Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел V. Государственный надзор за деятельностью в гражданской авиации (Госавианадзор)
1. Состояние нормативно-правового регулирования для осуществления Госавианадзора
Федеральное и ведомственное законодательство в полном объеме имеется в информационно-правовых справочниках "Гарант" или "Консультант Плюс", а также в зависимости от необходимости опубликовано в свободном доступе на официальных сайтах Ространснадзора и его территориальных управлений.
В Управлении государственного надзора за деятельностью в гражданской авиации проанализированы нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность его должностных лиц, а также устанавливающие обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления государственного контроля (надзора). Выявлены нормативные правовые акты, которые не соответствуют современным требованиям и требуют переработки, уточнения или отмены.
Данные анализа представлены в таблице N 73.
Таблица N 73
N |
Реквизиты нормативного правового акта* |
Анализ нормативного правового акта, не соответствующего современным требованиям, в том числе возможности его исполнения и контроля, отсутствия признаков коррупциогенности |
Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Ространснадзора и их должностных лиц
| ||
1. |
ПП РФ N 236 |
Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления федерального государственного транспортного надзора и предмет проверок, не определяя полномочий государственного транспортного инспектора при проведении проверки или проведении мероприятий по контролю за выполнением обязательных требований в установленной сфере деятельности. Эти полномочия определены в ПП РФ N 409. В то же время в соответствии с пунктом 3 ПП РФ N 236 Положение о ДЛ ФСНТ, не применяется к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного транспортного надзора. Для уточнения порядка осуществления федерального государственного транспортного надзора и предмета проверок, полномочий государственного транспортного инспектора при проведении проверки или проведении мероприятий по контролю за выполнением обязательных требований в установленной сфере деятельности считаем целесообразным внести изменения в ПП РФ N 236 |
2. |
КоАП РФ |
Существенно увеличить штрафные санкции, применяемые к юридическим, должностным и физическим лицам за нарушения требований законодательства по обеспечению безопасности на воздушном транспорте. Применяемые в настоящее время в соответствии с КоАП РФ штрафные санкции несопоставимы со штрафами, налагаемыми за подобные нарушения в зарубежных государствах с высоким уровнем безопасности полетов и авиационной безопасности (в сотни, а по некоторым позициям в тысячи раз меньше). Размер штрафных санкций в отношении граждан, должностных лиц, юридических в существующей редакции КоАП РФ не обременяет нарушителей и не способствуют прекращению ими нарушений в дальнейшем. В КоАП РФ, в действующей редакции, не предусмотрена ответственность за ряд нарушений воздушного законодательства |
3. |
Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации (далее - РЭГА РФ - 94), утвержденное приказом директора департамента воздушного транспорта от 19.09.1994 N ДВ-98 |
Отменить действие данного документа как не прошедшего регистрацию в Минюсте России и носящего чисто рекомендательный характер |
Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления государственного контроля (надзора)
| ||
4. |
ФАП 147 "Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.06.2003 N 147 (далее - ФАП N 147 АОН) |
Действующая правовая база в сфере авиации общего назначения не позволяет организовать эффективный контроль и надзор летной эксплуатации и технического обслуживания воздушных судов авиации общего назначения частными владельцами, не имеющими свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения. В целях повышения эффективности государственного контроля и надзора за деятельностью АОН считаем необходимым выйти с инициативой разработки Регламента взаимодействия Ространснадзора с Органами внутренних дел МВД России в части, касающейся порядка выявления незарегистрированных воздушных судов АОН. Это позволит повысить эффективность борьбы с несанкционированными полетами воздушных судов АОН |
Примечание: * Принятые сокращения нормативных правовых актов даны в п. 2.3. Раздела I.
2. Организация Госавианадзора
2.1. Сведения об организационной структуре и системе управления Ространснадзора и (или) подразделения Ространснадзора
Таблица N 74
Примечание: * Принятые сокращения органов Ространснадзора даны во Введении к настоящему Докладу.
2.2. Перечень и описание основных и вспомогательных (обеспечительных) функций
Таблица N 75
N |
Наименование исполняемой функции* |
Описание функции (задачи (процедуры), входящие в состав исполняемой функции, пути и основания (подпункт, пункт, статья, вид нормативного правового акта, дата, номер, название) по их реализации)** |
Основные контрольно-надзорные функции
| ||
1. |
Плановые проверки по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением воздушного законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации в сфере гражданской авиации юридическими и физическими лицами |
Ст. 28 ВК РФ. Ст. 9 ФЗ N 294. ПП РФ N 398. ПП РФ N 409. ПП РФ N 236. Положение об Управлении N АК-800 фс от 11.08.2014 |
2. |
Внеплановые проверки по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением воздушного законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации в сфере гражданской авиации юридическими и физическими лицами |
Ст. 28 ВК РФ. Ст. 9 ФЗ N 294. ПП РФ N 398. ПП РФ N 409. ПП РФ N 236. Положение об Управлении N АК-800 фс от 11.08.2014 |
3. |
Проверки воздушных судов (ВС) на перроне ("рамповые проверки") |
ПП РФ N 409. Положение об Управлении N АК-800 фс от 11.08.2014 |
4. |
Проверки на маршруте |
ПП РФ N 409. Положение об Управлении N АК-800 фс от 11.08.2014 |
Дополнительные контрольно-надзорные функции
| ||
5. |
Ведение административной практики (составление, рассмотрение протоколов, вынесение постановлений, представительство в судах) участие в заседаниях арбитражных судов |
КоАП РФ ПП РФ N 398. Положение об Управлении N АК-800 фс от 11.08.2014 |
6. |
Контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о гражданской авиации в сфере сертификации и аккредитации по направлениям деятельности Управления |
Положение об Управлении N АК-800 фс от 11.08.2014 |
7. |
Контроль (надзор) за исполнением субъектами надзора в сфере гражданской авиации требований, предусмотренных правилами подготовки авиационного персонала гражданской авиации |
Положение об Управлении N АК-800 фс от 11.08.2014 |
8. |
Контроль (надзор) за исполнением субъектами надзора в сфере гражданской авиации требований в отношении документации воздушного судна и свидетельств его экипажа |
Положение об Управлении N АК-800 фс от 11.08.2014 |
9. |
Контроль (надзор) за исполнением субъектами надзора в сфере гражданской авиации требований в отношении оборудования и технического состояния воздушного судна |
