Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 57324-2016/ISO/TS 14072:2014
"Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Требования и руководящие указания по организационной оценке жизненного цикла"
(утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 декабря 2016 г. N 1953-ст)
Environmental management. Life cycle assessment. Requirements and guidelines for organizational life cycle assessment
ОКС 13.020.60
Дата введения - 1 июня 2017 г.
Введен впервые
Курсив в тексте не приводится
Предисловие
1 Подготовлен ООО "НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" (ООО "НИИ "Интерэкомс") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии международного документа, указанного в пункте 4
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 020 "Экологический менеджмент и экономика"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 декабря 2016 г. N 1953-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному документу ИСО/ТС 14072:2014 "Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Требования и руководящие указания по организационной оценке жизненного цикла" (ISO/TS 14072:2014 "Environmental management. - Life cycle assessment. - Requirements and guidelines for organizational life cycle assessment", IDT).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 Введен впервые
Введение
Для анализа экологических характеристик продукции в последнее время наилучшей практикой стало использование подхода, связанного с оценкой жизненного цикла, позволяющего зафиксировать все существующие воздействия на окружающую среду с момента добычи ресурсов, необходимых для производства до момента утилизации продукта. Получаемые выгоды и потенциал такого подхода с использованием жизненного цикла не ограничиваются его применением только для продукции. Если изначально методология оценки жизненного цикла (LCA) в# разработана для продукции, то теперь все более значимым становится ее применение на уровне организации. Организационная LCA (OLCA) оказалась еще более сложной. Здесь необходимо учитывать жизненный цикл более чем одного продукта, поскольку большинство организаций участвуют в различной степени в жизненных циклах многих продуктов, из этого следует, что значительная часть воздействий на окружающую среду может происходить за пределами организации, на этапах до или после в цепочке создания стоимости.
Настоящий стандарт посвящен вопросам применения LCA в организациях, поэтому он расширяет область применения ИСО 14040 и ИСО 14044, а это означает, что система отчетности позволяет охватить различные виды продукции и типовых процессов любой организации в рамках одного и того же исследования LCA.
В соответствии с настоящим стандартом акцент на выборе организацией ее целей и области применения в рамках исследования LCA является ключевым моментом, способствующим правильности данного выбора, включая исследуемые продукты и единичные процессы, соответствующие границы системы и охватываемые временные рамки.
Настоящий стандарт применим для конкретной организации в конкретный временной период.
Настоящий стандарт может применяться для всех типов организаций. При наличии соответствующего обоснования возможно также применение настоящего стандарта для сегментов или конкретных компаний, входящих в состав организации.
1 Область применения
Настоящий стандарт содержит дополнительные требования и руководящие указания по эффективному применению в организациях ИСО 14040 и ИСО 14044.
Настоящий стандарт детализирует:
- применение принципов и методологии оценки жизненного цикла (LCA) для организаций;
- выгоды, которые может принести LCA организациям при использовании методологии LCA на организационном уровне;
- границы системы;
- конкретные проблемы при реализации LCI, LCIA и их интерпретация;
- ограничения в части представления отчетности, экологических деклараций и сравнительных утверждений.
Настоящий стандарт применим для любой организации, заинтересованной в использовании LCA. Он не предназначен для интерпретации ИСО 14001, а в конкретных областях охватывает цели и задачи ИСО 14040 и ИСО 14044.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте используются ссылки на следующие стандарты.
ISO 14040:2006, Environmental management - Life cycle assessment - Principles and framework (Управление природопользованием. Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура)
ISO 14044:2006, Environmental management - Life cycle assessment - Requirements and guidelines (Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Требования и рекомендации)
ISO/TS 14071:2014, Environmental management - Life cycle assessment - Critical review processes and reviewer competencies: Additional requirements and guidelines to ISO 14044:2006 (Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Процессы критических рецензирований и компетентность рецензентов. Дополнительные требования и руководящие принципы к ISO 14044:2006)
3 Термины и определения
В настоящем стандарте используются следующие термины с соответствующими определениями.
