Письмо Министерства культуры РФ от 22 марта 2018 г. N 122-01.1-39-ВА
В соответствии с пунктом 3 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 4 февраля 2018 г. N Пр-191 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству 21 декабря 2017 г. Минкультуры России с учетом поступивших от субъектов Российской Федерации предложений направляет на согласование проект Программы целевой подготовки кадров для отрасли культуры.
Информируем, что в части финансового обеспечения реализации Программы данным проектом предусмотрено, что:
целевая подготовка кадров для государственных и муниципальных учреждений отрасли культуры будет осуществляться за счет средств федерального бюджета (Минкультуры России);
меры социальной поддержки студентов, аспирантов и ассистентов-стажеров, обучающимся по договорам о целевом обучении (различные выплаты, направленные на материальное стимулирование, оплату жилого помещения на период обучения и др., согласно части 6 статьи 56 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации) - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в рамках ведомственных целевых программ в объеме, согласно потребности того или иного региона в целевой подготовки кадров для учреждений культуры и образования отрасли культуры;
укрепление материально-технической базы региональных и муниципальных образовательных учреждений отрасли культуры за счет дополнительных средств из федерального бюджета субъектам Российской Федерации в виде субсидий (в случае поддержки данного вида расходов со стороны Правительства Российской Федерации).
Учитывая, что Минкультуры России необходимо проект Программы направить в Правительство Российской Федерации до 5 апреля 2018 года, просим его согласовать до 3 апреля 2018 года.
Приложение: на 27 л.
|
В.В. Аристархов |
Утверждена
распоряжением
Правительства Российской Федерации
от N
Программа
целевой подготовки кадров для отрасли культуры
Пояснительная записка
Образование в сфере культуры и искусства - важнейшая составляющая культурно-образовательного пространства российского общества. Одна часть отраслевого образования направлена на подготовку профессиональных кадров для учреждений культуры и творческих коллективов, в том числе культурнодосуговой направленности (библиотек, музеев, домов культуры, руководителей самодеятельных коллективов), вторая - призвана не только восполнять кадровый дефицит в работниках творческих профессий филармоний, театров, профессиональных творческих коллективов, но и реализовывать образовательные потребности будущих деятелей искусства - живописцев, скульпторов, композиторов и др.
При этом именно подготовка творческих кадров стала национальным достоянием страны. Мировое признание отечественной культуры связано с уникальной системой художественного образования, которая складывалась в России десятилетиями. В ее основе - три взаимосвязанных по принципу преемственности этапа обучения: детская школа искусств - профильное училище - творческий вуз. Качество подготовки музыкантов, артистов балета, художников, реставраторов, скульпторов подтверждено признанием мировым сообществом русского исполнительского искусства, востребованностью российских деятелей искусства и педагогов за рубежом.
Образование отрасли культуры представлено 5304 образовательными учреждениями. Среди них 62 творческих вуза, из которых в ведении Минкультуры России - 47. По программам высшего образования обучается 63,1 тыс. человек (в т.ч. в вузах Минкультуры России 57,2 тыс. человек, из которых 37,0 тыс. человек на бюджетной основе).
Географическое расположение вузов Минкультуры России (от Петрозаводска до Владивостока) связано с государственными задачами, направленными на обеспечение больших и малых российских городов специалистами, способными осуществлять различные виды деятельности: образовательную, художественно-творческую, исследовательскую, научно-методическую, управленческую, экспертно-консультационную. Высшие учебные заведения не просто обеспечивают кадровое воспроизводство в отрасли культуры, но и являются уникальными, самодостаточными творческими и просветительскими центрами.
Среднее звено отраслевого образования представлено 235 училищами и колледжами (10 из них - в ведении Минкультуры России), в которых по программам среднего профессионального образования обучается 69,5 тыс. человек (в т.ч. в учреждениях Минкультуры России 2,4 тыс. человек). Кроме того, программы среднего профессионального образования реализуются и в творческих вузах - в 19 вузах Минкультуры России по ним обучается 4,7 тыс. человек.
Основу, базовое звено в системе художественного образования, представляют 5 тысяч детских школ искусств (музыкальных, художественных, хореографических и др.), в которых обучается 1,5 млн детей в основном в возрасте от 6 лет 6 месяцев до 15 лет. Детские школы искусств (ДШИ) в своем большинстве муниципальные, за редким исключением государственных ДШИ в ряде республик в составе Российской Федерации, а также ДШИ и гг. Москва, Санкт-Петербург и Севастополь (всего государственных ДШИ около 230). Кроме того, предпрофессиональные программы в области искусств, по которым обучаются дети в ДШИ, реализуются и в образовательных учреждениях Минкультуры России с контингентом детей в 1,5 тыс. человек.
