Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 февраля 2018 г. N 69-АПГ17-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.,
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ковриковой Ирины Петровны о признании недействующими отдельных положений Порядка назначения и выплаты пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 октября 2011 года N 371-п, по апелляционной жалобе Ковриковой И.П. на решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 августа 2017 года, которым отказано в удовлетворении ее административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения,
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 октября 2011 года N 371-п "О назначении и выплате пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей, единовременного пособия супругам в связи с юбилеем их совместной жизни, выдаче удостоверения и предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям" утвержден Порядок назначения и выплаты пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей (далее - Порядок). Данное постановление опубликовано в Собрании законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 октября 2011 года N 10 (часть I), ст. 981 и в газете "Новости Югры" N 169 от 1 ноября 2011 года.
В пункте 34 названного Порядка содержится перечень обстоятельств, при наступлении которых прекращается выплата ежемесячных пособий и ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей. В соответствии с абзацем двенадцатым данного пункта к таким обстоятельствам отнесено прекращение отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, на которого назначено ежемесячное пособие, в том числе в связи с предоставлением отпуска по беременности и родам (для пособия, указанного в подпункте 2.8 пункта 2 настоящего Порядка - ежемесячное пособие по уходу за ребенком от полутора до трех лет и от трех до четырех лет).
В пункте 35 Порядка предусмотрена обязанность гражданина при наступлении обстоятельств, влекущих прекращение права на получение пособия и выплаты, не позднее чем в пятидневный срок сообщить об этом в письменном виде органу, назначившему пособие или выплату.
Коврикова И.П. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании абзаца двенадцатого пункта 34 и пункта 35 Порядка, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что является многодетной матерью, имеющей 5 несовершеннолетних детей. На ее ребенка А. года рождения, было назначено ежемесячное пособие по уходу от 1,5 до 3 лет на период с 19 марта 2013 года по 13 сентября 2014 года в размере 7201 руб. Однако на основании приказа от 10 апреля 2014 года выплата указанного пособия была прекращена, поскольку ею был прерван отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3 лет в связи с рождением сына М. и оформлением с 10 июня 2013 года отпуска по беременности и родам. Прекращение выплаты пособия произведено на основании положений оспариваемых пунктов Порядка.
Коврикова И.П. полагала, что абзац двенадцатый пункта 34 Порядка противоречит статье 2.3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 июля 2004 года N 45-оз "О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", в которой закреплен принцип социальной поддержки семьи в виде назначения соответствующего пособия независимо от числа детей, за которыми требуется уход, при отсутствии возможности посещения детского дошкольного учреждения. Также административный истец указала, что положения оспариваемого абзаца двенадцатого пункта 34 Порядка в случае прекращения выплаты ежемесячного пособия в связи с предоставлением женщине отпуска по беременности и родам в связи с рождением последующего ребенка ставят ее в неравное положение по сравнению с лицами, осуществляющими уход за двумя детьми в возрасте от полутора до трех лет. Таким образом, нарушаются закрепленные Конституцией Российской Федерации принципы равенства всех граждан Российской Федерации перед законом и судом.
Пункт 35 Порядка, по мнению административного истца, не соответствует статье 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", поскольку устанавливает ограничения, заключающиеся в требовании от заявителя документов и информации при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
В связи с изложенным административный истец просила суд признать не действующим абзац двенадцатый пункта 34 Порядка в части - в отношении случаев прекращения выплаты пособия в связи с предоставлением отпуска по беременности и родам и пункт 35 в части возложения на граждан обязанностей по предоставлению документов и сведений, которые, по ее мнению, имеются в муниципальных и государственных органах.
Решением Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 августа 2017 года в удовлетворении административного искового заявления Ковриковой И.П. отказано.
От административного истца поступила апелляционная жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований в связи с нарушением судом норм материального права.
На апелляционную жалобу прокуратурой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры представлены возражения о необоснованности доводов жалобы и законности судебного акта.
Коврикова И.П. и представители Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке, в судебное заседание Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не явились. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учётом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты граждан, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов. Такие законы и подзаконные акты согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии со статьей 256 Трудового кодекса Российской Федерации по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.
Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ) установил единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Согласно статье 2 указанного Федерального закона законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.
Статьёй 3 настоящего Федерального закона предусмотрена выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком, которое в соответствии со статьей 14 данного Федерального закона выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребёнком до достижения ребёнком возраста полутора лет и которое в силу положений статьи 4 того же закона является расходным обязательством Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Статья 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относится к бюджетным полномочиям субъекта Российской Федерации. При этом органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять направление расходования денежных средств своего бюджета.
