Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4 к протоколу заседания
Рабочего органа Совета по аудиторской
деятельности от 16 января 2018 г. N 75
Модель квалификационного экзамена-2020 на получение квалификационного аттестата аудитора
Общие положения
Приоритеты стратегического развития страны требуют развития аудиторской деятельности в Российской Федерации в направлении повышения общественной значимости данной отрасли и профессии аудитора. Актуальность разработки новой модели квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора в России обусловлена необходимостью приведения его в соответствие современным требованиям развития экономики, международным стандартам образования аудиторов, международным стандартам аудита, а также требованиям профессионального рынка работодателей и потребителей аудиторских услуг. Таким образом, разработка новой модели направлена на стандартизацию подходов к организации экзаменационного процесса и повышение качества процедуры оценки потенциальных аудиторских кадров.
Представленный проект модели нового экзамена разработан с учетом рекомендаций для Единой аттестационной комиссии, сформулированных:
- в проекте Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации, одобренном Советом по аудиторской деятельности 23 июня 2016 года (протокол N 23),
- в Плане мероприятий ("дорожной карте") "Основные мероприятия по развитию финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов", пункт 7.3 "Совершенствование порядка подготовки отдельных специалистов финансового рынка";
- Советом по аудиторской деятельности, Рабочим органом Совета по аудиторской деятельности, Советом АНО "ЕАК";
- в процессе общественно-профессионального обсуждения проекта модели.
В качестве основополагающего в новой модели экзамена определен компетентностный подход к оценке квалификации претендентов, что и является основной целью совершенствования экзамена.
Принципы, на которых основана новая модель экзамена
Проект квалификационного экзамена-2020, предлагаемый АНО "ЕАК", базируется на общих принципах, используемых при организации оценки квалификации аудиторов:
1) уровневый, иерархический подход;
2) модульная, компетентностно ориентированная модель экзамена;
3) практико-ориентированная направленность экзаменационной базы;
4) регулярная актуализация экзаменационной базы и ее источников как подтверждение постоянного развития и повышения квалификации претендентов;
5) использование различных форм проведения экзамена;
6) разумное сочетание обеспечения качества экзамена и его финансовой состоятельности для претендентов.
В рамках подготовки проекта модели квалификационного экзамена АНО "ЕАК" были определены базовые, концептуальные, методические, организационно-технические подходы к организации проведения нового экзамена, обоснованы его регламентные параметры (характеристики), проработаны возможности сокращения процедуры экзамена, проведена оценка его финансовой состоятельности для претендентов, разработаны предложения по организации "переходного" периода.
Представленный проект будет служить основанием для дальнейшей разработки Программы квалификационного экзамена, регламентов, положений и других внутренних документов АНО "ЕАК", а также программного обеспечения для проведения экзамена.
Подход к формированию перечня компетенций для новой модели квалификационного экзамена
Для описания компетенций аудитора и их оценки были использованы подходы, заложенные в международных стандартах образования, и практика их реализации в международных квалификациях. При этом для российского экзамена учитывались особенности и практика осуществления аудиторской деятельности в России, а также запросы работодателей в отношении компетентности работников на рынке аудиторских услуг (положения профессионального стандарта "Аудитор" в части описания трудовых функций и связанных с ними необходимых знаний и умений).
При формировании компетентностной модели экзамена было принято за основу положение МСО о том, что аудитор - это, прежде всего, профессиональный бухгалтер, который обладает достаточными компетенциями и наделен ответственностью за подготовку мнения о достоверности финансовой информации на основе профессионального суждения. Поэтому профессия аудитора кроме компетенций, предъявляемых к профессиональному бухгалтеру, требует дополнительных компетенций с учетом уровня его ответственности.
В соответствии с требованиями международных стандартов образования аудиторов квалификационная аттестация претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора должна быть "комплексной, чтобы претенденты смогли продемонстрировать, что они владеют достаточными профессиональными знаниями, профессиональными навыками и профессиональными ценностями, этикой и отношениями". Для этого модель предполагает уровневый подход к экзамену, обеспечивая последовательный переход от одного уровня компетенций к другому, более сложному уровню, и представляет собой систему, предусматривающую алгоритм приобретения претендентом на получение квалификационного аттестата аудитора профессиональной компетентности, поддержание ее на должном уровне и ее оценку.
