Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и внешний долг Российской Федерации
(январь-сентябрь 2017 года)
Выпуск подготовлен Департаментом статистики и управления данными Центрального банка Российской Федерации Факс: (495) 771-44-60 E-mail: ds_ext_sector@cbr.ru
При использовании материала ссылка на Центральный банк Российской Федерации (Банк России) обязательна.
Данный сборник размещается на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации по адресу: http://www.cbr.ru в рубриках "Издания Банка России. Вестник Банка России" и "Статистика. Макроэкономическая финансовая статистика. Статистика внешнего сектора".
Платежный баланс и другие материалы по внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, включая методологические комментарии, публикуются в ежемесячном "Статистическом бюллетене Банка России", а также на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации в рубриках "Статистика. Макроэкономическая финансовая статистика. Статистика внешнего сектора" и "Статистика. Специальный стандарт МВФ на распространение данных (ССРД МВФ)".
Информация о датах предстоящих публикаций показателей статистики внешнего сектора размещается в рубрике "Статистика. Календарь публикации официальной статистической информации".
Юридическая основа разработки платежного баланса, международной инвестиционной позиции и внешнего долга
Законодательной и правовой базой разработки платежного баланса, международной инвестиционной позиции и внешнего долга являются:
- Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (с изменениями) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
- Федеральный закон от 29.11.2007 N 282-ФЗ (с изменениями) "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (с изменениями) "О банках и банковской деятельности";
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (с изменениями) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.1997 N 1226 "О присоединении Российской Федерации к Специальному стандарту распространения данных МВФ";
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 671-р (ред. от 23.09.2017) "Об утверждении федерального плана статистических работ".
Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и внешний долг Российской Федерации в январе-сентябре 2017 года
Аналитический комментарий
Платежный баланс Российской Федерации
В январе-сентябре 2017 года на фоне улучшения ценовой конъюнктуры основных товаров российского экспорта продолжилось укрепление текущего счета платежного баланса. Расширение внешнего финансирования способствовало переходу экономики от чистого кредитования к чистому заимствованию у остального мира. В результате укрепления текущего счета и чистого заимствования у остального мира увеличилось накопление международных резервов.
Профицит счета текущих операций в январе-сентябре 2017 года составил 22,4 млрд долларов США (15,3 млрд долларов США в аналогичном периоде 2016 года). Сказалось укрепление торгового баланса до 80,3 млрд долларов США, или более чем на четверть по сравнению с сопоставимым периодом 2016 года, при некотором увеличении отрицательного вклада других компонентов текущего счета.
Экспорт товаров вырос на 51,3 млрд долларов США, до 250,6 млрд долларов США, преимущественно вследствие улучшения международной ценовой конъюнктуры. Цены на товары российского экспорта увеличились на 22,4%, причем опережающими темпами - на основные энергетические товары, в том числе на нефтепродукты - на 35,9%, на сырую нефть - на 29,9%. В натуральном выражении поставки выросли на 2,7%, при этом физические объемы экспорта основных топливно-энергетических товаров в отличие от предшествующих лет стабилизировались (увеличение на 1,2% по сравнению с январем-сентябрем 2016 года). Относительно более высокие темпы роста в натуральном выражении демонстрировал вывоз неэнергетических товаров - на 4,6%.
Положительная динамика в стоимостном выражении была зафиксирована по всем укрупненным товарным группам экспорта. Наиболее существенно, на 31,0%, до 154,8 млрд долларов США, выросла стоимость поставок топливно-энергетической продукции, в результате ее доля достигла 61,0% (58,6% годом ранее). Поставки черных и цветных металлов, включая изделия из них, увеличились на четверть, до 25,8 млрд долларов США, при этом их удельный вес существенно не изменился - 10,2%. В группах несырьевого экспорта также зафиксированы высокие темпы роста. Экспорт машин и оборудования вырос на 16,7%,
Соотношение основных компонентов счета текущих операций в январе-сентябре 2011-2017 годов
(млрд долларов США)
Экспорт товаров в январе-сентябре 2011-2017 годов
(млрд долларов США, по методологии платежного баланса)
до 17,5 млрд долларов США, удельный вес группы - 6,9% (7,4% годом ранее). Вывоз продовольственных товаров и сырья для их производства увеличился на 19,0%, до 14,0 млрд долларов США, их доля - 5,5% (5,8%). Экспорт продукции химической промышленности стал больше на 14,3%, до 17,4 млрд долларов США, доля группы снизилась до 6,9% (7,5%).
