Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 февраля 2018 г. N 53-КГ17-32
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Жубрина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 февраля 2018 г. гражданское дело по иску Муллашаеховой Ирины Михайловны к Государственному предприятию Красноярского края "Губернские аптеки", Министерству здравоохранения Красноярского края о взыскании материального ущерба, денежной компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Муллашаеховой И.М. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 31 мая 2017 г., которым решение и дополнительное решение суда первой инстанции отменены, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Муллашаехова И.М. обратилась в суд с иском к Государственному предприятию Красноярского края "Губернские аптеки" (далее - ГП КК "Губернские аптеки") и Министерству здравоохранения Красноярского края о взыскании материального ущерба, денежной компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований Муллашаехова И.М. указала на то, что является инвалидом I группы по общему заболеванию. 26 августа 2016 г. ей в связи с диагнозом "..." назначено лечение препаратом гефитиниб 250 мг (по 1 таблетке 1 раз в день 3 месяца). На данный препарат 31 августа 2016 г. Муллашаеховой И.М. был выписан соответствующий рецепт серии N ..., который она предъявила в филиал ГП КК "Губернские аптеки" в г. Лесосибирске Красноярского края.
В связи с отсутствием данного препарата в аптеке в день обращения Муллашаеховой И.М. сведения о рецепте были зарегистрированы в журнале "неудовлетворенного спроса". По прошествии 10 дней Муллашаехова И.М. повторно обратилась в аптеку, но назначенный препарат ей выдан не был.
22 сентября 2016 г. при получении направления на консультацию в г. Красноярск Муллашаеховой И.М. стало известно, что ГП КК "Губернские аптеки" 19 сентября 2016 г. направило в адрес краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Лесосибирская межрайонная больница" (далее - КГБУЗ "Лесосибирская межрайонная больница") письмо, в котором просило отозвать рецепт серии ... N ... от 31 августа 2016 г. в связи с окончанием контракта на данный препарат. 20 сентября 2016 г. указанный рецепт был отозван КГБУЗ "Лесосибирская межрайонная больница".
Повторный рецепт на препарат гефитиниб 250 мг был выписан Муллашаеховой И.М. врачом КГБУЗ "Лесосибирская межрайонная больница" 26 сентября 2016 г., 29 сентября 2016 г. этот препарат был отпущен истцу ГП КК "Губернские аптеки".
Вместе с тем 22 сентября 2016 г. Муллашаеховой И.М. за счёт собственных средств был приобретён лекарственный препарат пресса, действующее активное вещество которого гефитиниб, стоимостью 95 550 руб.
Считая, что ГП КК "Губернские аптеки" ненадлежащим образом исполнены функции по обеспечению её лекарственным препаратом по федеральной льготе, Муллашаехова И.М. просила взыскать с указанного предприятия стоимость лекарственного препарата пресса, приобретённого ею за счёт собственных средств, в размере 95 550 руб., а также расходы на оплату проездных билетов в сумме 1 193 руб. 80 коп. Кроме этого, истец просила взыскать в солидарном порядке с ответчиков в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб. и судебные расходы за составление искового заявления в размере 4 500 руб.
Решением Лесосибирского городского суда Красноярского края от 12 января 2017 г. исковые требования Муллашаеховой И.М. удовлетворены частично. С ГП КК "Губернские аптеки" в пользу истца взысканы расходы на приобретение лекарственного средства в размере 95 550 руб., расходы на проезд в размере 1 193 руб. 80 коп.
Дополнительным решением Лесосибирского городского суда Красноярского края от 30 января 2017 г. с ГП КК "Губернские аптеки" в пользу Муллашаеховой И.М. взыскана денежная компенсация морального вреда в размере 5 000 руб., судебные расходы на оплату юридических услуг по составлению искового заявления в размере 4 500 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 31 мая 2017 г. решение суда первой инстанции от 12 января 2017 г. и дополнительное решение от 30 января 2017 г. отменены, по делу принято новое решение об отказе Муллашаеховой И.М. в удовлетворении исковых требований к ГП КК "Губернские аптеки" и Министерству здравоохранения Красноярского края о взыскании материального ущерба, денежной компенсации морального вреда, судебных расходов.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Муллашаеховой И.М. ставится вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного, и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. 3 октября 2017 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 16 января 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны, извещённые надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились. От истца Муллашаеховой И.М. и её представителя Гармашовой А.А. поступили письменные ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. Представитель Министерства здравоохранения Красноярского края сведений о причинах своей неявки не сообщил. От представителя ГП КК "Губернские аптеки" поступили письменные возражения на кассационную жалобу. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального права, допущенные судом апелляционной инстанции, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Муллашаехова И.М. является инвалидом I группы по общему заболеванию.