При описании компетенций претендентов для новой модели экзамена МСО использовались как инструмент, при этом при описании компетенций аудитора не применялось их прямое заимствование. Компетенции были оценены и доработаны экспертами в соответствующих областях с учетом национальной специфики и сложившейся практики. В частности, области аттестации "Налогообложение", "Право", "Бухгалтерский учет и отчетность" (за исключением МСФО) ориентированы на специфику национального нормативного регулирования. При описании компетенций использовались стандарты МСО 1 - МСО 4, МСО 6, а также частично МСО 8, поскольку содержит специфику аудиторской деятельности. Это обстоятельство послужило ориентиром при формулировании компетенций для моделирования ситуации, в которой от претендента требуется демонстрация способности принимать решения и понимать ситуацию, учитывая совокупность факторов и обстоятельств из разных областей аттестации.
При этом необходимо учесть, что не все компетенции, заложенные в МСО 8, могут быть оценены в рамках экзамена, часть компетенций может быть протестирована только в ходе практической деятельности претендента. В частности, в МСО содержится прямое указание на оценку практического опыта претендента и его компетенций, формирующихся в процессе его получения. Эта часть компетенций может быть детально подтверждена в компании, где работает специалист. Следовательно, до тех пор, пока не будут прописаны особенности подтверждения практического опыта претендентов, по нашему мнению, существуют риски того, что претендент при получении квалификационного аттестата аудитора не будет обладать всем набором необходимых компетенций, что может повлиять на качество аудиторских услуг.
Следует отметить также, что для всех трех уровней аттестации существенного завышения требований не происходит, в частности, задача, которая предлагается претендентам в настоящее время на экзамене уже содержит требования в отношении формирования мнения в аудиторском заключении. Новая модель экзамена предполагает модернизацию подхода к процессу оценки в части его комплексности и ориентира на компетенции с учетом международной и российской практики и тенденциями на совершенствование профессии.
Разработанные на данном этапе карты компетенций будут уточняться по мере разработки Программы нового экзамена и экзаменационных заданий.
Уровневый подход к оценке квалификации
Компетентностная модель квалификационной оценки претендентов на получение аттестата аудитора предполагает определение уровней аттестации в рамках экзамена. На основе проведенного исследования и обобщения требований международных стандартов образования аудиторов и их применения в международных практиках разработчиками были выделены 3 уровня аттестации аудиторов: базовый, промежуточный и продвинутый. По мнению разработчиков, данный подход целесообразно реализовать и в российском экзамене, что позволит проводить последовательную и комплексную оценку всего набора компетенций с учетом приобретаемого претендентами опыта и знаний. В ходе обсуждения проекта новой модели квалификационного экзамена был принят за основу трехуровневый подход к организации экзамена, включающий базовый, основной и квалификационный уровни.
Каждый уровень отличается сложностью задач, полномочиями и ответственностью претендента при достижении им соответствующего уровня квалификации (Таблица 1).
Таблица 1
Различия в уровнях аттестации и их краткая характеристика
Уровень |
Характеристика, предмет оценки |
Различия в уровнях |
Базовый |
Проверка начальных компетенций (с возможностью зачетов для претендентов, имеющих профильное экономическое образование) |
Понимание теоретических основ, умение применять базовые знания по каждой области аттестации в рамках отдельных модулей при решении типовых задач, связанных с аудиторской деятельностью |
Основной |
Оценка профессиональных компетенций в разрезе областей аттестации в рамках отдельных модулей |
Углубленное понимание требуемых компетенций, способность решения задач в рамках отдельных модулей по областям аттестации, способность сравнивать и анализировать различные варианты решения конкретных ситуаций, связанных с аудиторской деятельностью |
Квалификационный |
Комплексная оценка профессиональной компетентности, дающая право на получение квалификационного аттестата аудитора |
Способность совмещать компетенции из разных областей аттестации, демонстрировать навыки формирования профессионального суждения в соответствии с МСА |
Профессиональный стандарт "Аудитор" является связующим звеном между вузовскими программами подготовки бакалавров и специалистов по экономическим профилям и проектом модели квалификационного экзамена. Поэтому при описании компетенций и уровней экзамена помимо международной практики, учитывались положения профессионального стандарта "Аудитор" для описания компетенций претендента как ориентир в части требований рынка аудиторских услуг.
