Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 20 марта 2018 г. N 03-07-07/17206
Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью просит разъяснить порядок применения льготы в отношении операций по реализации материальных ценностей, выпускаемых из государственного материального резерва в соответствии с Федеральным законом от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" (далее - Закон N 79-ФЗ).
Общество на основании договора купли-продажи с Федеральным агентством по государственным резервам (далее - Росрезерв) приобретает материальные ценности, составляющие имущество казны Российской Федерации, находящиеся на хранении в федеральных государственных казенных учреждениях и выпускаемые из государственного материального резерва.
Как установлено пп. 34 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации материальных ценностей, выпускаемых из государственного материального резерва ответственным хранителям и заемщикам в связи с их освежением, заменой и в порядке заимствования в соответствии с Законом N 79-ФЗ.
Согласно п. 11 ст. 154 НК РФ при реализации указанных материальных ценностей, приобретенных ответственными хранителями и заемщиками, налоговая база определяется как положительная разница между ценой реализуемых материальных ценностей, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанных материальных ценностей.
В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Учитывая изложенное, просим разъяснить, правильно ли мы понимаем, что льготный порядок налогообложения, предусмотренный пп. 34 п. 2 ст. 149 НК РФ, распространяется на ответственных хранителей и заемщиков указанных материальных ценностей Росрезерва, действующих на основании соответствующих договоров хранения и заимствования в соответствии с Законом N 79-ФЗ?
В свою очередь, налогоплательщики, приобретающие данные материальные ценности у Росрезерва согласно договорам купли-продажи, не обладающие указанным статусом ответственных хранителей и заемщиков в соответствии с Законом N 79-ФЗ, не вправе применять указанную льготу и несут обязанность налоговых агентов согласно п. 3 ст. 161 НК РФ? При этом налоговая база при дальнейшей реализации данными налогоплательщиками материальных ценностей Росрезерва определяется в общеустановленном порядке как стоимость таких товаров?
Ответ: В связи с письмом о применении подпункта 34 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
Согласно подпункту 34 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) операции по реализации материальных ценностей, выпускаемых из государственного материального резерва ответственным хранителям и заемщикам в связи с их освежением, заменой и в порядке заимствования в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1994 года N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" (далее - закон о резерве). При этом в соответствии с пунктом 11 статьи 154 Кодекса при реализации материальных ценностей, приобретенных ответственными хранителями и заемщиками материальных ценностей государственного материального резерва при выпуске материальных ценностей из государственного материального резерва в связи с их освежением, заменой и в порядке заимствования в соответствии с законом о резерве, налоговая база определяется как положительная разница между ценой реализуемых материальных ценностей, определяемой в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, с учетом НДС и ценой приобретения указанных материальных ценностей.
Согласно статье 2 закона о резерве освежением запасов государственного резерва является выпуск материальных ценностей из государственного резерва при одновременной поставке и закладке в государственный резерв равного количества аналогичных материальных ценностей; заимствованием материальных ценностей из государственного резерва является выпуск материальных ценностей из государственного резерва на определенных условиях с последующим возвратом в государственный резерв равного количества аналогичных материальных ценностей; заменой материальных ценностей государственного резерва является выпуск материальных ценностей из государственного резерва при одновременной закладке в него равного количества аналогичных или других однотипных материальных ценностей.
Таким образом, вышеуказанное освобождение от НДС применяется при реализации материальных ценностей, выпускаемых из государственного материального резерва, ответственным хранителям и заемщикам этих материальных ценностей в связи с их освежением, заменой и в порядке заимствования в соответствии с законом о резерве.
Что касается операций по реализации материальных ценностей из государственного материального резерва организациям, не являющимся ответственными хранителями и заемщиками, осуществляющими указанные операции, то Кодексом освобождения от налогообложения НДС в отношении таких операций не предусмотрено. В связи с этим данные операции подлежат налогообложению НДС в порядке, установленном абзацем вторым пункта 3 статьи 161 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.