Согласно перечню основных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1061) в образовательных учреждениях Минкультуры России реализуются 105 образовательных программ (ОП): 19 ОП среднего профессионального образования, 21 ОП бакалавриата, 21 ОП специалитета, 22 ОП магистратуры, 20 ОП ассистентуры-стажировки и 2 ОП аспирантуры. Среди 16-ти предпрофессиональных образовательных программ ДШИ (перечень утвержден приказом Минкультуры России от 16.07.2013 N 998) в образовательных учреждениях Минкультуры России реализуется 7.
Таким образом можно констатировать, что подготовка специалистов для отрасли культуры осуществляется по весьма широкому спектру образовательных программ (основных и дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств).
Учитывая, что главным ресурсом любой отрасли экономики является профессиональный уровень подготовки кадров, основными направлениями государственной культурной политики в области художественного образования являются:
сохранение и развитие уникальной трехуровневой системы художественного образования (детская школа искусств - училище - творческий вуз), основанной на лучших отечественных традициях по подготовке творческих кадров и удерживающей лидирующие позиции в мировом образовательном пространстве;
обеспечение потребности регионов России в высококвалифицированных специалистах, в том числе путем внедрения в образовательный процесс новых образовательных программ и технологий;
модернизация материально-технической базы образовательных учреждений отрасли культуры;
повышение престижа работника культуры, его социальной значимости.
Ключевые вопросы сохранения и развития отечественной системы художественного образования поднимались деятелями российской культуры на совещаниях различного уровня. Особое внимание уделялось подготовке специалистов в области духового исполнительского искусства (в соответствии с пунктом 4 перечня поручений Заместителя Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец от 27.10.2016 ОГ-П44-6455 необходимо к 2019 году увеличить целевой прием абитуриентов до 30% от контрольных цифр приема), анимации (подпункт "в" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи с представителями российских анимационных студий от 31.05.2017 г. N Пр-1244 в части обеспечения прогноза потребности индустрии анимационного кино в квалифицированных кадрах и установления на его основе контрольных цифр приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета), а также проблемам с функционированием ДШИ, которые рассматривались 8 июля 2017 года на заседании коллегии Минкультуры России, а затем были озвучены деятелями искусств на совещании по вопросам поддержки талантливой молодежи в сфере культуры и искусства, проведенном Президентом Российской Федерации 17.11.2017 г.
В числе наиболее острых проблем, отрицательно сказывающихся сегодня на всей системе художественного образования, отмечались:
недооценка значимости и высокого потенциала ДШИ как основы отраслевого образования со стороны учредителей - органов местного самоуправления;
отношение муниципальных органов власти к ДШИ как к учреждениям культурно-досуговой направленности (кружкам, секциям детского творчества и др.), что противоречит их историческому предназначению;
снижение качества обучения детей в ДШИ и, как следствие, снижение качества подготовки абитуриентов училищ и творческих вузов;
многолетнее недофинансирование ДШИ, региональных училищ и колледжей, что привело к отсутствию возможности укрепления материально-технической базы образовательных учреждений, низкому уровню оплаты труда преподавателей и концертмейстеров и, как следствие, непрестижности этих профессий;
отсутствие в ряде субъектов Российской Федерации вертикали взаимодействия между органами управления культурой субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления - учредителями ДШИ, по вопросам функционирования ДШИ, в том числе качества обучения одаренных детей;
острый дефицит специалистов по целому ряду профессий, особенно в области музыкального исполнительства и педагогики (исполнителей на струнно-смычковых, духовых и народных инструментах, специалистов по истории и теории музыки), а также специалистов для киноотрасли и театральных организаций (операторов, звукооператоров, киноинженеров), в том числе "второго плана" (гримеров, постижеров, бутафоров, вторых режиссеров, кастинг-директоров, дистрибьютеров, саунд-дизайнеров, цветокорректоров и др.);
постепенное закрытие в образовательных учреждениях "непрестижных" специальностей, которые, однако, являются основополагающими для полноценного кадрового воспроизводства в отрасли (библиотечные и музейные работники, специалисты культурно-досуговой деятельности, реставраторы, эксперты в области культурных ценностей становятся большой редкостью во многих регионах).
Сложившаяся ситуация не способствует не только планомерному развитию отрасли культуры, но и формированию гармонично развитого российского общества, его человеческого капитала.
