Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 марта 2018 г. N 41-КГ17-45
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Жубрина М.А. и Вавилычевой Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 5 марта 2018 г. гражданское дело по иску прокурора г. Таганрога в интересах Цветковой Светланы Александровны к Управлению социальной защиты населения г. Таганрога о признании незаконными действий по удержанию ежемесячной денежной выплаты по оплате за жилищные и коммунальные услуги, удержанию сумм ежемесячной денежной выплаты, об обязании выполнить перерасчет сумм ежемесячной денежной выплаты, выплатить удержанные суммы
по кассационной жалобе Цветковой С.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 29 мая 2017 г., которым решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., объяснения представителя Управления социальной защиты населения г. Таганрога Дубовского С.С., возражавшего против доводов кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор г. Таганрога в интересах Цветковой С.А. 8 декабря 2016 г. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения г. Таганрога о признании незаконными действий по удержанию с Цветковой С.А. причитающихся ей сумм ежемесячной денежной выплаты по оплате за жилищные и коммунальные услуги, удержанию сумм ежемесячной денежной выплаты, об обязании выполнить перерасчет сумм ежемесячной денежной выплаты, выплатить удержанные суммы.
В обоснование заявленных требований прокурор г. Таганрога указал, что Цветкова С.А., ... года рождения, состоит на учете в Управлении социальной защиты населения г. Таганрога как ветеран труда и инвалид II группы. Цветковой С.А. предоставляются меры социальной поддержки как ветерану труда по оплате жилищных услуг на основании Закона Ростовской области от 22 октября 2004 г. N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда" и как инвалиду по оплате коммунальных услуг на основании Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в виде ежемесячной денежной выплаты.
В период с 24 марта 2011 г. по 16 августа 2013 г. Цветкова С.А. была зарегистрирована по адресу: ... область, ..., и по этому адресу ей предоставлялись меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате жилищных и коммунальных услуг в размере 1658 руб.
В связи с ухудшением состояния здоровья Цветкова С.А. переехала на постоянное место жительства к сыну и с 3 сентября 2013 г. зарегистрирована по адресу: ... область, ...
Цветкова С.А. 12 декабря 2014 г. обратилась в многофункциональный центр г. Таганрога (далее также - МФЦ г. Таганрога) с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки по новому месту жительства. На основании представленных документов ей по новому адресу с 1 января 2015 г. была назначена ежемесячная денежная выплата в виде компенсации за жилищные и коммунальные услуги в размере 1529,68 руб.
По мнению Управления социальной защиты населения г. Таганрога, в связи с несвоевременным сообщением Цветковой С.А. о снятии с регистрационного учета по адресу: ..., по данному месту регистрации Цветковой С.А. предоставлялись меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате жилищных и коммунальных услуг и за период с 1 сентября 2013 г. по 30 сентября 2014 г. образовалась переплата ежемесячной денежной выплаты в размере 22 253,32 руб.: 16 662,88 руб. - за коммунальные услуги (полностью удержана Управлением социальной защиты населения г. Таганрога из сумм ежемесячной денежной выплаты, полагающихся Цветковой С.А. по новому месту регистрации) и 5590,44 руб. - за жилищные услуги (продолжает удерживаться из ежемесячных денежных выплат в сумме 29,25 руб. ежемесячно). Из-за удержания названной переплаты ежемесячной денежной компенсации с 1 января по 31 октября 2015 г. Цветкова С.А. по новому месту жительства не получала ежемесячную денежную выплату, а переплата ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищных услуг продолжала удерживаться с ежемесячных денежных выплат Цветковой С.А. в размере 29,25 руб. на момент подачи прокурором г. Таганрога в ее интересах искового заявления.
Прокурор г. Таганрога ссылался на то, что фактически с Цветковой С.А. были удержаны и продолжают удерживаться не переплата, а ранее выплаченные по прежнему месту жительства суммы ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату коммунальных и жилищных услуг (далее также - ежемесячная денежная выплата), что нарушает принадлежащее ей как ветерану труда и инвалиду право на получение указанных мер социальной поддержки. При том, что излишне выплаченные суммы ежемесячной денежной выплаты, по мнению прокурора, могут составлять лишь разницу между полученными суммами выплат по адресу: ... (прежнее место жительства), и суммами компенсации, подлежащими выплате с момента регистрации Цветковой С.А. по адресу: ... (новое место жительства).
