Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 января 2017 г. N 1-АПГ17-16
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Скулина Александра Сергеевича о признании не действующим постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 13 января 2017 г. N 2-в/1 "Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и услуги водоотведения, оказываемые МУП "Водоочистка" на территории Северного территориального округа муниципального образования "Город Архангельск" в части пункта 3 приложения N 5
по апелляционной жалобе административного истца на решение Архангельского областного суда от 5 сентября 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя агентства по тарифам и ценам Архангельской области Носырева Н.С., представителей МУП "Водоочистка" муниципального образования "Город Архангельск" Егоряна Г.Г. и Горюнова А.Д., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., который полагал, что решение суда является незаконным, необоснованным и подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
агентство по тарифам и ценам Архангельской области (далее - Агентство, регулирующий орган) приняло постановление от 13 января 2017 г. N 2-в/1 "Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и услуги водоотведения, оказываемые МУП "Водоочистка" на территории Северного территориального округа муниципального образования "Город Архангельск" (далее - Постановление N 2-в/1).
Пунктом 3 приложения N 5 к названному нормативному правовому акту утверждены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую муниципальным унитарным предприятием "Водоочистка" (далее - МУП "Водоочистка", Предприятие) прочим потребителям, на период с 13 января 2017 г. по 31 декабря 2020 г.
Скулин А.С. обратился в Архангельский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим Постановления N 2-в/1 в части пункта 3 приложения N 5 об установлении восьми тарифов МУП "Водоотчистка" на питьевое водоснабжение для категории "прочие потребители".
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что он оплачивает услуги водоснабжения и водоотведения по тарифам, установленным оспариваемым актом. Скулин А.С. полагает, что тарифы рассчитаны на основании неверных данных производственной программы предприятия и являются завышенными. Кроме того, административный истец указывает на то, что договоры аренды муниципальных сетей водоснабжения и водоотведения, заключенные администрацией муниципального образования "Город Архангельск" с МУП "Водоочистка", являются ничтожными и не могут учитываться при определении необходимой валовой выручки (далее также - НВВ) Предприятия.
Решением Архангельского областного суда от 5 сентября 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Скулин А.С. просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования.
Административный истец полагает неверными выводы суда о возможности учета названных выше договоров аренды муниципальных сетей водоснабжения и водоотведения при установлении тарифов, так как данные договоры являются заведомо ничтожными в связи с существенными нарушениями передачи предприятию прав на муниципальное имущество. Скулин А.С. также ссылается на недоказанность установленных судом первой инстанции обоснованности данных, содержащихся в производственной программе МУП "Водоочистка". Кроме того, административный истец полагает, что суд должен был назначить экспертизу по делу в целях определения обоснованности данных, содержащихся в тарифном деле.
Агентство, прокуратура Архангельской области и заинтересованное лицо МУП "Водоочистка" представили возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Водоснабжение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию в том числе путем установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на водоотведение (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 1 части 2 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения осуществляется в соответствии с Законом N 416-ФЗ, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания).
Установление тарифов в сфере водоснабжения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона N 416-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела, Постановление N 2-в/1 издано уполномоченным органом при наличии необходимого кворума коллегиального органа (пункты 1 и 18, подпункт 26 пункта 9 положения об Агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 г. N 214-пп) и 13 января 2017 г. официально размещен на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 32 Закона Архангельской области от 20 мая 2009 г. N 19-3-ОЗ "О Правительстве Архангельской области и иных исполнительных органах государственной власти Архангельской области".
Тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) устанавливаются на основании необходимой валовой выручки и расчетного объема отпуска воды (пункт 29 Основ ценообразования).
НВВ определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых организации для осуществления деятельности по водоснабжению (водоотведению) в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период согласно с нормативным правовым актам Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 24 Основ ценообразования).
МУП "Водоочистка" является гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения на части территории муниципального образования "Город Архангельск", на которой расположены водопроводные сети, в том числе в Северном территориальном округе, где находится здание бань, принадлежащее административному истцу (постановление мэрии г. Архангельска от 30 января 2015 г. N 72 в редакции постановлений от 16 декабря 2016 г. N 1431 и от 29 декабря 2016 г. N 1528).
Предприятие в соответствии с договором от 13 января 2017 г. N 5-041 оказывает административному истцу услуги по поставке питьевой воды, оплата за которую производится по тарифам, установленным Постановлением N 2-в/1.
