Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Б
Расчет толщины защитного слоя земляного полотна
Определение толщины защитного слоя по условию обеспечения необходимой прочности подстилающего слоя выполняют по упрощенной методике, приведенной в СП 119.133330 и [9].
Для примера рассмотрим случай, когда в основании земляного полотна залегают глинистые грунты, находящиеся в мягкопластичном состоянии.
Материалы инженерно-гидрогеологических изысканий показывают, что данные грунты характеризуются следующими физико-механическими свойствами.
Первый вариант расчета
Таблица Б.1 - Исходные данные
Грунт естественного основания |
Сырые суглинки мягко-пластичной консистенции |
Показатель текучести |
|
Коэффициент пористости е |
0,73 |
Плотность грунта |
1,98 |
Плотность сухого грунта |
1,58 |
Нормативное* удельное сцепление |
19,6 |
Расчетное** удельное сцепление |
14,1 |
Нормативное* значение угла внутреннего трения |
18° |
Расчетное** значение угла внутреннего трения |
15° |
* Нормативные значения прочностных характеристик грунта определены по СП 22.13330. ** При вычислении расчетных значений удельного сцепления и угла внутреннего трения введены коэффициенты надежности по грунту и вибродинамического воздействия. |
Для предотвращения возможности возникновения в грунте деформаций, пластических сдвигов суммарные нормативные напряжения (от крановой нагрузки, собственной массы грунта и массы верхнего строения пути) проектируют не превышающими критической для данного грунта нагрузки.
Критическую нагрузку вычисляют по формуле
(Б.1)
где А и Б - параметры, значения которых устанавливают по номограмме зависимости от сдвиговых характеристик грунта, представленной на рисунке Б.1;
h - расстояние от нижнего уровня балластного слоя до рассматриваемого горизонта грунта основания, h = 0 (защитный слой отсутствует) и h = 2,0 м.
Для расчетных значений и параметры имеют значения А = 0,25 , Б = 1,7 м.
При h = 0 ;
при h = 2,0 .
Напряжение в теле основания земляного полотна определяют суммированием напряжений от всех действующих нагрузок:
- веса насыпного грунта земляного полотна;
- верхнего строения кранового пути;
- колеса крана на рельс.
При ширине колеи более 4,0 м прочность естественного основания от действующих нагрузок для каждой нитки кранового пути следует принимать отдельно.
Нагрузка от веса насыпного грунта земляного полотна .
Нагрузка от веса верхнего строения кранового пути на деревянных полушпалах .
Нагрузку от колеса крана на рельс принимают в соответствии с паспортом крана завода-изготовителя кН согласно ГОСТ Р 51248.
Эпюры нагрузок (рисунок Б.2) принимают трапецеидальной формы в поперечном сечении шириной поверху, равной длине полушпалы, шириной понизу , в продольном сечении - шириной поверху, равной ширине шпалы Б, понизу - .
Площадь опоры на уровне верха земляного полотна составит при длине полушпалы, равной 1,4 м, и высоте балластного слоя 0,42 м.
Суммарную нагрузку на поверхности основания земляного полотна G, , вычисляют по формуле
. (Б.2)
Таким образом, суммарное напряжение на поверхности основания земляного полотна от нагрузки превышает допустимую критическую нагрузку при отсутствии защитного слоя (h = 0) более чем в два раза, а при h = 2,0 м близка к суммарной нагрузке G.
При этих условиях (h = 2,0 м) осуществляют расчет по условиям прочности грунта защитного слоя.
Распределение по вертикали напряжений, действующих в теле земляного полотна, включая защитный слой, имеет зависимость и в соответствии со СП 22.13330.
Значения напряжений от крановой нагрузки на глубине Z поверхности земляного полотна вычисляют по формуле
, (Б.3)
где d - коэффициент, принимаемый по СП 22.13330.
Координаты для построения эпюры напряжения приведены в таблице Б.2.
Таблица Б.2 - Глубина вертикальных напряжений и относительных глубин
Глубина вертикальных напряжений Z, м |
Относительная глубина, м, |
d |
, |
1,0 |
1,1 |
0,8 |
10,99 |
2,0 |
2,2 |
0,5 |
6,87 |
3,0 |
3,3 |
0,35 |
4,81 |
4,0 |
4,4 |
0,28 |
3,83 |
Аналогично определяют координаты для построения эпюры напряжений от верхнего строения кранового пути и других внешних нагрузок. Суммарная эпюра напряжений строится путем сложения соответствующих напряжений, возникающих от крановых нагрузок, верхнего строения кранового пути и собственного веса грунта на заданной глубине.
Минимальную толщину защитного слоя по условиям прочности используемого грунта определяют графическим методом (рисунок Б.3) по точке пересечения суммарной эпюры напряжений G = f(h) и прямой . В данном примере м.
Второй вариант расчета
Для снижения производственных затрат по доставке дренирующего грунта и сохранения природной среды следует запроектировать и осуществить ряд инженерных мероприятий, направленных на повышение несущей способности основания земляного полотна. В частности, необходимо устроить водоотвод (систему канава или дренаж) и осушить естественное основание до оптимальной влажности (от 15% до 16%), а затем уплотнить его до нормальной плотности ( ).
Таблица Б.3 - Ожидаемые новые физико-механические характеристики грунта
Показатель текучести |
|
Коэффициент пористости е |
0,55 |
Нормативное удельное сцепление |
33,3 |
Расчетное удельное сцепление |
23,5 |
Нормативное значение угла внутреннего трения |
23° |
Расчетное значение угла внутреннего трения |
20° |
Координаты критической нагрузки для данной характеристики грунта вычисляют по формуле
(Б.4)
По номограмме (рисунок Б.1) вычисляют параметры: А = 0,19 ; Б = 2,4 м.
При h = 0 ;
при h = 2 .
По точке пересечения суммарной кривой нормативных напряжений (рисунок Б.3) и допустимой критической нагрузке вычисляют толщину защитного слоя земляного полотна м.
Возможны и другие варианты расчетов, которые выполняют исходя из двух условий:
- обеспечения заданной прочности основания земляного полотна, исключающей появление деформаций под действием крановых нагрузок;
- ограничения деформаций кранового пути под воздействием морозного пучения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.