Постановление Верховного Суда РФ от 9 февраля 2018 г. N 24-АД18-1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,
рассмотрев жалобу защитника Зайченко Станислава Валерьевича, действующего на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Русский Ламинат" (далее - ООО "ТК "Русский Ламинат", общество), на вступившие в законную силу постановление врио заместителя начальника Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - МУГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Ространснадзора), начальника территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Адыгея (далее - ТО ГАДН по Республике Адыгея) от 22 апреля 2016 г. N 000242-01, решение судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 15 сентября 2016 г., решение судьи Верховного Суда Республики Адыгея от 17 ноября 2016 г. и постановление председателя Верховного Суда Республики Адыгея от 31 марта 2017 г., вынесенные в отношении ООО "ТК "Русский Ламинат" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением врио заместителя начальника МУГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Ространснадзора, начальника ТО ГАДН по Республике Адыгея от 22 апреля 2016 г. N 000242-01, оставленным без изменения решением судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 15 сентября 2016 г., решением судьи Верховного Суда Республики Адыгея от 17 ноября 2016 г. и постановлением председателя Верховного Суда Республики Адыгея от 31 марта 2017 г., ООО "ТК "Русский Ламинат" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Зайченко С.В. ставит вопрос об отмене актов, состоявшихся в отношении ООО "ТК "Русский Ламинат" по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство.
Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, установлено, что перевозка тяжеловесных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами.
Согласно пункту 17 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ) тяжеловесным признается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Допустимые массы транспортных средств и допустимые осевые нагрузки транспортных средств установлены соответственно приложением N 1 и приложением N 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272 (далее - Правила перевозок грузов автомобильным транспортом).
В силу пункта 5 данных Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 12) под тяжеловесным грузом понимается груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает допустимые массы транспортных средств согласно приложению N 1 или допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению N 2.
Пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (пункт 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 31 названного Федерального закона движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Как следует из положений части 15 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ и частей 8, 12 статьи 11 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ), погрузка груза в транспортное средство осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства - грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза. Юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства либо массу транспортного средства и (или) нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ грузоотправителем признается физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной.
Из материалов дела следует, что 2 марта 2016 г. в нарушение требований статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ с превышением предельно допустимой осевой нагрузки осуществлялось движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства "MAN 18430" (одиночное), государственный регистрационный знак ..., в составе полуприцепа "Schmitz S01", государственный регистрационный знак АВ 110567, под управлением водителя Г. без специального разрешения.
2 марта 2016 г. в 10 часов 16 минут при получении весовых параметров на стационарном оборудовании СДК.Ам-01-2-2 N 043 на стационарном пункте весового контроля N 1 автодороги М-4 "Дон" Москва - Новороссийск 1318 км + 700 м выявлено превышение допустимой нагрузки на вторую ось, фактическая нагрузка на которую составила 11 тонн при допустимой установленной приложением N 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом - 10 тонн, то есть на величину более чем на два, но не более чем на десять процентов.
Согласно транспортной накладной от 29 февраля 2016 г. погрузку груза (плиты древесностружечные и древесноволокнистые) в указанное транспортное средство осуществляло ООО "ТК "Русский Ламинат" (грузоотправитель).
23 марта 2016 г. должностным лицом ТО ГАДН по Республике Адыгея МУГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Ространснадзора вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
18 апреля 2016 г. по факту описанного нарушения должностным лицом ТО ГАДН по Республике Адыгея МУГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Ространснадзора в отношении ООО "ТК "Русский Ламинат" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением должностного лица МУГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Ространснадзора от 22 апреля 2016 г. N 000242-01 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой.
Судебные инстанции с выводами должностного лица и принятым им решением согласились.
Вместе с тем состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федеральных законов от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ, от 18 июля 2011 г. N 225-ФЗ, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 названного Кодекса.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 названного Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (часть 1 статьи 28.3 названного Кодекса).
Согласно части 1 статьи 23.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.21.1 (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи) названного Кодекса.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный транспортный надзор, является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).
Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (в том числе автомобильного) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 398 (далее - Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта).
Порядок осуществления федерального государственного транспортного надзора установлен Положением о федеральном государственном транспортном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 г. N 236 "О федеральном государственном транспортном надзоре" (далее - Положение о федеральном государственном транспортном надзоре).
В силу пункта 1 данного Положения, пункта 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта этот орган исполнительной власти осуществляет федеральный государственный транспортный надзор непосредственно и через свои территориальные органы. Данная деятельность направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами надзора требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области транспорта (обязательные требования).
Согласно подпункту 5.5.2 названного Положения (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет в установленном порядке весовой контроль автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, и организацию на федеральных автомобильных дорогах стационарных пунктов для проведения такого контроля.
Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является территориальным органом межрегионального уровня федерального органа исполнительной власти Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющим функции по контролю и надзору, в частности, в области автомобильного транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения) и дорожного хозяйства на территории Краснодарского края и Республики Адыгея.
Положение о данном территориальном органе (далее - Положение о Межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Ространснадзора) утверждено приказом Ространснадзора от 1 февраля 2013 г. N АК-140фс.