По состоянию за 2016 год численность работников государственных и муниципальных учреждений культуры (театров, концертных организаций, творческих коллективов, библиотек, музеев, а также образовательных учреждений отрасли культуры) составляла 756,1 тыс. человек (чуть более одного процента от всех занятых в экономических сферах деятельности специалистов). При этом в сфере отраслевого образования работало 188,5 тыс. человек, в том числе 137,9 тыс. преподавателей (из них в творческих вузах 9,9 тыс. человек, а в вузах Минкультуры России 8,6 тыс. человек, в училищах/колледжах - 19,6 тыс. человек, из них 1,6 тыс. человек в образовательных учреждениях Минкультуры России, в ДШИ - 108,4 тыс. человек).
Согласно поступившей от субъектов Российской Федерации информации потребность в специалистах для образовательных учреждений составляет 2,4 тысяч ставок, в основном по должностям "преподаватель" (2,1 тыс. ставок) и "концертмейстер" (свыше 200 ставок) (база вакансий размещена на сайте Минкультуры России);
количество музейных работников - 73,9 тыс. человек, которые работают в 2,6 тыс. музеях, а потребность в музейных работниках составляет 210 ставок;
работников библиотек - 135,2 тыс. человек, тогда как потребность в библиотечных кадрах составляет 908 ставок (в отрасли культуры 38,0 тыс. общедоступных библиотек);
работников культурно-досуговых учреждений 216,4 тыс. человек, а потребность составляет 1,8 тыс. ставок (всего в стране 41350 клубов и других учреждений культурно-досуговой направленности);
в театрах (в стране их около 650 ед.) работает 86,6 тыс. человек, а вакантных около 1,2 тыс. ставок;
в концертных организациях и творческих коллективах, которых в стране около 350 ед., работает 35,5 тыс. человек, при этом вакантных ставок 668 единиц.
Нельзя не отметить большую потребность в специалистах киноотрасли, несмотря на то, что основная часть кинопроизводящих организаций относится к негосударственному сектору. В настоящее время в стране около 200 киностудий, из которых только около 18% государственных и муниципальных, а также свыше 200 кинопрокатных организаций. Общая потребность в кадрах составляет около 4 тыс. человек, что связано с бурным ростом российского кинопроката (за пять лет рост составил 41%), а также модернизацией крупнейших российских киностудий ("Мосфильм", студия им. М. Горького, "Ленфильм", "Союзмультфильм") и реализацией программы кинофикации населенных пунктов в регионах страны (с 2016 г. переоборудовано более 637 кинотеатров).
Таким образом, в настоящее время при общем количестве работников учреждений культуры в 756,1 тыс. человек потребность в кадрах составляет свыше 10,0 тыс. ставок, в том числе в профильных специалистах (преподавателях ДШИ, концертмейстерах, библиотекарях, балетмейстерах, художественных руководителях творческих коллективов, хранителях фондов, специалистах по выставочной деятельности, режиссерах массовых представлений и др.) - свыше 6,0 тысяч человек, в основном, в учреждениях культуры малых городов и сельской местности.
Кроме того, необходимо учитывать и естественную ежегодную убыль работников по возрастным или другим причинам, которую и должны восполнять отраслевые образовательные учреждения. Как правило, доля убывания такой категории работников ежегодно составляет около 1,5-2,0% (т.е. применительно к отрасли культуры - 12,0-15,0 тыс. человек). При этом необходимо отметить, что во многих учреждениях культуры трудоустраиваются выпускники гуманитарных, технических и экономических вузов, а доля таких специалистов около 30%.
С учетом приведенных сведений можно констатировать, что с целью устранения имеющихся вакансий в государственных и муниципальных учреждениях культуры и образования по должностям, требующих образование в области культуры и искусства, а также восполнения ежегодного убывания работников из учреждений по разным объективным причинам, ежегодная потребность отрасли культуры в специалистах с профильным образованием составляет около 8,0 тыс. человек.
Целевое обучение в учреждениях высшего образования отрасли культуры - важнейший инструмент в организации стратегии подготовки кадров*. Несмотря на то, что 62 творческих вуза и 235 училищ/колледжей отрасли культуры ежегодно до 2016 года выпускали около 30,8 тыс. человек (из них за счет средств федеральных и муниципальных бюджетов - 22,4 тыс. специалистов), в том числе вузы Минкультуры России выпускали около 15,5 тыс. человек (из них 9,6 тыс. человек, которые обучались за счет бюджетных средств), тем не менее потребность отрасли в кадрах оставалась весьма высокой. В ближайшей перспективе количество выпускников вузов Минкультуры России значительно сократится в связи с прекращением реализации непрофильных программ (в области юриспруденции, экономики, психологии и др.), а также сокращением количества бюджетных мест по образовательным программам в области культуры и искусств.
