Motor vehicles. Visibility from driver's seat. Technical requirements and test methods
МКС 43.020
Дата введения - 1 февраля 2018 г.
Введен впервые
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")
2 Внесен Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 "Дорожный транспорт"
3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22 ноября 2016 г. N 93-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республики Беларусь |
Грузия |
GE |
Грузстандарт |
Киргизия |
KG |
Кыргызстандарт |
Россия |
RU |
Росстандарт |
Таджикистан |
TJ |
Таджикстандарт |
Узбекистан |
UZ |
Узстандарт |
Украина |
UA |
Минэкономразвития Украины |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 июня 2017 г. N 564-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33988-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 февраля 2018 г.
5 Введен впервые
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на автомобильные транспортные средства (далее - ТС) категорий М и N, в том числе на троллейбусы, в соответствии со Сводной резолюцией [1] [кроме транспортных средств специального назначения с надстройками (крановые установки, экскаваторы и т.п.), конструктивные элементы которых будут находиться в полях обзора Б и П] и устанавливает технические требования в отношении передней обзорности с места водителя, а также методы испытаний.
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 бинокулярный обзор: Обзор, получаемый в результате наложения полей, видимых левым и правым глазом одновременно.
2.2 боковые разделительные стойки переднего окна: Конструктивные элементы, дополнительно используемые для крепления стекол при составном ветровом стекле.
2.3 зона очистки переднего окна: Зона на наружной поверхности стекла, очищаемая щетками стеклоочистителя.
2.4 исходные точки отсчета: Физические точки (отверстия, плоскости, метки и углубления) на кузове ТС, указанные предприятием-изготовителем.
2.5 капотная компоновка ТС: Конструкция кузова (кабины), в которой более 2/3 длины двигателя находится перед наиболее удаленной точкой основания ветрового стекла по ходу движения ТС и при которой в передней его части имеется ярко выраженный отсек для двигателя или багажный отсек.
2.6 полукапотная компоновка ТС: Конструкция кузова (кабины), в которой наиболее удаленная точка основания ветрового стекла по ходу движения ТС находится над двигателем.
2.7 вагонная компоновка ТС и компоновка ТС с кабиной над двигателем: Конструкция кузова (кабины), в которой весь двигатель находится за наиболее удаленной точкой основания ветрового стекла по ходу движения ТС.
2.8 конструктивный угол наклона туловища: Угол, измеряемый между вертикальной линией, проходящей через точку R, и линией туловища в положении, соответствующем конструктивному положению спинки сиденья, указанному предприятием-изготовителем ТС.
2.9 непросматриваемые зоны: Невидимые зоны, создаваемые непрозрачными элементами конструкции кабины (кузова), внутренним или наружным оборудованием и т.д.
2.10 непросматриваемые зоны, создаваемые стойками переднего окна: Невидимые зоны, создаваемые стойками переднего окна с учетом бинокулярности обзора.
2.11 нормативные зоны А и Б переднего окна: Условные зоны на наружной поверхности прозрачной части ветрового стекла ТС.
Примечание - Размеры нормативных зон А и Б установлены настоящим стандартом и в соответствии с Правилами [2]. Нормативная зона А расположена внутри нормативной зоны Б непосредственно перед водителем.
2.12 нормативное поле обзора П: Условное поле передней обзорности в 180°-ном секторе, расположенное между горизонтальной плоскостью, являющейся верхней границей поля и проходящей на уровне глаз водителя, и тремя другими плоскостями, составляющими в совокупности нижнюю границу поля.
Примечание - Взаимное расположение указанных плоскостей в пространстве установлено настоящим стандартом.
2.13 обзорность: Конструктивное свойство ТС, характеризующее объективную возможность и условия восприятия водителем визуальной информации, необходимой для безопасного и эффективного управления ТС.
2.14 передняя обзорность: Обзорность через переднее и боковые окна кабины, ограниченная полем зрения водителя, равным 180°, в горизонтальной плоскости при направлении линии взора с места водителя параллельно средней продольной плоскости ТС.
Примечание - Характеризуется размерами и расположением нормативных зон А и Б переднего окна, степенью очистки нормативных зон А и Б, нормативным полем обзора П, непросматриваемыми зонами в нормативном поле обзора П, а также непросматриваемыми зонами, создаваемыми стойками переднего окна.
2.15 продольная регулировка сиденья водителя: Величина перемещения сиденья, измеренная по горизонтали между крайним задним и крайним передним фиксированными положениями.
2.16 продольная регулировка сиденья водителя для нормального управления или использования: Регулировка по горизонтали без перемещения, предусмотренного для целей иных, чем нормальное управление или использование, заданная предприятием-изготовителем.
2.17 прозрачная часть переднего и боковых окон: Часть стекла переднего и боковых окон, свободная от непрозрачных элементов конструкции, имеющая светопропускание согласно Правилам [2].
2.18 разделительные стойки боковых окон: Конструктивные элементы, дополнительно используемые для крепления стекол при составном боковом стекле.
2.19 средняя и боковые стойки переднего окна: Опоры крыши кабины с примыкающими непрозрачными элементами дверей и уплотнителей или со сплошной непрозрачной полосой по краям вклеиваемых стекол.
Примечание - При этом средняя стойка может не являться опорой крыши кабины. Иные непрозрачные элементы конструкции, примыкающие к опорам крыши кабины и приводящие к увеличению их общей ширины, рассматриваются как самостоятельные элементы конструкции.