Модульная система новой модели квалификационного экзамена
Новый экзамен имеет модульную систему, при которой области аттестации аудитора на разных уровнях разделены на самостоятельные экзаменационные модули. Экспертами - разработчиками АНО "ЕАК" выделены уровни аттестации, на каждом уровне предложен состав модулей проверки и оценки технических компетенций, профессиональных навыков и профессиональных ценностей, а также формы их оценки и распределение проверяемых компетенций (знаний, умений и навыков). Вопросы профессиональных ценностей, этики и отношений интегрированы во все области аттестации, в каждый экзаменационный модуль, на каждом уровне.
Модель квалификационного экзамена включает 6 областей аттестации:
- Бухгалтерский учет и отчетность,
- Аудиторская деятельность,
- Финансовый анализ и анализ бизнеса,
- Управленческий учет, управление рисками, внутренний контроль,
- Право,
- Налогообложение.
Области аттестации аудитора определены, исходя из принципов соответствия областям знаний, установленным Советом по аудиторской деятельности Минфина России, рекомендациям МСО МФБ, а также оптимальности затрат на организацию и проведение экзамена и финансовой возможности для претендентов. Соответствие областей аттестации аудиторов нового экзамена областям знаний, определенным Советом по аудиторской деятельности (протокол от 23.03.2017 N 33) представлено в Приложении 2.
В таблице 2 представлен проект модели квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора. Наличие нескольких уровней аттестации означает поэтапный (уровневый) подход к оценке глубины знаний и умений по различным областям аттестации и модулям. Для того, чтобы подчеркнуть разницу между уровнями используются отличные названия модулей, относящихся к одной области аттестации, в зависимости от уровня экзамена. Содержательно уровни одного и того же модуля отличаются набором компетенций: чем выше уровень, тем глубже компетенции, к нему относящиеся.
Разница в модулях в зависимости от их значимости для профессии учитывается в конкретном наборе компетенций для каждого модуля: глубина компетенций отличается в зависимости от специфики применения той или иной области аттестации именно в аудиторской деятельности.
Таблица 2
Предлагаемая структура квалификационного экзамена (области аттестации аудитора, перечень модулей по уровням аттестации, формы экзамена)
Области аттестации аудитора |
Содержание областей аттестации |
Базовый уровень (в форме компьютерного тестирования) |
Основной уровень (в форме письменного экзамена) |
Квалификационный уровень (в форме решения комплексной ситуационной задачи) |
Бухгалтерский учет и отчетность |
Основы бухгалтерского учета, законодательство РФ о бухгалтерском учете, финансовый учет, МСФО, математика и статистика*, информационные технологии* |
Основы бухгалтерского учета |
Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность |
Квалификационная работа |
Аудиторская деятельность |
законодательство РФ об аудиторской деятельности, МСА, профессиональная этика и независимость аудитора, математика и статистика*, информационные технологии* |
Основы аудиторской деятельности |
Аудиторская деятельность и профессиональны е ценности |
|
Право |
гражданское законодательство РФ, трудовое законодательство РФ, законодательство РФ о несостоятельности (банкротстве), законодательство РФ о противодействии коррупции (в том числе подкупу иностранных должностных лиц), легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма |
Основы законодательства Российской Федерации |
Правовое регулирование экономической деятельности |
|
Налогообложение |
налоговое законодательство РФ, особенности налогообложения различных типов хозяйствующих субъектов |
Основы налогового законодательства Российской Федерации |
Налоги и налоговое администрирование |
|
Финансовый анализ и анализ бизнеса |
общая экономическая теория, макро- и микроэкономика, финансы, основы финансового менеджмента и управленческого учета, бизнес-планирование, ситуационный и стратегический анализ, финансовый анализ, математика и статистика*, информационные технологии* |
Финансы и финансовый анализ |
Анализ и оценка устойчивости бизнеса |
|
Управленческий учет, управление рисками, внутренний контроль |
управление, управленческий учет, управление рисками, внутренний контроль, математика и статистика*, информационные технологии* |
- |
Управленческий учет, управление рисками, внутренний контроль |
_____________________________
* - компетенции в данных областях знаний оцениваются в части практики применения соответствующей области аттестации и в части, относящейся к аудиторской деятельности.