Наличие вакансий в учреждениях отрасли культуры объясняется следующим:
- трудоустройством выпускников не по специальности, продиктованное зачастую социально-экономическими проблемами (изменение жизненной ситуации, завышенные ожидания от учебы, получение образования "ради корочки", низкая заработная плата по профессии, выбор нового направления в профессиональной деятельности - социологи называют такую "миграцию" "постдипломной мобильностью");
- отсутствием информации по вопросу кадрового потенциала в регионах;
- отсутствием системы прогнозирования потребности в кадрах в регионах;
- отсутствием эффективного профориентационного взаимодействия, с одной стороны, образовательного учреждения и работодателей, с другой;
- отсутствием во многих регионах ведомственных социальных программ, направленных на материальную поддержку молодых специалистов;
- большим количеством лиц пенсионного возраста среди работников культуры, особенно в библиотеках и образовательных учреждениях;
- низким социальным статусом работника культуры, особенно в организациях муниципального подчинения.
Указанные причины порождают комплексную проблему трудоустройства выпускников после окончания образовательного учреждения.
Однако, необходимо отметить, что поэтапная реализация Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 в части повышения заработной платы работникам учреждений культуры, преподавателям образовательных учреждений профессионального образования, профессорско-преподавательскому составу вузов, а также Указа Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. N 761 в части повышения заработной платы преподавателям дополнительного образования детей (ДШИ) способствовала повышению престижа работника культуры. Так, например, в федеральных библиотеках с 2011 по 2017 годы заработная плата работников выросла в три раза, а конкурс при приеме детей в детские школы искусств в 2016 году составил 1,5 человек на 1 место, тогда как в 2013 году конкурсная ситуация по многим программам отсутствовала.
Кроме того, за последние три года увеличилось количество заявок от субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на целевой прием в подведомственные Минкультуры России творческие вузы за счет имеющихся у Минкультуры России финансовых средств в рамках Государственной программы "Развитие образования" на 2013-2020 годы. В 2017 году поступила 971 заявка из 65 регионов (в 2014 г. - 491 заявка из 28 регионов). С 2014 г. целевой прием увеличился почти в 3 раза - в 2017 г. на 1 курс было принято 651 человек (в 2014 г. - 240, в 2015 г. - 360, в 2016 г. - 438). Наибольшее количество студентов принято на специальности: Социально-культурная деятельность (91), Библиотечно-информационная деятельность (84), Народная художественная культура (75). Всего в настоящее время в рамках целевой подготовки кадров в подведомственных Минкультуры России вузах по программам высшего образования обучается 1860 студентов.
Учитывая отраслевой принцип управления системой художественного образования и необходимость поступательного достижения целей, обозначенных в Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р), одним из механизмов в урегулировании ситуации с закрытием в образовательных учреждениях отрасли культуры "непрестижных" профессий, снижением по ряду образовательных программ качества образования станет, согласно пункту 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 25.12.2017 N Пр-2692, переподчинение муниципальных ДШИ региональным органам управления культурой. Имеющийся у органов управления культурой субъектов Российской Федерации многолетний опыт по организации профессионального художественного образования (в ведении органов управления культуры находятся отраслевые училища и колледжи, а также 15 вузов) будет способствовать реализации грамотной культурно-образовательной политики и в отношении ДШИ, в том числе путем формирования необходимой для развития отрасли культуры структуры обучения детей именно по тем образовательным программам, без которых невозможна подготовка того или иного специалиста для отрасли культуры.
Другим механизмом для развития системы художественного образования и, соответственно, воспроизводства кадров для отрасли культуры, является укрепление материально-технической базы образовательных учреждений отрасли, в том числе их оснащение музыкальными инструментами и современным оборудованием.
Следует отметить, что по итогам состоявшегося в апреле 2017 года в г. Омске Форума "Единой России" Председателем Правительства Российской Федерации было дано поручение Минпромторгу России и Минкультуры России возродить отечественное производство музыкальных инструментов и обеспечить их поставку в ДШИ.
Однако, модернизация материально-технической базы образовательных учреждений отрасли культуры требует более широких системных мер с участием не только федеральных, но и региональных органов власти, поскольку качество подготовки специалистов напрямую зависит от имеющихся у образовательных учреждений не только кадровых, но и материально-технических условий.
С этой целью предлагается в рамках Государственной программы "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 317), а также ведомственных региональных программ предусмотреть средства на развитие ДШИ и образовательных учреждений профессионального образования (закупку современного оборудования, капитальный ремонт учебных помещений и общежитий).
Другим среди значимых факторов в развитии той или иной отрасли является социальный статус работника, напрямую зависящий от уровня заработной платы работников и других мер социального характера. В этой связи необходимо не только обеспечивать заработную плату отдельным категориям работников отрасли культуры на уровне не ниже установленного Указами Президента Российской Федерации в 2012 году, но и оказывать меры социальной поддержки работникам посредством реализации ведомственных региональных и муниципальных программ по подготовке кадров для региональных и муниципальных учреждений культуры и образования, а также поддержке молодых специалистов.
