Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 марта 2018 г. N 48-КГ17-24
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Гуляевой Г.А., Жубрина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 марта 2018 г. гражданское дело по иску Рываевой Евгении Владиславовны к Управлению Федеральной миграционной службы по Челябинской области, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области о признании приказов об увольнении незаконными, восстановлении в ранее занимаемой должности, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, процентов за задержку выплаты компенсации за форменное обмундирование, компенсации морального вреда и судебных расходов
по кассационной жалобе Рываевой Евгении Владиславовны на решение Калининского районного суда г. Челябинска от 10 марта 2017 г., которым исковые требования удовлетворены частично, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 5 июня 2017 г., которым решение суда первой инстанции отменено в части удовлетворения иска. В указанной части принято новое решение об отказе в иске.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., выслушав мнение относительно кассационной жалобы представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации и Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области Курсаева А.В., представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области и Федерального казённого учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области" Кузнецова А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего судебные постановления подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Рываева Евгения Владиславовна обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной миграционной службы по Челябинской области (далее - УФМС России по Челябинской области), Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России), Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области (далее - ГУ МВД России по Челябинской области) о признании приказов об увольнении незаконными, восстановлении в ранее занимаемой должности, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, процентов за задержку выплаты компенсации за форменное обмундирование, компенсации морального вреда и судебных расходов.
В обоснование исковых требований Рываева Е.В. ссылалась на то, что с мая 2006 года по июнь 2010 года проходила государственную гражданскую службу в УФМС России по Челябинской области. Приказом МВД России от 30 августа 2010 г. Рываева Е.В. принята на службу в органы внутренних дел Российской Федерации с присвоением специального звания лейтенанта внутренней службы.
23 марта 2010 г. между МВД России в лице начальника УФМС России по Челябинской области и Рываевой Е.В. заключён контракт о прохождении службы в органах внутренних дел в УФМС России по Челябинской области в должности инспектора отдела оформления заграничных паспортов УФМС России по Челябинской области.
В период с марта 2013 года по октябрь 2015 года Рываева Е.В. находилась в отпуске по уходу за ребёнком по достижении им трёхлетнего возраста. В июне 2013 года, находясь в отпуске по уходу за ребёнком, Рываева Е.В. получила уведомление о сокращении занимаемой ею должности.
По окончании отпуска по уходу за ребёнком Рываева Е.В. проработала в УФМС России по Челябинской области в период с октября по декабрь 2015 года, с 4 декабря 2015 года была переведена на службу в отделение УФМС России по Челябинской области в Красноармейском районе на период отсутствия основного работника, о чём с ней заключено дополнительное соглашение к контракту о прохождении службы в органах внутренних дел.
В связи с упразднением Федеральной миграционной службы (далее - ФМС России) на основании Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" приказом председателя ликвидационной комиссии ФМС России от 1 июня 2016 г. N 221 ликвидировано УФМС России по Челябинской области.
8 апреля 2016 г. Рываева Е.В. была уведомлена о предстоящем расторжении контракта и увольнении из органов внутренних дел Российской Федерации по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
На основании уведомления от 19 апреля 2016 г. Рываева Е.В. поставлена в известность о предстоящем увольнении из органов внутренних дел Российской Федерации по истечении срока действия срочного контракта в связи с выходом основного сотрудника.
Приказом Министра внутренних дел России от 13 сентября 2016 г. N 1024 л/с Рываева Е.В. уволена со службы в органах внутренних дел Российской Федерации по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
На основании приказа Министра внутренних дел Российской Федерации от 13 сентября 2016 г. N 1024 л/с был вынесен приказ председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Челябинской области от 10 октября 2016 г. N 1187 л/с о расторжении с Рываевой Е.В. контракта и установлении даты увольнения по указанному выше основанию с 10 октября 2016 г.
По мнению Рываевой Е.В., увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", произведено с нарушением установленного законом порядка, поскольку на момент увольнения она являлась сотрудником органов внутренних дел, прикомандированным для прохождения службы в УФМС России по Челябинской области, однако ей не были предложены все вакантные должности, имеющиеся в структуре органа внутренних дел на момент увольнения.
Также, Рываева Е.В. указала, что при увольнении с ней не был произведён окончательный расчёт, а именно не выплачена денежная компенсация за форменное обмундирование, данная выплата произведена только 23 ноября 2016 г.