Прокурор просил признать незаконными действия Управления социальной защиты населения г. Таганрога по удержанию с Цветковой С.А. сумм ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищных и коммунальных услуг за период с 1 сентября 2013 г. по 30 сентября 2014 г. (далее также - спорный период) в размере 22 253,32 руб., обязать ответчика произвести перерасчет ежемесячной денежной выплаты, причитающейся Цветковой С.А. за период с 1 сентября 2013 г. по 31 декабря 2014 г., взыскать с Управления социальной защиты населения г. Таганрога в пользу Цветковой С.А. необоснованно удержанные с нее с 1 января 2015 г. по настоящее время суммы ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищных и коммунальных услуг.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 24 января 2017 г. исковые требования прокурора г. Таганрога в интересах Цветковой С.А. удовлетворены частично.
Суд признал незаконными действия Управления социальной защиты населения г. Таганрога в отношении Цветковой С.А. по удержанию с Цветковой С.А. как излишне выплаченных сумм ежемесячной денежной выплаты за период с 1 сентября 2013 г. по 30 сентября 2014 г. в размере 22 253,32 руб. по оплате за жилищные и коммунальные услуги по категории "ветеран труда"; на Управление социальной защиты населения г. Таганрога возложена обязанность произвести перерасчет ежемесячной денежной выплаты, причитающейся Цветковой С.А. за период с 1 сентября 2013 г. по 31 декабря 2014 г.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 29 мая 2017 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора г. Таганрога в интересах Цветковой С.А. к Управлению социальной защиты населения г. Таганрога.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Цветковой С.А. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 29 мая 2017 г., как незаконного, и оставления в силе решения Таганрогского городского суда Ростовской области от 24 января 2017 г.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 15 ноября 2017 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 25 января 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились представитель прокуратуры г. Таганрога и Цветкова С.А., направили письменные заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, в которых указали и на то, что поддерживают доводы кассационной жалобы. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменные возражения на нее начальника Управления социальной защиты населения г. Таганрога Котовой В.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены такого рода существенные нарушения норм материального права, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Цветкова С.А., 1940 года рождения, состоит на учете в Управлении социальной защиты населения г. Таганрога как ветеран труда и инвалид II группы.
На основании Закона Ростовской области от 22 октября 2004 г. N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда" Цветковой С.А. предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилищных услуг, а на основании Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - по оплате коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат.
В период с 24 марта 2011 г. по 16 августа 2013 г. Цветкова С.А. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: ... область, ... (далее также - прежнее место жительства), меры социальной поддержки по оплате жилищных и коммунальных услуг предоставлялись ей по этому адресу.
В связи с ухудшением здоровья Цветкова С.А. переехала на постоянное место жительства к сыну Цветкову Валерию Сергеевичу и с 3 сентября 2013 г. зарегистрирована по адресу: ... (далее также - новое место жительства).
Меры социальной поддержки по оплате жилищных и коммунальных услуг предоставлялись Цветковой С.А. по сентябрь 2014 года включительно по прежнему месту жительства. С октября 2014 года выплата Цветковой С.А. ежемесячной денежной компенсации была приостановлена в связи с получением информации о наличии задолженности по оплате технического обслуживания.
12 декабря 2014 г. Цветкова С.А. обратилась в МФЦ г. Таганрога с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки по новому месту жительства.
Управлением социальной защиты населения г. Таганрога Цветковой С.А. направлено уведомление о назначении ей с 1 января 2015 г. мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в размере 1529,68 руб. по новому адресу. Цветковой С.А. также сообщено о том, что из-за несвоевременного информирования о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства образовалась переплата, которая подлежит удержанию из сумм причитающихся Цветковой С.А. последующих ежемесячных денежных выплат (л.д. 14-16).
Цветкова С.А. обратилась в Таганрогскую городскую прокуратуру Ростовской области с заявлением о нарушении Управлением социальной защиты населения г. Таганрога ее права на получение ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищных и коммунальных услуг (л.д. 8-9).