3.1 организация (organization): Лицо или группа людей, связанные определенными отношениями, имеющие ответственность, полномочия и выполняющие свои функции для достижения их целей.
Примечание - Понятие организации включает в себя, но не ограничивается следующими примерами: индивидуальный предприниматель, компания, корпорация, фирма, предприятие, орган власти, товарищество, благотворительное учреждение, а также их часть или их объединение, вне зависимости от того, являются они юридическим лицом или нет, государственными или частными.
[Директивы ИСО/МЭК, Часть 1]
3.2 единица отчетности (reporting unit): Количественное выражение показателей деятельности исследуемой организации, которое должно использоваться в качестве базового значения.
Примечание - В случае OLCA единица отчетности заменяет собой функциональную единицу.
3.3 единичный процесс (unit process): Наименьший элемент, рассматриваемый при инвентаризационном анализе жизненного цикла продукции, для которого количественно определяются данные входных и выходных потоков.
[ИСО 14044:2006, определение 3.34]
3.4 отслеживание показателей деятельности организации (performance tracking of an organization): Сравнение в динамике по времени технических характеристик продуктов и единичных процессов организации, проводимое в один и тот же временной промежуток, в тех же границах системы и с использованием той же единицы отчетности.
3.5 экологические характеристики, экологические результаты деятельности (environmental performance): Результаты деятельности, относящиеся к менеджменту экологических аспектов.
[ИСО 14001:2015, определение 3.4.11]
3.6 производственный объект (facility): Установка, комплект установок (стационарные или передвижные) или производственные процессы, которые могут быть определены в рамках единой географической границы, организационной границы или единого производственного процесса.
[ИСО 14064-1:2006, определение 2.21]
3.7 компетентность (competence): Проявленные личные качества и выраженная способность применять свои знания и навыки.
[ИСО 14066:2011, определение 3.1.4]
3.8 организационная оценка жизненного цикла (Organizational Life Cycle Assessment, OLCA): Определение, преобразование и оценка входных потоков, выходных потоков и потенциальных экологических воздействий от деятельности, связанной с организацией в целом или ее частью, проводящей исследования жизненного цикла.
Примечание - Иногда результаты OLCA относят к воздействиям организации на окружающую среду (экологический след организации).
3.9 методология консолидации (consolidation methodology): Подход, который должна выбрать для себя организация при установлении организационных границ, для оценки входных потоков, выходных потоков и потенциальных экологических воздействий своей деятельности.
Примечание - Используются три разных подхода: операционный контроль, финансовый контроль и подход на основе долевого участия компании.
3.10 операционный контроль (operational control): Полное право внедрять и реализовывать рабочие стратегии на операционном уровне.
Примечание - Финансовые или страховые компании могут использовать настоящий стандарт в процессе их финансовой деятельности, как если бы это был операционный контроль (в приложении Е ИСО/ТО 14069 приведен пример руководства для парниковых газов (GHG)).
3.11 финансовый контроль (financial control): Способность проводить финансовую политику и осуществлять рабочую стратегию организации с целью максимального получения экономических преимуществ от их реализации.
3.12 долевое участие (equity share): Ограниченные права, которыми организация обладает на риски и вознаграждения от деятельности, основанной на долевом участии в акционерном капитале.
Примечание - Долевое участие - это то же самое, что и процент долевого участия (владения).
4 Общие положения
Принципы, установленные в ИСО 14040, могут применяться аналогичным образом для OLCA. Они могут быть адаптированы к конкретной организационной среде.
Настоящий стандарт обеспечивает однозначную адаптацию требований ИСО 14040 и ИСО 14044 к любой конкретной организационной среде, где это допустимо (приложение А.3). OLCA должна отвечать требованиям, приведенным в приложении А настоящего стандарта.