_____________________________
Представленная система модулей базируется на следующих обоснованиях:
во-первых, на полном охвате требований МСО МФБ; во-вторых, проведенном Единой аттестационной комиссией сравнительном анализе и использовании лучших международных практик аттестации претендентов в области аудита; в-третьих, учете практики применения профессионального стандарта "Аудитор"; в-четвертых, не противоречит проекту Соглашения ЕврАзЭС в области аудиторской деятельности; в-пятых, обеспечивает преемственность действующего квалификационного экзамена по общему направлению и составу экзаменационных областей аттестации, но с расширением и детализацией каждой из них за счет введения модульности, определения компетенций, проверяемых на экзамене, и степени владения которыми повышается от базового уровня к основному и квалификационному.
Формы проведения экзамена по уровням аттестации
Базовый уровень
предполагает оценку компетенций претендентов по пяти экзаменационным модулям, организованным в форме компьютерного тестирования. Тестовые задания направлены на знание и понимание нормативно-правовых и теоретических основ, умение применять базовые знания по каждой области аттестации в рамках отдельных модулей при решении типовых задач, связанных с аудиторской деятельностью. Перечень вопросов, предлагаемых претендентам в форме тестов с многовариантным ответом должен включать не менее 2000 тестов в целом по пяти экзаменационным модулям. В индивидуальный набор тестов, предлагаемый претенденту по каждому экзаменационному модулю, предполагается включить 40 тестовых вопросов.
По сравнению с действующим экзаменом упрощением процедуры оценки и преимуществом для претендентов будет возможность зачета модулей при наличии профильного экономического образования. В этих целях предполагается организовать систему взаимодействия с вузами по обеспечению контроля соответствия на 80% формируемых компетенций в рамках отдельных учебных программ дисциплин вузов и модулей базового уровня квалификационного экзамена. Таким образом, проводя аналогию с действующим экзаменом, первый этап экзамена - компьютерное тестирование - будет являться процедурой перезачета для существенного количества претендентов.
Основной уровень
включает шесть модулей, организованных в форме письменного экзамена с применением компьютеров, на котором проверяются умения применять знания по каждому модулю из установленных областей аттестации в процессе решения нескольких письменных заданий, состоящих из практических вопросов и мини-задач. В рамках каждого модуля будут проверяться компетенции только данной области аттестации. При этом в экзаменационную сессию претендентам предлагается один вариант задания для всех сдающих, что существенно облегчит и ускорит проверку. Для защиты информации разрабатываются несколько вариантов заданий.
Квалификационный уровень
предполагается в форме выполнения комплексной ситуационной задачи, которая позволяет оценить способность претендента совмещать компетенции из разных областей аттестации, проверить навыки формирования профессионального суждения в соответствии с МСА. Квалификационный уровень назван квалификационной работой, так как он завершает процедуру квалификационной аттестации, после чего претендент имеет право на получение квалификационного аттестата аудитора. При выполнении квалификационной работы претендентам предлагается один вариант комплексной ситуационной задачи для всех сдающих. Для защиты информации разрабатываются несколько вариантов.
По запросу претендентов после успешной сдачи каждого экзаменационного модуля АНО "ЕАК" выдает документ, подтверждающий компетенции претендента, который может использоваться не только для продолжения аттестации, но и для подтверждения знаний, умений и навыков претендента в определенной области (по модулю).
Общие регламентные параметры проведения квалификационного экзамена по новой модели
Периодичность проведения экзаменационных сессий
По модулям базового уровня в форме компьютерного тестирования экзаменационные сессии будут проводиться в течение всего года в аккредитованных центрах сдачи по расписанию АНО "ЕАК" с возможностью индивидуальной сдачи без формирования групп. При отсутствии таких центров в регионе - по мере набора групп (не менее 15 человек).
