Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 16 марта 2018 г. N 03-07-08/16354
Вопрос: Между компанией, созданной по законодательству Нидерландов, и российским обществом с ограниченной ответственностью (далее - Общество) предполагается заключить договор о предоставлении возможности посетителям сайта(ов), принадлежащих компании или ее дочерним компаниям, осуществлять на указанных сайтах онлайн-бронирование гостиничных номеров для оказания Обществом гостиничных услуг на территории России.
Компьютерное оборудование иностранной компании физически находится за пределами территории Российской Федерации. Иностранная компания не состоит на учете в налоговых органах РФ.
За каждое бронирование гостиничных номеров, произведенное на вышеуказанных сайтах, Общество обязано выплатить иностранной компании комиссионное вознаграждение. Оплата будет производиться в российских рублях.
В связи с возникшими неясностями в вопросе применения налогового законодательства касательно НДС, прошу разъяснить, должно ли Общество исчислять и удерживать НДС с уплачиваемого иностранной компании комиссионного вознаграждения.
Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость и исполнения обязанностей налогового агента по налогу на добавленную стоимость при приобретении российской организацией у иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах, услуг по размещению предложений по бронированию гостиничных номеров через сеть "Интернет" Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса, если покупатель осуществляет деятельность на территории Российской Федерации и приобретает услуги, указанные в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, местом реализации таких услуг является территория Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 174.2 Кодекса к оказанию услуг в электронной форме относятся, в частности, услуги по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 9 статьи 174.2 Кодекса при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 данной статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, в том числе на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров, организациям и индивидуальным предпринимателям, состоящим на учете в налоговых органах, исчисление и уплата налога производятся указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в качестве налоговых агентов в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 161 Кодекса.
Таким образом, российская организация, приобретающая у иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах, услуги по размещению предложений по бронированию гостиничных номеров в отелях через сеть "Интернет", производит исчисление и уплату налога на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 161 Кодекса, вне зависимости от факта постановки на налоговый учет иностранной организации.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2019 года иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, как физическим, так и юридическим лицам, подлежит постановке на учет в налоговых органах с целью уплаты налога на добавленную стоимость.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 года N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.