Несмотря на значимое увеличение стоимости поставок энергоносителей, доля стран Евросоюза - их основных потребителей - в географической структуре экспорта почти не изменилась, составив 45,8%. В то же время наращивание экспорта в азиатском направлении обусловило рост удельного веса государств АТЭС до 24,4% (23,4%). Доля вывоза в страны ЕАЭС также незначительно увеличилась, достигнув 9,3%. Китай стал лидером по объемам направляемой на экспорт российской продукции (10,6%), на второй позиции - традиционный крупнейший европейский потребитель - Нидерланды (10,4%), доля Германии составила 7,1%, Беларуси и Турции - по 5,1%.
Импорт товаров составил 170,3 млрд долларов США, что на 34,0 млрд долларов США превышает показатель января-сентября 2016 года. Прирост связан с существенно возросшим физическим объемом поставок на 18,7%, а также с ростом цен на ввозимые товары на 5,3%.
Улучшение экономической конъюнктуры способствовало повышению на 28,8%, до 77,8 млрд долларов США, импорта машин, оборудования и транспортных средств - товаров инвестиционного назначения. Удельный вес этой группы в структуре импорта вырос до 47,9% против 46,5% в январе-сентябре
Страны - основные торговые партнеры России
(млрд долларов США)
Импорт товаров в январе-сентябре 2011-2017 годов
(млрд долларов США, по методологии платежного баланса)
2016 года. Наибольший вклад внесло увеличение поставок оборудования, а также средств наземного транспорта. Ввоз металлов стал больше на 38,6%, что обусловило увеличение доли группы до 7,0% (6,3%). На фоне опережающего роста импорта машиностроительной продукции и металлов доли других товаров в структуре импорта в основном снижались. Так, несмотря на увеличение ввоза продукции химической промышленности и связанных с ней отраслей на 18,7%, до 29,1 млрд долларов США, доля группы сократилась до 17,9% против 18,9% годом ранее. Импорт продовольственных товаров, включая сырье для их производства, расширился на 16,9%, до 20,6 млрд долларов США, удельный вес группы уменьшился до 12,7% (13,5%).
Географическая структура импорта товаров продолжала смещаться в пользу стран АТЭС и ЕАЭС - 40,5% (39,9% годом ранее) и 7,9% (7,7%) соответственно. В то же время доля традиционных партнеров из Евросоюза снизилась до 37,8% (38,4%). Среди поставщиков импорта лидерство прочно удерживал Китай (21,4%), вторым по значимости партнером выступала Германия (10,6%), далее - США (5,5%) и Беларусь (5,4%).
Дефицит баланса внешней торговли услугами вырос на 24,2%, до 22,1 млрд долларов США, в результате опережающего роста спроса на услуги, полученные от нерезидентов.
Экспорт услуг расширился на 15,7%, до 42,8 млрд долларов США. Увеличение зафиксировано по всем укрупненным категориям предоставленных услуг. Наиболее значимый рост в абсолютном выражении произошел в сегменте экспорта прочих услуг (на 2,4 млрд долларов США, или на 13,3%, до 20,8 млрд долларов США): сказалось повышение спроса нерезидентов на услуги в сфере строительства, а также на компьютерные услуги. Транспортных услуг предоставлено на сумму 14,8 млрд долларов США (увеличение на 2,2 млрд долларов США, или на 17,7%). Стоимость услуг, учитываемых по статье "Поездки", выросла на 1,1 млрд долларов США, достигнув 7,1 млрд долларов США, в основном в результате роста средних расходов на одну поездку въезжавших на территорию Российской Федерации нерезидентов.
Импорт услуг составил 64,9 млрд долларов США, что на 18,5% больше по сравнению с январем- сентябрем 2016 года. Динамика показателя сформирована опережающим восстановлением расходов резидентов, учитываемых по статье "Поездки" (рост на 30,1%, до 23,9 млрд долларов США), преимущественно вследствие увеличения численности выездного туристического потока. Импорт прочих услуг повысился до 30,6 млрд долларов США, или на 9,5%, что связано в том числе с ростом стоимости работ по проектированию объектов производственной инфраструктуры, а также платы за пользование интел-
Структура экспорта и импорта услуг в январе-сентябре 2017 года
(в % к итогу)
лектуальной собственностью. Увеличение стоимости услуг, полученных от иностранных транспортных компаний, на 23,0%, до 10,3 млрд долларов США, произошло главным образом в сегменте воздушных перевозок.
