Правил |
||
161. Индекс (индексы) рубрики МКПО, к которой относится заявленный промышленный образец (группа промышленных образцов), указывается в правом верхнем углу первого листа описания промышленного образца. |
п. 34 (2) Требований |
||
162. Классификационный индекс указывается в уведомлении о завершении формальной экспертизы с положительным результатом. |
п. 36 Правил |
||
Установление даты подачи заявки |
|
||
163. Датой подачи заявки на промышленный образец считается дата поступления в Роспатент заявки, содержащей заявление о выдаче патента и комплект изображений изделия, дающих полное представление о существенных признаках промышленного образца, которые определяют эстетические особенности внешнего вида изделия, а если указанные документы представлены не одновременно - дата поступления последнего из документов. |
п. 3 ст. 1377 Кодекса |
||
164. Дата подачи устанавливается в ходе формальной экспертизы. |
п. 34 Правил |
||
165. Дата подачи указывается в уведомлении о завершении формальной экспертизы с положительным результатом, в решении о признании заявки отозванной. |
|||
Рассмотрение заявления об отзыве заявки на промышленный образец |
|
||
166. После подачи заявки, в том числе на стадии формальной экспертизы заявитель вправе подать заявление об отзыве заявки. Рекомендации по рассмотрению заявления об отзыве заявки приведены в разделе VII части II Руководства. |
п. 80 Регламента |
||
Рассмотрение заявления о преобразовании заявки на промышленный образец |
|
||
167. После подачи заявки, в том числе на стадии формальной экспертизы заявитель вправе подать заявление о преобразовании заявки на промышленный образец в заявку на изобретение или в заявку на полезную модель. Рекомендации по рассмотрению заявления о преобразовании заявки приведены в разделе VII части II настоящего Руководства. |
п. 87 Регламента |
||
Результаты формальной экспертизы (принимаемые решения) |
|
||
168. Если в результате формальной экспертизы (в том числе с учетом представленных по запросу экспертизы дополнительных материалов) установлено, что заявка подана в соответствии с установленным порядком ее подачи, заявка и прилагаемые к ней документы, необходимые для предоставления ГУ по выдаче патента, представлены и соответствуют требованиям, предъявляемым к ним, заявителю направляется уведомление Роспатента о положительном результате формальной экспертизы заявки с указанием классификационного индекса, установленного в соответствии с МКПО, и даты подачи заявки. Заявка передается в подразделение, осуществляющее проведение экспертизы по существу не позднее первого рабочего дня, следующего за днем завершения административной процедуры формальной экспертизы. |
п. 2 ст. 1384 Кодекса, п. 36 Правил |
||
169. Если заявителем представлено ходатайство о пересмотре вывода экспертизы о нарушении требования единства промышленного образца с приведением доводов и разъяснений, подтверждающих, по мнению заявителя, соблюдение требования единства промышленного образца, доводы заявителя рассматриваются на стадии экспертизы заявки по существу, о чем заявитель информируется в уведомлении о положительном результате формальной экспертизы. |
п. 26 Правил |
||
170. Формальная экспертиза завершается решением о признании заявки отозванной, если установлено, что запрашиваемые исправленные и/или недостающие документы, представлены с нарушением установленного срока, либо не представлены. Решение о признании заявки отозванной направляется заявителю в месячный срок со дня истечения трехмесячного срока, установленного для представления недостающих и/или исправленных документов по запросу Роспатента. В этом случае делопроизводство по заявке может быть продолжено, если заявителем будет подано ходатайства о восстановлении пропущенного срока представления запрошенных документов в порядке, установленном статьей 1389 Кодекса. |
п. 94 Регламента |
||
171. Если на стадии формальной экспертизы заявителем подано заявление об отзыве заявке на промышленный образец, соответствующее предъявляемым к нему требованиям, формальная экспертиза завершается принятием решения об удовлетворении заявления об отзыве заявки. |
п. 95, 84 Регламента, раздел VII части II Руководства |
||
172. Если на стадии формальной экспертизы заявителем подано заявление о преобразовании заявки на промышленный образец в заявку на изобретение (полезную модель), соответствующее предъявляемым к нему требованиям, формальная экспертиза завершается принятием решения об удовлетворении этого заявления, если предусмотренная пошлина уплачена в установленном размере и предусмотренном порядке. |
п. 90, 95 Регламента, раздел VII части II Руководства |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.