Согласно подпунктам "в", "ж" пункта 2 Положения о федеральном государственном транспортном надзоре федеральный государственный транспортный надзор включает в себя государственный надзор в области автомобильного транспорта, государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог федерального значения.
Пунктом 4 этого Положения установлено, что должностные лица, уполномоченные на осуществление федерального государственного транспортного надзора, вправе: производить осмотр транспортных средств, их обследование, а также необходимые измерения и другие мероприятия по контролю; составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях.
В силу пункта 8 означенного Положения предметом проверок является соблюдение субъектами надзора в процессе осуществления их деятельности обязательных требований, установленных международными договорами Российской Федерации, техническими регламентами Таможенного союза и законодательством Российской Федерации в области транспорта, в том числе:
- при осуществлении государственного надзора в области автомобильного транспорта требований, предусмотренных правилами перевозки грузов;
- при осуществлении государственного транспортного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог общего пользования федерального значения требований к весовым и габаритным параметрам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам федерального значения, а также габаритных параметров автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки.
Полномочия государственных транспортных инспекторов - должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, в том числе в области автомобильного транспорта (государственные транспортные инспекторы) определены Положением о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 409 "Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций".
В соответствии с пунктом 3 данного Положения государственный транспортный инспектор осуществляет контроль (надзор) за соблюдением субъектами транспортного комплекса требований законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации в сфере транспорта, в частности, на автомобильном транспорте, в дорожном хозяйстве, в том числе:
- правил осуществления международных перевозок по территории Российской Федерации грузовыми транспортными средствами или автобусами;
- требований к сохранности автомобильных дорог федерального значения.
Согласно подпунктам "л", "о" пункта 4 названного Положения государственный транспортный инспектор в целях осуществления контроля (надзора) в установленной сфере деятельности при исполнении должностных обязанностей осуществляет мероприятия по весовому контролю; составляет протоколы об административных правонарушениях, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, рассматривает их и выносит по ним постановления.
В соответствии с пунктом 6.1 Положения о Межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Ространснадзора данный территориальный орган в случае и в порядке, установленных законодательством и иными нормативными актами Российской Федерации, осуществляет государственный контроль и надзор за исполнением юридическими лицами, организующими и осуществляющими деятельность по обеспечению процесса перевозки грузов на автомобильном транспорте и иную связанную с транспортным процессом деятельность, установленных федеральными законами и другими нормативными актами Российской Федерации требований, в том числе международных договоров.
Согласно подпунктам 6.4.4, 6.4.11 пункта 6.4 названного Положения указанный территориальный орган осуществляет в установленном порядке, весовой контроль автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, в пунктах весового контроля, производство по делам об административных правонарушениях.
Таким образом, в силу приведенных выше правовых норм Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Ространснадзора наделено полномочиями по осуществлению весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, а также составлению протоколов об административных правонарушениях и рассмотрению дел об административных правонарушениях.
При этом весовой контроль осуществляется уполномоченным на то органом в установленном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 утверждено Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации, в силу пункта 5.2.53.31 которого Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России), являясь федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере автомобильного транспорта, вправе принимать нормативные правовые акты, устанавливающие порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств.
Такой порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержден приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 апреля 2011 г. N 125 (далее - Порядок осуществления весового и габаритного контроля, Порядок).
В соответствии с данным Порядком полномочиями по проведению весового контроля на автомобильных дорогах федерального, регионального и межмуниципального значения наделены как Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), так и государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России (далее - Госавтоинспекция).
В силу пунктов 2.1, 2.1.1, 2.1.1.1, 2.1.1.1.2, 2.1.1.1.3, 2.1.1.1.4, 2.1.1.1.6, 2.1.1.2, 2.1.1.2.1, 2.1.1.2.2, 2.1.1.2.3, 2.1.1.2.4 Порядка на федеральных автомобильных дорогах Ространснадзор осуществляет весовой и габаритный контроль в отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке, и в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по территории Российской Федерации.
В пунктах 2.1, 2.1.1, 2.1.1.1, 2.1.1.1.1, 2.1.1.1.2, 2.1.1.1.3, 2.1.1.1.4 Порядка определено, что при весовом и габаритном контроле на федеральных автомобильных дорогах в отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке, в целях весового и габаритного контроля Ространснадзором в стационарных и передвижных контрольных пунктах осуществляется, в частности:
- остановка транспортных средств и проверка наличия у водителя документов в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения";
- взвешивание транспортных средств и измерение их габаритов;
- составление акта по результатам взвешивания и (или) измерения габаритов транспортного средства;
- сравнение весовых и габаритных параметров транспортного средства с весовыми и габаритными параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (специальное разрешение), а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства.
При этом в соответствии с пунктом 2.1.1.1.6 Порядка в случае выявления нарушений в рамках весового и габаритного контроля на федеральных автомобильных дорогах в отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке, Ространснадзором применяются меры, предусмотренные Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Производство Ространснадзором весового и габаритного контроля транспортных средств на федеральных автомобильных дорогах в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по территории Российской Федерации, урегулировано пунктами 2.1, 2.1.1, 2.1.1.2, 2.1.1.2.1, 2.1.1.2.2, 2.1.1.2.3, 2.1.1.2.4 Порядка.