Отрицательное сальдо баланса оплаты труда выросло в полтора раза, до 2,1 млрд долларов США. Показатель оплаты труда, выплаченной нерезидентам, повысился до 5,1 млрд долларов США против 4,0 млрд долларов США годом ранее: увеличилась как численность мигрантов, занятых менее года в российской экономике, так и долларовый эквивалент их заработной платы. Величина оплаты труда к получению работающими за рубежом российскими гражданами достигла 3,0 млрд долларов США против 2,7 млрд долларов США годом ранее.
Дефицит баланса инвестиционных доходов в январе-сентябре 2017 года составил 28,0 млрд долларов США, что выше на 17,2%, или на 4,1 млрд долларов США, показателя соответствующего периода предыдущего года. Отрицательное сальдо практически полностью сложилось вследствие операций прочих секторов (28,0 млрд долларов США) и было обусловлено более объемным увеличением доходов к выплате на фоне улучшения финансового результата российских компаний с иностранным участием. Инвестиционные доходы банковского сектора в результате сжатия его иностранных активов были почти сбалансированными (годом ранее профицит составил 1,7 млрд долларов США). Отрицательное сальдо инвестиционных доходов органов государственного управления и центрального банка сложилось в сумме 0,3 млрд долларов США в результате расширения выплат в пользу нерезидентов федеральными органами управления.
Дефицит баланса вторичных доходов увеличился на 0,9 млрд долларов США, до 5,6 млрд долларов США, вследствие роста выплаченных личных трансфертов в пользу резидентов стран СНГ.
Счет операций с капиталом был практически сбалансирован.
Чистое заимствование у остального мира, отраженное в финансовом счете (без учета резервных активов), составило 1,0 млрд долларов США (чистое кредитование на 4,8 млрд долларов США в январе-сентябре 2016 года), оно сформировано за счет увеличения внешних обязательств, не скомпенсированного ростом иностранных активов.
Иностранные пассивы выросли на 14,4 млрд долларов США в отличие от чистого погашения на 10,8 млрд долларов США годом ранее. Основными субъектами привлечения внешних обязательств выступали федеральные органы управления и прочие секторы.
Увеличение внешних обязательств органов государственного управления в отчетном периоде ускорилось до 13,9 млрд долларов США (7,1 млрд долларов США в январе-сентябре 2016 года). Основной причиной стало приобретение нерезидентами суверенных долговых ценных бумаг, сальдо по которым составило 14,1 млрд долларов США.
Иностранные обязательства центрального банка увеличились на 8,3 млрд долларов США (снижение на 1,2 млрд долларов США годом ранее) в основном в результате привлечения средств от нерезидентов по операциям РЕПО в рамках управления резервными активами.
Чистое принятие обязательств резидентами по категориям инвестиций в январе-сентябре 2011-2017 годов
(млрд долларов США)
Чистое приобретение финансовых активов резидентами (без учета резервных активов) по категориям инвестиций в январе-сентябре 2011-2017 годов
(млрд долларов США)
Знак "-" означает чистое снижение иностранных активов резидентов.
Пассивы частного сектора снизились на 7,7 млрд долларов США (16,7 млрд долларов США годом ранее).
Сокращение внешних обязательств банков составило 23,4 млрд долларов США против 19,9 млрд долларов США годом ранее в значительной мере за счет изъятия нерезидентами средств с текущих счетов и депозитов.
Привлечение обязательств прочими секторами выросло пятикратно, до 15,6 млрд долларов США: динамика показателя объяснялась притоком прямых инвестиций (24,8 млрд долларов США), в том числе за счет поступления средств от размещения еврооблигационных займов связанными зарубежными структурами. Сокращение обязательств перед нерезидентами в форме портфельных инвестиций на 3,9 млрд долларов США сформировано преимущественно разовым выкупом крупного пакета акций у иностранного инвестора. Ссудная задолженность на чистой основе в отчетном периоде уменьшилась на 5,0 млрд долларов США (на 8,2 млрд долларов США годом ранее).
