Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 16 марта 2018 г. N 03-07-14/16586
Вопрос: Индивидуальный предприниматель планирует выплачивать иностранному юридическому лицу-резиденту Республики Корея доход за производство фильма, снятого в течение нескольких дней на территории России, а также за исключительные права на этот фильм. Размер вознаграждения по договоренности определяется расчетным путем и будет перечисляться регулярными платежами, причем каждый платеж будет содержать оплату и за производство фильма и за права на фильм. При каждой выплате я буду удерживать из дохода иностранного юридического лица НДС по ставке 18/118, а затем планирую удержать налог на прибыль с дохода иностранного юридического лица, уменьшенного на сумму НДС.
Иностранное юридическое лицо не имеет постоянного представительства на территории России и не поставлено на учет в налоговых органах. ИП, источник выплаты дохода, применяет упрощенную систему налогообложения.
Прошу разъяснить действующее законодательство и подтвердить являюсь ли я, как ИП, в указанных случаях налоговым агентом по НДС? Должен ли я, как налоговый агент, удержать и перечислить в бюджет налог на прибыль с указанных доходов иностранного юридического лица в соответствии с Налоговым кодексом РФ и Конвенцией от 19 ноября 1992 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы (п. 1 и 2 ст. 161, ст. 24, ст. 246.2, ст. 309-310 НК РФ, письма Минфина России от 27.03.2012 N 03-03-07/9, 06.05.2005 N 03-08-02, 17.06.2008 г. N 03-08-13, статьи 5 и 12 Конвенции)?
Ответ: В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций при передаче иностранным лицом российскому индивидуальному предпринимателю исключительных прав на использование фильма, созданного на территории Российской Федерации этим иностранным лицом по заказу российского индивидуального предпринимателя, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса. При этом на основании положений данной статьи передача прав на использование результатов интеллектуальной деятельности относится к услугам.
Так, согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса местом реализации услуг по передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав признается территория Российской Федерации, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
Таким образом, местом реализации услуг по передаче иностранным лицом российскому индивидуальному предпринимателю исключительных прав на использование фильма, созданного на территории Российской Федерации этим иностранным лицом по заказу российского индивидуального предпринимателя, признается территория Российской Федерации и, соответственно, такие услуги являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.
На основании положений статьи 161 Кодекса при реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налог на добавленную стоимость уплачивается налоговыми агентами - организациями и индивидуальными предпринимателями, приобретающими на территории Российской Федерации такие товары (работы, услуги) у иностранных лиц.
Таким образом, при приобретении у иностранного лица услуг по передаче прав, местом реализации которых на основании положений статьи 148 Кодекса признается территория Российской Федерации, индивидуальный предприниматель является в целях применения налога на добавленную стоимость налоговым агентом и обязан исчислить и уплатить в бюджет сумму этого налога.
Пунктом 3 статьи 148 Кодекса предусмотрено, что, если организацией или индивидуальным предпринимателем выполняется (оказывается) несколько видов работ (услуг) и реализация одних работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ (услуг), местом реализации вспомогательных работ (услуг) признается место реализации основных работ (услуг). В связи с этим если иностранным лицом осуществляются для российского индивидуального предпринимателя как передача исключительных прав на использование фильма, так и услуги по созданию этого фильма, то место реализации таких вспомогательных услуг определяется по месту реализации основных услуг и эти услуги также подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18 процентов.
Что касается применения налога на прибыль организаций в отношении вышеуказанных услуг по передаче прав, то в соответствии со статьей 24 Кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 309 Кодекса определены виды доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации (если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью этой организации через постоянное представительство в Российской Федерации), которые подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
Виды доходов, перечисленные в указанной статье Кодекса, исчисляются и удерживаются российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающей доход, в порядке, установленном статьей 310 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи 310 Кодекса.
Таким образом, статьей 310 Кодекса определен круг налоговых агентов, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов с доходов.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.