Паспорт программы
Наименование Программы |
Программа целевой подготовки кадров для отрасли культуры |
Основание для разработки |
Поручение Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству 21 декабря 2017 г. от 04.02.2018 N Пр-191 (п. 3 перечня Поручений) |
Разработчики Программы |
Минкультуры России с участием субъектов Российской Федерации |
Исполнители Программы |
Минкультуры России, органы управления культурой субъектов Российской Федерации, муниципальные образования, образовательные организации и учреждения культуры отрасли культуры |
Цель Программы |
обеспечение учреждений отрасли культуры высокопрофессиональными кадрами с целью эффективного ее развития |
Задачи Программы |
- поэтапное устранение дефицита в высокопрофессиональных кадрах, в том числе кадрового дисбаланса; - перспективное планирование подготовки и трудоустройства специалистов с использованием кадрового менеджмента и эффективных мотивационных механизмов; - выявление потребности отрасли культуры в специалистах с новыми компетенциями; - повышение качества подготовки специалистов, в том числе в рамках трехуровневой системы художественного образования, решение оптимизационных и управленческих проблем; - повышение доступности для граждан страны культурных благ высокого качества; - повышение престижа работника культуры, его социального статуса |
Срок реализации Программ |
2018-2027 годы |
Объем и источники финансирования Программы |
средства федерального бюджета в рамках Государственной программы "Развитие образования" на 2013-2020 годы в объеме не ниже, чем предусмотрено для вузов Минкультуры России на 2018 год. Дополнительные средства федерального бюджета в виде субсидий субъектам Российской Федерации с 2019 года в рамках Государственной программы "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 годы на развитие ДШИ и образовательных учреждений профессионального образования в объеме 300,0 млн руб. ежегодно (в течение 3-х лет), при условии долевого участия субъектов Российской Федерации в объеме не менее 70 процентов от объема средств федерального бюджета. Средства региональных и муниципальных бюджетов в рамках ведомственных региональных и муниципальных программ по подготовке кадров для региональных и муниципальных учреждений культуры и образования, а также поддержке молодых специалистов в объеме, согласно имеющейся в каждом субъекте Российской Федерации потребности в кадрах, в том числе с целью оказания лицам, обучающимся в рамках целевой подготовки кадров, социальной поддержки. |
Перечень мероприятий Программы | |||
наименование мероприятия |
целевой показатель |
срок реализации |
исполнитель, вид итогового документа (при необходимости) |
- определение порядка планирования кадрового обеспечения учреждений отрасли культуры |
обеспечение прогнозирования в подготовке кадров для отрасли культуры |
сентябрь 2018 г. |
Минкультуры России (распорядительный акт) |
- проведение мониторинга кадровой потребности организаций отрасли культуры в высококвалифицированных специалистах, а также трудоустройства специалистов, обучавшихся в рамках целевой подготовки кадров, и качества их подготовки |
обеспечение прогнозирования в подготовке кадров для отрасли культуры, формирование региональных реестров граждан, желающих получить высшее образование на условиях целевого обучения; выявление проблем в подготовке кадров и потребности отрасли культуры в специалистах с новыми компетенциями |
ноябрь 2018 г., далее - ежегодно |
Минкультуры России, органы управления культурой субъектов Российской Федерации, муниципальные образования (аналитический доклад) |
- формирование отраслевой электронной базы вакансий в учреждениях культуры и образовательных учреждениях отрасли культуры |
содействие выпускникам, освоившим образовательные программы в области искусства и культуры, в трудоустройстве; выявление потребности отрасли культуры в профессиональных кадрах |
ежеквартально |
Минкультуры России, органы управления культурой субъектов Российской Федерации |
- развитие системы художественного образования: передача в ведение органов управления культурой субъектов Российской Федерации муниципальных детских школ искусств; |
повышение качества образования в ДШИ; модернизация материально-технической базы ДШИ |
2018-2024 |
субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (отчет в Минкультуры России) |
достижение 12 процентов охвата детского населения в возрасте от 6 лет 6 месяцев до 16 лет реализацией предпрофессиональных образовательных программ в области искусств; |
привлечение наибольшего количества детей к обучению в ДШИ с целью постижения основ классического и современного искусства |
2021 год |
органы управления культурой субъектов Российской Федерации, муниципальные образования (до передачи ДШИ в ведение регионов) (отчет в Минкультуры России) |
обеспечение доступности предоставляемых детскими школами искусств услуг (наличие детских школ искусств в "шаговой доступности"); |
2027 год |
||
обеспечение сохранности контингента детей, обучающихся в детских школах искусств; |
не менее 70 процентов от количества поступивших на обучение детей |
2022 год |
|
обеспечение конкурсной ситуации при приеме детей в ДШИ; |
не менее 2-х человек на одно бюджетное место при условии сохранности и (или) увеличения количества бюджетных мест |
2022 год |
|
обеспечение конкурсной ситуации при приеме абитуриентов на образовательные программы среднего профессионального и высшего образования в области искусств и культуры; |
не менее 2-х человек на одно бюджетное место на каждую из образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в области искусств и культуры |