26 августа 2016 г. врачебной комиссией краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярский краевой клинический онкологический диспансер им. А.И. Крыжановского" (далее - КГБУЗ "Красноярский краевой клинический онкологический диспансер им. А.И. Крыжановского") Муллашаеховой И.М. поставлен диагноз "...", назначено лечение лекарственным препаратом гефитиниб 250 мг (по 1 таблетке 1 раз в день в течение 3-х месяцев).
31 августа 2016 г. Муллашаеховой И.М. врачом КГБУЗ "Лесосибирская межрайонная больница" выписан рецепт на получение препарата гефитиниб 250 мг за счёт средств федерального бюджета.
Также судом установлено, что 7 декабря 2015 г. Министерством здравоохранения Красноярского края как заказчиком был заключён с ГП КК "Губернские аптеки" контракт на поставку лекарственных препаратов, в том числе лекарственного препарата гефитиниб в количестве 310 упаковок, для обеспечения граждан, включённых в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
По условиям этого контракта ГП КК "Губернские аптеки" обязалось поставить лекарственные препараты в адрес организаций, оказывающих Министерству здравоохранения Красноярского края услуги по обеспечению граждан, включённых в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинскими изделиями.
Срок действия названного контракта определён до 30 сентября 2016 г. (пункт 10.1 контракта).
1 сентября 2016 г. Муллашаехова И.М обратилась в ГП КК "Губернские аптеки" (филиал в г. Лесосибирске) за получением лекарственного препарата гефитиниб. Однако лекарственный препарат ей выдан не был ввиду его отсутствия в аптеке.
19 сентября 2016 г. ГП КК "Губернские аптеки" обратилось в КГБУЗ "Лесосибирская межрайонная больница" с просьбой отозвать рецепт на препарат гефитиниб, выписанный 31 августа 2016 г. Муллашаеховой И.М., в связи с окончанием контракта на обеспечение данным препаратом.
Как следует из письма ГП КК "Губернские аптеки" в адрес КГБУЗ "Лесосибирская межрайонная больница", Министерством здравоохранения Красноярского края на 2016 год закуплено 310 упаковок препарата пресса табл/пл/об 250 мг N 30, на уполномоченный склад поставлено 310 упаковок, по рецептам отпущено 310 упаковок.
20 сентября 2016 г. рецепт на препарат гефитиниб, выданный Муллашаеховой И.М., был отозван КГБУЗ "Лесосибирская межрайонная больница".
Для решения вопроса о возможности подбора химиотерапии препаратами альтернативными препарату гефитиниб, Муллашаехова И.М. лечащим врачом была направлена 21 сентября 2016 г. на повторную консультацию в КГБУЗ "Красноярский краевой клинический онкологический диспансер им. А.И. Крыжановского", где ей повторно назначен препарат гефитиниб 250 мг (по 1 таблетке 1 раз в день в течение 3-х месяцев).
22 сентября 2016 г. Муллашаехова И.М. за свой счёт приобрела лекарственный препарат пресса (действующее активное вещество гефитиниб) стоимостью 95 550 руб. Согласно паспорту на лекарственное средство оно имеет торговое название "пресса", международное непатентованное название "гефитиниб".