Настоящий стандарт не следует использовать для исследований LCA, предназначенных для сравнительных утверждений с целью их дальнейшего представления общественности (например, ранжирования предприятий).
Настоящий стандарт содержит разъяснения, как рассчитывать потенциальные экологические воздействия организации на основе ИСО 14040 и ИСО 14044. Основные экологические аспекты организации рассмотрены в ИСО 14001. Настоящий стандарт может оказать помощь в идентификации и квантификации соответствующих экологических аспектов, включая те, что находятся за границами организации.
5 Организационная оценка жизненного цикла
5.1 Общие положения
Настоящий стандарт содержит требования и инструкции по типу информации, которую рекомендуется использовать организациям для оценки экологических воздействий в части жизненного цикла (см. ИСО 14040, 4.1.2.), включая входящие и исходящие цепочки поставок.
Ниже перечислены те основные преимущества, которые может создать организациям оценка жизненного цикла:
- идентификация, оценка и интерпретация значимости экологических аспектов, связанных с системами менеджмента, как это определено в ИСО 14001;
- стратегический инструмент для всесторонней экологической оценки, который сможет позволить решить проблемы менеджмента;
- инструмент для принятия решений с целью приоритезации действий, направленных на снижение отрицательных воздействий на окружающую среду в части продукции и единичных процессов организаций;
- помощь в отслеживании показателей деятельности организации и "многокритериального" процесса улучшения экологической обстановки организаций (см. приложение С);
- представление информации (в виде отчетности) о воздействиях организации на окружающую среду за конкретный период времени;
- идентификация возможностей, касающихся уменьшения экологической нагрузки на организацию (например, посредством аутсорсинга работ на этапах между началом и окончанием производственного цикла или между возникновениями экологических воздействий);
- повышение прозрачности, уровня знаний и опыта, совершенствование контроля и менеджмента цепи поставок.
Отслеживание функционирования организации на определенном интервале времени (между двумя контрольными точками) поможет получить информацию о произошедших улучшениях.
Примечание - Отслеживание функционирования организации основывается на использовании той же самой единицы отчетности. Для утверждения того, что две единицы отчетности являются "одинаковыми", необходимо учесть предельные допуски. Допуск должен быть определен опытным путем в соответствии с целями и областью исследований LCA. Этот допуск должен быть квантифицирован и однозначно отражен в отчете LCA.
5.2 Определение целей и области применения
5.2.1 Общие положения
В данном подразделе содержатся требования и указания о том, как:
- моделировать входящие и исходящие цепочки поставок и процессы и получать необходимые данные;
- определять единицу отчетности для организации взамен функциональной единицы, которая используется для продукционных систем (см. приложение А.3);
- определять цели LCA.
При определении целей LCA должны быть однозначно идентифицированы следующие задачи (см. приложение А.3):
- предполагаемое применение (например, отслеживание показателей деятельности);
- причины проведения исследования;
- целевая аудитория;
- заявление о том, что результаты не предполагается использовать для сравнительных утверждений с целью их дальнейшего представления общественности.
5.2.2 Границы системы
В соответствии со своими целевыми установками и областью применения организация может разработать свою OLCA на основе определенных границ системы (рисунок 1).
Рисунок 1 - Примеры различных границ в организации
Организации следует учитывать полный жизненный цикл, чтобы были охвачены все входные и выходные потоки, относящиеся к деятельности организации, и были раскрыты и обоснованы все исключения.
Полная оценка жизненного цикла организации (с момента начала до конца производственного цикла), как это показано рисунке 1, включает в себя использование и переработку в конце жизненного цикла проданной продукции, которая должна учитываться организацией при составлении отчета за рассматриваемый период деятельности. Необходимо учитывать выбросы реализуемых продуктов на стадии их использования/эксплуатации/потребления в течение предполагаемого срока службы, утилизацию отходов и переработку продуктов, проданных организацией, составляющей отчет за рассматриваемый период деятельности, по окончании жизненного цикла этих продуктов. Должен быть также учтен расход энергии на стадии использования, если продукты непосредственно потребляли энергию или осуществляли выбросы в процессе их использования как, например, автомобили, самолеты, электростанции, здания и т.п., либо косвенно потребляли энергию или вызывали выбросы в процессе их использования как, например, одежда (требует мойки и сушки), пища (требует приготовления и охлаждения), либо мыло и моющие средства (требуют подогрева воды).