Положение об Управлении N АК-800 фс от 11.08.2014 |
10. |
Контроль (надзор) за исполнением субъектами надзора в сфере гражданской авиации требований, предусмотренных правилами перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты |
Положение об Управлении N АК-800 фс от 11.08.2014 |
11. |
Контроль (надзор) за исполнением субъектами надзора в сфере гражданской авиации правил использования воздушного пространства Российской Федерации |
Положение об Управлении N АК-800 фс от 11.08.2014 |
12. |
Контроль (надзор) за исполнением субъектами надзора в сфере гражданской авиации норм, правил и процедур в области безопасности полетов |
Положение об Управлении N АК-800 фс от 11.08.2014 |
13. |
Контроль (надзор) за исполнением субъектами надзора в сфере гражданской авиации правил организации летной работы, летной и технической эксплуатации гражданских воздушных судов, требований в сфере поддержания летной годности гражданских воздушных судов |
Положение об Управлении N АК-800 фс от 11.08.2014 |
14. |
Контроль (надзор) за исполнением субъектами надзора в сфере гражданской авиации правил обеспечения полетов и аэронавигационного обслуживания |
Положение об Управлении N АК-800 фс от 11.08.2014 |
15. |
Контроль (надзор) за исполнением субъектами надзора в сфере гражданской авиации правил выполнения полетов на внутренних и международных воздушных линиях |
Положение об Управлении N АК-800 фс от 11.08.2014 |
16. |
Контроль (надзор) за исполнением субъектами надзора в сфере гражданской авиации требований воздушного законодательства РФ, нормативных правовых актов, регламентирующих медицинское обеспечение полетов и медицинское освидетельствование авиационного персонала |
Положение об Управлении N АК-800 фс от 11.08.2014 |
17. |
Контроль (надзор) за исполнением субъектами надзора в сфере гражданской авиации правил, процедур и требований по осуществлению в аэропортах, на аэродромах (вертодромах) и посадочных площадках аэропортовых видов деятельности, исполнение обязательных требований к авиационному бензину и топливу для реактивных двигателей |
Положение об Управлении N АК-800 фс от 11.08.2014 |
18. |
Контроль (надзор) за исполнением субъектами надзора в сфере гражданской авиации правил осуществления авиационных работ и услуг |
Положение об Управлении N АК-800 фс от 11.08.2014 |
19. |
Контроль (надзор) за правилами эксплуатации ЕЭВС, а также сроками действия сертификата летной годности ЕЭВС |
ФАП-118 "Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения" ФАП-132 "Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации" Положение об Управлении N АК-800 фс от 11.08.2014 |
20. |
Контроль (надзор) за правильностью учета и классификацией авиационных событий, нарушений порядка использования воздушного пространства Российской Федерации, участие, в установленном порядке, в проведении расследований авиационных событий |
Положение об Управлении N АК-800 фс от 11.08.2014 |
Вспомогательные функции
| ||
21. |
Разработка проекта ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей |
Федеральный закон от 29.12.2008 N 294 ФЗ |
22. |
Ввод информации и материалов о КНД в информационно-аналитическую систему "Безопасность полетов" (ИАС БП) |
Положение об Управлении N АК-800 фс от 11.08.2014 |
23. |
Формирование и ведение базы данных результатов инспекторских проверок и административной практики в АС "Единый реестр проверок" |
Положение об Управлении N АК-800 фс от 11.08.2014 |
24. |
Ведение АС "Мониторинг" и формирование аналитических отчетов о результатах контрольно-надзорной деятельности |
Положение об Управлении N АК-800 фс от 11.08.2014 |
25. |
Оформление результатов КНД с использованием АРМ |
Положение об Управлении N АК-800 фс от 11.08.2014 |
26. |
Мониторинг состояния безопасности полетов в ГА РФ, регулярности полетов авиакомпаний, авиационных событий, связанных с ПВС в аэропортах РФ |
Положение об Управлении N АК-800 фс от 11.08.2014 |
27. |
Ведение раздела Госавианадзора на сайте Ространснадзора |
Приказ от 19.08.2011 N АК-852фс |
28. |
Подготовка еженедельной справки для формирования доклада Министру транспорта РФ о состоянии безопасности полетов гражданских воздушных судов РФ, по принятым Ространснадзором оперативным мерам обеспечения безопасности на транспорте и по основным проблемам, проявившимся за отчетный период |
Положение об Управлении N АК-800 фс от 11.08.2014 |
29. |
Подготовка ежемесячных, ежегодных планов работы Управления, отделов |
Положение об Управлении N АК-800 фс от 11.08.2014 |
30. |
Подготовка ежемесячных, квартальных, годовых отчетов о проделанной работе отделов, Управления |
Положение об Управлении N АК-800 фс от 11.08.2014 |
31. |
Подготовка справочных данных по распоряжениям Минтранса, руководителя Ространснадзора, запросам из других ФОИВ |
Положение об Управлении N АК-800 фс от 11.08.2014 |
32. |
Координация деятельности территориальных органов Ространснадзора по вопросам организации и осуществления государственных надзорных функций |
Положение об Управлении N АК-800 фс от 11.08.2014 |
33. |
Участие в подготовке и проведении заседаний коллегий Ространснадзора, совещаний и семинаров, организуемых другими структурными подразделениями Ространснадзора, Минтрансом России |
Положение об Управлении N АК-800 фс от 11.08.2014 |
34. |
Взаимодействие в установленном порядке с соответствующими государственными органами и организациями, в том числе и международными, по вопросам внесения изменений в действующие документы в сфере деятельности гражданской авиации |
ПП РФ N 398. Положение об Управлении N АК-800 фс от 11.08.2014 |
35. |
Участие в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, определяющих деятельность в области гражданской авиации, в сфере организации использования воздушного пространства Российской Федерации, участие в их рассмотрении |
ПП РФ N 398. Положение об Управлении N АК-800 фс от 11.08.2014 |
36. |
Участие, в пределах компетенции Управления, в реализации профессиональной подготовки и повышении квалификации государственных инспекторов |
Положение об Управлении N АК-800 фс от 11.08.2014 |
37. |
Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан и организаций, относящихся к сфере воздушного транспорта, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленные законодательством РФ сроки |
Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по организации приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию решений и направлению ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации |
38. |
Ведение служебной переписки, организация документооборота и делопроизводства в Управлении |
Положение об Управлении N АК-800 фс от 11.08.2014 |
Примечание:
* Перечень и описание основных и вспомогательных (обеспечительных) функций, исполнение которых обязательно для всех подразделений Ространснадзора даны в п. 2.2. Раздела I;
наименование и реквизиты административных регламентов по предоставлению государственных услуг органами Ространснадзора, представлены в таблице 1 Раздела I.
