Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Б
(справочное)
Методы
и средства, используемые в области инновационного менеджмента (перечень не является исчерпывающим)
Существует определенное количество инструментов, используемых в рамках инновационного проекта в зависимости от контекста и потребностей организации.
В таблице Б.1 представлена классификация инструментов по источникам информации/семействам.
Таблица Б.1 - Классификация инструментов по источникам информации/семействам
Методологический подход |
Описательное представление |
Методы и соответствующие им инструменты |
Менеджмент стратегического прогнозирования |
Координированные действия, выбор направлений, контроль системы стратегического прогнозирования организации |
ГОСТ Р 56273.2-2016/CEN/TS 16555-2:2014 "Инновационный менеджмент. Часть 2. Менеджмент стратегического прогнозирования". Настоящий стандарт предназначен для формирования структуры системы стратегического прогнозирования (SIS-системы) и управления SIS-системой, предназначенной для принятия решений в области планирования и внедрения инновационных процессов. В настоящем стандарте определены: - термины, относящиеся к стратегическому прогнозированию и системе управления стратегическим прогнозированием в частности; - ключевые задачи SIS-системы; - процессы SIS-системы (управление, внедрение и поддержание). В настоящем стандарте не рассматриваются вопросы: - проверки достоверности информации и защиты данных; - принятия решений |
Стратегический подход |
Последовательный упорядоченный набор действий, выполняемых для определения стратегии в соответствии с конечной целью организации. Стратегический процесс развивается в четыре этапа: выполнение стратегической диагностики, определение целей, принятие стратегических решений, контроль действий |
Схема Портера; матрица угроз/возможностей; матрица затрат/преимуществ; PEST (STEP) анализ (анализ Пестеля); когнитивные (ментальные) карты; матрица МИМ (MIM) "Бизнес" стратегического инновационного менеджмента; стратегия "новых стратегических пространств" |
Менеджмент креативности |
Способность отдельного лица или организации представить, разработать и осуществить новую концепцию, новое изделие или оригинальное решение проблемы. В инновационном процессе креативность часто оказывается определяющей. В частности, она присутствует в самом начале инновационных проектов (возникновение идеи) или при решении конкретной проблемы. Таким образом, она должна интегрироваться в процесс и управляться организацией |
ГОСТ Р 56273.6-2016/CEN/TS 16555-6:2014 "Инновационный менеджмент Часть 6. Менеджмент креативности". Настоящий стандарт содержит рекомендации по управлению процессами создания новых идей, которые могут послужить основой для инноваций. Рекомендации, приведенные в настоящем стандарте, применимы ко всем типам организаций, включая производственные предприятия, компании сферы обслуживания, некоммерческие и государственные предприятия, социальные предприятия. Особое внимание уделяется малым и средним предприятиям (SME). Настоящий стандарт способствует повышению уровня управления инновациями, особенно на этапе формирования креативных идей штатными сотрудниками предприятия или сторонними организациями. Настоящий стандарт входит в состав комплекса международных стандартов (из семи частей) CEN/TS 16555 |
Управление проектированием (дизайн-менеджмент) |
Рассматривая проектирование в качестве ведущего элемента функционирования предприятий, управление проектированием действует таким образом, что все ключевые процессы (маркетинг, НИОКР, производство, качество, коммуникации, сбыт и др.) оказываются на службе у рыночного предложения товара и/или услуги, которые предприятие разрабатывает, оформляет, запускает в серийное производство и продает. С другой стороны, устанавливая паритет между удовлетворением спроса и достижением нового уровня прибыли, управление проектированием вписывается в сбалансированные и надежные действия предприятия в долгосрочной перспективе |
Выявление потребностей рынка и способности предприятия соответствовать им в наилучших технико-экономических условиях; управление инновациями через потребительскую стоимость. Внедрение группы управления проектирования проекта; эффективное применение действий и средств управления; анализ потребления; анализ потребностей; анализ тенденций; эргономика |
Управление проектами |
Планирование, организация, контроль трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов проекта, направленные на эффективное достижение целей проекта |
ГОСТ Р ИСО 21500-2014 "Руководство по проектному менеджменту". ГОСТ Р ИСО 21504-2016 "Управление проектами, программами и портфелем проектов. Руководство по управлению портфелем проектов". ГОСТ Р ИСО 31000-2010 "Менеджмент риска. Принципы и руководство". ГОСТ Р ИСО 13053-1-2015 "Статистические методы. Количественные методы улучшения процессов "Шесть сигм". Часть 1. Методология DMAIC". ГОСТ Р ИСО 10005-2007 "Менеджмент организации. Руководящие указания по планированию качества". ГОСТ Р ИСО 10006-2005 "Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества при проектировании" |
Управление интеллектуальной собственностью |
Включает все продукты умственного труда, изобретения, произведения науки, литературы и искусства, а также товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования, коммерческие обозначения полезные модели и т.д. (см. ст. 1225 Гражданского кодекса РФ).