24 октября 2016 г. прокурором г. Таганрога в связи с проводимой проверкой по обращению Цветковой С.А. направлен запрос в Управление социальной защиты населения г. Таганрога.
Согласно информации Управления социальной защиты населения г. Таганрога по причине несвоевременного сообщения Цветковой С.А. о снятии с регистрационного учета по адресу: ... образовалась переплата ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищных и коммунальных услуг по данному месту ее регистрации за период с 1 сентября 2013 г. по 30 сентября 2014 г. в размере 22 253,32 руб. (5 590,44 руб. - за жилищные услуги, 16 662,88 руб. - за коммунальные услуги). Сумма переплаты ежемесячной денежной выплаты по коммунальным услугам была удержана Управлением социальной защиты населения г. Таганрога из причитающихся Цветковой С.А. сумм компенсации по новому месту жительства в период с 1 января по 31 октября 2015 г. в полном объеме, и с 1 декабря 2015 г. ежемесячная денежная выплата по коммунальным услугам ей выплачивается в соответствии с расчетом в размере 1746,05 руб.. Переплата ежемесячной денежной выплаты по жилищным услугам продолжает удерживаться с Цветковой С.А. из расчетных сумм ежемесячных денежных выплат в размере 29,25 руб. ежемесячно (л.д. 18-19).
Из-за удержания названной переплаты с 1 января по 31 октября 2015 г. Цветкова С.А. по новому месту жительства не получала ежемесячную денежную выплату.
Полагая, что Управление социальной защиты населения г. Таганрога незаконно полностью удержало ежемесячную денежную выплату по коммунальным и жилищным услугам, причитающуюся Цветковой С.А. за период с 1 сентября 2013 г. по 30 сентября 2014 г., как излишне выплаченную и тем самым нарушило права Цветковой С.А. на получение мер социальной поддержки, прокурор г. Таганрога обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая по существу дело, суд первой инстанции применил к спорным отношениям положения части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Ростовской области от 22 октября 2004 г. N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда", постановления Правительства Ростовской области от 15 декабря 2011 г. N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления".
С учетом установленных по делу обстоятельств, а также принимая во внимание правовой статус Цветковой С.А. (ветеран труда, инвалид II группы), ее возраст, перемену ее места жительства в пределах одного населенного пункта (г. Таганрог), суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для невыплаты Управлением социальной защиты населения г. Таганрога ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг с 1 января 2015 г. Цветковой С.А. по новому месту жительства и, соответственно, о незаконности действий Управления социальной защиты населения г. Таганрога по удержанию с Цветковой С.А. как излишне выплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации за период с 1 сентября 2013 г. по 30 сентября 2014 г. в размере 22 253,32 руб. по оплате за жилищные и коммунальные услуги. Суд первой инстанции возложил обязанность на Управление социальной защиты населения г. Таганрога произвести перерасчет ежемесячной денежной выплаты, причитающейся Цветковой С.А. за спорный период, указав на то, что полученные ею в этот период суммы ежемесячной денежной выплаты излишне выплаченными не являются, а перерасчет выплаты следует произвести исходя из разницы между выплаченными 1658 руб. в месяц и причитающимися 1529,68 руб.
Удовлетворяя частично исковые требования прокурора г. Таганрога в интересах Цветковой С.А., суд первой инстанции исходил из конституционного принципа равенства прав граждан, а также того, что Цветковой С.А. был в установленном порядке присвоен статус ветерана труда и лишение ее предусмотренных законом льгот нарушило бы ее право на гарантии социальной защиты, установленные статьей 7 Конституции Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции не согласился с решением суда первой инстанции и отменил его, как постановленное при неправильном применении норм материального права.