** Принятые сокращения нормативных правовых актов даны в п. 2.3. Раздела I и таблице N 53 Раздела IV.
2.3. Реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок исполнения функций Ространснадзора
Таблица N 76
N |
Реквизиты (вид, дата, номер и название) нормативного правового акта |
I. Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок исполнения основных функций Госавианадзора
| |
1. |
Конвенция о международной гражданской авиации (принята на Монреальской конференции по воздушному праву, Протокол от 30.09.1977, Чикаго, 07.12.1944) |
2. |
Воздушный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 19.03.1997 N 60-ФЗ |
3. |
Федеральный закон от 08.01.1998 N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации" |
4. |
Федеральный закон от 14.03.2009 N 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" |
5. |
Указ Президента РФ от 11.09.2009 N 1033 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в области авиации" |
6. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 118 "Об утверждении технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" |
7. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 N 1033 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 11.09.2009 N 1033 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в области авиации" |
8. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства РФ" |
9. |
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 641-р об утверждении Государственной программы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации |
10. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 22.04.2002 N 50 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации" |
11. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 07.10.2002 N 126 "Сертификационные требования к организациям, осуществляющим контроль качества авиационных топлив, масел, смазок и специальных жидкостей, заправляемых в воздушные суда" |
12. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 20.02.2003 N 19 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Сертификация наземной авиационной техники" |
13. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 17.04.2003 N 118 "Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения" |
14. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 16.05.2003 N 132 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации" |
15. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 18.06.2003 N 147 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения" |
16. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 23.06.2003 N 149 "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по электросветотехническому обеспечению полетов" |
17. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 23.06.2003 N 150 "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты" |
18. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 29.10.2003 N 202 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Технические средства для выполнения авиационных работ. Требования и процедуры сертификации" |
19. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 18.01.2005 N 1 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Летные проверки наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования аэродромов гражданской авиации" |
20. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 18.04.2005 N 31 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Объекты единой системы организации воздушного движения" |
21. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21.11.2005 N 139 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ" |
22. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13.07.2006 N 82 "Об утверждении Инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах РФ" |
23. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 08.11.2006 N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" |
24. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 11.12.2006 N 148 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к членам летных экипажей для переподготовки на другие (новые) типы воздушных судов гражданской авиации" |
25. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 15.03.2007 N 29 "Об оснащении воздушных судов гражданской авиации аварийными радиомаяками системы КОСПАС-САРСАТ" |
26. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" |
27. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 02.07.2007 N 85 "Об утверждении Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов РФ" |
28. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 09.07.2007 N 90 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ при подготовке к выполнению международных полетов" |
29. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 17.06.2008 N 92 "Об утверждении Порядка допуска перевозчиков, имеющих соответствующие лицензии, к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов" |
30. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 05.09.2008 N 141 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации" |
31. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 12.09.2008 N 147 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации" |
32. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 08.07.2009 N 110 "Об утверждении Условий, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна" |
33. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 N 128 "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" |
34. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 23.12.2009 N 249 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации" |
35. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 04.03.2011 N 69 "Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории" |
36. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 25.11.2011 N 293 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Организация воздушного движения в Российской Федерации" |
37. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 16.01.2012 N 6 "Организация планирования использования воздушного пространства Российской Федерации" |
38. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 26.09.2012 N 362 "Порядок осуществления радиосвязи в воздушном пространстве Российской Федерации" |
39. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 07.05.2013 N 177 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по ремонту авиационной техники гражданской авиации при ее эксплуатации, осуществляемому организациями по техническому обслуживанию и ремонту, в том числе среднему и текущему ремонту, разборке, сборке, настройке, установке и испытанию, оценке технического состояния, дефектации изделий при ремонте авиационной техники" |
40. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 03.03.2014 N 60 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов" |
41. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 20.10.2014 N 297 "Радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная электросвязь в гражданской авиации" |
42. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13.08.2015 N 246 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил" |
43. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 19.08.2015 N 250 "Об утверждении федеральных авиационных правил "Порядок направления владельцем посадочной площадки уведомления о начале, приостановлении или прекращении деятельности на посадочной площадке, используемой при выполнении полетов гражданских воздушных судов, и регистрации в уполномоченном органе в области гражданской авиации" |
44. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 19.08.2015 N 251 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Правила государственной регистрации аэродромов гражданской авиации и вертодромов гражданской авиации" |
45. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 25.08.2015 N 262 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов" |
46. |
Приказ Минтранса России от 25.09.2015 N 285 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим техническое обслуживание гражданских воздушных судов. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов, требованиям федеральных авиационных правил" |
47. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 25.09.2015 N 286 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил" |
48. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 29.09.2015 N 289 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил" |
49. |
Приказ Федеральной службы воздушного транспорта России от 24.11.1999 N 115 об утверждении федеральных авиационных правил "Сертификация юридических лиц, осуществляющих медицинское освидетельствование авиационного персонала" |
50. |
Приказ Федеральной службы воздушного транспорта России от 18.04.2000 N 89 об утверждении "Федеральных авиационных правил. Сертификационные требования к организациям авиатопливообеспечения воздушных перевозок" |
51. |
Приказ Федеральной службы воздушного транспорта России от 06.05.2000 N 121 об утверждении и введении в действие федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов" |
52. |
Приказ Федеральной авиационной службы Российской Федерации от 29.01.1999 N 23 "О введении в действие Федеральных авиационных правил "Сертификация авиационных учебных центров" |
53. |
Приказ Федеральной аэронавигационной службы от 26.11.2007 N 114 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Сертификация юридических лиц, осуществляющих и обеспечивающих аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства Российской Федерации" |
54. |
Приказ Федеральной аэронавигационной службы от 26.11.2007 N 116 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Сертификация объектов Единой системы организации воздушного движения" |
55. |
Приказ Федеральной аэронавигационной службы от 28.11.2007 N 119 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Размещение маркировочных знаков и устройств на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании и других объектах, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов" |
II. Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок исполнения вспомогательных (обеспечительных) функций Ространснадзора
| |
1. |
Конвенция МОТ о безопасности и гигиене труда и производственной среде (N 15 1981) и протокол к ней (2002) |
2. |
Система законодательных актов, а также предупредительных и регламентирующих социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, технических средств и методов, направленных на обеспечение безопасных условий труда (ГОСТ 12.0.002-80) |
3. |
Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований по охране труда (утверждены постановлением Министерством труда России N 80 от 17.12.2002) |
4. |
Инструкция о порядке обращения с документированной служебной информацией ограниченного распространения в организациях, учреждениях, предприятиях (Главэкспертиза России, 2000 г., г. Москва) |
5. |
Инструкция по бюджетному учету (утверждена Министерством финансов России 30.12.2008, приказ N 148 в редакции от 03.07.2009 - приказ N 69) |
По-видимому, в тексте предыдущей строки допущена опечатка. Номер приказа от 30.12.2008 следует читать как "N 148н"
Примечание:
* Наименование и реквизиты:
административных регламентов по предоставлению государственных услуг органами Ространснадзора, представлены в таблице 1 Раздела I;
нормативных правовых актов, регламентирующих порядок исполнения функций, действия которых распространяются, на все органы Ространснадзора даны в п. 2.3. Раздела I.
