Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 февраля 2018 г. N 13-АПГ17-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А. О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КомЭк" о признании недействующим пункта 12.2 приложения к Положению о порядке определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Тамбовского района Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Тамбовского района Тамбовской области, утвержденного решением Тамбовского районного Совета народных депутатов N 488 от 30 марта 2017 г., в части установления для земель с видом разрешенного использования "Специальная деятельность", находящихся на территории Донского сельсовета Тамбовского района, процента от кадастровой стоимости земельных участков в размере 11, по апелляционной жалобе Тамбовского районного Совета народных депутатов на решение Тамбовского областного суда от 26 сентября 2017 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителя общества с ограниченной ответственностью "КомЭк" Герасимова Р.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агбашьяна К.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
общество с ограниченной ответственностью "КомЭк" (далее - ООО "КомЭК") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 12.2 приложения к Положению о порядке определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Тамбовского района Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Тамбовского района Тамбовской области, утвержденного решением Тамбовского районного Совета народных депутатов N 488 от 30 марта 2017 г., в части установления для земель с видом разрешенного использования "Специальная деятельность", находящихся на территории Донского сельсовета Тамбовского района, процента от кадастровой стоимости земельных участков в размере 11.
В обоснование заявленного требования административный истец указал, что арендная плата за пользование земельным участком начисляется с применением оспариваемого нормативного правового акта, который противоречит основным принципам определения арендной платы при расчете аренды земельных участков, находящих в государственной или муниципальной собственности, чем нарушаются его права.
Решением Тамбовского областного суда от 26 сентября 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Тамбовский районный Совет народных депутатов Тамбовской области обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение норм права, регулирующих данные правоотношения, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ООО "КомЭк", прокуратурой Тамбовской области представлены возражения.
В судебное заседание представители Тамбовского районного Совета народных депутатов Тамбовской области, Администрации Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, Администрации Тамбовского района Тамбовской области, прокуратуры Тамбовской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административного истца, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) если иное не установлено Земельным кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно материалам дела ООО "КомЭК" является арендатором земельного участка, расположенного на территории Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного назначения, с кадастровым номером 68:20:5530001:11, с видом разрешенного использования для размещения комплекса по сортировке и утилизации твердых бытовых отходов в составе мусоросортировочного завода с первичной переработкой твердых бытовых отходов и полигона их захоронения, площадью 235 290 кв.м. Размер годовой арендной платы согласно договору рассчитывается путем умножения кадастровой стоимости земельного участка на процент, применяемый к кадастровой стоимости.
На момент заключения договора аренды земельного участка размер арендной платы рассчитывался на основании решения Тамбовского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 26 ноября 2009 г. N 203, согласно пункту 2.1 которого процент от кадастровой стоимости для земель промышленности и иного специального назначения определен в размере 2.
30 марта 2017 г. Тамбовским районным Советом народных депутатов было принято решение N 488 "Об утверждении Положения о порядке определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Тамбовского района Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Тамбовского района Тамбовской области" (далее - Положение).
Указанным Положением предусмотрен расчет арендной платы по формуле, согласно которой она рассчитывается путем умножения кадастровой стоимости земельного участка на процент, устанавливаемый органами местного самоуправления.
Пунктом 12.2 приложения к Положению для земель, расположенных на территории Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, с видом разрешенного использования "Специальная деятельность" установлен процент от кадастровой стоимости земельных участков в размере 11.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что применение установленной формулы при расчете арендной платы противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582).
Оспариваемой нормой установлен размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Тамбовского района и за земельные участки государственная собственность на которые не разграничена.
В связи с тем, что указанный земельный участок находится в государственной не разграниченной собственности, то расчет арендной платы должен быть произведен исходя из принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К числу таких принципов, содержащихся в постановлении N 582, относится принцип экономической обоснованности, который предусматривает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11 мая 2004 г. N 209-О, и с учетом схожести правового регулирования земельного налога и арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
При принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
В обоснование соответствия оспариваемого решения принципу экономической обоснованности административный ответчик представил пояснительную записку к проекту решения, заключение об оценке регулирующего воздействия проекта нормативного акта, экономическое обоснование коэффициентов по арендной плате на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, по Тамбовскому району.
Между тем, представленное административным ответчиком экономическое обоснование составлено с нарушениями, а именно не подписано лицом его составившим, без даты его составления, списка литературы, нет сведений о заказчике. Приведенные в нем формулы при определении доходности земельных участков: одна из которой рассчитывается как произведение определенных коэффициентов, вторая - как сумма безрисковой ставки и премий за риск, и их элементы одни приведены в процентах, другие - в коэффициентах.
Анализа характеристик земельных участков, в том числе климата, экологии, рельефа местности, социально-экономического положения, функционально-планировочной структуры, финансовых результатов деятельности предприятий, тенденции развития промышленности, строительства, торговли, состояние жилищного фонда Тамбовского района и отдельных сельсоветов и расчетов величины коэффициентов по арендной плате экономическое обоснование не содержит. Расчет процента от кадастровой стоимости земельного участка истца с помощью любой из формул, представленных в экономическом обосновании не дают результата 11.
С учетом изложенного, оспариваемое решение принято без надлежащего экономического обоснования, что противоречит основным принципам определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и собственность на которые не разграничена, установленные в постановлении Правительства Российской Федерации N 582.
С учетом пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", Судебная коллегия считает, что оспариваемое по настоящему делу положение подлежит признанию недействующим с даты принятия настоящего определения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Тамбовского областного суда от 26 сентября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Тамбовского районного Совета народных депутатов - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 февраля 2018 г. N 13-АПГ17-9
Текст определения официально опубликован не был