Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 21 февраля 2018 г. N 03-08-05/10979
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу определения статуса налогового резидента Российской Федерации для лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, и сообщает следующее.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговыми резидентами могут быть признаны физические лица и организации, порядок определения статуса налогового резидента Российской Федерации для которых установлен пунктом 2 статьи 207 Кодекса и статьей 246.2 Кодекса соответственно.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Кодекса индивидуальные предприниматели - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Вместе с тем сообщаем, что установление факта наличия у физического лица статуса налогового резидента применяется, в том числе, для целей исчисления и уплаты налога с полученных доходов физического лица за соответствующий налоговый период, т.е. календарный год.
Статьей 7 Кодекса установлен приоритет норм и правил международного договора Российской Федерации, содержащего положения, касающиеся налогообложения, над правилами и нормами, предусмотренными Кодексом.
В отношениях между Российской Федерацией и Греческой Республикой действует Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Греческой Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал от 26.06.2000 (далее - Конвенция).
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Конвенции налогами, к которым применяется Конвенция применительно к Российской Федерации, являются:
- налог на прибыль (доход) предприятий и организаций;
- подоходный налог;
- налог на имущество предприятий;
- налог на имущество физических лиц.
Пунктом 4 статьи 2 Конвенции установлено, что Конвенция применяется также к любым подобным или по существу аналогичным налогам, взимаемым после даты подписания настоящей Конвенции в дополнение или вместо существующих налогов. Компетентные органы Договаривающихся Государств уведомят друг друга о любых существенных изменениях в их соответствующих налоговых законах.
Согласно статье 346.11 Кодекса применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 Кодекса.
Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Принимая во внимание, что упрощенная система налогообложения заменяет собой не только налоги на доходы и имущество, но также и устанавливает освобождение от обязанности уплаты налога на добавленную стоимость, положения Конвенции не распространяются на упрощенную систему налогообложения, и поэтому данная система налогообложения не является аналогичной налогам, на которые распространяется Конвенция.
Глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса также не содержит специальной статьи по устранению двойного налогообложения.
Также сообщаем, что в настоящее время приказом ФНС России от 07.11.2017 N ММВ-7-17/837@ "Об утверждении формы заявления о представлении документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, формы документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, порядка и формата его представления в электронной форме или на бумажном носителе" (далее - Приказ) утвержден порядок предоставления документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации.
С актуальной информацией о порядке подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации для лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, налогоплательщик может ознакомиться на официальном сайте ФНC России (www.nalog.ru).
Дополнительно информируем, что с 16.01.2018 на официальном сайте ФНС России действует электронный сервис "Подтвердить статус налогового резидента Российской Федерации" (https://service.nalog.ru/nrez/), который позволяет направить заявление и получить документ, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации, в электронном виде.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.