2.4. Информация о взаимодействии Ространснадзора при осуществлении своих функций с другими органами государственного контроля (надзора), порядке и формах такого взаимодействия
Таблица N 77
N |
Наименование органа государственного контроля (надзора) с которым организовано взаимодействие |
Основание для взаимодействия (договор, соглашение, нормативный правовой акт и т.п.)* |
Формы взаимодействия |
УГАН НОТБ по Центральному федеральному округу
| |||
1. |
Московская межрегиональная транспортная прокуратура |
Федеральный закон Российской Федерации от 17.01.1992 N 2202 "О прокуратуре Российской Федерации" с изменениями и дополнениями. П. 4 ст. 1 Положения ФСНТ. План взаимодействия на 2017 год |
Взаимодействие органов прокуратуры и контролирующих органов по вопросам исполнения законодательства о безопасности полетов на ВТ |
По-видимому, здесь и далее по тексту допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "N 2202-1"
УГАН НОТБ по Северо-Западному федеральному округу
| |||
2. |
Северо-Западная транспортная прокуратура |
Федеральный закон Российской Федерации от 17.01.1992 N 2202 "О прокуратуре Российской Федерации" с изменениями и дополнениями. П. 4 ст. 1 Положения ФСНТ. План взаимодействия на 2017 год |
Взаимодействие органов прокуратуры и контролирующих органов по вопросам исполнения законодательства о безопасности полетов на воздушном транспорте |
УГАН НОТБ по Южному федеральному округу
| |||
3. |
Южная транспортная прокуратура |
Федеральный закон Российской Федерации от 17.01.1992 N 2202 "О прокуратуре Российской Федерации" с изменениями и дополнениями. П. 4 ст. 1 Положения ФСНТ. План взаимодействия на 2017 год |
Взаимодействие органов прокуратуры и контролирующих органов по вопросам исполнения законодательства о безопасности полетов на воздушном транспорте |
УГАН НОТБ по Сибирскому федеральному округу
| |||
4. |
Западно-Сибирская транспортная прокуратура |
Федеральный закон Российской Федерации от 17.01.1992 N 2202 "О прокуратуре Российской Федерации" с изменениями и дополнениями. П. 4 ст. 1 Положения ФСНТ. План взаимодействия на 2017 год |
Взаимодействие органов прокуратуры и контролирующих органов по вопросам исполнения законодательства о безопасности полетов на воздушном транспорте |
5. |
Восточно-Сибирская транспортная прокуратура |
Федеральный закон Российской Федерации от 17.01.1992 N 2202 "О прокуратуре Российской Федерации" с изменениями и дополнениями. П. 4 ст. 1 Положения ФСНТ. План взаимодействия на 2017 год |
|
УГАН НОТБ по Дальневосточному федеральному округу
| |||
6. |
Дальневосточная транспортная прокуратура |
Федеральный закон Российской Федерации от 17.01.1992 N 2202 "О прокуратуре Российской Федерации" с изменениями и дополнениями. П. 4 ст. 1 Положения ФСНТ. План взаимодействия на 2017 год |
Взаимодействие органов прокуратуры и контролирующих органов по вопросам исполнения законодательства о безопасности полетов на воздушном транспорте |
УГАН НОТБ по Уральскому федеральному округу
| |||
7. |
Уральская транспортная прокуратура |
Федеральный закон Российской Федерации от 17.01.1992 N 2202 "О прокуратуре Российской Федерации" с изменениями и дополнениями. П. 4 ст. 1 Положения ФСНТ. План взаимодействия на 2017 год |
Взаимодействие органов прокуратуры и контролирующих органов по вопросам исполнения законодательства о безопасности полетов на воздушном транспорте |
УГАН НОТБ по Приволжскому федеральному округу
| |||
8. |
Приволжская транспортная прокуратура |
Федеральный закон Российской Федерации от 17.01.1992 N 2202 "О прокуратуре Российской Федерации" с изменениями и дополнениями. П. 4 ст. 1 Положения ФСНТ. План взаимодействия на 2017 год |
Взаимодействие органов прокуратуры и контролирующих органов по вопросам исполнения законодательства о безопасности полетов на воздушном транспорте. |
ТО ГАН МТУ СКФО
| |||
9. |
Южная транспортная прокуратура |
Федеральный закон Российской Федерации от 17.01.1992 N 2202 "О прокуратуре Российской Федерации" с изменениями и дополнениями. П. 4 ст. 1 Положение ФСНТ. План взаимодействия на 2015 год |
Взаимодействие органов прокуратуры и контролирующих органов по вопросам исполнения законодательства о безопасности полетов на воздушном транспорте. |
Примечание: * Принятые сокращения нормативных правовых актов даны в п. 2.3. Раздела I.