26 сентября 2016 г. Муллашаеховой И.М. повторно выписан рецепт на лекарственный препарат гефитиниб в указанной выше дозировке, который был отпущен истцу ГП КК "Губернские аптеки" 29 сентября 2016 г.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Муллашаеховой И.М. к ГП КК "Губернские аптеки" о взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата в сумме 95 550 руб., расходов на проезд в г. Красноярск и обратно в сумме 1 193 руб. 80 коп. для консультации по поводу возможности альтернативного лечения из-за необеспеченности аптечного учреждения лекарственным препаратом, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", положениями Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, Порядка отпуска лекарственных средств, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 785, и исходил из того, что из-за неправомерных действий ГП КК "Губернские аптеки", выразившихся в необеспечении Муллашаеховой И.М. в установленный нормативными правовыми актами срок лекарственным препаратом, необходимым ей по жизненным показаниям, и в обращении ГП КК "Губернские аптеки" в лечебное учреждение об отзыве рецепта на лекарственный препарат, назначенный истцу в установленном порядке, Муллашаехова И.М. понесла расходы, которые должны быть ей компенсированы.
Суд первой инстанции указал на то, что ГП КК "Губернские аптеки" в сложившейся ситуации (в отсутствие лекарственного препарата в аптечном учреждении) надлежало по условиям контракта и в соответствии с положениями пункта 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, в установленный срок организовать отсроченное обслуживание Муллашаеховой И.М., что им сделано не было, вследствие чего ГП КК "Губернские аптеки" как исполнитель по государственному контракту на поставку лекарственных препаратов от 7 декабря 2015 г. обязано компенсировать Муллашаеховой И.М. расходы, связанные с самостоятельным приобретением лекарственного препарата, необходимого ей по жизненным показаниям.
Установив, что неправомерными действиями ГП КК "Губернские аптеки" истцу были причинены нравственные страдания, обусловленные переживаниями по поводу своего здоровья, возможных отрицательных последствий в связи с несвоевременным принятием лекарственного препарата, назначенного врачом, суд взыскал с этого ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда, определив её размер с учётом степени нравственных страданий истца, требований разумности и справедливости в сумме 5 000 руб.
Кроме этого, суд признал подлежащим удовлетворению и требование Муллашаеховой И.М. о взыскания с ГП КК "Губернские аптеки" понесённых ею расходов на оплату юридических услуг в сумме 4 500 руб.
В удовлетворении исковых требований Муллашаеховой И.М., предъявленных к Министерству здравоохранения Красноярского края, суд отказал, сославшись на то, что Министерство здравоохранения Красноярского края является ненадлежащим ответчиком по делу.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе Муллашаеховой И.М. в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что оснований для возмещения истцу понесённых расходов на покупку лекарственного препарата пресса (действующее активное вещество гефитиниб) в размере 95 550 руб. в данном случае не имелось, поскольку со стороны ответчиков не было допущено противоправных действий, а компенсация расходов, понесённых получателем льгот на приобретение лекарственного препарата за свой счёт, действующим законодательством не предусмотрена.
Суд апелляционной инстанции также исходил из того, что обеспечение лекарственными препаратами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с фармацевтическими организациями. Принимая во внимание, что на день обращения (1 сентября 2016 г.) Муллашаеховой И.М. с рецептом в ГП КК "Губернские аптеки" предусмотренное контрактом количество указанного препарата было уже выдано другим получателям льгот, суд апелляционной инстанции посчитал, что контракт на поставку лекарственных препаратов, заключённый 7 декабря 2015 г., был исполнен и вины ответчика в непредставлении Муллашаеховой И.М. лекарственного препарата не имеется.
По мнению суда апелляционной инстанции, факт обращения ГП КК "Губернские аптеки" в КГБУЗ "Лесосибирская межрайонная больница" с просьбой отозвать рецепт в связи с исполнением контракта на поставку лекарственных препаратов от 7 декабря 2015 г. правового значения не имеет, так как процедура отзыва рецепта действующим законодательством не предусмотрена и лечебное учреждение не обязано было по просьбе аптечного учреждения принимать решение об отзыве данного рецепта.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Согласно статьи 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее также - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Статьёй 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путём обеспечения определённых категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включены в том числе злокачественные новообразования (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) С00-С97).
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищённости граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со статьёй 8 названного федерального закона обеспечивается путём установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счёт средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определённых законодательством Российской Федерации случаях.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Статьёй 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. N 2724-р были утверждены Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов медицинского применения на 2016 год и Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, в число которых включён препарат гефитиниб (таблетки, покрытые плёночной оболочкой).