По модулям основного уровня предполагается проведение двух экзаменационных сессий в год в течение переходного периода. Возможно увеличение периодичности проведения экзаменационных сессий при достижении самоокупаемости экзамена. В экзаменационную сессию проводятся экзамены по всем шести модулям в формате "один день - два модуля". Предлагается установить минимальное количество претендентов для формирования группы 25 человек.
Квалификационная работа проводится два раза в год. Предлагается установить минимальное количество претендентов для формирования группы 25 человек.
Минимальный период прохождения претендентом процедуры сдачи квалификационного экзамена от его регистрации до получения решения об успешной сдаче может составить около 1 года. Максимальный период будет зависеть от установленных ограничений по количеству попыток и сроков действия результатов прохождения претендентом уровней аттестации.
Для ответа на все вопросы индивидуального набора тестов для каждого модуля базового уровня предлагается установить не более 2 часов, для решения письменного задания каждого модуля основного уровня - не более 3 часов, для решения комплексной задачи - не более 4 часов.
Условия допуска претендентов к сдаче экзаменационных сессий
Предлагается допускать к сдаче экзамена претендентов, имеющих высшее образование по государственно аккредитованной образовательной программе без ограничения его профиля.
Аттестацию предлагается проводить последовательно по каждому уровню:
- к сдаче модулей основного уровня допускаются претенденты, сдавшие либо получившие зачеты по всем пяти модулям базового уровня;
- к сдаче квалификационного уровня допускаются претенденты, сдавшие все шесть модулей основного уровня.
К участию в экзаменационных сессиях допускаются претенденты после внесения установленной АНО "ЕАК" платы за проведение экзаменационной сессии:
- не позднее 2-х недель до проведения компьютерного тестирования;
- не позднее 4-х недель до проведения письменной работы либо квалификационной работы.
Подходы к формированию экзаменационной базы
Формирование и оценка экзаменационных заданий и методическому обеспечению проведения экзамена основывается на следующих принципах:
- предварительная проверка экзаменационных материалов на решаемость (организация пробных проверок экзаменационных материалов);
- использование базовых принципов оценивания таких, как надежность, эффективность, объективность, прозрачность, что будет обеспечиваться требованиями к экспертам соответствием проверяемых компетенций и их оценки в процессе разработки экзаменационной базы;
- качество экзаменационных материалов и обеспечение их соответствия установленным компетенциям для каждого модуля в Программе экзамена (тесты с многовариантными ответами, ориентированными на знание и понимание; письменные задания, направленные на более глубокое понимание компетенций в рамках отдельных модулей, способность сравнивать и анализировать различные варианты решения конкретных ситуаций; комплексная ситуационная задача, дающая возможность объективно оценить способность претендента совмещать компетенции из разных областей аттестации, демонстрировать навыки формирования профессионального суждения в соответствии с МСА);
- обеспечение разумной конфиденциальности экзамена, что компенсируется достаточно большим объемом экзаменационной базы, публичностью информации об экзамене, включая перечень вопросов для подготовки претендентов, размещение на сайте шаблонов и примеров решения экзаменационных заданий, типичных ошибок и т.п.;
- доступность справочных материалов при выполнении комплексной ситуационной задачи, ориентированной на проверку профессиональных навыков и ценностей, и отсутствие доступа к источникам - при компьютерном тестировании и письменном экзамене;
- временные ограничения для сдачи экзаменов (выявление у претендента способности управлять временем и ресурсами для решения поставленных задач, а также умение работать под внешним контролем);
- регулярная актуализация экзаменационной базы;
- контроль качества методического обеспечения экзаменационного процесса обеспечивается методической службы АНО "ЕАК" с привлечением экспертов, обладающих высокой квалификацией и опытом в конкретных установленных областях аттестации, приверженностью и пониманием интересов развития профессиональных компетенций аудитора.
Экзаменационные материалы планируется разрабатывать с учетом принципа охвата всех компетенций конкретного модуля соответствующего уровня.
Разработка регламентов экзаменационных заданий, процедуры их экспертизы и оценки, Программы нового экзамена, а также других документов будет проводиться на следующих этапах, в процессе реализации новой модели экзамена.