С учётом уточнённых исковых требований Рываева Е.В. просила суд: признать незаконными и отменить приказ Министра внутренних дел России от 13 сентября 2016 г. N 1024 л/с об увольнении её из органов внутренних дел, приказ председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Челябинской области от 10 октября 2016 г. N 1187 л/с о расторжении с ней контракта и установлении даты увольнения по указанному выше основанию с 10 октября 2016 г.; восстановить её на службе с 10 октября 2016 г. в ранее занимаемой должности и зачислить в распоряжение ГУ МВД России по Челябинской области до решения вопроса о дальнейшем прохождении службы или её прекращении; взыскать с МВД России денежное довольствие за время вынужденного прогула за период с 11 октября по 15 декабря 2016 г. в размере 99 943,15 руб., компенсацию за задержку выплаты компенсации за форменное обмундирование с 11 октября по 23 ноября 2016 г. в размере 2 629,53 руб.; взыскать с ГУ МВД России по Челябинской области и с МВД России пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб., расходы на оплату услуг представителя в сумме 40 000 руб.
Представитель ответчиков - МВД России и ГУ МВД России по Челябинской области исковые требования не признал.
Представитель ответчика - УФМС России по Челябинской области и представители третьих лиц по делу - Министерства финансов Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по Челябинской области, Федерального казённого учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения ГУ МВД России по Челябинской области" в судебное заседание суда первой инстанции не явились.
Решением Калининского районного суда г. Челябинска от 10 марта 2017 г. исковые требования Рываевой Е.В. удовлетворены частично. Суд взыскал с МВД России в пользу истца компенсацию за задержку причитающихся выплат за форменное обмундирование за период с 11 октября по 23 ноября 2016 г. в размере 2 629,53 руб., компенсацию морального вреда - 1 000 руб., расходы на оплату услуг представителя - 5 000 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 5 июня 2017 г. решение суда первой инстанции в части взыскания с МВД России в пользу истца компенсации за задержку выплаты компенсации за форменное обмундирование, компенсации морального вреда, расходов на оплату услуг представителя отменено. В указанной части принято новое решение об отказе в удовлетворении иска. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Рываевой Е.В. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. 11 декабря 2017 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 12 февраля 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Истец Рываева Е.В., представитель ответчика - ликвидационной комиссии УФМС России по Челябинской области и представители третьих лиц по делу - Министерства финансов Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по Челябинской области, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не сообщили, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм права, выразившиеся в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 23 марта 2010 г. между МВД России в лице начальника УФМС России по Челябинской области и сотрудником органов внутренних дел Рываевой Е.В. заключён контракт о прохождении службы в органах внутренних дел в должности инспектора отдела оформления заграничных паспортов УФМС России по Челябинской области. Приказом УФМС России по Челябинской области от 22 июня 2010 г. N 265 л/с Рываева Е.В. назначена на указанную должность.
Приказом УФМС России по Челябинской области от 7 июня 2012 г. N 365 л/с лейтенант внутренней службы Рываева Е.В. на основании рапорта назначена на должность инспектора отдела оформления заграничных паспортов УФМС России по Челябинской области в Тракторозаводском районе г. Челябинска.
4 декабря 2015 г. между начальником УФМС России по Челябинской области и старшим лейтенантом внутренней службы Рываевой Е.В. подписано дополнительное соглашение к служебному контракту о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации, согласно которому Рываева Е.В. переведена на службу в отделение УФМС России по Челябинской области в Красноармейском районе в должности инспектора отделения УФМС России по Челябинской области на период отсутствия основного работника. Приказом начальника УФМС России по Челябинской области от 8 декабря 2015 г. N 1054 л/с Рываева Е.В. назначена на указанную должность.
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" упразднена Федеральная миграционная служба.
8 апреля 2016 г. Рываева Е.В. была уведомлена о предстоящем расторжении контракта и увольнении из органов внутренних дел Российской Федерации по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
Также, на основании уведомления от 19 апреля 2016 г. Рываева Е.В. поставлена в известность о предстоящем увольнении из органов внутренних дел Российской Федерации по истечении срока действия срочного контракта в связи с выходом основного сотрудника.
В связи с упразднением Федеральной миграционной службы на основании Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" приказом председателя ликвидационной комиссии ФМС России от 1 июня 2016 г. N 221 ликвидировано УФМС России по Челябинской области.