2.5. Сведения о выполнении функций по осуществлению государственного контроля (надзора) подведомственными Ространснадзору организациями
Госавианадзор не имеет подведомственных ему организаций.
2.6. Сведения о проведенной работе по аккредитации юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов, привлекаемых к выполнению мероприятий по контролю при проведении проверок
Госавианадзор не проводил работы по аккредитации юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов для выполнения мероприятий по контролю при проведении проверок.
3. Финансовое и кадровое обеспечение Госавианадзора
3.1. Сведения, характеризующие финансовое обеспечение исполнения функций по осуществлению государственного контроля (надзора), представлены в таблице N 78
Таблица N 78
Периоды |
Финансовое обеспечение исполнения функций по осуществлению государственного контроля (надзора), тыс. руб. |
Выплаты экспертным организациям и экспертам, привлекаемым к выполнению мероприятий по контролю при проведении проверок, тыс. руб. |
|
план |
факт |
||
год |
279 605 |
279 605 |
0 |
1 полугодие |
116 594 |
116 594 |
0 |
3.2. Данные о штатной численности работников, выполняющих функции по контролю (надзору), и об укомплектованности штатной численности, представлены в таблице N 79
Таблица N 79
Количество штатных единиц |
Укомплектованность штатных должностей, % |
Количество штатных единиц должностей, по которым предусмотрено выполнение функций по контролю |
Укомплектованность штатных должностей, по которым предусмотрено выполнение функций по контролю (надзору), % |
||||
всего |
замещенных |
вакантных |
всего |
замещенных |
вакантных |
||
на 31.12.2017
| |||||||
447 |
395 |
52 |
88,37 |
332 |
291 |
41 |
87,65 |
на 30.06.2017
| |||||||
447 |
396 |
51 |
88,59 |
333 |
291 |
42 |
87,39 |
3.3. Данные о средней нагрузке на 1 работника по фактически выполненному в отчетный период объему функций по контролю (надзору)
Таблица N 80
3.4. Численность экспертов и представителей экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю (надзору)
Госавианадзор не привлекал экспертные организации к проведению мероприятий по контролю (надзору).
4. Проведение Госавианадзора
4.1. Сведения, характеризующие выполненную в отчетный период работу по осуществлению государственного контроля (надзора) по соответствующим сферам деятельности
4.1.1. Сведения о поднадзорных ОГАН юридических лицах и индивидуальных предпринимателях представлены в таблице N 81
Таблица N 81
Наименование поднадзорного хозяйствующего субъекта (ПХС) |
Количество ПХС, ед. |
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации |
1197 |
4.1.2. Сведения о проверках, проведенных в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представлены в таблице N 82
Таблица N 82
4.1.3. Сведения о проверках (осмотрах) транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры представлены в таблице N 83
Таблица N 83
N |
Сфера деятельности, контрольная функция |
Период |
Ед. изм. |
Проведено проверок (осмотров) |
Выявлено нарушений |
4.1. |
Осмотры воздушных судов на перроне |
год |
ед. |
3948 |
293 |
I пол. |
2607 |
183 |
4.1.4. Сведения об аттестационной деятельности
ОГАН не осуществляет аттестационную деятельность.
4.2. Сведения о результатах работы экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю (надзору), а также о размерах финансирования их участия в контрольной деятельности
ОГАН не привлекал экспертные организации к проведению мероприятий по контролю (надзору).
4.3. Сведения о случаях причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляются контрольно-надзорные мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также о случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (представлены в таблице N 84)
Таблица N 84
5. Действия управлений Ространснадзора по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений выявленных при проведении Госавианадзора
5.1. Сведения о принятых ОГАН мерах реагирования по фактам выявленных нарушений
5.1.1. Сведения о результатах проверок и административных расследований, проведенных в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, представлены в таблице N 85.
Таблица N 85
5.2. Сведения о способах проведения и масштабах методической работы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки, направленной на предотвращение нарушений
1. Проведение Центральным аппаратом Госавианадзора ежеквартальных совещаний с начальниками территориальных УГАДН с подведением итогов деятельности и постановке дальнейших задач, подготовка и проведение коллегий Ространснадзора.
2. Проведение Центральным аппаратом Госавианадзора и его территориальными управлениями публичных обсуждений правоприменительной практики с представителями поднадзорных субъектов.
3. Проведение Центральным аппаратом Госавианадзора ежемесячных видеоконференций с территориальными органами Госавианадзора по вопросам контрольно-надзорной деятельности.
4. Размещение в средствах массовой информации, на сайте Ространснадзора и сайтах территориальных управлений информации о контрольно-надзорной деятельности Госавианадзора.
5.3. Сведения об оспаривании в суде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оснований и результатов проведения в отношении них мероприятий по контролю
Таблица N 86
N |
Сфера деятельности, органы государственного контроля (надзора) |
Количество удовлетворенных судом исков |
Типовые основания для удовлетворения обращений истцов |
Меры реагирования, принятые в отношении должностных лиц ОГАН |
|
год |
I пол. |
||||
|
Госавианадзор |
73 |
14 |
1. Нарушение порядка оформления документов. 2. Истечение срока давности привлечения к административной ответственности. 3. Отсутствие в действиях проверяемого состава правонарушения |
Меры не принимались |
За отчетный период удовлетворенных судом исков в отношении должностных лиц ОГАН не было.
6. Анализ и оценка эффективности Госавианадзора
6.1. Показатели эффективности государственного контроля (надзора) представлены в таблице N 87
Таблица N 87
6.2. Анализ действий органов государственного контроля (надзора) по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений
Показатели эффективности контрольной (надзорной) деятельности Ространснадзора, в том числе и ОГАН, планируются по всей контрольной (надзорной) деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Выполнение данных показателей ОГАН представлены в таблице N 88.
