В целях реализации подпункта 6 пункта 4 статьи 92 Договора о Евразийском экономическом союзе от 25 мая 2014 года и пункта 32 плана разработки актов и мероприятий по реализации Основных направлений промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17 марта 2016 г. N 17, Совет Евразийской экономической комиссии решил:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию создания и функционирования евразийской сети трансфера технологий.
2. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования.
Члены Совета Евразийской экономической комиссии:
От Республики Армения
В. Габриелян
От Республики Беларусь
В. Матюшевский
От Республики Казахстан
А. Мамин
От Кыргызской Республики
С. Муканбетов
От Российской Федерации
И. Шувалов
УТВЕРЖДЕНА
Решением Совета
Евразийской экономической комиссии
от 30 марта 2018 г. N 23
Концепция
создания и функционирования евразийской сети трансфера технологий
I. Общие положения
1. Настоящая Концепция разработана в целях реализации пункта 4.4.5 Основных направлений промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Евразийского межправительственного совета от 8 сентября 2015 г. N 9.
2. Настоящая Концепция направлена на обеспечение организационной поддержки наилучших форм инновационного сотрудничества государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз), которые позволят повысить уровень инновационной активности промышленных предприятий, обеспечить конкурентоспособность промышленной продукции и сформировать эффективную инновационную инфраструктуру.
3. Для целей настоящей Концепции используются понятия, которые означают следующее:
"брокерское мероприятие" - организационно оформленное мероприятие, обеспечивающее возможность прямых переговоров промышленных компаний и научных организаций по вопросам развития технологического сотрудничества и инициирования партнерских проектов;
"евразийская сеть" - евразийская сеть трансфера технологий, представляющая собой сетевую структуру, объединяющую всех ее пользователей, уполномоченные органы и Евразийскую экономическую комиссию;
"единый реестр" - информационный ресурс (база данных), содержащий сведения о пользователях, включая информацию о технологических запросах и предложениях;
"национальные части единого реестра" - базы данных государств-членов, содержащие сведения о пользователях;
"пользователь" - заинтересованные юридические лица (промышленные предприятия, научные организации, высшие учебные заведения, инновационно-технологические центры, центры трансфера технологий, технопарки, бизнес-инкубаторы и др.), а также физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
"трансфер технологий" - процесс передачи, внедрения (применения), адаптации существующих знаний, результатов научных исследований, новых технологий и разработок, осуществляемый между пользователями с участием уполномоченных органов;
"уполномоченный орган" - орган государственной власти или организация, уполномоченные государством-членом на создание центров евразийской сети и координацию их деятельности на национальном уровне;
"центр евразийской сети" - инфраструктурная организация государства-члена, включенная в евразийскую сеть, осуществляющая консультативную и организационную поддержку процесса трансфера технологий.
II. Цели и задачи евразийской сети
4. Целью создания евразийской сети является объединение усилий государств-членов, бизнес-сообществ и научно-экспертных сообществ государств-членов для стимулирования инновационных процессов в этих государствах путем трансфера технологий между промышленными предприятиями, научными организациями и высшими учебными заведениями.
5. Основными задачами евразийской сети являются:
а) продвижение инноваций в государствах-членах, содействие в передаче заинтересованным пользователям результатов интеллектуальной деятельности, а также прав на их использование с целью последующего внедрения и коммерциализации;
б) выявление и формирование заинтересованности пользователей в технологическом сотрудничестве и оказание им содействия в преодолении барьеров, связанных с реализацией проектов по трансферу технологий в рамках Союза;
в) создание благоприятных условий для развития межгосударственных кооперационных связей и интегрирования малых и средних промышленных предприятий государств-членов в мировую экономическую систему.
6. Для решения указанных в пункте 5 настоящей Концепции задач реализуется процесс трансфера технологий, основными этапами которого являются:
а) оценка потенциала пользователя для осуществления межгосударственного трансфера технологий;
б) идентификация технологических запросов и предложений, их описание и внесение в единый реестр;
в) проведение переговоров и заключение соглашений о трансфере технологий;
г) реализация проектов по трансферу технологий в рамках Союза.
III. Порядок создания и функционирования евразийской сети
7. Евразийская сеть создается с использованием сведений, содержащихся в национальных частях единого реестра, и (или) путем направления технологических запросов и предложений и функционирует посредством обмена данными, в том числе между пользователями, в электронном виде:
а) о пользователях, включенных в национальную часть единого реестра;
б) о технологических запросах и предложениях пользователей;
в) о сведениях, представленных уполномоченными органами для включения в единый реестр.