Приказом временно исполняющего обязанности Министра внутренних дел России от 8 июля 2016 г. N 682 л/с сотрудники, прикомандированные к Федеральной миграционной службе с оставлением в кадрах органов внутренних дел Российской Федерации, с 7 июля 2016 г. переведены в ГУ МВД России по Челябинской области для дальнейшего прохождения службы. Рываева Е.В. в названном приказе не поименована.
Судом установлено, что 23 августа 2016 г. начальником отдела кадров УФМС России по Челябинской области с Рываевой Е.В. проведена беседа, в ходе которой она была постановлена в известность о предстоящем увольнении из органов внутренних дел в связи сокращением должности, ей разъяснены основания увольнения, право на получение соответствующих выплат при увольнении.
Приказом Министра внутренних дел России от 13 сентября 2016 г. N 1024 л/с старший лейтенант внутренней службы Рываева Е.В. уволена со службы в органах внутренних дел Российской Федерации по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
На основании названного приказа был вынесен приказ председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Челябинской области от 10 октября 2016 г. N 1187 л/с о расторжении с Рываевой Е.В. контракта и установлении даты её увольнения по указанному выше основанию с 10 октября 2016 г.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Рываевой Е.В. в части признания приказов об увольнении незаконными, восстановлении в ранее занимаемой должности, суд первой инстанции со ссылкой на положения Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и нормативные правовые акты ФМС России, регламентирующие в частности порядок прохождения службы в структуре ФМС России прикомандированных к ФМС России сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (приказ ФМС России от 15 апреля 2013 г. N 199 "Об особенностях применения в отношении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных к ФМС России, приказа МВД России от 30 ноября 2012 г. N 1065 "О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации"), пришёл к выводу о законности увольнения истца по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". При этом суд исходил из того, что истец проходила службу и занимала должность в ФМС России, являвшейся самостоятельным государственным органом в структуре органов государственной власти Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти (ФМС России) упразднён, следовательно, у МВД России и ГУ МВД России по Челябинской области отсутствовала обязанность по уведомлению Рываевой Е.В. о наличии вакантных должностей и предложению истцу, увольняемой в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, вакантных должностей, имеющихся в органах внутренних дел на момент увольнения.
Суд указал, что в Указе Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" отсутствует норма об обязательности назначения сотрудников упразднённой ФМС России на должности в органы внутренних дел Российской Федерации.
Суд признал порядок увольнения Рываевой Е.В. в связи с сокращением должности в органах внутренних дел соблюдённым со ссылкой на то, что федеральный орган исполнительной власти, в котором она проходила службу, ликвидирован, увольнение произведено уполномоченным лицом. Поскольку ФМС России не входила в структуру МВД России, то, по мнению суда, отсутствовали основания для зачисления Рываевой Е.В. в распоряжение МВД России на основании статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Кроме того, суд в обоснование вывода об отказе в удовлетворении исковых требований Рываевой Е.В. о признании увольнения незаконным сослался на то, что она не изъявила желание на дальнейшее прохождение службы в органах внутренних дел путём обращения с соответствующим заявлением в ГУ МВД России по Челябинской области.
Суд апелляционной инстанции согласился с приведёнными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, её прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются, в том числе Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
В силу части 2 статьи 10 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел может проходить службу в органах внутренних дел в случае его зачисления в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо в случае прикомандирования, предусмотренного статьей 32 настоящего Федерального закона. При этом сотрудник не замещает должность в органах внутренних дел. Федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации могут быть установлены другие случаи прохождения сотрудником службы в органах внутренних дел, когда он не замещает должность в органах внутренних дел.
Согласно частям 1 и 2 статьи 32 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ для выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, сотрудник органов внутренних дел с его согласия может быть прикомандирован к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу или к организации с оставлением в кадрах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок прикомандирования сотрудников органов внутренних дел, особенности обеспечения их денежным довольствием и особенности прохождения ими службы в органах внутренних дел в период прикомандирования устанавливаются Президентом Российской Федерации.
В соответствии с частью 29 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и частью 2 статьи 32 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 2013 г. утверждено Положение о порядке прикомандирования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения предусмотрено, что сотрудники прикомандировываются к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или организациям для выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Пунктом 3 Положения установлено, что сотрудники, прикомандированные к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям, проходят службу в органах внутренних дел в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ с учётом особенностей, установленных настоящим Положением.