Таблица N 88
Анализ деятельности Госавианадзора за 12 месяцев 2017 года показывает, что доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в ходе проведения проверок в отношении которых выявлены нарушения, составляет 73,1% (294 юридических лица, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводились плановые и внеплановые проверки и 215 юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в ходе проведения проверок в отношении которых выявлены нарушения). За аналогичный период 2016 года доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в ходе проведения проверок в отношении которых выявлены нарушения, составляла также 73,1% (357 юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводились плановые и внеплановые проверки и 261 юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в ходе проведения проверок в отношении которых выявлены нарушения).
За 12 месяцев 2017 года доля плановых и внеплановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в ходе проведения которых выявлены нарушения составляет 57,2% (714 - общее количество проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, 409 - общее количество проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, по итогам проведения которых выявлены нарушения). За аналогичный период 2016 года этот показатель составлял 58,2% (811 - общее количество проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, 472 - общее количество проверок, по итогам проведения которых выявлены нарушения).
Из всего числа выявленных нарушений за 12 месяцев 2017 года (5082 нарушения) 97,9% составляют нарушения обязательных требований законодательства (4978 нарушений). За тот же период 2016 года данный показатель составлял 98% (из 5645 нарушений, 5530 - нарушений обязательных требований законодательства).
Общее количество инспекторских предписаний, выданных по результатам проведения плановых и внеплановых проверок за 12 месяцев 2017 года, составляет 1708 единиц. За тот же период 2016 года количество инспекторских предписаний, выданных по результатам проведения плановых и внеплановых проверок, составляло 1856 единиц.
Снижение вышеприведенных показателей деятельности Госавианадзора за 12 месяцев 2017 года связано с уменьшением количества плановых проверок (237 плановых проверок в 2017 году) по сравнению с аналогичным периодом 2016 года (279 плановых проверок), что составляет 16%.
7. Выводы и предложения по результатам проведения Госавианадзора
7.1. Выводы и предложения по результатам осуществления государственного контроля (надзора), в том числе планируемые на текущий период показатели его эффективности
Мероприятия по Плану работы Управления государственного надзора за деятельностью в гражданской авиации выполнены.
Показатели эффективности контроля (надзора) соответствуют требованиям, определенным Минтрансом России.
7.2. Предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и осуществления государственного контроля (надзора)
Данные предложения представлены в таблице N 89, и содержат информацию о нормативных правовых актах, которые не соответствуют современным требованиям, и требуют переработки, уточнения или замены.
Таблица N 89
N |
Реквизиты нормативного правового акта* |
Предложения по совершенствованию нормативного правового акта |
Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Ространснадзора и их должностных лиц
| ||
1 |
ПП РФ N 236 |
1. Признать утратившим силу пункт 3 ПП РФ N 236 "О федеральном государственном транспортном надзоре". 2. Пункт а) статьи 2 Положения изложить в редакции: государственный надзор в области гражданской авиации, в сфере использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации. 3. Пункт а) ст. 8 Положения изложить в следующей редакции: а) при осуществлении государственного надзора в области гражданской авиации, в сфере использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации: - требований, предъявляемых к осуществлению лицензируемых видов деятельности в области авиации; - требований к порядку использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации; - требований к порядку государственной регистрации, допуска к эксплуатации гражданских воздушных судов, к летной годности гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов; - требований, предусмотренных правилами подготовки авиационного персонала гражданской авиации и допуска его к деятельности; - требований, предъявляемых к гражданским аэродромам и аэропортам, аэродромам совместного базирования, видам аэропортовой деятельности; - требований, предъявляемых к подготовке к полету воздушного судна и его экипажа, выполнению полета воздушного судна; - требований, предъявляемых к эксплуатантам авиации общего назначения; - требований, предусмотренных правилами перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты; - требований, предусмотренных правилами выполнения авиационных работ; - требований, предъявляемых к перевозчику об обязанности страховать свою гражданскую ответственность и информировать об исполнении данной обязанности; - требований, предъявляемых к авиационному бензину и топливу для реактивных двигателей |
2 |
КоАП РФ |
Часть 1 статьи 11.3 КоАП РФ изложить в редакции: 1. Размещение в районе аэродрома, вертодрома или посадочной площадки знаков и устройств, сходных с маркировочными знаками и устройствами, принятыми для опознавания аэродромов, вертодромов или посадочных площадок, влечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. 2. Применение на территории аэропорта, аэродрома, вертодрома или посадочной площадки либо в полосе воздушных подходов к аэродрому, вертодрому или посадочной площадке пиротехнических изделий без разрешения администрации аэропорта, аэродрома, вертодрома или посадочной площадки, влечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения. Часть 3 статьи 11.3 КоАП РФ изложить в редакции: 3. Повреждение оборудования аэродрома, вертодрома или посадочной площадки, аэродромных знаков либо воздушного судна, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей. Часть 4 статьи 11.3 КоАП РФ изложить в редакции: 4. Проход либо проезд без разрешения по территории аэропорта (за исключением аэровокзала) или аэродрома либо объекта радио или светообеспечения полетов, влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Часть 5 статьи 11.3 КоАП РФ изложить в редакции: 5. Нарушение порядка организации движения специального транспорта и средств механизации на аэродроме, влечет наложение административного штрафа в размере десяти тысяч рублей. Часть 6 статьи 11.3 КоАП РФ изложить в редакции: 6. Невыполнение правил размещения на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании или других объектах дневных и ночных маркировочных знаков и устройств, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, влечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. 7. Умышленное применение лазеров и изделий на основе лазеров в направлении осуществляющих руление, взлет, посадку и полет воздушных судов, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до тридцати тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией орудия совершения административного правонарушения. Статью 11.4 КоАП РФ изложить в редакции: 1. Нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. 2. Нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, влечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. 3. Использование контролируемого воздушного пространства, пересечение границ запретных зон и зон ограничения полетов без разрешения органа обслуживания воздушного движения (управления полетами), если эти действия привели к угрозе безопасности полетов, - влечет наложение административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. 4. Несвоевременное доведение (не доведение) органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) до экипажа воздушного судна запретов, ограничений на использование воздушного пространства, если эти действия привели к угрозе безопасности полетов, - влечет наложение административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Статью 11.5 КоАП РФ изложить в редакции: Статья 11.5. Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов 1. Нарушение порядка допуска к выполнению полетов воздушных судов либо правил подготовки и выполнения полетов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 - 9 настоящей статьи, если эти действия по неосторожности повлекли причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, влечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или лишение права управления воздушным судном на срок от трех до шести месяцев; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. 2. Те же действия, повлекшие по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, влекут наложение административного штрафа: на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. 