Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 февраля 2018 г. N 75-АПГ17-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" о признании не действующими в части постановлений Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 27 декабря 2016 г. N 243 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2017 год" и N 244 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия на 2017 год" и возложении обязанности на Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам принять заменяющие нормативные правовые акты по апелляционной жалобе публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" на решение Верховного Суда Республики Карелия от 27 сентября 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" по доверенности Козлова С.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя заинтересованного лица публичного акционерного общества "МРСК Северо-Запада" в лице филиала "Карелэнерго" Сополевой Е.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлениями Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам (далее также - Комитет, регулирующий орган) от 27 декабря 2016 г. установлены на 2017 г.:
- единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия (Постановление N 243);
- индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия (Постановление N 244).
Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - ПАО "ФСК ЕЭС", общество) обратилось в Верховный Суд Республики Карелия с административным исковым заявлением о признании не действующим Постановления N 243 в первоначальной редакции со дня вступления его в силу в части установления необходимой валовой выручки (далее также - НВВ) своего филиала "Карельское ПМЭС" в размере 35 235,19 тыс. руб.
ПАО "ФСК ЕЭС" также просило признать не действующим Постановление N 244 в первоначальной редакции со дня вступления его в силу в части приложения, устанавливающего индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между филиалом публичного акционерного общества "МРСК Северо-Запада" "Карелэнерго" и филиалом общества "Карельское ПМЭС".
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на необоснованное уменьшение регулирующим органом НВВ филиала общества на сумму амортизационных отчислений и на затраты на оплату технологического расхода (потерь), что привело к установлению индивидуальных тарифов в экономически необоснованном размере.
Кроме того, административный истец просит возложить обязанность на регулирующий орган принять заменяющие нормативные правовые акты, утвердив оспариваемый размер НВВ с учетом указанных выше расходов и установив на ее основе индивидуальные тарифы для взаиморасчетов между названными филиалами.
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 27 сентября 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе ПАО "ФСК ЕЭС" просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Полагает противоречащими нормам материального права выводы суда о том, что амортизационные отчисления могут быть включены в НВВ только при условии отнесения их к числу источников финансирования утвержденной инвестиционной программы. Общество также не согласно с выводами суда о правомерности исключения из НВВ филиала затрат на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии по мотиву отсутствия сведений о потерях филиала общества в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии и мощности на 2017 г.
Госкомитет, прокуратура Республики Карелия и публичное акционерное общество "МРСК Северо-Запада" в лице филиала "Карелэнерго" представили возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Регулирование отношений в сфере электроэнергетики осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования).
Пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Комитет является исполнительным органом государственной власти Республики Карелия, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов), в том числе на электрическую энергию (мощность) в соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Карелия по ценам и тарифам, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 1 ноября 2010 г. N 232-П.
Государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям (пункт 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).
Постановлением N 243 утверждены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия.
Котловой метод формирования тарифа на услуги по передаче электрической энергии предусматривает расчет ставок тарифов на каждом уровне напряжения на основе суммы необходимой валовой выручки всех сетевых организаций, находящихся в соответствующем субъекте Российской Федерации (пункт 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2).
Суммарная НВВ всех сетевых организаций является делимым в формуле расчета ставки на содержание электрических сетей. Данная ставка входит в состав двухставочных единых (котловых) тарифов и используется при расчете одноставочных единых (котловых) тарифов на передачу электрической энергии (пункты 50, 51 Методических указаний N 20-э/2).
Таким образом, необходимая валовая выручка каждой территориальной сетевой организации является одной из базовых величин для расчета единых (котловых) тарифов на передачу электроэнергии и непосредственно влияет на конечный размер соответствующих тарифных ставок.
Постановлением N 244 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия.
Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые территориальными сетевыми организациями друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций) (пункт 63 Основ ценообразования, пункты 49 и 52 Методических указаний N 20-э/2).
Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования), в который помимо прочего включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности (пункты 15-34 Основ ценообразования).
При установлении указанных тарифов в отношении общества был применен метод экономически обоснованных расходов (затрат).
В соответствии с пунктами 16, 17 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования. Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль.