На прикомандированных сотрудников и членов их семей распространяются гарантии социальной защиты и иные социальные гарантии, предусмотренные для сотрудников и членов их семей (пункт 16 Положения).
Из приведённого правового регулирования следует, что на сотрудников органов внутренних дел, прикомандированных к федеральным органам государственной власти, распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, и предоставляемые сотрудникам органов внутренних дел, проходящим службу на соответствующих должностях в органах внутренних дел, в том числе гарантии при увольнении в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее - Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156) упразднена Федеральная миграционная служба.
Пунктом 2 названного Указа Президента Российской Федерации Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия, штатная численность, в том числе упраздняемой Федеральной миграционной службы, с сокращением на 30 процентов.
Пунктом 3 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156 установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является правопреемником упраздняемой Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 Правительством Российской Федерации 26 мая 2016 г. N 1025-р издано распоряжение.
Подпунктом "е" пункта 4 названного распоряжения председателю ликвидационной комиссии предписано принять меры по обеспечению гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированным к ФМС России, федеральным государственным гражданским служащим и работникам упраздняемой ФМС России.
В соответствии с пунктом 29 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" сотрудники органов внутренних дел, прикомандированные к Федеральной миграционной службе, назначаются на должности в органах внутренних дел без учёта требований, установленных частью 2 статьи 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ. Перевод указанных сотрудников на вышестоящие должности осуществляется с соблюдением квалификационных требований, установленных частью 2 статьи 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.
Согласно части 7 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ расторжение контракта по основанию, предусмотренному пунктом 8, 11 или 12 части 2 данной статьи, осуществляется по инициативе одной из сторон контракта. При этом расторжение контракта по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя допускается только в случае невозможности перевода или отказа сотрудника органов внутренних дел от перевода на иную должность в органах внутренних дел.
Условия и порядок перевода сотрудника органов внутренних дел предусмотрены статьей 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 30 названного закона перевод сотрудника органов внутренних дел в случаях, установленных Федеральным законом, на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел, в другую местность либо в связи с его зачислением в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел допускается с согласия сотрудника, выраженного в письменной форме, если иное не предусмотрено поименованным федеральным законом.
Пунктом 1 части 1 и частью 4 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ установлено, что при сокращении должностей в органах внутренних дел правоотношения с сотрудником органов внутренних дел, замещающим сокращаемую должность, продолжаются в случае предоставления сотруднику с учётом уровня его квалификации, образования и стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет) или стажа (опыта) работы по специальности возможности замещения иной должности в органах внутренних дел. Сотрудник органов внутренних дел в случае отказа от предложенной ему для замещения иной должности в органах внутренних дел либо от направления на обучение по дополнительным профессиональным программам освобождается от замещаемой должности и увольняется со службы в органах внутренних дел. В этом случае контракт с сотрудником расторгается в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 82 данного федерального закона.
Для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел или о её прекращении Президент Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель может освободить сотрудника от замещаемой должности в органах внутренних дел. Сотрудник, освобождённый от замещаемой должности, может быть зачислен в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения. При этом сохраняются установленные данным федеральным законом правовое положение (статус), гарантии социальной защиты сотрудника и правоотношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, за исключением выполнения сотрудником обязанностей и наделения его правами, которые установлены должностным регламентом (должностной инструкцией) (часть 9 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Из приведённых норм материального права в их системной взаимосвязи следует, что после упразднения Федеральной миграционной службы в отношении сотрудников органов внутренних дел, прикомандированных к Федеральной миграционной службе, изъявивших желание продолжить службу в органах внутренних дел путём подачи соответствующего рапорта, кадровыми подразделениями МВД России должны проводится мероприятия по решению вопроса о занятии этими сотрудниками соответствующих должностей в структуре органов внутренних дел. И только в случае невозможности перевода или отказа прикомандированного сотрудника органов внутренних дел от перевода на иную должность в органах внутренних дел такой сотрудник подлежит увольнению по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Из материалов дела следует, что 23 мая 2016 г. начальником ГУ МВД России по Челябинской области в адрес начальника отдела кадров УФМС России по Челябинской области направлено обращение с просьбой в срок до 25 мая 2016 г. истребовать, в том числе от сотрудников УФМС России по Челябинской области рапорты (заявления) о желании проходить службу в ГУ МВД России по Челябинской области (территориальных органах МВД России по Челябинской области) без указания конкретной должности (том 1, л.д. 181).