При этом суд апелляционной инстанции сослался на то, что при первичном обращении в Управление социальной защиты населения г. Таганрога 10 августа 2011 г. с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки Цветкова С.А. была извещена о необходимости своевременно сообщить в орган социальной защиты населения о перемене своего места жительства и регистрации, однако данная обязанность ею выполнена не была. Таким образом, получение Цветковой С.А. ежемесячных денежных выплат по оплате жилищно-коммунальных услуг в период с 1 сентября 2013 г. по 30 сентября 2014 г. по прежнему месту жительства является неправомерным, в связи с чем образовалась переплата ежемесячных денежных выплат по оплате жилищно-коммунальных услуг, которая за спорный период составила 22 253,32 руб., и, следовательно, у ответчика имелись основания для удержания с Цветковой С.А. излишне выплаченных сумм ежемесячных денежных выплат по оплате жилищно-коммунальных услуг за спорный период в размере 22 253,32 руб. из сумм последующих ежемесячных денежных выплат, назначенных Цветковой С.А. на основании ее заявления от 12 декабря 2014 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах").
Ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (пункт 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах").
Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти; реализацию мер социальной поддержки, установленных этим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном федеральном законе (статья 8 Федерального закона "О ветеранах").
Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 9 Федерального закона "О ветеранах").
Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подпункт 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах").
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22 Федерального закона "О ветеранах").
Частью 1 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Согласно статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В Ростовской области отношения по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам и инвалидам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг регулируются: Законом Ростовской области от 22 октября 2004 г. N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда"; постановлением Правительства Ростовской области от 9 декабря 2011 г. N 212 "О порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан, а также на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву", которым утверждено Положение "О порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан, а также предоставления им мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг" (далее - Положение 1); постановлением Правительства Ростовской области от 15 декабря 2011 г. N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления".
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 1 Закона Ростовской области от 22 октября 2004 г. N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда" ветеранам труда после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, предоставляемой ветеранам труда, проживающим в жилых помещениях, независимо от вида жилищного фонда, в размере 50 процентов платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Ростовской области от 15 декабря 2011 г. N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления" утверждено Положение с таким же наименованием, устанавливающее порядок расходования субвенций, предоставляемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Ростовской области, на осуществление полномочий в части предоставления мер социальной поддержки в денежном и (или) натуральном выражении ряду категорий граждан, проживающих на территории Ростовской области, в том числе ветеранам труда, ветеранам труда Ростовской области (далее - Положение).
Согласно подпункту 6.1.2 Положения с письменным заявлением и документами гражданин, претендующий на предоставление мер социальной поддержки, может обратиться в орган социальной защиты населения муниципального образования Ростовской области; в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, у которого имеется соглашение о взаимодействии с органом социальной защиты населения муниципального образования Ростовской области по передаче ему принятых от граждан заявлений и документов для предоставления мер социальной поддержки (абзацы 2-4 названного подпункта).
При первичном обращении граждан в органы социальной защиты населения муниципального образования Ростовской области и (или) МФЦ, при перемене места жительства, изменении состава семьи, получении нового документа, подтверждающего право на предоставление мер социальной поддержки, оказании нового вида жилищно-коммунальных услуг и в иных случаях меры социальной поддержки назначаются с 1 числа месяца, следующего за месяцем обращения гражданина, на срок действия документа, подтверждающего право на их получение (абзац 53 подпункта 6.1.2 Положения).
При перемене места жительства меры социальной поддержки предоставляются при подтверждении факта прекращения предоставления мер социальной поддержки по прежнему месту регистрации по месту жительства (абзац 54 подпункта 6.1.2 Положения).
Граждане, которым предоставляется компенсация расходов по оплате жилого помещения, в том числе взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и коммунальных услуг, обязаны извещать орган социальной защиты населения муниципального образования Ростовской области о наступлении обстоятельств, указанных в абзаце пятьдесят третьем настоящего подпункта и влекущих изменение размеров или прекращение выплаты компенсации, не позднее чем в десятидневный срок со дня наступления указанных обстоятельств (абзац 55 подпункта 6.1.2 Положения).
Предоставление мер социальной поддержки гражданам прекращается с 1 числа месяца, следующего за датой наступления обстоятельств, служащих основанием для прекращения предоставления мер социальной поддержки (снятие с регистрационного учета по месту жительства (месту пребывания), зачисление на полное государственное обеспечение или в организацию социального обслуживания (дом-интернат для престарелых и инвалидов, пансионат для престарелых и инвалидов, специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов, психоневрологический интернат, дом инвалидов, детский дом-интернат для умственно отсталых и глубоко умственно отсталых детей, дом-интернат для детей с физическими недостатками), лишение свободы по приговору суда, смерть гражданина и другие случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации) (абзац 56 подпункта 6.1.2 Положения).