8. Создание евразийской сети включает в себя следующие этапы:
а) формирование национальных сегментов евразийской сети;
б) объединение национальных сегментов евразийской сети в общую сетевую систему для поиска потенциальных партнеров.
9. Евразийская экономическая комиссия (далее - Комиссия) в процессе создания и функционирования евразийской сети:
а) обеспечивает:
взаимодействие и координацию деятельности уполномоченных органов;
принятие Коллегией Комиссии рекомендаций, устанавливающих Порядок формирования и функционирования евразийской сети;
формирование единого реестра с использованием интегрированной информационной системы Союза;
доступ пользователей к сведениям, содержащимся в едином реестре;
б) определяет Порядок ведения национальных частей единого реестра и типовые требования к ним по согласованию с государствами-членами, в том числе электронных сервисов;
в) рассматривает предложения уполномоченных органов о совершенствовании евразийской сети и согласовывает их с государствами-членами;
г) оказывает консультативную помощь государствам-членам в разработке механизмов финансовой поддержки деятельности евразийской сети (при необходимости).
10. Государства-члены в процессе создания и функционирования евразийской сети:
а) определяют уполномоченные органы;
б) участвуют в разработке и согласовании порядка ведения национальных частей единого реестра и типовых требований к ним, в том числе электронных сервисов (при необходимости);
в) разрабатывают на национальном уровне комплекс мер по стимулированию развития трансфера технологий (при необходимости).
11. Уполномоченные органы в процессе создания и функционирования евразийской сети обеспечивают:
а) формирование и ведение национальных частей единого реестра (при необходимости);
б) достоверность идентификационных сведений, представляемых для включения в единый реестр;
в) информационное взаимодействие с Комиссией и уполномоченными органами других государств-членов;
г) создание центров евразийской сети в соответствии с законодательством государств-членов (при необходимости);
д) планирование и координацию на национальном уровне мероприятий по поддержке проектов по трансферу технологий в рамках Союза;
е) направление в Комиссию предложений, содержащих в том числе сведения об особенностях законодательства государств-членов, влияющих на процесс трансфера технологий для их учета при разработке методических материалов по обеспечению создания и функционирования евразийской сети;
ж) включение пользователей в национальные части единого реестра (при необходимости);
з) организационно-методическую поддержку пользователей на национальном уровне (при необходимости);
и) хранение сведений, содержащихся в национальных частях единого реестра, и защиту от несанкционированного доступа к ним (при необходимости);
к) передачу сведений из национальных частей в единый реестр (при необходимости);
л) рассмотрение предложений центров евразийской сети по совершенствованию функционирования евразийской сети, а также подготовку заключения по итогам их анализа и направление заключения в Комиссию.
12. Центры евразийской сети по согласованию с уполномоченным органом могут осуществлять предоставление следующих услуг пользователям:
а) поиск партнеров для технологического сотрудничества;
б) проведение консультаций, предоставление пользователям сведений по вопросам технологического сотрудничества, применения законодательства по вопросам технического регулирования, предоставления мер государственной поддержки (с использованием источников информации, размещенных в евразийской сети, а также с участием экспертов и т. д.);
в) проведение технологического аудита;
г) проведение консультаций по вопросам управления инновационными проектами (стратегия, планирование, привлечение партнеров и ресурсов);
д) проведение консультаций по вопросам управления и защиты интеллектуальной собственности;
е) составление профилей технологических запросов и предложений;
ж) размещение технологических запросов и предложений;
з) организация брокерских мероприятий и деловых миссий;
и) проверка потенциальных партнеров (оценка деловой репутации, сбор рекомендаций);
к) осуществление консультационной поддержки пользователей по вопросам трансфера технологий;
л) информационная поддержка пользователей.
13. Центры евразийской сети рассматривают предложения пользователей по совершенствованию функционирования евразийской сети и направляют их в уполномоченный орган.
14. В целях обеспечения более эффективного функционирования евразийской сети по решению государств-членов механизмы реализации задач, указанных в разделе II настоящей Концепции, могут корректироваться путем внесения изменений в настоящую Концепцию.
15. Пользователь в процессе создания и функционирования евразийской сети:
а) участвует в формировании национальных частей единого реестра (при необходимости);
б) участвует в брокерских мероприятиях и деловых миссиях (при необходимости);
в) предоставляет достоверные сведения в рамках информационного обмена в евразийской сети;
г) подготавливает и направляет в центр евразийской сети предложения по совершенствованию функционирования евразийской сети (при необходимости).