Расчет входных и выходных потоков на стадии использования обычно требует наличия технических заданий (спецификаций) на проектирование продукта и допущения о том, как потребитель будет использовать продукт (например, параметры использования, предполагаемые сроки службы и т.п.).
Если организация не оказывает влияния на стадию использования и окончания жизненного цикла ее продукции, например, на этапе проектирования или этапе рециклинга, которые могут иметь место, например, для сырьевых материалов или промежуточной продукции, она может выбрать границы "производственного цикла", где стадия использования и стадия окончания жизненного цикла продукции исключаются.
В соответствии с ИСО 14044 (4.2.3.3) границы системы должны быть задокументированы и обоснованы в соответствии с целью и областью исследования. Для организаций границы системы должны отражать подход с использованием методологии консолидации.
Границы системы определяются с учетом основанного на процессе подхода и дополнительных операций организации (см. рисунок 1).
Организация может включать в себя один или более производственных объектов/участков, чьи входные и выходные потоки, как правило, оказывают воздействие на окружающую среду. Организация должна консолидировать свои производственные объекты/участки с помощью одного из нижеуказанных подходов, основанных на методологии консолидации:
a) операционный контроль: организация оценивает воздействия процессов и физических единиц производственных объектов, над которыми она осуществляет операционный контроль;
b) финансовый контроль: организация оценивает воздействия процессов и физических единиц производственных объектов, над которыми она осуществляет финансовый контроль;
c) долевое участие: организация оценивает воздействия процессов и физических единиц соответствующих производственных объектов в соответствии со своим долевым участием в акционерном капитале.
Если производственные объекты контролируются несколькими организациями, они должны применять ту же самую методологию консолидации.
Необходимо идентифицировать ту часть организаций, которая рассматривается в качестве основных фондов и амортизируется при OLCA. Методология расчета LCI должна быть прозрачной и четко задокументированной.
- Если организация полностью владеет и управляет всеми своими операциями (видами деятельности), то ее организационные границы те же самые, что и для используемой методологии консолидации. В этом случае организация просто подсчитывает и отражает в отчете все виды выбросов от каждой из операций, которыми она полностью владеет (ИСО/ТО 14069).
- Для организаций с совместным владением операциями организационные границы отличаются в зависимости от используемой методологии консолидации, типа управления и долевого участия (ИСО/ТО 14069).
При оценке одиночной организации следует избегать двойного учета.
Во всех случаях организация должна отражать в документах, какую она использует методологию консолидации, а также пояснять и обосновывать все изменения в части выбора используемой методологии консолидации.
5.3 Частные вопросы при использовании LCI и LCIA и их интерпретация
При использовании OLCA могут возникнуть некоторые специфические проблемы.
Для конкретной OLCA обычно неприемлемо или не рекомендуется объединять цепочку поставок с цепочками поставок других OLCA, поскольку организации обычно либо закупают не весь спектр продукции, либо не весь объем продукции конкретного поставщика. Поэтому входные и выходные потоки поставщиков должны быть распределены по корзинам закупаемой у них продукции. Это следует делать, используя процедуры распределения, описанные в ИСО 14044, либо, если следовать цели и области применения исследования, используя те данные, которые являются репрезентативными для конкретной закупаемой продукции.
При решении проблем, связанных с подходами LCI и LCIA для OLCA, необходимо определить существенные экологические воздействия, основываясь на знании продукции, потребностей в ресурсах и информации о выбросах. С тем чтобы провести оценку воздействий после процедуры инвентаризации, как это описано в приложении D, следует провести оценку полученных данных и потребностей в инвентарных запасах. На стадии интерпретации должен быть проведен тщательный анализ всех имеющихся проблем.