Примечания 1 Интеллектуальная собственность представлена в двух аспектах: - промышленная собственность (изобретения, полезные модели и промышленные образцы). Она приобретается посредством подачи заявок (патенты, лицензии); - литературная и художественная собственность (произведения науки, литературы и искусства, включая программы для ЭВМ). Она приобретается без каких-либо формальностей, самим фактом создания. 2 Программное обеспечение, имеющее отношение к этим двум аспектам: - авторское право защищает форму выражения; - патент на изобретение защищает технические функции |
ГОСТ Р 56273.4-2016/CEN/TS 16555-4:2014 "Инновационный менеджмент. Часть 4. Управление интеллектуальной собственностью". Настоящий стандарт содержит руководящие указания по идентификации, созданию и охране прав на объекты интеллектуальной собственности с тем, чтобы: - предоставить организациям возможность ознакомиться с фундаментальными принципами управления интеллектуальной собственностью в контексте инновационного процесса; - обеспечить распространение наилучшей практики, оказывая стимулирующее воздействие на дальнейшее приобретение прав на результаты интеллектуальной деятельности. При этом необходимо эффективно использовать объекты интеллектуальной собственности, уже находящиеся в распоряжении третьих лиц предприятий. Настоящий стандарт носит рекомендательный характер и не содержит обязательных требований, может применяться всеми организациями вне зависимости от их типа и размера, включая организации государственного сектора. Особое внимание уделяется потребностям малых и средних предприятий |
Открытая инновация, совместная инновация |
Мероприятия, заключающиеся во взаимодействии с экономическим, социальным, культурным и технологическим окружением для определения и привлечения внешних ресурсов, необходимых для успешной реализации инновационных проектов, которые организация не хочет или не может вести самостоятельно. Применение открытой инновации широко практикуется, а уровни открытия контролируются в зависимости от ситуаций, с которыми приходится встречаться |
ГОСТ Р 57315-2016 "Инновационный менеджмент. Руководящие принципы для осуществления открытого инновационного подхода". В настоящем стандарте устанавливаются рекомендации по реализации открытого инновационного подхода в организациях любого типа и в любой сфере деятельности |
Интеграция устойчивого развития |
Социальная ответственность предприятий - это вклад предприятий в цели и задачи устойчивого развития. Для предприятий это означает постоянный учет воздействия их деятельности на общество и окружающую среду в целях принятия/внедрения наилучшей практики и способствования, таким образом, улучшению общества и защите окружающей среды. Социальная ответственность предприятий включает как экономические аспекты, так и аспекты социальной ответственности за общество и окружающую среду |
PR FD X 50-273 "Интеграция устойчивого развития в инновационный менеджмент". Углеродный след продукции, система RH; экоконцепция, экомаркировка. Анализ жизненного цикла (АЖЦ) продукции, оценка долгосрочности |
Финансовый менеджмент |
Финансовый менеджмент заключается в обеспечении финансового равновесия организации, постановке задач по достижению рентабельности, поиске и организации финансирования |
Методы: бюджетный и финансовый анализ, управленческий контроль, управление денежными средствами, финансовые переговоры, финансовое планирование, финансовая оценка, управление активами, управление финансовыми рисками. Инструменты: средства моделирования, план финансирования, инвестиционные таблицы, план денежных средств, счет прибылей и убытков, бизнес-план, лимиты бюджета, необходимый темп инвестиций (поиск и развитие, а также запуск в серийное производство и сбыт), ожидаемая минимальная рентабельность |
Менеджмент знаний |
Непрерывный процесс всех видов деятельности, обеспечивающий создание, исследование, распространение, разделение, использование и накопление знаний, информации, опыта и компетенции в организации для сохранения и увеличения ее интеллектуального капитала и повышения ценности |
Национальные стандарты в области менеджмента знаний |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.