Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 февраля 2018 г. N 56-КГ17-38
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Чернышова Михаила Леонидовича на определение судьи Ленинского районного суда г. Владивостока от 27 марта 2017 года, оставленное без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 8 июня 2017 года, которым ему отказано в принятии административного иска о признании незаконным отказа Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в выдаче справки о сдаче служебного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Чернышов М.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в выдаче справки о сдаче служебного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в период прохождения военной службы ему предоставлялось служебное жилое помещение, расположенное по адресу: ... В качестве члена семьи в служебное жилое помещение была вселена его супруга, с которой впоследствии брак был расторгнут. В настоящее время он в служебной квартире не проживает, снят с регистрационного учета. С целью получения жилого помещения по месту постоянного проживания он намерен сдать квартиру Министерству обороны Российской Федерации, однако, бывшая супруга служебное жилье не освобождает. Письмом ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 22 ноября 2016 года N 0714/4-13869 ему было отказано в выдаче справки о сдаче служебного жилого помещения в связи с тем, что в квартире фактически проживает его супруга.
Определением судьи Ленинского районного суда г. Владивостока от 27 марта 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 8 июня 2017 года, в принятии административного иска отказано в связи с тем, что между сторонами имеется спор о жилищно-социальных правах, подлежащий рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Определением судьи Приморского краевого суда от 27 июля 2017 года отказано в передаче кассационной жалобы Чернышова М.Л. для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе, поданной Чернышовым М.Л. в Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос об отмене вынесенных по административному материалу судебных актов.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2017 года материал истребован в Верховный Суд Российской Федерации и определением от 15 января 2018 года передан для рассмотрения по существу в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия считает, что такие нарушения норм процессуального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Отказывая Чернышову М.Л. в принятии административного иска на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, о том, что административным истцом заявлены требования искового характера, защита права лица на обеспечение жильем должна осуществляться по процедуре, установленной гражданским процессуальным законодательством.
Данный вывод представляется ошибочным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2 этой же статьи).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданину предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 1 постановления от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснил, что к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Форма и порядок реализации военнослужащими конституционного права на жилище установлены статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 июля 2011 года N 1133 утверждена Инструкция об оформлении, учете и хранении справок о сдаче жилых помещений и справок о необеспеченности жилыми помещениями по месту прохождения военной службы (далее - Инструкция N 1133).
В соответствии с пунктом 1 Инструкции N 1133 справка о сдаче жилого помещения является документом, подтверждающим фактическое освобождение жилого помещения военнослужащим - гражданином Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и совместно проживающими с ним членами его семьи, в том числе бывшими. Образец справки определен Инструкцией о предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договорам социального найма и служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 (пункт 2).
Согласно пункту 3 Инструкции N 1133 оформление справки осуществляется уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих и специализированной организацией (структурным подразделением специализированной организации) в течение 5 рабочих дней с даты поступления документов, подтверждающих фактическое освобождение жилого помещения, указанных в пункте 5 данного акта.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма. В силу пункта 17 названной Инструкции в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно приложению N 10 к данной инструкции.
Пунктом 18 той же Инструкции предусмотрено, что с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 указанной Инструкции, в случаях истечения срока реализации решения о предоставлении им жилых помещений, а также утраты ими до заключения договора социального найма жилого помещения оснований на получение предоставляемого ему жилого помещения, о чем уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения, военнослужащим мотивированный отказ.
Также приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, согласно пункту 2 которой для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают заявление по рекомендуемому образцу в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение организации) с приложением, в том числе, справки о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) по прежнему месту военной службы (в том числе жилого помещения маневренного фонда или в общежитии).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 года N 1455 (далее - приказ N 1455) Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации определен уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма и Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 (пункт 1). Уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе через федеральное государственное учреждение "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (пункт 2).
В соответствии с пунктом 3 приказа N 1455 специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации принимают заявления от военнослужащих - граждан Российской Федерации для признания их нуждающимися в жилых помещениях, признают военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, снимают военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях, принимают решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства.
Из представленных материалов следует, что Чернышов М.Л. обжаловал решение, оформленное письмом должностного лица ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, которое принято на основании приведенных нормативных правовых актов, а также просил восстановить свои нарушенные, как он полагает, права и интересы.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Оспаривание решения государственного органа является одним из способов защиты гражданских прав, выбор которого предоставлен лицу, обратившемуся за такой защитой.
По смыслу приведенных правовых норм требования административного истца, связанные с оспариванием решения специализированной организации Министерства обороны Российской Федерации, вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон.
Министерство обороны Российской Федерации через уполномоченные организации реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов в отношении заявителя. Законодательством не предусмотрено иного вида судопроизводства для оспаривания таких решений органа государственной власти, кроме как в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Следовательно, поводов для отказа в принятии административного искового заявления на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства не имелось.
При таких обстоятельствах судебные акты нельзя признать законными.
Судебная коллегия, установив, что допущенные нарушения норм процессуального права являются существенными, повлекли принятие незаконных судебных постановлений, без отмены которых невозможны восстановление и защита прав и законных интересов Чернышова М.Л., считает необходимым отменить обжалуемые судебные акты и направить материал в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного иска к производству суда и рассмотрения заявленных требований по существу в порядке административного судопроизводства.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
определение судьи Ленинского районного суда г. Владивостока от 27 марта 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 8 июня 2017 года отменить.
Материал по административному иску Чернышова М.Л. о признании незаконным отказа федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в выдаче справки о сдаче служебного жилого помещения направить в Ленинский районный суд г. Владивостока для решения вопроса о принятии административного иска к производству суда и рассмотрении заявленных требований по существу в порядке административного судопроизводства.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 февраля 2018 г. N 56-КГ17-38
Текст определения официально опубликован не был