Финансовые активы, за исключением резервных, выросли в январе-сентябре 2017 года до 13,4 млрд долларов США (снижение активов на 6,0 млрд долларов США в январе-сентябре 2016 года).
Внешние требования органов государственного управления и центрального банка выросли на 2,0 млрд долларов США (сокращение на 1,0 млрд долларов США в январе-сентябре 2016 года), сказалось увеличение объема предоставленных ссуд и займов, осуществленное преимущественно в III квартале 2017 года в пользу контрагентов из стран СНГ.
Финансовые активы частного сектора1 увеличились на 10,9 млрд долларов США (чистое изъятие на 5,8 млрд долларов США в январе-сентябре 2016 года).
Сокращение внешних активов банков в отчетном периоде было значительно ниже показателя соответствующего периода 2016 года (5,1 млрд долларов США против 22,6 млрд долларов США), сказался компенсирующий эффект зачисления на банковские счета средств клиентов-резидентов от погашения кредита, ранее предоставленного в рамках крупной приватизационной сделки. При этом значительно уменьшилась сумма докапитализации зарубежных дочерних структур.
Спрос прочих секторов1 на иностранные активы на чистой основе существенно не изменился, он составил 16,0 млрд долларов США (16,9 млрд долларов США годом ранее). Возросший в 1,7 раза поток прямых инвестиций за рубеж был частично скомпенсирован изъятием прочих активов в форме погашения кредита, ранее предоставленного в рамках крупной приватизационной сделки. В составе прямых инвестиций, увеличившихся на 24,0 млрд долларов США, значимым было как новое участие в капиталах иностранных компаний, так и кредитная поддержка, оказанная связанным зарубежным структурам, в том числе в целях финансирования операций обратного выкупа обращающихся на внешних рынках долговых инструментов.
-----------------------------
1 Без учета задолженности по поставкам на основании межправительственных соглашений.
-----------------------------
Увеличение отрицательного сальдо операций прочих секторов с нерезидентами с наличной иностранной валютой на 1,1 млрд долларов США, до 4,8 млрд долларов США, связано в том числе с возросшим импортом по статье "Поездки".
Объем сомнительных операций1 в сумме 0,7 млрд долларов США по сравнению с предшествующим годом существенных изменений не претерпел.
Чистый вывоз капитала частным сектором, сформированный главным образом за счет операций I квартала 2017 года, по итогам января-сентября 2017 года составил 16,5 млрд долларов США (10,0 млрд долларов США в сопоставимом периоде 2016 года). Динамика показателя определялась в основном операциями банков, активизировавших сокращение своих внешних обязательств на фоне умеренного изъятия иностранных активов. Потоки капитала, связанные с операциями прочих секторов, носили в целом сбалансированный характер.
Международные резервы Российской Федерации
Международные резервы Российской Федерации на 1 октября 2017 года составили 424,8 млрд долларов США. По итогам января-сентября 2017 года они выросли на 47,0 млрд долларов США (на 29,3 млрд долларов США в сопоставимом периоде 2016 года).
Увеличение международных резервов в результате операций на 25,4 млрд долларов США (10,1 млрд долларов США в январе-сентябре 2016 года) определялось возвратом российскими кредитными организациями ранее предоставленной ликвидности в иностранной валюте, операциями РЕПО с нерезидентами, приобретением иностранной валюты на внутреннем рынке. Положительная курсовая переоценка в сумме 16,8 млрд долларов США обусловлена ослаблением доллара США и соответствующим ростом долларового эквивалента резервных активов, номинированных в других валютах.
Стоимость монетарного золота на 1 октября 2017 года достигла 73,6 млрд долларов США. Увеличение золотого запаса в отчетном периоде на 13,4 млрд долларов США, или на 22,3%, определялось положительной переоценкой на 6,8 млрд долларов США и операциями на 6,6 млрд долларов США. Доля металла в международных резервах повысилась с 15,9% на начало года до 17,3% на 1 октября 2017 года.
По состоянию на 1 октября 2017 года объем международных резервов был достаточен для финансирования импорта товаров и услуг в течение 16 месяцев.
Международная инвестиционная позиция Российской Федерации
Объем иностранных активов Российской Федерации на 1 октября 2017 года составил 1322,7 млрд долларов США, увеличившись по итогам 9 месяцев 2017 года на 92,8 млрд долларов США, или на 7,5%.