3. Взлет на воздушном судне при наличии неисправностей, с которыми запрещено начинать выполнение полета без разрешения уполномоченного органа, либо с нарушением норм пассажировместимости (грузовместимости) или ограничений по полетной массе или центровке воздушного судна влечет наложение административного штрафа на командира воздушного судна в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до двух лет. 4. Управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им, влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. 5. Управление воздушным судном, не прошедшим государственной регистрации, либо не поставленным на государственный учет, либо не имеющим государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, либо имеющим заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак, влечет наложение административного штрафа на командира воздушного судна в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года. 6. Управление воздушным судном, на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации, либо управление воздушным судном членом летного экипажа, не имеющим при себе документов на право управления данным типом воздушного судна, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей. 7. Управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, либо уклонение лица, управляющего воздушным судном, от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, либо передача управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, - влечет лишение права управления воздушным судном на срок от двух до трех лет. 8. Допуск к полету воздушного судна, которое не прошло государственной регистрации, либо которое не поставлено на государственный учет, либо которое не имеет государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, либо которое имеет заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак, либо на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации, либо на котором не укомплектован летный или кабинный экипаж, либо которое имеет неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация без разрешения, выдаваемого уполномоченным органом, либо на котором нарушены нормы пассажировместимости (грузовместимости) или ограничения по полетной массе или центровке воздушного судна, а равно допуск к управлению воздушным судном, его обслуживанию или допуск к обслуживанию воздушного движения лица, не имеющего на то права или находящегося в состоянии опьянения, либо обслуживание воздушного судна лицом, не имеющим на то права или находящимся в состоянии опьянения, влечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей. 9. Выполнение полетов воздушными судами, на борту которых отсутствуют поисковые и аварийно-спасательные средства, предусмотренные законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. Часть 1 статьи 11.14. КоАП РФ изложить в редакции: 1. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на воздушном транспорте, влечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. Статью 11.17. КоАП РФ изложить в редакции: 3. Курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения, либо на судне морского или внутреннего водного транспорта, либо на воздушном судне, влечет наложение административного штрафа в размере до пяти тысяч рублей. 6. Невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна, влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. Статью 11.30. КоАП РФ изложить в редакции: Умышленное сокрытие авиационного происшествия, инцидента или сведений о них, либо искажение информации, либо повреждение или уничтожение бортовых или наземных средств объективного контроля или других связанных с авиационным происшествием или инцидентом доказательственных материалов, влечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей. Статью 11.35 изложить в редакции: нарушение требований по проведению медицинского осмотра членов экипажей гражданских воздушных судов и диспетчеров управления воздушным движением на предполетном контроле и перед выходом на дежурство. 1. Нарушение установленных требований по проведению медицинского осмотра членов экипажей гражданских воздушных судов и диспетчеров управления воздушного движения на предполетном контроле и перед выходом на дежурство, в случаях, если проведение такого осмотра является обязательным, влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. 2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Статью 11.36 изложить в редакции: нарушение правил сертификации на воздушном транспорте в части выдачи сертификационными центрами заключений и иных документов, необходимых для целей сертификации, содержащих заведомо недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере - от пятидесяти до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей. Часть 3 статьи 14.1. изложить в редакции: 3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на граждан в размере от восьми до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста до двухсот тысяч рублей. Часть 1 статьи 19.4. КоАП РФ изложить в редакции: 1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), влечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от восьми тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Статью 19.4.1. КоАП РФ изложить в редакции: 1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок, влечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от восьми тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. 2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от восьми тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. 3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. Часть 1 статьи 19.5. КоАП РФ изложить в редакции: 1. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, влечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысячи рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. Статью 19.7. КоАП РФ изложить в редакции: Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.4, 19.7.5, 19.7.5 - 1, 19.8, 19.19 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати# рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. КоАП РФ дополнить статьями 11.33; 11.34: Статья 11.33 Неисполнение перевозчиком обязательств договора воздушной перевозки 1. Уклонение перевозчика от возврата денежных средств пассажирам при вынужденном и добровольном отказе в перевозке на срок более одного месяца, влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц - от десяти до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти тысяч рублей. 2. Продажа воздушных перевозок по направлениям, не обеспеченным услугами аэропортов, влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц - от десяти до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти тысяч рублей. Статья 11.34 Нарушение требований воздушного законодательства Нарушение общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Статью 11.5 дополнить частью 10, учитывающей систему инженерно-технических и организационных мероприятий, обеспечивающих надежность использования воздушного судна на протяжении заданных ресурсов и сроков его службы, так как данная статья не учитывает основную часть технической эксплуатации - техническое обслуживание и ремонт авиационной техники, включая своевременную подготовку ВС к полету. Это не дает оснований для привлечения к административной ответственности должностных лиц за нарушение правил технической эксплуатации воздушных судов, включая своевременную подготовку ВС к полету по таким нарушениям как: - выпуск воздушного судна в полет с незавершенным техническим обслуживанием; - допуск к обслуживанию ВС неисправных средств наземного обслуживания, средств общего применения (аэродромный тягач, моторный подогреватель воздуха, установка воздушного запуска, машины для обработки туалетов и уборки салонов и др.); - допуск к техническому обслуживанию неисправных средств ТОиР авиационной техники и средств наземного обслуживания специального применения (водила, гидроподъемники, домкраты, страховочные приспособления и др.); - эксплуатация на воздушных судах основных изделий (авиадвигателей, воздушных и несущих винтов, редукторов и др.), агрегатов и комплектующих изделий, не прошедших в установленном порядке проверку на аутентичность; - нарушение правил учета расходования ресурса (учета наработки) воздушных судов, авиационных двигателей, агрегатов и комплектующих изделий. |
Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления государственного контроля (надзора)
| ||
1 |
ФАП N 147 от 12.09.2008 "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов/полетным диспетчерам гражданской авиации" |
Внести в ФАП N 147 следующие дополнения: - установить обязательное прохождение подготовки в сертифицированном АУЦ для всех пилотов, включая пилотов сверхлегких воздушных судов весом свыше 115 кг; - техническое обслуживание ВС может осуществлять пилот только при наличии соответствующего допуска, выданного уполномоченным органом в области гражданской авиации. |
Примечание: * Принятые сокращения нормативных правовых актов даны в п. 2.3. Раздела I.