Статьёй 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счёт личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включённых в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 г. N 1382 (далее - Федеральная программа).
Федеральной программой, в частности установлены перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе III Федеральной программы указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно, в том числе при таких заболеваниях, как новообразования.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - Перечень N 890).
Так, в разделах Перечня N 890 "Группы населения" и "Категории заболеваний" названы "инвалиды I группы" и "онкологические заболевания", в соответствующей им графе "Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения" указано - "все лекарственные средства".
Пунктом 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ предусмотрено, что установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Законом Красноярского края от 24 декабря 2004 г. N 13-2831 "О реализации государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Красноярском крае" определён комплекс мер, направленных на реализацию конституционного права граждан на медицинскую помощь, в том числе на оказание бесплатной медицинской помощи на территории Красноярского края.
Согласно статье 2 Закона Красноярского края от 24 декабря 2004 г. N 13-2831 "О реализации государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Красноярском крае" гражданам на территории края гарантируется предоставление бесплатной медицинской помощи по видам, в объёмах, в порядке и на условиях, предусмотренных краевой Программой.
Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Красноярском крае на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов утверждена постановлением Правительства Красноярского края от 25 декабря 2015 г. N 703-п и также как Федеральная программа предусматривает оказание бесплатной медицинской помощи гражданам, включая обеспечение лекарственными препаратами, при таких заболеваниях, как "новообразования".
Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включённых в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" органам государственной власти субъектов Российской Федерации передан ряд полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким полномочиям отнесены организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам размещения государственных контрактов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов, организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.
Из приведённых нормативных положений федерального и регионального законодательства Красноярского края в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится оказание инвалидам, страдающим онкологическими заболеваниями (социально значимыми заболеваниями), государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы лекарственными препаратами. При этом инвалиды, страдающие онкологическими заболеваниями, подлежат обеспечению необходимыми им лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам бесплатно, вне зависимости от наименования и стоимости препарата. Обеспечение же лекарственными препаратами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с организациями, выигравшими в каждом конкретном субъекте Российской Федерации конкурс на заключение государственных контрактов на обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи. Организации, выигравшие конкурс на заключение государственных контрактов на поставку лекарственных препаратов в каждом конкретном субъекте Российской Федерации или иным способом уполномоченные субъектом Российской Федерации на реализацию лекарственных препаратов, осуществляют непосредственное обеспечение граждан, имеющих право на получение социальной помощи, необходимыми им лекарственными препаратами, указанными в рецепте, выписанном врачом на бесплатной основе.
Частью 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определено, что порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 утверждён Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (далее - Порядок).
Процедура получения инвалидами лекарственных препаратов установлена пунктами 2.1-2.8 Порядка.
Пунктом 2.7 Порядка предусмотрено, что в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.
Порядок обеспечения лекарственными средствами при их отсутствии в аптечном учреждении на момент обращения гражданина предусмотрен в Методических рекомендациях "Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг", одобренных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 10 июля 2006 г. (далее - Методические рекомендации).
Так, согласно пункту 1.16 Методических рекомендаций в случае отсутствия необходимых лекарственных средств в аптечном учреждении рецепт ставится на учёт для гарантированного обеспечения в течение 10 дней, в срочных случаях - 48 часов и регистрируется в журнале. Пациенту возвращается рецептурный бланк, погашенный штампом аптечного учреждения (с указанием адреса и номера, отметкой даты постановки на гарантированное обеспечение). По результатам работы за день информация о лекарственных средствах гарантированного обеспечения передаётся в фармацевтическую организацию, осуществляющую поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения. Все обращения аптечных учреждений по неудовлетворённому спросу регистрируются, обрабатываются и анализируются фармацевтической организацией, осуществляющей поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения.
В случае отсутствия лекарственного средства в фармацевтической организации, осуществляющей поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения, информация об отсутствующих лекарственных средствах в течение одного дня передаётся в фармацевтическую организацию оптовой торговли, осуществляющую поставку, хранение и отпуск лекарственных средств, которая организует поставку лекарственных средств на территорию субъекта Российской Федерации в течение 10 дней с момента регистрации рецепта в аптечном учреждении. Информация о возможности поставки необходимого лекарственного средства направляется в аптечное учреждение (пункт 1.17 Методических рекомендаций).