Пунктом 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Реализуя вышеуказанные положения федерального законодательства, Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принят Закон от 7 июля 2004 года N 45-оз "О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", подпунктом 3 пункта 1 статьи 2 которого установлено дополнительное по сравнению с федеральным ежемесячное пособие по уходу за ребенком от полутора до трех лет и от трех до четырех лет.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 2.3 данного закона субъекта Российской Федерации ежемесячное пособие по уходу за ребенком от полутора до трех лет и от трех до четырех лет устанавливается родителю (законному представителю), фактически осуществляющему уход за ребенком, подлежащему обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком, в отношении которого возникло право на назначение ежемесячного пособия, возраста трех лет.
Пунктом 2 статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 июля 2004 года N 45-оз определено, что порядок назначения и выплаты пособий, а также ежемесячной денежной выплаты устанавливается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Оспариваемыми Ковриковой И.П. положениями пункта 34 Порядка назначения и выплаты пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 октября 2011 года N 371-п, установлены основания для прекращения выплаты ежемесячного пособия, которыми в том числе является прекращение отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, на которого назначено ежемесячное пособие, в том числе в связи с предоставлением отпуска по беременности и родам (для ежемесячного пособия по уходу за ребенком от полутора до трех лет и от трех лет до четырех лет).
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт был принят полномочным органом с соблюдением требований законодательства к его форме, порядку введения в действие и опубликования, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца и соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Установление в нормативном правовом акте субъекта дополнительной адресной помощи отдельным категориям граждан, предоставляемой за счет средств регионального бюджета, не снижает уровень прав и гарантий граждан, установленных федеральным законодательством, в связи с чем, по мнению суда, оснований для признания оспариваемого пункта Порядка противоречащим федеральному законодательству не имеется.
Отказывая в удовлетворении требований Ковриковой И.П. о признании недействующим абзаца двенадцатого пункта 34 Порядка, суд также исходил из того, что Порядок в оспариваемой части не противоречит и закону автономного округа от 7 июля 2004 года N 45-оз "О поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", в целях реализации которого был принят этот порядок, поскольку этим законом предусмотрено право на ежемесячное пособие лишь тому родителю (законному представителю), который находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (п.п. 1 п. 1 ст. 2.3). Одновременное оформление двух отпусков на одного родителя (законного представителя) указанным законом субъекта не предусмотрено.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что меры социальной поддержки гражданам, имеющим детей, в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком от полутора до трех лет и от трех до четырех лет, установленные подпунктом 3 пункта 1 статьи 2 закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 июля 2004 года N 45-оз "О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" являются дополнительными мерами социальной поддержки, в связи с чем определение оснований, порядка, размера и условий реализации данных мер социальной поддержки также относится к полномочиям субъекта Российской Федерации.
Не нашел суд оснований и для удовлетворения требований Ковриковой И.П. о признании недействующим пункта 35 Порядка, обязывающего гражданина сообщать в пятидневный срок о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение права на получение пособия и выплаты в письменном виде органу, назначившему пособие или выплату.
Оспаривая названный пункт Порядка, Коврикова И.П. ссылалась на его противоречие статье 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", указывая, что информация о выплате страхователем пособия по беременности и родам и выдаче в связи с этим листка нетрудоспособности общедоступна и поэтому гражданин не обязан сообщать об этом в пятидневный срок органу, назначившему пособие или выплату.
Однако в силу части 6 статьи 7 указанного закона положения пункта 2 части 1 настоящей статьи, устанавливающего случаи, когда органы, предоставляющие государственные или муниципальные услуги, не вправе требовать предоставления документов, не распространяются на отдельные документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, в том числе: документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации; свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния; справки, заключения и иные документы, выдаваемые организациями, входящими в государственную, муниципальную или частную систему здравоохранения.
Кроме того, следует учесть, что статьёй 18 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ также предусмотрена обязанность получателей государственных пособий своевременно извещать органы, назначающие государственные пособия гражданам, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров государственных пособий гражданам, имеющим детей, или прекращение их выплаты.
Доводы административного истца о противоречии Порядка в оспариваемой части статье 38 Конституции Российской Федерации, содержащей нормы о защите государством материнства, детства и семьи, суд правомерно не признал основанием для удовлетворения заявленных требований, сославшись на то, что проверка конституционности нормативных правовых актов отнесена к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
Исходя из изложенного, обжалуемое решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является законным и обоснованным, и оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 февраля 2018 г. N 69-АПГ17-13
Текст определения официально опубликован не был