IV. Информационное взаимодействие между пользователями, уполномоченными органами и Комиссией
16. Взаимодействие между пользователями, а также предоставление отдельных видов услуг в электронном виде могут осуществляться с использованием справочно-информационного ресурса, автоматизирующего процессы, связанные с оказанием услуг по трансферу технологий.
Формирование и обеспечение функционирования справочно-информационного ресурса осуществляются центрами евразийской сети по договоренности.
17. Информационное взаимодействие уполномоченных органов и Комиссии, формирование и обеспечение функционирования интеграционного сегмента единого реестра осуществляются с использованием интегрированной информационной системы Союза.
18. Единый реестр может содержать следующие сведения о пользователях:
а) идентификационные сведения, содержащиеся в базах данных органов государственной власти государств-членов, в компетенцию которых входит регистрация юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей;
б) контактная информация;
в) сведения о размере и экономических показателях организации;
г) виды экономической деятельности и принадлежность к отраслям промышленности;
д) номенклатура выпускаемой продукции и оказываемых в рамках евразийской сети услуг.
19. Пользователь может дополнить сведения, содержащиеся в национальном реестре, следующими данными:
а) запросы и предложения, касающиеся общего описания технологии и разработки новых технологий;
б) инновационные аспекты и преимущества технологии;
в) техническая спецификация выпускаемой продукции;
г) стадии разработки технологии;
д) состояние правовой охраны технологии;
е) требования к потенциальному партнеру;
ж) анализ применения технологии на рынках государств-членов;
з) иные дополнительные сведения.
20. Сведения, представляемые посредством обмена данными в рамках евразийской сети, не должны содержать сведения, составляющие государственную тайну (государственные секреты) и иную охраняемую законом тайну (секреты).
V. Предполагаемые механизмы финансовой поддержки
21. Финансирование работ по созданию и обеспечению функционирования евразийской сети, а также работ по формированию и обеспечению функционирования справочно-информационного ресурса, предусмотренного пунктом 16 настоящей Концепции, рекомендуется осуществлять за счет внебюджетных средств, включая:
а) взносы пользователей, в том числе организаций государственного и негосударственного секторов экономики;
б) средства государственно-частных партнерств;
в) собственные средства организаций;
г) кредиты банков;
д) средства инвесторов;
е) средства специального фонда (счета), формируемого пользователями (при необходимости).
22. Финансирование работ по созданию и обеспечению функционирования национальных частей единого реестра может осуществляться за счет средств бюджетов государств-членов, предусмотренных на обеспечение деятельности уполномоченных органов, а также за счет внебюджетных средств.
23. Финансирование центров евразийской сети может осуществляться за счет средств, получаемых ими от своей деятельности.
24. Государствами-членами могут применяться механизмы государственной поддержки центров евразийской сети, предусмотренные законодательством государств-членов.
VI. Мониторинг и регулирование эффективности функционирования евразийской сети
25. Мониторинг эффективности функционирования евразийской сети при необходимости проводится по следующим рекомендуемым показателям:
а) социально-экономический эффект, который определяется на основе роста оборота организации, связанного с трансфером технологий, числа созданных или сохраненных рабочих мест, изменений показателей производительности труда;
б) результативность оказания услуг, которая определяется на основе оценки роста числа заключаемых соглашений о трансфере технологий, повышения интереса к технологическим запросам или предложениям и подготовленных историй успеха;
в) количество услуг и брокерских мероприятий, определяемых на основе оценки количества оказанных специализированных услуг, включая технологический аудит, проведенных брокерских мероприятий и деловых миссий, количества подготовленных профилей технологических запросов и предложений;
г) размер сети и динамика ее развития, определяемые на основе анализа числа пользователей и оценки узнаваемости бренда евразийской сети.
26. На основании мониторинга проводится оценка эффективности функционирования евразийской сети.
27. Комиссия на основании заключения об оценке эффективности функционирования евразийской сети:
а) выявляет лучшие практики функционирования национальных сегментов евразийской сети и обеспечивает их распространение;
б) принимает участие в организации и проведении круглых столов, совещаний и видеоконференций по вопросам трансфера технологий;
в) совместно с уполномоченными органами разрабатывает механизмы интеграции евразийской сети в международные сети трансфера технологий и обеспечивает ее безопасность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 30 марта 2018 г. N 23 "О Концепции создания и функционирования евразийской сети трансфера технологий"
Настоящее решение вступает в силу с 12 апреля 2018 г.
Текст решения опубликован на Правовом портале Евразийского экономического союза (https://docs.eaeunion.org) 2 апреля 2018 г.