Деятельность по водоснабжению МУП "Водоочистка" осуществляет с использованием муниципальных сетей водоснабжения, переданных ему муниципальным образованием "Город Архангельск" во временное владение и пользование за плату по договору аренды от 16 декабря 2016 г. N 94/16им. Объекты водоснабжения, используемые предприятию по договору аренды, относятся к централизованной системе холодного водоснабжения.
Как следует из пунктов 13, 14, 16 и 17 Правил регулирования тарифов, открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется в том числе на основании предложения регулируемой организации. К заявлению об установлении тарифов такая организация прилагает обосновывающие документы, в частности копии правоустанавливающих документов (гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения объектами недвижимости (зданиями, строениями, сооружениями и земельными участками), необходимыми для осуществления регулируемой деятельности.
Согласно части 1 статьи 41.1 Закона N 416-ФЗ передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных указанным федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 названного федерального закона.
Договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 Закона N 416-ФЗ, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации, и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных названным федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор (часть 6 статьи 41.1 Закона N 416-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в случаях перечисленных в данной статье.
Как следует из частей 8, 14 и 15 статьи 41.1 Закона N 416-ФЗ, конкурсная документация должна содержать сведения о параметрах, непосредственно используемых для расчета тарифов на водоснабжение. В частности, плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности, объем отпуска воды в году, предшествующем первому году действия договора аренды, а также прогноз объема отпуска воды на срок действия такого договора аренды, потери и удельное потребление энергетических ресурсов на единицу объема отпуска воды в год, предшествующий первому году действия договора аренды (по каждому используемому энергетическому ресурсу), величину неподконтрольных расходов, определенную в соответствии с Основами ценообразования, за исключением расходов на энергетические ресурсы, арендной платы и налога на прибыль организаций. Кроме того, в конкурсной документации также устанавливаются по согласованию с регулирующим органом отдельные долгосрочные параметры регулирования тарифов.
При расчете необходимой валовой выручки используются цены, величины, значения, параметры, установленные в конкурсной документации и заявке на участие в конкурсе (часть 23 статьи 41.1 Закона N 416-ФЗ).
Доказательств заключения договора аренды объектов водоснабжения от 16 декабря 2016 г. N 94/16им на торгах материалы административного дела и копия тарифного дела не содержат. Следовательно, предприятие с учетом изложенных выше положений законодательства не подтвердило свое право законного владения объектами водоснабжения, эксплуатируемыми для осуществления регулируемой деятельности.
Агентством при расчете тарифов использовались как данные из указанного выше договора аренды объектов водоснабжения, так и отдельные параметры деятельности общества с ограниченной ответственностью "Роса" (далее - ООО "Роса)", ранее эксплуатировавшей сети водоснабжения, которые переданы по названному договору аренды МУП "Водоочистка".
Действительно, согласно пункту 15 Правил регулирования тарифов регулирующий орган вправе открыть и рассмотреть дело об установлении тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных названными правилами в отношении таких организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности. Между тем судом установлено, что деятельность ООО "Роса" в предыдущие периоды регулирования нельзя признать сопоставимой с деятельностью МУП "Водоочистка", поскольку административный истец в отличие от ООО "Роса" не осуществлял полный цикл водоснабжения.
Следовательно, при указанных обстоятельствах у Агентства отсутствовали законные основания для установления оспариваемых тарифов на основании данных об этой организации.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела, что в силу пункта 3 части 2 и пункта 3 части 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения суда и принятия нового решения.
Как следует из пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает его не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая разъяснения, содержащиеся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", Судебная коллегия полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим с даты принятия настоящего апелляционного определения.
Руководствуясь статьями 307, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Архангельского областного суда от 5 сентября 2017 г. отменить. Признать не действующим с даты принятия настоящего определения постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 13 января 2017 г. N 2-в/1 "Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и услуги водоотведения, оказываемые МУП "Водоочистка" на территории Северного территориального округа муниципального образования "Город Архангельск" в части пункта 3 приложения N 5 об установлении восьми тарифов МУП "Водоотчистка" на питьевое водоснабжение для категории "прочие потребители".
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 января 2017 г. N 1-АПГ17-16
Текст определения официально опубликован не был