Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 января 2018 г. N 7-АПГ17-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Водоканал" о признании недействующим в части постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2016 г. N 124-к/12 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Кинешма", по апелляционной жалобе Департамента энергетики и тарифов Ивановской области на решение Ивановского областного суда от 31 июля 2017 г., которым исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя МУП "Водоканал" Розова И.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" (далее - МУП "Водоканал", предприятие) обратилось в Ивановский областной суд с заявлением о признании недействующим пункта 1 приложения N 1 к постановлению Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2016 г. N 124-к/12 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Кинешма" в части установления тарифов для бюджетных и прочих потребителей (кроме населения) на 2017 г. по тарифам на питьевую воду, водоотведение и транспортировку сточных вод для МУП "Водоканал".
Решением Ивановского областного суда от 31 июля 2017 г. исковое заявление МУП "Водоканал" удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент энергетики и тарифов Ивановской области обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, как вынесенный с нарушением норм материального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, МУП "Водоканал" и прокурором, участвующим в деле, представлены отзыв и возражения.
В судебное заседание представитель Департамента энергетики и тарифов Ивановской области извещенный надлежащим образом, не явился.
Проверив материалы дела, заслушав представителя административного истца, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), а также постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, которым утверждены в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).
В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
Как следует из материалов дела МУП "Водоканал" является гарантирующей организацией в централизованной системе водоснабжения и водоотведения на территории городского округа Кинешма на основании постановления Администрации городского округа Кинешма от 22 ноября 2013 г., а также выступает в качестве транспортировщика сточных вод на очистные сооружения ООО "РегионИнфраСистема-Иваново", ООО "Дмитриевский химический завод - Производство", ООО "Жилсервис-К", на основании постановления Администрации городского округа Кинешма от 5 ноября 2014 г. N 2727п.
22 апреля 2016 г. МУП "Водоканал" обратилось в Департамент энергетики и тарифов Ивановской области (далее - Департамент) с предложением об установлении тарифов на 2017 г. на коммунальные услуги по холодному водоснабжению, водоотведению, транспортировке сточных вод, оказываемые потребителям городского округа Кинешма с применением метода экономически обоснованных расходов, представив обосновывающие материалы в соответствии с пунктом 17 Правил регулирования тарифов.
Постановлением Департамента от 20 декабря 2016 г. N 124-К/12 (приложение N 1) установлены тарифы для бюджетных и прочих потребителей:
- на период с 1 января 2017 г. по 30 июня 2017 г.: на питьевую воду - 18,39 руб. за 1 куб.м, (без учета НДС); на водоотведение - 12, 44 руб. за 1 куб.м. (без учета НДС); на транспортировку сточных вод: на очистные сооружения ООО "Дмитриевский химический завод-Производство" и ООО "Жилсервис-К" - 4,28 руб. за куб.м, и на очистные сооружения ООО РегионИнфраСистема-Иваново" 4,19 руб. за куб.м.
- на период с 1 июля 2017 г. по 31 декабря 2017 г.: на питьевую воду - 19,31 руб. за 1 куб.м, (без учета НДС); на водоотведение - 15,00 руб. за 1 куб.м (без учета НДС); на транспортировку сточных вод: на очистные сооружения ООО "Дмитриевский химический завод - Производство" и ООО "Жилсервис-К" - 4,28 руб. за куб.м, и на очистные сооружения ООО "РегионИнфраСистема-Иваново" - 4,44 руб. за куб.м.
Тарифы установлены регулирующим органом в соответствии со статьей 32 Закона о водоснабжении и водоотведении с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).
Не согласившись с произведенной органом регулирования корректировкой размера тарифов, МУП "Водоканал" указал на необоснованность определения объема поставляемой потребителям питьевой воды, отводимых сточных вод и объемы подлежащих транспортировке сточных вод, на необоснованность проведенной корректировки по отдельным статьям затрат, в частности, на реагенты, на оплату электрической энергии, на оплату труда, а также на незаконное уменьшение платы за негативное воздействие на окружающую природную среду при формировании тарифов на водоотведение.
Приводимые административным истцом доводы обоснованно приняты судом во внимание.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания), пунктом 4 которых установлено, что расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
В соответствии с пунктом 8 Методических указаний расчет объема принятых сточных вод на очередной год осуществляется в соответствии с формулами (1) и (1.1), с использованием данных о фактическом объеме принимаемых сточных вод и динамики объема принимаемых сточных вод за последние 3 года, а также информации об объеме сточных вод, принимаемых от новых абонентов, объекты которых подключены (планируется подключить) к централизованной системе водоотведения и информации об объеме сточных вод, принимавшемся от абонентов, водоотведение которых прекращено (планируется прекратить).
Как следует из экспертного заключения по установлению тарифов объем полезного отпуска коммунальной услуги по холодному водоснабжению, предложенный предприятием в размере 5 153 тыс. куб.м скорректирован регулирующим органом в соответствии с фактическими показателями МУП "Водоканал" по отдельным категориям потребителей. Плановый объем водоснабжения по категории "прочие потребители" принят в расчет по предложению МУП "Водоканал" в размере 1295 тыс. куб.м Объем воды на нужды других организаций, осуществляющих водоснабжение, установлен в соответствии с плановыми показателями производственных программ ресурсоснабжающих организаций ООО "Водно-канализационное хозяйство", ООО "Жилкомсервис", ООО "Алекс".
Плановые объемы полезного отпуска коммунальной услуги в сфере водоотведения в размере 449 000 куб.м скорректированы тарифным органом путем уменьшения планового показателя объема водоотведения за 2016 г. на 5% в соответствии с пунктом 5 Методических рекомендаций в связи с тем, что была изменена схема водоотведения, в результате объем установлен в размере 802 646 куб.м.
