Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 января 2018 г. N 56-АПГ17-22
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Приморский Втормет" на решение Приморского краевого суда от 13 сентября 2017 года, которым ему отказано в удовлетворении административного иска о признании недействующими отдельных положений статьи 2 Закона Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края" и подпунктов "ф", "ц" пункта 2.6.18 Правил благоустройства территорий Владивостокского и Артемовского городских округов, поселений, входящих в состав Надеждинского и Шкотовского муниципальных районов Приморского края, утвержденных постановлением администрации Приморского края от 15 июня 2016 года N 268-па.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя администрации Приморского края Янковой А.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
13 ноября 2014 года Законодательным Собранием Приморского края принят и 18 ноября 2014 года губернатором Приморского края подписан Закон Приморского края N 497-КЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края" (далее - Закон Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ).
Пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ установлено, что администрация Приморского края или уполномоченные ею органы исполнительной власти Приморского края осуществляют полномочия органов местного самоуправления Владивостокского городского округа и Артемовского городского округа по утверждению правил благоустройства территории городских округов, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.
15 июня 2016 года администрацией Приморского края принято постановление N 268-па, пунктом 1 которого утверждены Правила благоустройства территорий Владивостокского и Артемовского городских округов, поселений, входящих в состав Надеждинского и Шкотовского муниципальных районов Приморского края (далее - Правила благоустройства).
Согласно пункту 2.6.18 Правил благоустройства при размещении в муниципальных образованиях вывесок запрещается: размещение вывесок с использованием картона, ткани, баннерной ткани (подпункт "ф"); размещение вывесок на ограждающих конструкциях (заборах, шлагбаумах, ограждениях, перилах и т.д.) (за исключением случаев, указанных в пункте 2.6.15 данных Правил) (подпункт "ц").
Общество с ограниченной ответственностью "Приморский Втормет" обратилось в суд с административным иском о признании недействующими пункта 1 части 1 статьи 2 Закона Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ и подпунктов "ф" и "ц" пункта 2.6.18 Правил благоустройства, как не соответствующих части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которой до 2017 года было установлено, что законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Однако с 9 января 2017 года в часть 1.2 статьи 17 названного Федерального закона внесены изменения, согласно которым органы государственной власти субъекта Российской Федерации могут на основании законов субъекта Российской Федерации осуществлять полномочия органов местного самоуправления лишь в случаях, установленных федеральными законами.
Федеральный закон, предусматривающий возможность перераспределения между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по утверждению правил благоустройства территорий городских округов (городских и сельских поселений), отсутствует. Следовательно, с 9 января 2017 года полномочия органов местного самоуправления городских округов (городских и сельских поселений) по принятию Правил благоустройства территории могут осуществляться исключительно органами местного самоуправления городских округов (городских и сельских поселений).
Решением Приморского краевого суда от 13 сентября 2017 года отказано в удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Приморский Втормет" просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу пункта 19 части 1 статьи 14 и пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых актов) к вопросам местного значения городского поселения и городского округа отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения и городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения и городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения и городского округа.
Согласно части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых актов) законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.
Не допускается отнесение к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления охраны общественного порядка, установления структуры органов местного самоуправления, изменения границ территории муниципального образования, а также полномочий, предусмотренных пунктами 1, 2, 7, 8 части 1 статьи 17 и частью 10 статьи 35 данного Федерального закона.
Аналогичные положения закреплены в пункте 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В силу вышеизложенного субъект Российской Федерации на момент принятия Закона Приморского края от 18 ноября 2014 года 497-КЗ мог наделить администрацию Приморского края правом осуществлять полномочия органов местного самоуправления Владивостокского городского округа и Артемовского городского округа по утверждению правил благоустройства. Данные полномочия не входили в перечень полномочий органов местного самоуправления, перераспределение которых в силу федерального законодательства не допускалось.
Как следует из материалов дела, и установлено судом, на основании части 1.2 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" законодательным органом Приморского края издан Закон Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ, которым перераспределены полномочия органов местного самоуправления городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов Приморского края по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления и органами государственной власти Приморского края (статья 1).
В силу пункта 1 части 1 статьи 2 Закона Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ полномочия органов местного самоуправления Владивостокского городского округа и Артемовского городского округа по утверждению правил благоустройства территории городских округов переданы администрации Приморского края или уполномоченным ею органам исполнительной власти Приморского края.
В соответствии с Законом Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ постановлением администрации Приморского края утверждены Правила благоустройства.
Отказывая в удовлетворении административного иска в части признания недействующими подпунктов "ф" и "ц" пункта 2.6.18 Правил благоустройства, суд пришел к правильному выводу о том, что у администрации Приморского края имелись полномочия на принятие данных Правил.
В этой связи доводы апелляционной жалобы административного истца, по существу не отрицавшего, что на момент утверждения Правил благоустройства у администрации Приморского края такие полномочия имелись, не могут служить поводом к отмене решения суда в указанной части.
В то же время Судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.
Федеральным законом от 28 декабря 2016 года N 494-ФЗ в абзац первый части 1.2 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения, согласно которым законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами.
Федеральный закон, который предусматривал бы возможность перераспределения полномочий в части утверждения правил благоустройства, отсутствовал, следовательно, с января 2017 года такие полномочия могли осуществляться только органами местного самоуправления.
Кроме того, пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 463-ФЗ, вступившим в силу со дня его официального опубликования - 29 декабря 2017 года, часть 10 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополнена пунктом 11, которым утверждение правил благоустройства территории муниципального образования отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Таким образом, на момент принятия судом решения пункт 1 части 1 статьи 2 Закона Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ противоречил федеральному законодательству. В этой связи решение суда в указанной части не может быть признано законным и подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Приморского краевого суда от 13 сентября 2017 года в части отказа в признании недействующим пункта 1 части 1 статьи 2 Закона Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края" отменить и принять в этой части новое решение об удовлетворении заявленных требований, признав не действующим со дня вступления настоящего решения в законную силу пункт 1 части 1 статьи 2 Закона Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края".
В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Приморский Втормет" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 января 2018 г. N 56-АПГ17-22
Текст определения официально опубликован не был