При разработке новой модели экзамена, в частности, формировании состава модулей, их компетентностного наполнения, выборе форм проведения аттестации, максимально учитывались возможности обеспечения его преемственности с действующим экзаменом, увеличения привлекательности для различных категорий претендентов, тенденции развития международных стандартов аудита и мировых квалификационных аттестаций, интересы пользователей аудиторских услуг.
Подход к оценке результатов работ претендентов
Результаты сдачи каждого экзаменационного модуля будут оцениваться отдельно на основе шкалы оценивания, характеризующей уровень освоения претендентом компетенций, определенных в Программе квалификационного экзамена и соответствующих конкретному модулю. Будет установлен критерий для проходного балла по модулю, который будет одинаковым для модулей одного уровня. При этом итоговый проходной балл за весь экзамен подсчитываться не будет.
В новой модели экзамена будет предусмотрена апелляция на нарушение порядка участия претендента в экзамене. При этом апелляция по существу экзамена предусмотрена не будет. Опыт работы АНО "ЕАК" показал, что применяемая в действующем экзамене многоступенчатая система оценки письменной работы, в которой заложен принцип независимой и обезличенной проверки одной работы несколькими экспертами и вынесении работы на комиссию, в случае расхождения баллов, обеспечивает максимально объективную оценку работы претендента.
Организационно-технические аспекты проведения квалификационного экзамена
В области организационно-технических аспектов проведения экзамена будут использоваться следующие подходы:
- использование современных компьютерных технологий на всех этапах проведения экзамена, включая подготовку и хранение экзаменационных материалов до процесса оценивания результатов;
- надежность (безопасность) экзаменационного процесса (обеспечение надежности хранения экзаменационных материалов в местах ограниченного доступа, шифрование электронной информации, регулярный мониторинг информационной безопасности с целью выявления потенциальных возможностей несанкционированного доступа и распространения экзаменационных материалов);
- прозрачность экзаменационного процесса (обеспечение удобства для претендентов, безопасности и прозрачности экзаменационного процесса, тщательный отбор и подготовка наблюдателей для различных форм экзамена);
- информативность экзаменационного процесса и его результатов;
- доступность участия в экзамене лиц с ограниченными возможностями (с учетом государственных требований к профессии).
Финансовые аспекты нового квалификационного экзамена
Для определения финансовой модели реализации новой модели квалификационного экзамена АНО "ЕАК" проанализированы опыт и уроки действующего экзамена, а также зарубежные, международно-признанные системы проведения профессиональных экзаменов (аттестаций) в области аудита и смежных областях.
Стоимость экзамена для претендентов может измениться в сторону увеличения в связи с индексацией на уровень инфляции в Российской Федерации.
Вместе с тем, при разработке новой модели экзамена АНО "ЕАК" для претендентов предусмотрена возможность более гибко управлять расписанием сдачи экзамена и возможность получения зачета модулей, что позволит им оптимизировать финансовые ресурсы. Кроме того, плата за экзамен будет распределена во времени.
"Переходный период": от действующей модели квалификационного экзамена к новой
Переходный период от действующей к новой модели квалификационного экзамена предлагается установить в течение двух лет с даты введения в действие нового порядка проведения квалификационного экзамена. Такой период необходим для тех категорий претендентов, которые начнут сдавать экзамен до введения новой модели, для завершения сдачи ими этого экзамена по "старым" правилам. Временной промежуток в 2 года определен исходя из действующих регламентов сдачи экзамена, возможности перезачетов и действительности результатов экзамена для целей получения квалификационного аттестата. Конкретные механизмы работы с "переходной" группой претендентов, в т. ч. возможность зачетов результатов экзамена по областям, прописываются в соответствующем регламенте АНО "ЕАК".
Вместе с тем, для обеспечения постепенного перехода к новой модели экзамена в настоящее время проводится работа по изменению подхода к формированию экзаменационных заданий, изменена Программа экзамена с учетом большей ориентированности на практические ситуации и компетентностный подход. В частности, для этапа тестирования в рамках действующего экзамена проводится постепенное введение тестов с акцентом не на знание, а на понимание.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.