2019 год, далее - ежегодно |
субъекты Российской Федерации, образовательные учреждения Минкультуры России (отчет в Минкультуры России) |
обеспечение целевой подготовки кадров по основным образовательным программам высшего образования; |
не менее 30 процентов обучающихся от их общего количества по образовательным программам в области искусств, не менее 50 процентов обучающихся от их общего количества по образовательным программам в области культуры |
2019 год, далее - ежегодно |
образовательные учреждения высшего образования Минкультуры России, органы управления культурой субъектов Российской Федерации (отчет в Минкультуры России) |
проведение организационно-инструктивной работы по функционированию системы целевой подготовки кадров для отрасли культуры |
реализация дополнительных профессиональных образовательных программ (курсов повышения квалификации) на базе федерального ресурсного центра Российской академии музыки им. Гнесиных |
2018 год, далее - ежегодно |
Минкультуры России, Российская академия музыки им. Гнесиных |
обеспечение профориентационной работы образовательными учреждениями профессионального образования и высшего образования отрасли культуры |
повышение конкурсной ситуации при приеме абитуриентов |
2019 год, далее - ежегодно |
образовательные учреждения профессионального образования и высшего образования отрасли культуры (отчет учредителям) |
обеспечение прохождения студентами и ассистентами-стажерами различных видов практик на базе учреждений культуры, образовательных учреждений отрасли культуры, а также общеобразовательных организаций - потенциальных работодателей |
не менее 100%; создание эффективного стратегического взаимодействия (партнерства) между образовательными учреждениями и работодателями |
2018 год, далее - ежегодно |
|
совершенствование конкурсного и фестивального движения для одаренных детей и молодежи в области искусств |
систематизация проводимых мероприятий и повышение их качества |
2019 год, далее - ежегодно |
Минкультуры России, органы управления культурой субъектов Российской Федерации (составление рейтинга конкурсов и фестивалей) |
- развитие региональных методических служб по ресурсному обеспечению ДШИ, образовательных учреждений профессионального образования и образовательных учреждений высшего образования отрасли культуры |
создание региональных баз вакансий в учреждениях культуры и образовательных учреждениях отрасли культуры, регулирование вопросов по целевой подготовке кадров для региональных и муниципальных учреждений культуры и образования, методическое обеспечение ДШИ, училищ/колледжей |
2018 год, далее - ежегодно |
органы управления культурой субъектов Российской Федерации (доклад в Минкультуры России) |
- формирование и (или) расширение системы материальных и психологических стимулов для обучающихся по целевым договорам, а также молодых специалистов отрасли культуры: |
|
|
|
наличие региональных ведомственных целевых программ по подготовке кадров для отрасли культуры; |
материальное стимулирование студентов, ассистентов-стажеров, обучающихся по договорам о целевом обучении (выплата стипендий, оплата проезда от места проживания до места обучения и обратно, др.) |
2019 год, далее - ежегодно |
органы управления культурой субъектов Российской Федерации (доклад в Минкультуры России) |
повышение заработной платы работникам учреждений культуры и образования |
достижение уровня заработной платы работников учреждений культуры и образовательных учреждений отрасли культуры не ниже уровня, установленного отдельным категориям работников социальной сферы в 2012 году Указами Президента Российской Федерации |
|
|
наличие ведомственных региональных и муниципальных целевых программ по поддержке молодых специалистов отрасли культуры |
осуществление молодым специалистам единовременных выплат на обустройство в размере от 500,0 тыс. руб. до 1,0 млн руб. (в зависимости от численности семьи), социальных выплат на строительство (приобретение) жилья; обеспечение жильем прибывших в сельскую местность молодых специалистов (предоставление молодым специалистам ведомственного жилья или мест в общежитиях), выплата различных пособий и грантов, в том числе в целях содействия молодым специалистам в профессиональном росте (обучении в аспирантуре или ассистентуре-стажировке, освоении дополнительных профессиональных образовательных программ) |
|
|
обеспечение со стороны региональных и муниципальных учреждений культуры и образовательных учреждений отрасли культуры мер социальной поддержки молодых специалистов, получивших образование на условиях целевого обучения |
адресная поддержка молодых специалистов со стороны работодателей |
2022 год, далее - ежегодно |
органы управления культурой субъектов Российской Федерации (доклад в Минкультуры России) |
реализация дополнительных профессиональных образовательных программ |
приобретение работниками отрасли культуры новых компетенций, создание единой информационной базы ДПОП |
2019 год, далее - ежегодно |
Минкультуры России, вузы Минкультуры России |
проведение конкурсов профессионального мастерства - "Лучший преподаватель детской школы искусств", "Лучший библиотекарь года", "Лучший преподаватель музыкально-теоретических дисциплин музыкальных училищ и колледжей "Теория и история - энциклопедия музыки", а также конкурсы в области музейной и социально-культурной деятельности |
повышение социального статуса работника отрасли культуры |
2018 год, далее - ежегодно |
Минкультуры России, органы управлений культурой субъектов Российской Федерации |