Изменения определялись в значительной степени положительной переоценкой в размере 55,9 млрд долларов США на фоне ослабления курса доллара США к прочим валютам. За счет операций внешние активы выросли на 38,8 млрд долларов США.
Резервные активы увеличились на 47,0 млрд долларов США и составили на конец отчетного периода 424,8 млрд долларов США, прямые инвестиции за рубеж - на 37,4 млрд долларов США, до 455,4 млрд долларов США, вложения в форме портфельных инвестиций - на 11,7 млрд долларов США, до 83,8 млрд долларов США. При этом прочие инвестиции сократились на 2,1 млрд долларов США, до 353,1 млрд долларов США: прирост наличной иностранной валюты у прочих секторов не компенсировал снижения требований к нерезидентам по другим финансовым инструментам.
Внешние обязательства Российской Федерации составили на 1 октября 2017 года 1051,8 млрд долларов США, увеличившись на 44,0 млрд долларов США, в том числе за счет положительной переоценки - на 32,9 млрд долларов США и операций с нерезидентами - на 14,4 млрд долларов США.
Обязательства по прямым инвестициям, превысив значение показателя на начало 2017 года на 38,0 млрд долларов США, равнялись 499,7 млрд долларов США. Объем иностранных портфельных инвестиций вырос на 11,0 млрд долларов США за счет увеличения иностранных вложений в российские суверенные ценные бумаги при сокращении обязательств по инструментам участия в капитале. Прочие инвестиции снизились на 3,3 млрд долларов США, до 320,4 млрд долларов США, преимущественно в результате операций банков, уменьшивших задолженность перед нерезидентами.
-----------------------------
1 Сомнительные операции включают имеющие признаки фиктивности операции, связанные с торговлей товарами и услугами, с покупкой/продажей ценных бумаг, предоставлением кредитов и переводами средств на собственные счета за рубежом, целью которых является трансграничное перемещение денежных средств.
-----------------------------
Изменение инвестиционной позиции в январе-сентябре 2016-2017 годов
(млрд долларов США)
Структура международной инвестиционной позиции по состоянию на 01.10.2017
По итогам января-сентября 2017 года опережающий рост иностранных активов привел к увеличению чистой международной инвестиционной позиции Российской Федерации на 48,9 млрд долларов США, или на 22,0%, до 271,0 млрд долларов США.
Внешний долг Российской Федерации
Внешний долг Российской Федерации на 1 октября 2017 года составил 536,7 млрд долларов США, увеличившись с начала года на 22,5 млрд долларов США, или на 4,4%. Рост произошел как в результате операций - на 11,6 млрд долларов США, так и положительных переоценок - на 13,1 млрд долларов США.
В структуре внешней задолженности доля обязательств органов государственного управления выросла до 10,1% с 7,6% на 1 января 2017 года, на центральный банк пришлось 4,0% (2,4%), на частный сектор - 85,9% (90,0%). Задолженность перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования, учтенная в составе долга частного сектора, практически не изменилась: 28,0% на 1 октября 2017 года против 27,5% на начало года. Долг государственного сектора в расширенном определении составил половину суммы внешних обязательств, увеличившись по сравнению с данными на начало года на 4,8%, до 266,6 млрд долларов США.
Задолженность федеральных органов управления возросла на 15,1 млрд долларов США, или на 38,9%, до 54,1 млрд долларов США. Динамика показателя определялась в основном вкладом операций. Обязательства, принятые Российской Федерацией в качестве правопреемницы бывшего СССР, сократились до
Внешний долг Российской Федерации
(млрд долларов США)
Структура внешнего долга банков и прочих секторов
(по состоянию на 1 октября 2017 года)
0,8 млрд долларов США. В составе нового российского долга, выросшего на 15,4 млрд долларов и составившего 53,3 млрд долларов США, наиболее значимо увеличились обязательства по суверенным ценным бумагам в российских рублях - на 12,6 млрд долларов США, до 37,6 млрд долларов США. Задолженность по ценным бумагам в иностранной валюте выросла на 2,9 млрд долларов США, до 14,6 млрд долларов США, в том числе за счет приобретения нерезидентами размещенных Правительством Российской Федерации еврооблигаций в июне текущего года. Внешние долговые обязательства субъектов Российской Федерации составили 0,2 млрд долларов США.
