Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 13 февраля 2018 г. N 03-05-06-01/8527
В Департаменте налоговой и таможенной политики рассмотрено обращение и по вопросам о налогообложении сообщается следующее.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой характер, что обусловлено самой природой государства и государственной власти.
Налоги являются необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
В развитие конституционной нормы в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) предусмотрены основные принципы законодательства о налогах и сборах, а именно: всеобщности и равенства налогообложения.
Налогоплательщиками по налогу на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество.
Налог на имущество физических лиц входит в систему имущественных налогов, взимаемых вне зависимости от факта использования соответствующего имущества.
Средства от уплаты данного налога зачисляются в доходы местных бюджетов и органами местного самоуправления направляются на решение социально-экономических вопросов на территории муниципальных образований.
Учитывая изложенное, физические лица, признаваемые налогоплательщиками налога на имущество физических лиц, обязаны платить законно установленный налог в отношении этого имущества.
Сумма налога на имущество физических лиц рассчитывается налоговыми органами как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Таким образом, величина налога на имущество физических лиц зависит от двух показателей: налоговой базы и налоговой ставки.
Статьей 402 Налогового кодекса субъекту Российской Федерации предоставляется право до 2020 года устанавливать порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц: исходя из кадастровой стоимости объекта или его инвентаризационной стоимости (т.е. сохранение ранее действовавшего порядка).
При определении налоговой базы по кадастровой стоимости в отношении объектов жилого назначения применяются установленные на федеральном уровне налоговые вычеты. Так, налоговая база в отношении квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 кв. метров общей площади квартиры, в отношении жилого дома - как кадастровая стоимость жилого дома, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 кв. метров его общей площади.
В этом случае налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц устанавливаются представительными органами муниципальных образований в отношении объектов жилого назначения в пределах до 0,3 процента их кадастровой стоимости (статья 406 Налогового кодекса).
В случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение о переходе к исчислению налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости, налоговой базой по налогу на имущество физических лиц выступает инвентаризационная стоимость объекта недвижимости, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора (на 2016 год - 1,329) на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
При этом налоговые ставки устанавливаются представительными органами муниципальных образований в отношении имущества, суммарная инвентаризационная стоимость которого с учетом коэффициента-дефлятора составляет от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей, в пределах от 0,1% до 0,3% включительно, а в отношении имущества, суммарная инвентаризационная стоимость которого с учетом коэффициента-дефлятора превышает 500 тыс. рублей, - в пределах от 0,3% до 2% включительно.
В целях социальной защиты населения на федеральном уровне установлены налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков, действующие независимо от выбранного субъектом Российской Федерации порядка налогообложения имущества физических лиц (по кадастровой стоимости или инвентаризационной стоимости).
Представительными органами муниципальных образований по месту нахождения имущества могут быть предоставлены дополнительные налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц в виде полного или частичного освобождения от уплаты налога отдельных категорий граждан.
Таким образом, вопросы введения налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования, снижения налоговой нагрузки по налогу, относятся к компетенции соответствующих органов местного самоуправления.
Одновременно сообщается, что вопросы, касающиеся определения кадастровой (инвентаризационной) стоимости объектов недвижимости, отнесены к компетенции Минэкономразвития России.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.