В случае отсутствия в фармацевтической организации оптовой торговли необходимого лекарственного средства фармацевтическая организация оптовой торговли обеспечивает закупку и поставку лекарственного средства в аптечное учреждение в течение 6 рабочих дней (пункт 1.18 Методических рекомендаций).
При отсутствии у фармацевтической организации оптовой торговли возможности поставить необходимые лекарственные средства в указанные сроки она информирует об этом фармацевтическую организацию, осуществляющую поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения, и аптечное учреждение, после чего руководитель аптечного учреждения предпринимает меры по обеспечению пациентов лекарственными средствами из имеющихся запасов или закупает медикаменты по ценам, не превышающим цены, зарегистрированные Росздравнадзором в установленном порядке, с учётом предельной торговой надбавки на лекарственное средство в течение десяти рабочих дней с момента обращения пациента в аптечное учреждение (с учётом срока, предусмотренного пунктом 1.18) пункт 1.19 Методических рекомендаций).
При отсутствии выписанных лекарственных средств на фармацевтическом рынке субъекта Российской Федерации, невозможности синонимической замены аптечное учреждение доводит информацию до фармацевтической организации, осуществляющей поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения, которая, в свою очередь информирует орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, фармацевтическую организацию оптовой торговли и лечебно-профилактическое учреждение для принятия мер по обеспечению пациента необходимыми лекарственными средствами. При получении данной информации из аптечного учреждения врач лечебно-профилактического учреждения решает вопрос о замене лекарственного средства на аналогичное и, в случае необходимости, выписывает новый рецепт (пункт 1.20 Методических рекомендаций).
При отсутствии в аптечном учреждении определённых лекарственных средств, но при их наличии в других аптечных учреждениях, работающих по дополнительному лекарственному обеспечению, фармацевтическая организация, осуществляющая поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения, оперативно перераспределяет необходимые лекарственные средства между ними (пункт 1.21 Методических рекомендаций).
Из изложенного следует, что обеспечение инвалидов, страдающих онкологическими заболеваниями (социально значимыми заболеваниями), должно осуществляться уполномоченными фармацевтическими организациями, выигравшими в каждом конкретном субъекте Российской Федерации конкурс на заключение государственных контрактов на обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, непрерывно и в установленный законом срок. В случае же временного отсутствия в фармацевтической организации, осуществляющей непосредственное обеспечение лекарственными препаратами граждан, имеющих право на получение лекарственного средства, указанного в рецепте, выписанном врачом на бесплатной основе, эта фармацевтическая организация должна принять меры по отсроченному обслуживанию такого гражданина, алгоритм которых нормативно регламентирован. При этом фармацевтической организации законом не предоставлено правомочий по отзыву рецепта на лекарственный препарат, необходимый гражданину, страдающему социально значимым заболеванием, в случае отсутствия такого препарата в фармацевтической организации на момент обращения гражданина.
Если фармацевтическая организация, осуществляющая непосредственное обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными средствами, не обеспечила в установленные законом сроки такого гражданина лекарственными средствами, указанными в рецепте, выписанном врачом на бесплатной основе, и данное обстоятельство привело к необходимости приобретения гражданином указанного в рецепте лекарственного препарата за счёт собственных средств, потраченные таким гражданином средства, подтверждённые документально, могут быть возмещены за счёт названной фармацевтической организации при установлении её вины в нарушении социальных прав гражданина.
Однако суд апелляционной инстанции вследствие ошибочного толкования норм материального права, регулирующих порядок и условия, а также устанавливающих сроки и механизм обеспечения лекарственными препаратами граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями и имеющих право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, пришёл к ошибочному выводу о том, что компенсация расходов, понесённых гражданином на самостоятельное приобретение лекарственного препарата за свой счёт, действующим законодательством не предусмотрена. Судом апелляционной инстанции не учтено, что компенсация расходов, понесённых гражданином, имеющим право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, в случае приобретения им таких средств за свой счёт, не предусмотрена законом только в случае надлежащего исполнения своих обязательств фармацевтической компанией, осуществляющей непосредственное обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными средствами.