В качестве примера на рисунке 2 представлена входящая цепочка поставок, состоящая из поставщиков уровня I, уровня II и уровня III. На каждом уровне производится часть продукции для следующего уровня до тех пор, пока продукция не будет поставлена в организацию, представляющую конечный отчет. До тех пор, пока все продукты с уровней I, II и III полностью завязаны на портфель продуктов представляющей отчет организации (серый фон), никаких проблем с распределением не возникает.
Однако, если некоторые продукты не поставлены в представляющую отчет организацию (черный фон), но являются частью продуктового портфеля поставщика, они не должны учитываться. Исходя из этого, необходимо провести распределение продуктового портфеля поставщика с тем, чтобы однозначно идентифицировать закупаемую организацией продукцию.
Рисунок 2 - Пример возможной входящей цепочки поставок, состоящей из поставщиков уровня I, уровня II и уровня III
Таким образом, даже для OLCA при оценке цепочки поставок следует учитывать перспективы снабжения продукцией (например, закупаемыми продуктами). Для осуществления этого следует использовать данные об уровне запасов продукции, которые представляются интерфейсом с доменом LCA, как это определено в ИСО 14040 и ИСО 14044. С концептуальной точки зрения не существует такой OLCA, не учитывающей перспективы снабжения продукцией. Организация может получить обзор уровней экологической нагрузки в части различных закупаемых ею продуктов путем сбора данных об LCA базовых товаров, например, от поставщиков данных. Для этих продуктов и их воздействий, которые вносят существенный вклад в общую экологическую нагрузку, поставщики должны постараться получить доступ к конкретным данным по этим продуктам с целью совершенствования их характеристики для идентификации возможных вариантов снижения экологических воздействий продукта или оптимизации существующего процесса, либо должен быть выбран альтернативный поставщик с более качественными характеристиками продукции.
Периоды времени, соответствующие собранным данным, должны быть четко обозначены в процессе исследования. Дополнительно к этому тот период времени, который подлежит оценке в процессе исследования, должен быть однозначно идентифицирован, например, как финансовый год, или как период, в течение которого осуществлялась определенная деятельность организации (например, среднесрочный или промежуточный план).
Любые изменения единицы отчетности, отчетного периода или существующих рамок должны быть однозначно отражены в документации.
При работе с организацией должна быть проведена тщательная оценка источников данных и качества этих данных вместе с оценкой степени их неопределенности (количественной или качественной):
- должно быть указано влияние качества данных на их интерпретацию;
- должны быть указаны ограничения, связанные с оценкой степени неопределенности.
Примечание - Если используется представленная в денежном выражении финансовая информация по закупаемой продукции, то из-за паритета покупательной способности требуется особая осторожность при конвертировании этой финансовой информации в физические потоки (пример см. в приложении Е).
Правила распределения ресурсов, исходя из цели и области исследований, должны быть подробно задокументированы и тщательно обоснованы (пример см. в приложении F).
Если OLCA связана с третьей стороной, то должен быть представлен критический обзор ее деятельности в соответствии с ИСО 14044 и ИСО/ТС 14071.
6 Отчетность
6.2 Существующие ограничения в части представления отчетности
Общие требования и руководящие указания по организации коммуникаций находятся за пределами области применения настоящего стандарта. Настоящий стандарт может применяться при подготовке входных потоков для коммуникаций, особенно для отслеживания показателей деятельности организации.
Настоящий стандарт не следует использовать для сравнительных утверждений различных организаций с целью их дальнейшего представления общественности (например, для ранжирования организаций).
Библиография
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 57324-2016/ISO/TS 14072:2014 "Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Требования и руководящие указания по организационной оценке жизненного цикла" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 декабря 2016 г. N 1953-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2017 г.
Дата введения - 1 июня 2017 г.