Согласно данным нормам в рамках указанного контроля в отношении названной группы перевозчиков Ространснадзором на стационарных контрольных пунктах осуществляется:
- взвешивание транспортных средств;
- составление акта по результатам взвешивания транспортного средства;
- сравнение весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства.
При этом в случае установления расхождения весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установления несоблюдения установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства, акт по результатам взвешивания транспортного средства направляется в территориальное подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и Федеральное дорожное агентство (пункт 2.1.1.2.4 Порядка).
Аналогичные требования предъявляются к осуществлению весового и габаритного контроля положениями пунктов 18-23 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 июля 2011 г. N 193 (далее - Административный регламент).
Пунктом 23 Административного регламента предусмотрено, что в случае установления расхождения весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установления несоблюдения установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства, акт по результатам взвешивания транспортного средства направляется в территориальное подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и Федеральное дорожное агентство.
Таким образом, исходя из положений приведенных выше норм, в соответствии с которыми должностные лица Ространснадзора и его территориальных органов наделены полномочиями по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях, с учетом норм, регулирующих порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, соответствующие должностные лица не во всех случаях расхождения весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях.
Анализ пунктов 2.1, 2.1.1, 2.1.1.1, 2.1.1.1.2, 2.1.1.1.3, 2.1.1.1.4, 2.1.1.1.6, 2.1.1.2, 2.1.1.2.1, 2.1.1.2.2, 2.1.1.2.3, 2.1.1.2.4 Порядка осуществления весового и габаритного контроля, а равно иных норм данного Порядка позволяет сделать вывод о том, что в случае выявления нарушений в рамках весового и габаритного контроля на федеральных автомобильных дорогах должностные лица Ространснадзора и его территориальных органов вправе применять меры, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке.
В случае выявления нарушений при осуществлении весового и габаритного контроля на федеральных автомобильных дорогах в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по территории Российской Федерации, акт по результатам взвешивания транспортного средства направляется в территориальное подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (Госавтоинспекции).
Должностные лица Госавтоинспекции при весовом и габаритном контроле на федеральных автомобильных дорогах в отношении всех групп перевозчиков в соответствии с пунктом 2.1.2.1.5 Порядка в случае выявления нарушений применяют меры, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что при описанных выше обстоятельствах весовой контроль в отношении транспортного средства, посредством которого осуществлялась перевозка и погрузку которого выполняло ООО "ТК "Русский Ламинат", проводился на федеральной автомобильной дороге. При этом данных, указывающих на международную автомобильную перевозку, нет.
При таких обстоятельствах и, исходя из системного толкования приведенных выше норм, должностное лицо МУГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Ространснадзора не имело полномочий на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "ТК "Русский Ламинат" и рассмотрение дела.
С учетом изложенного принятые по настоящему делу об административном правонарушении акты не могут быть признаны законными и подлежат отмене.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление врио заместителя начальника МУГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Ространснадзора, начальника ТО ГАДН по Республике Адыгея от 22 апреля 2016 г. N 000242-01, решение судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 15 сентября 2016 г., решение судьи Верховного Суда Республики Адыгея от 17 ноября 2016 г. и постановление председателя Верховного Суда Республики Адыгея от 31 марта 2017 г., вынесенные в отношении ООО "ТК "Русский Ламинат" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
жалобу защитника Зайченко С.В., действующего на основании доверенности в интересах ООО "ТК "Русский Ламинат", удовлетворить.
Постановление врио заместителя начальника МУГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Ространснадзора, начальника ТО ГАДН по Республике Адыгея от 22 апреля 2016 г. N 000242-01, решение судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 15 сентября 2016 г., решение судьи Верховного Суда Республики Адыгея от 17 ноября 2016 г. и постановление председателя Верховного Суда Республики Адыгея от 31 марта 2017 г., вынесенные в отношении ООО "ТК "Русский Ламинат" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.Б. Никифоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
КоАП РФ предусматривает штраф для случаев, когда допустимая либо указанная в специальном разрешении масса транспортного средства или нагрузка на его ось превышена (ч. 10 ст. 12.21.1).
Верховный Суд РФ обратил внимание, что должностные лица Ространснадзора и его территориальных органов не всегда вправе составлять протоколы и рассматривать дела о таких правонарушениях.
При выявлении нарушений в рамках весового и габаритного контроля на федеральных автодорогах они вправе применять соответствующие меры в отношении участников международной автомобильной перевозки.
Если нарушения выявлены в отношении отечественных перевозчиков, перевозящих грузы по России, акт по результатам взвешивания транспортного средства направляется в подразделение Госавтоинспекции. Ее должностные лица при весовом и габаритном контроле на федеральных автодорогах в отношении всех групп перевозчиков при выявлении нарушений применяют меры, предусмотренные КоАП РФ.
Постановление Верховного Суда РФ от 9 февраля 2018 г. N 24-АД18-1
Текст постановления официально опубликован не был