Между тем, как установлено судом и следует из материалов дела, 31 августа 2016 г. Муллашаеховой И.М., являющейся инвалидом I группы, страдающей онкологическим заболеванием (социально значимым заболеванием), был выписан рецепт на лекарственный препарат, который входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов медицинского применения, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. N 2724-р. На основании данного рецепта Муллашаехова И.М. подлежала обеспечению бесплатно указанным в рецепте лекарственным препаратом в течение 10 дней с момента её обращения в аптечное учреждение.
С учётом того, что с рецептом Муллашаехова И.М. 1 сентября 2016 г. обратилась в ГП КК "Губернские аптеки" (фармацевтическая организация, с которой Министерством здравоохранения Красноярского края 7 декабря 2015 г. был заключён контракт на поставку лекарственных препаратов для обеспечения граждан, включённых в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия), она в случае отсутствия в аптеке лекарственного препарата в день обращения должна была быть обеспечена на бесплатной основе указанным в рецепте лекарственным препаратом не позднее 11 сентября 2016 г.
Однако вместо принятия предусмотренных приведёнными выше нормативными правовыми актами мер по обеспечению Муллашаеховой И.М. лекарственным средством, указанным в рецепте, выписанном врачом на бесплатной основе, и необходимым ей по жизненным показаниям, ГП КК "Губернские аптеки" обратилось в КГБУЗ "Лесосибирская межрайонная больница" за отзывом рецепта на указанный лекарственный препарат, что нормативными положениями, регулирующими порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами по рецептам, выписанным врачом на бесплатной основе, не предусмотрено.
Таким образом, в результате неправомерных действий ГП КК "Губернские аптеки" Муллашаехова И.М. была лишена возможности использовать предоставленное ей Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, необходимым ей по жизненным показаниями, вследствие чего была вынуждена приобрести этот лекарственный препарат за счёт собственных средств.
В соответствии со статьёй 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинён не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
По смыслу приведённых правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причинённым вредом.
Суд первой инстанции, разрешая спор по требованиям Муллашаеховой И.М. о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда, установил названную совокупность юридически значимых обстоятельств: наличие у Муллашаеховой И.М. права на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, неполучение в установленный законом срок необходимого ей по жизненным показаниям лекарственного препарата, указанного в рецепте, выписанном врачом на бесплатной основе, наличие в связи с этим нравственных страданий, обусловленных переживаниями по поводу своей жизни и здоровья, вину и противоправные действия, имевшие место со стороны ГП КК "Губернские аптеки", выразившиеся в неисполнении возложенной на эту организацию законом и контрактом обязанности по своевременному обеспечению граждан (в данном случае Муллашаеховой И.М.) в установленном порядке лекарственными препаратами, и наступившие в связи с этими действиями ГП КК "Губернские аптеки" последствия - приобретение Муллашаеховой И.М. необходимого ей лекарственного препарата за счёт собственных средств, а также несение ею транспортных расходов, вызванных её обращением в лечебное учреждение за назначением альтернативного лекарственного препарата (материальный ущерб), нравственные страдания Муллашаеховой И.М., обусловленные переживаниями по поводу своего здоровья, возможных отрицательных последствий из-за несвоевременного принятия лекарственного препарата, назначенного врачом и необходимого Муллашаеховой И.М. по жизненным показаниям (моральный вред), - в связи с чем удовлетворил требования истца.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая Муллашаеховой И.М. в удовлетворении исковых требований о возмещении причинённого ей материального ущерба, суд апелляционной инстанции вследствие неправильного толкования приведённых норм материального права, а также неправильного распределения между сторонами спора бремени доказывания имеющих значение для дела обстоятельств пришёл к ошибочному выводу об отсутствии противоправных действий (бездействия) ГП КК "Губернские аптеки", вины этого ответчика в причинении вреда Муллашаеховой И.М. и причинно-следственной связи между противоправными действиями (бездействием) ответчика и наступившими последствиями, связанными с самостоятельным приобретением Муллашаеховой И.М. назначенного ей в установленном законом порядке лекарственного препарата и с обращением в лечебное учреждение за назначением альтернативного лекарственного средства.