- обеспечение в каждом учреждении культуры доступности к электронным информационным системам согласно их профильности (национальной электронной библиотеке, виртуальным концертным залам и музеям, порталу Культура.РФ) |
не менее 100% |
2019 год, далее - ежегодно |
Минкультуры России, органы управления культурой субъектов Российской Федерации |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Основные показатели (индикаторы), отражающие реализацию цели и задач программы |
Значения показателей (индикаторов) |
Обеспечение формирования имиджа России как мировой культурной державы |
творческие достижения на международных конкурсах и фестивалях, востребованность отечественного художественного образования среди иностранных граждан |
получение гран-при, званий лауреатов или дипломантов российскими деятелями искусств и (или) молодежью в каждом виде искусств, увеличение количества иностранных граждан, обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам в области искусств и культуры, не менее, чем на 5 процентов ежегодно по сравнению с предыдущим периодом |
Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации путем формирования гармонично развитого российского общества, в том числе его человеческого капитала |
уменьшение доли асоциальных проявлений в молодежной среде от их общего количества; |
не менее, чем на 5 процентов ежегодно от предыдущего периода; |
увеличение количества граждан - посетителей и (или) участников мероприятий, проводимых учреждениями культуры и образовательными учреждениями отрасли культуры |
не менее 50 процентов граждан Российской Федерации в возрасте от 5 лет |
|
Сохранение и развитие кадрового потенциала отрасли культуры |
укомплектованность организаций культуры и творческих коллективов высокопрофессиональными кадрами; |
доля лиц, обучавшихся в рамках целевой подготовки и трудоустроившихся после завершения обучения в организациях культуры или творческих коллективах в соответствующем субъекте Российской Федерации (не менее 90%); доля учреждений культуры и творческих коллективов, обеспеченных высококвалифицированными кадрами (не менее 90%) |
социальная поддержка работников отрасли культуры; |
доля работников, получивших жилье, от общего числа нуждающихся в улучшении жилищных условий (не менее 50%); доля работников, обеспеченных жильем, из числа молодых специалистов, привлеченных в субъект Российской Федерации (не менее 70%); доля субъектов Российской Федерации, оказывающих меры социальной поддержки работникам культуры (не менее 100%) доля муниципальных образований, оказывающих меры социальной поддержки работникам культуры, из общего их числа (не менее 70%) |
|
повышение престижа работника культуры создание системы целевой подготовки кадров для отрасли культуры |
число мероприятий по повышению престижа профессий работников культуры, проводимых на уровне субъекта Российской Федерации (не менее одного в квартал); обеспечение работников культуры социальной поддержкой и льготами в объеме не ниже, чем у других работников социальной сферы в соответствующем регионе расширение спектра основных образовательных программ, по которым будет осуществляться целевое обучение студентов и ассистентов-стажеров; выявление потребности в реализации новых основных и дополнительных образовательных программ; координация со стороны Минкультуры России деятельности государственных и муниципальных органов власти, работодателей и образовательных учреждений высшего образования в создании интегрированного пространства целевой подготовки кадров по образовательным программам в области искусств и культуры |
|
Сохранение и развитие системы художественного образования |
повышение качества подготовки специалистов для отрасли культуры |
сохранность контингента обучающихся в детских школах искусств (не менее 70% от количества принятых на обучение детей); увеличение конкурса при приеме детей в ДШИ на предпрофессиональные программы в области искусств (не менее 2-х человек на одно бюджетное место), а также абитуриентов на программы среднего профессионального и высшего образования (не менее 2-х человек на одно бюджетное место); творческие достижения обучающихся на престижных международных конкурсах согласно перечню конкурсов, определяемому Минкультуры России; доля обучающихся по целевым договорам от общего числа обучающихся по основным образовательным программам высшего образования (в области искусств не менее 30%, в области культуры не менее 50%); доля преподавателей ДШИ, имеющих профильное образование согласно преподаваемому учебному предмету (не менее 90%); доля образовательных учреждений отрасли культуры, в которых модернизирована материально-техническая база (не менее 70% от их общего количества) |
Контроль за исполнением Программы |
|
Минкультуры России, органы управления культурой субъектов Российской Федерации |
Заключительные положения
Определение объема целевой подготовки кадров за счет средств федерального бюджета для государственных и муниципальных учреждений культуры и образовательных учреждений отрасли культуры, расположенных в том или ином субъекте Российской Федерации, выбор образовательного учреждения высшего образования с целью организации на его базе целевой подготовки кадров, определение условий по отбору кандидатур на заключение договоров о целевом приеме и (или) целевом обучении, участию организации-заказчика в образовательной траектории обучающегося, в том числе в различных видах его аттестации, будут отражены в Порядке планирования кадрового обеспечения учреждений отрасли культуры, который будет утверждаться Минкультуры России.
