Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию и науке от 20 февраля 2018 г. N 40-4
на проект федерального закона N 80410-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части расширения перечня граждан, которым предоставляются особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета, а также по программам магистратуры)",
внесенный в Государственную Думу депутатом Государственной Думы Б.А. Чернышовым
Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона N 80410-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части расширения перечня граждан, которым предоставляются особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета, а также по программам магистратуры) нацелен на усиление роли педагогов-мужчин в воспитании детей и подростков в образовательном процессе.
Для этого автором законопроекта предлагается:
- лицам мужского пола предоставить право на зачисление без вступительных испытаний в вузы педагогического профиля для обучения по программам бакалавриата, программам специалитета (имеющим среднее профессиональное образование), а также по программам магистратуры (имеющим образование бакалавра) при условии последующей работы ими в течение пяти лет в образовательных организациях дошкольного образования и среднего общего образования;
- установить специальные квоты по уровням высшего образования для приема данной категории абитуриентов, утверждаемые Правительством Российской Федерации.
Комитет Государственной Думы по образованию и науке не поддерживает концепцию данного законопроекта по следующим основаниям.
1. В части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон об образовании) закреплено, что отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом об образовании, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
При этом ни один из действующих нормативных правовых актов не содержит преимущественного зачисления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по гендерному признаку.
2. Предлагаемые законопроектом изменения носят дискриминационный характер.
Законопроект противоречит принципам, заложенным в Конституции Российской Федерации:
- противоречит частям 2 и 3 статьи 19 Конституции Российской Федерации, согласно которым государство гарантирует равенство прав человека независимо от пола; мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации;
- нарушает демократические принципы при получении высшего образования на конкурсной основе, установленные статьей 43 Конституции Российской Федерации (право каждого гражданина получить на конкурсной основе бесплатно высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии).
Законопроект противоречит статье 14 Конвенции от 4 ноября 1950 года "О защите прав человека и основных свобод", которая гласит, что пользование правами и свободами, признанными в данной Конвенции, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола.
Законопроект противоречит статье 10 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 году, ратифицированной Президиумом Верховного Совета СССР 19 декабря 1980 года, в которой закреплено, что государства-участники принимают все соответствующие меры для того, чтобы ликвидировать дискриминацию в отношении женщин, с тем, чтобы обеспечить им равные права с мужчинами в области образования и, в частности, обеспечить на основе равенства мужчин и женщин для доступа к образованию и получению дипломов в учебных заведениях всех категорий.
Законопроект противоречит статьям 3 и 5 Федерального закона об образовании, которые устанавливают в качестве принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования право каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образование, право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
3. Законопроект также противоречит нормам статьи 55 Федерального закона об образовании:
- устанавливающей принцип равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с Федеральным законом об образовании предоставлены особые права при приеме на обучение (часть 1);
- гарантирующей зачисление из числа поступающих, имеющих соответствующий уровень образования, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и соответствующей направленности лиц (часть 6).
Законопроект предполагает прием в вузы для лиц мужского пола без вступительных испытаний и, соответственно, без определения уровня подготовленности к освоению образовательных программ высшего образования, что может привести к массовым отчислениям зачисленных на этих условиях граждан уже в первый год их обучения в результате невозможности успешного освоения ими выбранных образовательных программ высшего образования.
Таким образом, предлагаемая в законопроекте норма может иметь для данной категории граждан негативные последствия.
4. Предполагаемое установление специальной квоты при поступлении в вузы педагогического профиля для лиц мужского пола, приведет к ущемлению прав других категорий абитуриентов, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на поступление в имеющие государственную аккредитацию образовательные организации высшего образования для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
На недопустимость этого неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации. В постановлении Конституционного Суда Российской федерации от 12 марта 2015 года N 4-П было определено, что соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания; субъекты права при равных условиях должны находиться в равном положении.
Статьей 71 Федерального закона об образовании предусмотрено право поступления в вузы без вступительных испытаний для отдельных категорий граждан, имеющих высокие достижения в обучении, значительно превышающие минимум образовательного стандарта, и в спорте, подтвержденные официально.
Полагаем приравнивание к этим категориям абитуриентов лиц мужского пола, имеющих лишь среднее профессиональное образование, неправомерным.
5. Терминология, используемая в законопроекте, не соответствует установленной законодательством об образовании ("средне-специальное образование", "отработка", "образовательные организации педагогической направленности", "бюджетная основа", "учебные организации среднего и дошкольного образования", "степень бакалавра").
Таким образом, реализация предлагаемого законопроекта приведет к дискриминации при поступлении на обучение по программам высшего образования и создаст негативный социальный эффект.
На данный законопроект имеется заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы с существенными замечаниями и отрицательный официальный отзыв Правительства Российской Федерации.
В официальном отзыве Правительства Российской Федерации дополнительно отмечено, что:
- при подготовке законопроекта не учтено, что вопросы предоставления особых прав при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета регламентированы статьей 71 Федерального закона об образовании;
- вопросы, связанные с обязательным трудоустройством в образовательные организации, могут быть решены путем заключения договоров о целевом обучении в соответствии со статьей 56 Федерального закона об образовании;
- особое право при приеме на обучение по программам магистратуры при наличии ранее полученного диплома бакалавра не соответствует части 3 статьи 69 Федерального закона об образовании, согласно которой к освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.
На данный законопроект поступили отзывы от:
- законодательных (представительных) органов государственной власти 19 субъектов Российской Федерации, в том числе 12 отрицательных,
- высших исполнительных органов государственной власти 40 субъектов Российской Федерации, в том числе 25 отрицательных.
Законопроект поддержали 2 субъекта Российской Федерации, не поддержали 7 субъектов Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным, Комитет Государственной Думы по образованию и науке считает целесообразным рекомендовать Государственной Думе проект федерального закона N 80410-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части расширения перечня граждан, которым предоставляются особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета, а также по программам магистратуры) отклонить в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.