7.3. Предложения, связанные с осуществлением государственного контроля (надзора) и направленные на повышение эффективности такого контроля (надзора) и сокращение административных ограничений в предпринимательской деятельности
В данном подразделе даются предложения по совершенствованию процедур исполнения контрольных (надзорных) функций, в том числе связанных со снижением административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности хозяйствующими субъектами.
7.3.1. Для улучшения состояния безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации необходимо гармонизировать законодательство Российской Федерации, в части порядка и методов государственного надзора за соблюдением требований воздушного законодательства в деятельности субъектов гражданской авиации и приведения мер их ответственности в соответствие с международными стандартами и практикой.
С этой целью внедрить в гражданской авиации России систему непрерывного мониторинга рисков в соответствии с Приложением 19 к Чикагской Конвенции о международной гражданской авиации "Управление безопасностью".
Осуществить переход на риск-ориентированную модель надзорной деятельности, которая предполагает дифференцированный подход к проведению контрольных мероприятий в зависимости от степени риска причинения вреда жизни и здоровью граждан. Дифференцированный подход позволит существенно повысить эффективность расходования ресурсов на функционирование территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, путем сосредоточения усилий инспекторского состава государственного надзора на наиболее значимых направлениях. Данный подход будет способствовать снижению издержек подконтрольных субъектов при проведении проверок, соответствию этих издержек уровню опасности, которую несет деятельность проверяемых субъектов.
7.3.2. Создать единую государственную информационную систему безопасности полетов.
Обязать все субъекты гражданской авиации представлять сведения в единую государственную информационную систему безопасности полетов.
Установить административную ответственность субъектов гражданской авиации за не предоставление или предоставление недостоверных данных в единую государственную информационную систему безопасности полетов.
7.3.3. Определить механизм ответственности авиакомпаний, предприятий промышленности за выполнение утвержденных Планов мероприятий по результатам расследования авиационных происшествий, разработанных в соответствии с п. 2.10 Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими судами в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г. N 609.
Установить административную ответственность исполнителей и соисполнителей за невыполнение Планов мероприятий.
7.3.4. Законодательно установить персональную ответственность руководителя и должностных лиц авиапредприятий за безопасность полетов, внедрение и поддержание функционирования системы управления безопасностью полетов, учитывающей четкую иерархию ответственности в авиапредприятиях.
7.3.5. Законодательно установить квалификационные требования к руководителям авиакомпаний, авиапредприятий, должностным лицам, непосредственно отвечающим за безопасность полетов, предусматривающие профильное высшее профессиональное образование и минимальный стаж работы на руководящих должностях в гражданской авиации.
7.3.6. На основе долгосрочного прогноза потребностей гражданской авиации в летном составе провести масштабную реорганизацию системы подготовки (переподготовки) летного состава, предусмотрев выделение дополнительных бюджетных средств.
7.3.7. Разработать требования к образовательным организациям (авиационным учебным центрам), осуществляющим подготовку пилотов, в соответствии с требованиями и рекомендациями ИКАО и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
7.3.8. Минтрансу России разработать типовые программы подготовки (переподготовки) пилотов и специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, для конкретных типов воздушных судов, в соответствии со стандартами и рекомендациями ИКАО и действующих образовательных стандартов.
7.3.9. В рамках сертификационных процедур провести комплексную оценку профессионального соответствия всех КВС, переучившихся с должности "штурман", "бортинженер" и, имеющих стаж работы в качестве КВС менее 3 лет.
7.3.10. На государственном уровне принять меры по расширению сферы использования процедур спутникового захода на посадку, зональной навигации, автоматического зависимого наблюдения при организации воздушного движения воздушных судов гражданской авиации.
7.3.11. Законодательно установить персональную ответственность руководителей и должностных лиц органов УВД за действия (бездействия), приведшие к авиационным событиям; авиационных диспетчеров - за неоказание помощи экипажам воздушных судов в процессе развития аварийной ситуации.
7.3.12. Установить административную ответственность заказчика авиационных работ за привлечение к выполнению авиационных работ, по заявке заказчика, субъекта гражданской авиации, не соответствующего требованиям воздушного законодательства.
7.3.13. В связи с тем, что основной объем пассажирских перевозок выполняется на воздушных судах иностранной регистрации, необходимо срочно ускорить процесс гармонизации российских и зарубежных требований в области летной годности, разработать механизм признания зарубежных сертификатов организаций по техническому обслуживанию и ремонту.
7.3.14. Решить вопрос о перераспределении в рамках штатной численности Минтранса России государственных полевых инспекторов Федерального агентства воздушного транспорта (находящихся в аэропортах, и не имеющих юридического статуса инспектора) между Росавиацией и Ространснадзором с учетом необходимости проведения расследований авиационных инцидентов (Росавиация) и проведения "проверок воздушных судов на перроне" (Ространснадзор), в соответствии с действующим законодательством.
7.3.15. Включить в бюджетную заявку Ространснадзора бюджетные средства на подготовку, переподготовку и повышение квалификации государственных транспортных инспекторов Госавианадзора на специализированных учебных курсах по направлениям контрольно-надзорной деятельности.
7.3.16. По результатам проверок комиссией ИКАО системы государственного надзора в гражданской авиации Российской Федерации было указано на низкий уровень социальной обеспеченности государственных транспортных инспекторов Ространснадзора в сфере безопасности полетов и авиационной безопасности.
Предлагаем рассмотреть вопрос о пересмотре действующих нормативных правовых актов, касающихся заработной платы государственных транспортных инспекторов Ространснадзора в сфере гражданской авиации, и довести ее до уровня средней заработной платы в гражданской авиации, что позволит привлекать и удерживать квалифицированный персонал на должностях государственных инспекторов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.