В соответствии с абзацем 19 подпункта 6.7 Положения суммы компенсации на жилищно-коммунальные услуги, излишне выплаченные гражданам (в связи с несвоевременным информированием о перемене места жительства, изменении состава семьи, утратой права на получение компенсации на жилищно-коммунальные услуги и в других случаях), подлежат удержанию из назначенной компенсации на жилищно-коммунальные услуги. В случае отказа гражданина от добровольного возврата излишне полученных средств они могут быть взысканы органами социальной защиты населения муниципальных образований в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Граждане, получающие компенсацию на жилищно-коммунальные услуги, обязаны извещать орган социальной защиты населения муниципального образования Ростовской области о наступлении обстоятельств, указанных в абзаце девятнадцатом настоящего подпункта и влекущих изменение размеров или прекращение выплаты компенсации на жилищно-коммунальные услуги, не позднее чем в десятидневный срок с момента наступления указанных обстоятельств (абзац 20 подпункта 6.7 Положения).
Аналогичные Положению нормы содержатся в Положении 1.
Согласно приведенным нормативным положениям право инвалидов и ветеранов труда на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральными законами. Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан (то есть возмещение произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов), источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.
Для граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области, имеющих, в частности, статус ветерана труда, инвалида, порядок и условия компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг определены указанными выше нормативными правовыми актами Ростовской области (Закон Ростовской области от 22 октября 2004 г. N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда", Положение, Положение 1). В этих нормативных правовых актах названы в том числе основания прекращения предоставления мер социальной поддержки гражданам (среди них: снятие с регистрационного учета по месту жительства (месту пребывания), зачисление на полное государственное обеспечение или в организацию социального обслуживания и другие случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации), а также установлена обязанность гражданина - получателя мер социальной поддержки - в десятидневный срок извещать орган социальной защиты населения муниципального образования Ростовской области о перемене места жительства и иных обстоятельствах, имеющих отношение к реализации права на предоставление мер социальной поддержки.
Вместе с тем, как следует из норм абзаца 19 подпункта 6.7 и абзаца 56 подпункта 6.1.2 Положения в их системном единстве и взаимосвязи, несвоевременное информирование гражданином органа социальной защиты населения о перемене места жительства не может являться основанием для прекращения предоставления гражданину мер социальной поддержки. Эти нормы соответствуют требованиям статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Соответственно, в случае несвоевременного информирования гражданином органа социальной защиты населения о перемене места жительства и образования по этой причине переплаты ежемесячной денежной выплаты по прежнему месту жительства речь может идти о взыскании излишне выплаченных гражданину сумм компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При этом органу социальной защиты населения необходимо получить согласие гражданина на удержание из назначенной по новому месту жительства (пребывания) компенсации по оплате жилищных и коммунальных услуг излишне полученных сумм компенсации. Если гражданин отказывается добровольно возвратить излишне полученные средства, то вопрос о возможности взыскания органами социальной защиты населения с гражданина излишне полученных средств подлежит разрешению в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательным выяснением причин несвоевременного информирования гражданином органа социальной защиты населения о перемене места жительства.
Приведенные нормативные положения федерального и регионального законодательства судом апелляционной инстанции к спорным отношениям применены неправильно.
Ввиду изложенного вывод суда апелляционной инстанции о наличии у ответчика (Управление социальной защиты населения г. Таганрога) оснований для удержания с Цветковой С.А. в отсутствие ее согласия излишне выплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищных и коммунальных услуг за период с 1 сентября 2013 г. по 30 сентября 2014 г. из сумм последующих ежемесячных денежных выплат, назначенных Цветковой С.А. на основании ее заявления от 12 декабря 2014 г., сделан без учета подлежащих применению к спорным отношениям положений нормативных правовых актов, в связи с чем Судебная коллегия признает его неправомерным.