Объем транспортировки сточных вод на очистные сооружения ООО "Дмитровский химический завод - Производство" и ООО "Жилсервис-К", установленный Департаментом в расчет тарифа на 2017 г. составил 795 443 куб.м при заявленном МУП "Водоканал" 661 000 куб.м. Орган регулирования исходил из планового объема принятых сточных вод исходя из производственных программ организаций. Динамику отпуска воды за последние три года - 2013, 2014 и 2015 гг., тарифный орган не учитывал.
С учетом требований действующего законодательства Департаментом необоснованно не учтена динамика отпуска воды за последние три года, при том, что из представленных предприятием показателей за 2013, 2014, и 2015 гг. объем отпускаемой воды, принятых сточных вод, транспортируемых сточных вод ежегодно снижался. Действующее законодательство не предусматривает способ исчисления объема транспортируемых сточных вод как учет показателей из производственных программ организаций, на очистные сооружения которых происходит транспортировка.
В соответствии с подпунктами "а", "б", "в" пункта 22 Основ ценообразования, при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены, в том числе: цен (тарифов) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; цен, установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов; прогнозных показателей.
Согласно пункту 48 Основ ценообразования, расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности), других видов холодной воды на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду.
На основании изложенного при расчете приобретаемого количества электроэнергии должны учитываться объемы потребляемой электроэнергии в технологических процессах подготовки и транспортировки питьевой воды, транспортировке стоков.
Регулирующим органом учтены объемы электроэнергии по фактическим данным 2015 г., при этом объемы водоснабжения, водоотведения, транспортировки сточных вод на очистные сооружения ООО "РегионИнфраСистема-Иваново", ООО "Дмитриевский химический завод-Производство" и ООО "Жилсервис-К" отличаются от объемов предприятия за 2015 г., в связи с чем расчет затрат на электроэнергию нельзя признать экономически обоснованным.
В соответствии с пунктом 50 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретение используемых для производственных нужд сырья и материалов, а также на их хранение рассчитываются как сумма расходов по каждому виду сырья и материалов, являющихся произведением плановых (расчетных) цен на сырье и материалы, и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов.
Поскольку объем необходимых реагентов зависит, в том числе, от объема отпуска воды и сточных вод, то соответственно расчет расходов на реагенты исходя из фактических показателей 2015 г. правомерно судом признан экономически необоснованным.
Согласно пункту 17 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения при определении расходов на оплату труда в порядке приоритет используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.
Таким образом, если организация в процессе тарифного регулирования представила регулирующему органу региональное отраслевое соглашение, заключенное представителями работников и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления, то минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда определяется в соответствии с этим соглашением.
Как следует из материалов тарифного дела МУП "Водоканал" в регулирующий орган представлены постановления правления Ивановского областного регионального отраслевого объединения работодателей "Объединение предприятий жилищно-коммунального хозяйства, коммунальной энергетики, топливообеспечения и горэлектротранспорта" и президиума Ивановского обкома профсоюза жизнеобеспечения от 25 марта 2016 г. N 8/6 "О минимальных месячных тарифных ставках рабочих 1 разряда, принимаемых при расчете тарифов на жилищно-коммунальные услуги, услуги горэлектротранспорта на 2017 год", расчет нормативной численности МУП "Водоканал", выписки штатного расписания на 2017 г., коллективный договор, на основании которых истец и производил расчет расходов на оплату труда.
Регулирующий орган не учел произведенные истцом расчеты, уменьшив расходы на оплату труда (за исключение расходов на оплату труда по транспортировке сточных вод на очистные сооружения ООО "Дмитриевский химический завод-Производство" ООО "Жилсервис-К") исходя из показателей иных организаций, осуществляющих деятельность в сопоставимых условиях. Из пояснений представителя тарифного органа, следует, что отраслевое соглашение не использовано при расчетах, поскольку предприятием не представлены тарифные сетки, действующие в МУП "Водоканал", а срок действия коллективного договора, заключенного в 2010 году, истек, продление этого срока более чем на три года не допускается.
Вместе с тем, региональное тарифное соглашение, на основании которого предприятие производило свои расчеты, являлось действующим, и в силу приоритетности установленной пунктом 17 Методических указаний, должно учитываться органом регулирования при установлении тарифов.
Коллективный договор, в котором содержаться тарифные сетки не утратил силы, что следует из соглашения к нему от 21 декабря 2015 г., согласно которому срок договора продлен до 16 июня 2016 г. и с 2010 года он неоднократно продлевался на срок, не превышающий 3 года.
Регулирующий орган не обосновал расчет нормативной численности работников, однако в материалах тарифного дела имеются расчеты нормативной численности предприятия, составленные на основании Рекомендаций по нормированию труда, утвержденных приказом Госстроя от 22 марта 1999 г. N 66, с необходимыми обоснованиями, а также выписки из штатного расписания. Основания, по которым указанные расчеты не учтены Департаментом не представлены.
Поскольку плата за негативное воздействие, зависит от объемов водоснабжения, водоотведения, транспортировки сточных вод, то принятая регулирующим органом в расчет плата за негативное воздействие на окружающую среду исходя из фактических данных 2015 г. при значительном увеличении объемов сточных вод на 2017 г. по сравнению с заявленными предприятием является необоснованной.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ивановского областного суда от 31 июля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента энергетики и тарифов Ивановской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 января 2018 г. N 7-АПГ17-8
Текст определения официально опубликован не был