Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 3 апреля 2018 г. N 03-04-05/21352
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу внесения изменений в пункт 17.2 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и благодарит за инициативу в отношении совершенствования законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Все предложения и проблемные вопросы, описанные в обращениях граждан, внимательно рассматриваются в Департаменте и учитываются в рамках подготовки и (или) согласования проектов федеральных законов о совершенствовании законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем информируем, что Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов внесение изменений в главу 23 Кодекса в части налогообложения доходов физических лиц по операциям с ценными бумагами не предусмотрено.
Одновременно сообщаем, что вопрос порядка применения пункта 17.2 статьи 217 Кодекса рассматривался Конституционным Судом Российской Федерации.
Так в Определении от 20 февраля 2014 г. N 265-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что освобождение от уплаты налогов по своей природе - льгота, которая является исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы).
В статье 217 Кодекса определены доходы, не подлежащие обложению налогом на доходы физических лиц. С принятием Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", расширен перечень не облагаемых указанным налогом доходов. Данная статья названного Кодекса дополнена пунктом 17.2, в соответствии с которым освобождены от налогообложения доходы, получаемые от реализации (погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций, указанных в пункте 2 статьи 284.2 Кодекса, при условии, что на дату реализации (погашения) таких акций (долей участия) они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет.
Поскольку данный Федеральный закон принят в 2010 году, предусмотрено нормативное ограничение в порядке применения указанной налоговой льготы, действующее равным образом для всех налогоплательщиков, а именно - определено условие, согласно которому реализуемые налогоплательщиком доли в уставном капитале должны быть приобретены им не ранее 1 января 2011 года.
Само по себе подобное регулирование, осуществлённое законодателем в рамках предоставленной ему дискреции в сфере установления правил льготного налогообложения, не влечёт нарушения конституционных прав налогоплательщиков.
Одновременно сообщается, что письма Департамента не содержат правовых норм, не конкретизируют нормативные предписания и не являются нормативными правовыми актами. Письменные разъяснения Департамента по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться иными трактовками норм законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.