Как установлено судом, 23 августа 2016 г. начальником отдела кадров УФМС России по Челябинской области с Рываевой Е.В. проведена беседа, в ходе которой она была постановлена в известность о предстоящем увольнении из органов внутренних дел в связи сокращением должности, ей разъяснены основания увольнения, право на получение соответствующих выплат при увольнении. Однако, какой-либо информации о необходимости представить рапорт о согласии на дальнейшее прохождение службы в органах внутренних дел, а также о возможности перевода и назначения Рываевой Е.В. на имеющиеся вакантные должности в структуре органов внутренних дел уполномоченными должностными лицами УФМС России по Челябинской области, ГУ МВД России по Иркутской области и МВД России до Рываевой Е.В. не донесено.
Учитывая, что Рываева Е.В. на момент увольнения являлась прикомандированным сотрудником, проходившим службу в органах внутренних дел, на которого при увольнении по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, распространяются гарантии, в том числе по решению вопроса о переводе на вакантные должности, имеющиеся в органах внутренних дел на момент увольнения, однако вопрос о возможности дальнейшего прохождения ею службы ответчиками в установленном порядке не решался, Судебная коллегия считает, что суждения судов первой и апелляционной инстанций о том, что федеральный орган исполнительной власти (ФМС России), в котором истец проходила службу на соответствующей должности, упразднён, а законом не установлена обязанность по предложению сотруднику вакантных должностей в другом самостоятельном органе, равно как и выводы о соблюдении ответчиками установленного Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ порядка увольнения Рываевой Е.В. по указанному основанию противоречат приведённому выше правовому регулированию.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции, оставившее его без изменения, об отказе в удовлетворении исковых требований Рываевой Е.В. нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов истца, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кроме того, Судебная коллегия считает необходимым обратить внимание судов первой и апелляционной инстанций при новом рассмотрении дела на следующее.
Отменяя решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требования Рываевой Е.В. о взыскании с МВД России в её пользу компенсации за задержку причитающихся выплат за форменное обмундирование, компенсации морального вреда и расходов на оплату услуг представителя и принимая новое решение об отказе в удовлетворении иска в указанной части, суд апелляционной инстанции исходил из того, что, поскольку работодателем истца является УФМС России по Челябинской области, находящееся в стадии ликвидации, то оно должно нести ответственность за несвоевременную выплату спорной компенсации.
Данный вывод суда апелляционной инстанции Судебная коллегия считает ошибочным.
На основании подпункта "а" пункта 2 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156 Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия, в том числе упраздняемой Федеральной миграционной службы.
Пунктом 3 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156 установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является правопреемником упраздняемой Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Приказом председателя ликвидационной комиссии ФМС России от 1 июня 2016 г. N 221 ликвидировано Управление Федеральной миграционной службы по Челябинской области.
29 декабря 2016 г. Правительством Российской Федерации издано распоряжение N 2896-р о продлении до 1 июля 2018 г. срока завершения ликвидационных мероприятий по упразднению, в том числе ФМС России, согласно которому органом исполнительной власти, ответственным за проведение ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России, является МВД России (пункт 2 распоряжения).
Пунктом 4 названного распоряжения предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с мероприятиями, предусмотренными настоящим распоряжением, надлежит произвести в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных МВД России в федеральном бюджете.
Из приведённых положений Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156 и распоряжения Правительства Российской Федерации следует, что МВД России является распорядителем бюджетных средств, в том числе по обязательствам упразднённой ФМС России и её территориальных органов, в связи с чем вывод суда апелляционной инстанции о том, что требования о взыскании компенсации за задержку причитающихся выплат за форменное обмундирование заявлены Рываевой Е.В. к ненадлежащему ответчику - МВД России, не соответствует установленным названным Указом и распоряжением Правительства Российской Федерации предписаниям.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, определила:
решение Калининского районного суда г. Челябинска от 10 марта 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 5 июня 2017 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Калининский районный суд г. Челябинска.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Гуляева Г.А. |
|
Жубрин М.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 марта 2018 г. N 48-КГ17-24
Текст определения официально опубликован не был