Задолженность центрального банка перед нерезидентами зафиксирована на уровне 21,7 млрд долларов США. Прирост на 9,3 млрд долларов США почти целиком сформирован за счет краткосрочной задолженности по операциям РЕПО. В результате в структуре внешнего долга центрального банка более половины обязательств, или 11,3 млрд долларов США, пришлось на кредиты; доля обязательств перед МВФ по распределенным в пользу Российской Федерации специальным правам заимствования (СДР) составила 37,0% (8,0 млрд долларов США); удельный вес наличных российских рублей у нерезидентов, а также счетов и депозитов равнялся 10,6% (2,3 млрд долларов США).
Внешний долг Российской Федерации в распределении по секторам экономики и срокам
(млрд долларов США)
Динамика показателей внешней долговой устойчивости Российской Федерации
Сокращение внешнего долга банковского сектора на 11,4 млрд долларов США, до 108,0 млрд долларов США обусловлено изъятием долгосрочных депозитов нерезидентов при незначительном компенсирующем влиянии положительной переоценки.
Рост задолженности прочих секторов на 9,4 млрд долларов США, или на 2,7%, до 352,6 млрд долларов США объяснялся преимущественно курсовой переоценкой, которая составила 8,2 млрд долларов США, в результате операций долг перед нерезидентами увеличился на 3,0 млрд долларов США. Практически весь прирост пришелся на операции с прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования и связан главным образом с поступлением средств от размещения еврооблигаций. Сокращение задолженности по кредитам и депозитам было нивелировано наращиванием обязательств перед нерезидентами по долговым ценным бумагам.
Увеличение внешнего долга на 22,5 млрд долларов США примерно в равных объемах пришлось на долгосрочные и краткосрочные инструменты. Рост краткосрочного компонента долга до 61,6 млрд долларов США сформирован главным образом динамикой обязательств центрального банка. Долгосрочная задолженность выросла до 475,1 млрд долларов США вследствие наращивания обязательств по ценным бумагам органов государственного управления и прочих секторов, частично скомпенсированного погашением внешнего долга банками.
Внешний долг, номинированный в иностранных валютах, по сравнению с данными на 1 января 2017 года незначительно снизился до 399,4 млрд долларов США, компонент задолженности в валюте Российской Федерации, напротив, увеличился почти на четверть, или на 26,5 млрд долларов США, до 137,3 млрд долларов США, приведя к общему приросту как совокупного объема внешнего долга, так и удельного веса национальной валюты в общем объеме внешней задолженности до 25,6% (21,5% на начало 2017 года). На положительную динамику обязательств в российских рублях оказало влияние главным образом наращивание задолженности по суверенным долговым ценным бумагам, а также увеличение долларового эквивалента долга частного сектора перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования.
Доля обязательств в национальной валюте наиболее высока у органов государственного управления (69,6%). В составе частного сектора (без учета долговых обязательств перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования) заимствования в российских рублях более характерны для прочих секторов (20,5%), у банков они составляют 17,1%.
На 1 октября 2017 года, согласно международным критериям, долговая нагрузка на российскую экономику оставалась умеренной: отношение внешнего долга к ВВП составило 36% (на начало 2017 года - 40%), соотношение внешних долговых обязательств органов государственного управления к ВВП незначительно выросло до 4%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлены данные по платежному балансу, международной инвестиционной позиции и внешнему долгу России за январь-сентябрь 2017 г.
Так, экспорт товаров вырос до 250,6 млрд долл. США преимущественно вследствие улучшения международной ценовой конъюнктуры. Физические объемы экспорта основных топливно-энергетических товаров в отличие от предшествующих лет стабилизировались. Относительно более высокие темпы роста в натуральном выражении демонстрировал вывоз неэнергетических товаров - на 4,6%. Импорт товаров увеличился до 170,3 млрд долл. США.
Отрицательное сальдо баланса оплаты труда выросло до 2,1 млрд долл. США. Дефицит баланса инвестиционных доходов составил 28 млрд долл. США. Международные резервы России на 1 октября 2017 г. составили 424,8 млрд долл. США.
Объем иностранных активов России на 1 октября 2017 г. составил 1 322,7 млрд долл. США. Внешний долг - 536,7 млрд долл. США.
Приведена детализация по отдельным операциям.
Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и внешний долг Российской Федерации (январь-сентябрь 2017 года)
Текст баланса опубликован в "Вестнике Банка России" от 20 марта 2018 г. N 22-23