Кроме того, данным Порядком будет предусмотрено следующее:
проведение ежегодного мониторинга потребности учреждений культуры и образовательных учреждений отрасли культуры в квалифицированных специалистах с высшим образованием;
выявление потребности у учреждений культуры и образовательных учреждений отрасли культуры в специалистах с новыми компетенциями;
ведение органами управления культурой субъектов Российской Федерации и (или) региональными методическими службами реестра граждан, желающих получить высшее образование по образовательным программам в области искусств и культуры на условиях целевого приема и (или) обучения;
создание федеральной и региональных комиссий по предварительному отбору кандидатов на целевой прием (обучение);
разработка критериев для предварительного отбора кандидатов на целевой прием (обучение), а также критериев для учреждений культуры и образовательных учреждений отрасли культуры - потенциальных работодателей;
проведение мониторинга трудоустройства специалистов, получивших образование на условиях целевого обучения, а также качества их подготовки.
Целевая подготовка кадров за счет средств федерального бюджета для негосударственных учреждений культуры и негосударственных образовательных учреждений законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
______________________________
* Следует отметить, что указанная проблема отнюдь не нова. Ее "исторические корни" (и, возможно, опыт решения, который можно позаимствовать, адаптировав к современным реалиям) уходят в эпоху советского прошлого нашей страны, когда существовала система государственного распределения молодых специалистов. В Советском Союзе повсеместно действовала практика так называемой "работы по распределению" - обязательное трудоустройство выпускников высших и средних учебных заведений на срок, определяемый как для самого выпускника, так и для работодателя. Подобная практика зародилась в некоторых учебных заведениях Российской империи (например, в Училище правоведения), а позднее была внедрена в СССР, где и появляется сам термин "распределение".
Его ввел в обиход в 1933 году Совет Народных Комиссаров (тогда минимальный срок, который выпускник должен был отработать, составлял пять лет, а уклонистам грозил суд).
В 1960-х годах распределение проводилось в последние месяцы обучения в вузе. Для этих целей создавалась специальная комиссия по распределению, возглавляемая ректором (директором) учебного заведения. Комиссия распределяла выпускников по рабочим местам в организациях, нуждающихся в специалистах того или иного профиля согласно разнарядке соответствующего ведомства. Отличники и комсомольские активисты после окончания вуза могли рассчитывать на работу в столице или крупных городах.
Выпускник был обязан отработать "по распределению" и только после этого мог поменять место работы по собственному желанию. Работающий по распределению имел особый статус "молодого специалиста", влекущий за собой гарантию невозможности увольнения без специального разрешения министерства, а также ряд льгот, в частности, касающихся обеспечения жильем, устройства детей в детские дошкольные учреждения и так далее. Распределяемые на работу вне своего местожительства обеспечивались безвозвратными пособиями по переезду ("подъемными"), жильем в общежитиях (с сохранением прописки по основному месту жительства) и другими социальными гарантиями. Для выпускников, прошедших срочную службу в армии, время работы по распределению сокращалось на срок службы.
Распределение, по сути, представляло собой отчасти отработку тех денежных средств, которые потратило государство на обучение студента. По окончании учебного заведения выпускника могли направить в любую точку страны в ту или иную организацию. Система принудительного распределения всех молодых специалистов, оканчивающих высшие и профессиональные учебные заведения, прекратила свое существование после распада Советского Союза. На сегодняшний день из всех стран бывшего Советского Союза она действует только в Беларуси.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства культуры РФ от 22 марта 2018 г. N 122-01.1-39-ВА
Текст письма официально опубликован не был