Удержание Управлением социальной защиты населения г. Таганрога с Цветковой С.А. полученных ею за период с 1 сентября 2013 г. по 30 сентября 2014 г. сумм ежемесячной денежной компенсации в полном объеме и в связи с этим неполучение ею с 1 января по 31 октября 2015 г. причитающихся ежемесячных денежных выплат можно расценивать как фактический отказ Управления социальной защиты населения г. Таганрога в предоставлении ей мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищных и коммунальных услуг за спорный период, гарантированных ей федеральным законом и нормативными правовыми актами Ростовской области как ветерану труда и инвалиду.
Между тем суд первой инстанции при разрешении спора с учетом правового статуса Цветковой С.А. как инвалида и ветерана труда пришел к правильному выводу о том, что она имела право на получение мер социальной поддержки, в том числе за период с 1 сентября 2013 г. по 30 сентября 2014 г., поэтому полученные ею в спорный период суммы денежной компенсации по оплате за жилищные и коммунальные услуги излишне выплаченными не являются. В связи с этим суд первой инстанции признал действия ответчика по удержанию сумм ежемесячной денежной выплаты в период с 1 января по 31 октября 2015 г. незаконными и возложил на него обязанность произвести перерасчет денежной выплаты, причитающейся Цветковой С.А. за период с 1 сентября 2013 г. по 30 сентября 2014 г.
Суд апелляционной инстанции в отличие от суда первой инстанции в результате неправильного толкования и применения норм Положения, Положения 1, Федерального закона "О ветеранах", Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Ростовской области от 22 октября 2004 г. N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда" такие заслуживающие внимания обстоятельства для разрешения спора, как правовой статус Цветковой С.А., перемену ее места жительства в пределах одного муниципального образования (населенного пункта), отсутствие ее согласия на удержание из назначенной по новому месту жительства компенсации на оплату жилищных и коммунальных услуг выплаченных сумм компенсации по прежнему месту жительства, не устанавливал, не выяснял причин несвоевременного информирования Цветковой С.А. органа социальной защиты населения о перемене места жительства.
Ссылка суда апелляционной инстанции на то, что Цветковой С.А. не была исполнена обязанность по уведомлению в десятидневный срок Управления социальной защиты населения г. Таганрога о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства и постановке на регистрационный учет по новому месту жительства и это обстоятельство давало ответчику основание для удержания с нее сумм ежемесячной денежной выплаты, полагающейся ей в период с 1 января по 31 октября 2015 г., свидетельствует о формальном подходе к рассмотрению дела.
Суд апелляционной инстанции не принял во внимание пожилой возраст Цветковой С.А., а также то, что при совершении регистрационных действий по снятию с учета и постановке на учет по новому месту жительства она обращалась в многофункциональный центр г. Таганрога. Механизм организации деятельности многофункциональных центров позволяет им оперативно передавать информацию и уведомлять заинтересованные органы о совершении гражданами действий по снятию с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, по регистрации по месту жительства (месту пребывания) и других действий. Соответственно, у органов социальной защиты населения в рамках межведомственного информационного взаимодействия с многофункциональными центрами имеется возможность получать информацию о совершении гражданами - субъектами мер социальной поддержки - названных действий без непосредственного обращения гражданина в орган социальной защиты, что особенно важно для ветеранов, инвалидов и пожилых граждан.
Неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права привело к незаконному лишению Цветковой С.А. как инвалида и ветерана труда права на получение в период с 1 января по 31 октября 2015 г. сумм ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищных и коммунальных услуг в порядке, установленном Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Законом Ростовской области от 22 октября 2004 г. N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда".
С учетом приведенных обстоятельств апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 29 мая 2017 г., которым отменено решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 24 января 2017 г. о частичном удовлетворении требований прокурора г. Таганрога в интересах Цветковой С.А. к Управлению социальной защиты населения г. Таганрога, нельзя признать законным, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Цветковой С.А., что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и оставления в силе решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 29 мая 2017 г. отменить, оставить в силе решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 24 января 2017 г.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Жубрин М.А. |
|
Вавилычева Т.Ю. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 марта 2018 г. N 41-КГ17-45
Текст определения официально опубликован не был