Проверяя законность исчисления необходимой валовой выручки, положенной в основу принятия оспариваемых нормативных правовых актов, суд первой инстанции исходил из того, что регулирующий орган правомерно не учел заявленные обществом расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов по мотиву значительности их суммы в условиях отсутствия утвержденной для общества инвестиционной программы.
Судебная коллегия полагает данный вывод ошибочным.
К расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов (подпункт 7 пункта 18 Основ ценообразования).
Общие правила определения расходов на амортизацию установлены абзацами первым и вторым пункта 27 Основ ценообразования, согласно которым для расчета регулируемых цен (тарифов) расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).
Правило, установленное абзацем третьим пункта 27 Основ ценообразования, об учете в составе НВВ расходов на амортизацию, если такие расходы являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации, на которую сослался суд первой инстанции, является специальной нормой и регулирует отношения по начислению амортизации в целях установления тарифа в случае, когда организация произвела переоценку основных средств и нематериальных активов, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Поскольку в данном случае обществом переоценка основных средств и нематериальных активов не производилась, то названная норма к спорным правоотношениям применению не подлежит.
При этом судом не установлено, что размер амортизационных отчислений, заявленных обществом, документально не подтвержден.
Судебная коллегия также не может согласиться с суждением суда о невозможности учесть в необходимой валовой выручке общества расходов на покупку электрической и тепловой энергии (мощности) в связи с отсутствием потерь Карельского ПМЭС в Сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии и мощности на 2017 год, утвержденном приказом Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 17 ноября 2016 г. N 1601/16-ДСП (далее - Сводный прогнозный баланс).
В необходимую валовую выручку регулируемой организации включаются затраты, связанные с расходами на покупку электрической и тепловой энергии (мощности), которые определяются в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования, предусматривающим различные источники получения сведений о ценах при определении фактических значений расходов в целях установления тарифа (пункты 18 и 22 Основ ценообразования).
При этом нормативными предписаниями пункта 5 статьи 41 Закона об электроэнергетике и пункта 51 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, обязанность оплачивать величину фактических потерь электрической энергии возложена на сетевые организации - субъекты розничных рынков, в сетях которых указанные потери возникли.
Анализ приведенных норм федерального законодательства позволяет сделать вывод, что действующее правовое регулирование не предусматривает возможности установления уровня потерь электрической энергии и расходов на приобретение соответствующего ресурса в размере, равном нулю.
Полагая, что довод суда об отсутствии сведений о потерях Карельского ПМЭС в Сводном прогнозном балансе не может быть принят во внимание, Судебная коллегия исходит из следующего.
В отношении общества ранее не осуществлялось тарифное регулирование. В силу положений пункта 18 Правил регулирования цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от срока подачи материалов, предусмотренного пунктом 12 Правил, а цены (тарифы) в отношении указанных организаций устанавливаются в течение 30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме.
В данном случае судом установлено, что в полном объеме общество представило обосновывающие материалы 2 декабря 2016 г. то есть после утверждения Сводного прогнозного баланса. Между тем, согласно пункту 31 Основ ценообразования при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность. Как следует из материалов дела, такие данные были представлены обществом регулирующей организации.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, что в силу части 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения суда и принятия нового решения о признании недействующими оспариваемых нормативных правовых актов.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. В рассматриваемом деле Судебная коллегия полагает необходимым признать Постановление N 243 и Постановление N 244 не действующими с момента вступления в силу настоящего определения.
Руководствуясь статьями 307, 309, 310 и 311 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Карелия от 27 сентября 2017 г. отменить.
Постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 27 декабря 2016 г. N 244 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия на 2017 год" в части приложения, устанавливающего индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между филиалом публичного акционерного общества "МРСК Северо-Запада" "Карелэнерго" и филиалом общества "Карельское ПМЭС", и постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 27 декабря 2016 г. N 243 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2017 год" в части приложения, устанавливающего необходимую валовую выручку филиала публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" "Карельское ПМЭС" в размере 35 235,19 тыс. руб., признать не действующими с момента вступления в законную силу настоящего апелляционного определения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 февраля 2018 г. N 75-АПГ17-10
Текст определения официально опубликован не был