Между тем, как усматривается из материалов дела и установлено судом, ГП КК "Губернские аптеки" является той фармацевтической организацией в субъекте Российской Федерации - Красноярском крае, - на которую в спорный период государственным контрактом была возложена обязанность по обеспечению граждан, включённых в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия. Именно в эту организацию обратилась Муллашаехова И.М. за получением лекарственного препарата, указанного в рецепте, выписанном врачом на бесплатной основе, и именно в результате неправомерных действий этой организации Муллашаехова И.М. была лишена возможности реализовать своё право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами в установленный законом срок.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные отношения сторон.
Обстоятельства дела, установленные судом первой инстанции, и соответствующие им выводы суда первой инстанции не опровергнуты ответчиком ГП КК "Губернские аптеки" в ходе судебного разбирательства, в том числе и в суде апелляционной инстанции.
Не установив каких-либо новых обстоятельств, не применив изложенные выше нормы материального права в их системной взаимосвязи, суд апелляционной инстанции не согласился с приведёнными выводами суда первой инстанции и отказал Муллашаеховой И.М. в иске, указав, что ГП КК "Губернские аптеки" полностью выполнило в рамках заключённых контрактов свои обязательства по поставке лекарственного препарата гефитиниб в количестве 310 упаковок, в связи с чем его вины в непредставлении истцу при её обращении в аптеку 1 сентября 2016 г. данного лекарственного препарата не имеется.
Вместе с тем судом апелляционной инстанции не учтено, что в случае отсутствия лекарственного средства в фармацевтической организации, осуществляющей поставки лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения в субъекте Российской Федерации, эта организация должна была принять меры, которые указаны в пунктах 2.1-2.8 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, а также в Методических рекомендациях "Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг", одобренных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 10 июля 2006 г., и которые, как установил суд первой инстанции, не были предприняты ГП КК "Губернские аптеки", являющимся в соответствии с государственным контрактом, заключённым 7 декабря 2015 г. с Министерством здравоохранения Красноярского края, поставщиком лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения в Красноярском крае.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что ГП КК "Губернские аптеки" полностью выполнило в рамках заключённого государственного контракта свои обязательства по поставке лекарственного препарата гефитиниб в количестве 310 упаковок, в связи с чем его вины в непредоставлении Муллашаеховой И.М. при её обращении в аптеку 1 сентября 2016 г., указанного лекарственного препарата не имеется, основан на объяснениях ГП КК "Губернские аптеки" - лица, заинтересованного в исходе дела. При этом в деле отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие названное обстоятельство.
Ввиду изложенного у суда апелляционной инстанции не имелось предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции и дополнительного решения этого суда об удовлетворении исковых требований Муллашаеховой И.М. о взыскании материального ущерба и денежной компенсации морального вреда, предъявленных к ГП КК "Губернские аптеки", а также для принятия нового решения об отказе в удовлетворении этих исковых требований.
С учётом изложенного обжалуемое апелляционное определение нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанного судебного постановления и оставления в силе решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с установленными обстоятельствами и подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 31 мая 2017 г. отменить.
Оставить в силе решение Лесосибирского городского суда Красноярского края от 12 января 2017 г. и дополнительное решение Лесосибирского городского суда Красноярского края от 30 января 2017 г.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Вавилычева Т.Ю. |
|
Жубрин М.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Инвалиду, страдающему онкозаболеванием, был выписан рецепт на бесплатный отпуск препарата. Но в аптеке, которая по госконтракту должна была поставлять лекарства для обеспечения льготников, его не оказалось. В результате человек был вынужден приобрести дорогостоящий препарат за свой счет.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ признала, что аптека должна возместить инвалиду ущерб, в т. ч. стоимость препарата, а также компенсировать моральный вред.
Если необходимый препарат временно отсутствует, то фармацевтическая организация обязана принять меры по отсроченному обслуживанию гражданина, алгоритм которых нормативно регламентирован.
Но аптека этого не сделала, а обратилась в больницу за отзывом рецепта.
Таким образом, в результате ее неправомерных действий инвалид был лишен возможности использовать право на бесплатное обеспечение препаратом, необходимым ему по жизненным показаниям.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 февраля 2018 г. N 53-КГ17-32
Текст определения официально опубликован не был