2.20 степень очистки нормативной зоны: Отношение площади поверхности нормативной зоны, очищаемой щетками стеклоочистителей, к общей площади поверхности соответствующей нормативной зоны, выраженное в процентах.
2.21 точки Е: Характеристические точки, имитирующие положение левого и правого глаза при повороте головы сидящего водителя относительно точки Р в направлении соответствующей боковой стойки.
2.22 точки Р: Характеристические точки пересечения оси поворота головы сидящего водителя в направлении к объекту наблюдения с горизонтальной плоскостью, расположенной на высоте глаз, принятые для определения углов непросматриваемых зон, образуемых стойками переднего окна.
Примечание - При этом имеется в виду, что сидящий водитель поворачивает голову вокруг вертикальной оси. Координаты точек Р через угол наклона туловища сидящего водителя и продольную регулировку сиденья для нормального управления или использования зависимы от координат точки R.
2.23 точка R, или контрольная точка сиденья: Условная точка, указываемая предприятием-изготовителем для сиденья водителя и устанавливаемая относительно трехмерной системы координат.
2.24 точки V: Характеристические точки положения глаз водителя, принятые для определения границ нормативных зон А и Б переднего окна и нормативного поля обзора П ТС.
Примечание - Координаты точек V определяют относительно координаты точки R в соответствии с углом наклона туловища.
2.25 тип транспортного средства (в отношении передней обзорности): ТС, не имеющие между собой существенных конструктивных различий в отношении характеристик, определяющих показатели передней обзорности с места водителя:
- координат точки R, угла наклона туловища водителя и величины продольной регулировки сиденья;
- размеров переднего и боковых окон и их взаимного расположения относительно точки R;
- системы стеклоочистки переднего окна;
- конструкции и размеров боковых и средней стоек;
- компоновки и ширины ТС.
2.26 снаряженная масса ТС: Определенная изготовителем масса комплектного транспортного средства с водителем без нагрузки.
Примечание - Масса включает не менее 90 % топлива.
2.27 полная масса ТС: Технически допустимая максимальная масса, указанная изготовителем, который устанавливает распределение этой массы по осям.
3 Технические требования
3.1 Параметры, определяющие переднюю обзорность
Передняя обзорность определяется (см. рисунок 1):
- размерами и расположением нормативных зон А и Б переднего окна;
- степенью очистки нормативных зон А и Б переднего окна;
- непросматриваемыми зонами, создаваемыми стойками переднего окна;
- непросматриваемыми зонами в нормативном поле обзора П.
1 - граница прозрачной части левого бокового окна; 2 - левая боковая стойка переднего окна; 3 - контур очистки переднего окна; 4 - граница нормативной зоны А; 5 - граница нормативной зоны Б; 6 - граница прозрачной части переднего окна; 7 - правая боковая стойка переднего окна; 8 - граница прозрачной части правого бокового окна; 9 - следы от плоскостей, являющихся границами нормативного поля обзора П
Рисунок 1 - Расположение нормативных зон А и Б переднего окна и нормативного поля обзора П
3.2 Требования к размерам и расположению нормативных зон А и Б переднего окна
3.2.1 Размеры и расположение нормативных зон А и Б переднего окна определяются углами, значения которых представлены в таблице 1.
Таблица 1
Категория АТС |
Вариант компоновок АТС |
Зона |
Нормативный угол, градусы |
|||
вверх |
вниз |
влево |
вправо |
|||
М1 |
Все варианты |
А |
3 |
1 |
13 |
20 |
Б |
7 |
5 |
17 |
+ |
||
М2 |
А |
3 |
1 |
13 |
20 |
|
Б |
7 |
5 |
17 |
+ |
||
А |
7 |
4 |
15 |
20 |
||
Б |
12 |
8 |
19 |
+ |
||
А |
7 |
4 |
15 |
20 |
||
Б |
12 |
11 |
19 |
+ |
||
М3 |
Капотная |
А |
6 |
3 |
15 |
20 |
Б |
9 |
7 |
19 |
+ |
||
Полукапотная |
А |
9 |
15 |
20 |
20 |
|
Б |
10 |
21 |
22 |
+ |
||
Вагонная |
А |
9 |
15 |
20 |
20 |
|
Б |
10 |
21 |
22 |
+ |
||
N1 |
Капотная |
А |
3 |
1 |
13 |
20 |
Б |
7 |
5 |
17 |
+ |
||
Полукапотная |
А |
5 |
2 |
14 |
20 |
|
Б |
8 |
6 |
18 |
+ |
||
С кабиной над двигателем |
А |
5 |
2 |
14 |
20 |
|
Б |
8 |
6 |
18 |
+ |
||
N2 |
Все варианты |
А |
6 |
3 |
15 |
16 |
Б |
9 |
7 |
18 |
+ |
||
N3 |
А |
6 |
7 |
15 |
16 |
|
Б |
7(6*) |
10 |
18 |
+ |
||
* Для ТС капотной компоновки с составным ветровым стеклом и боковыми разделительными стойками.
Примечание - Знак "+" означает, что правая граница нормативной зоны Б симметрична левой границе относительно средней продольной плоскости ТС. |
3.2.2 Расстояние между границами прозрачной части переднего окна и нормативной зоны Б по всему контуру должно быть не менее 25 мм.
3.2.3 Нижняя часть нормативной зоны Б может быть закрыта непрозрачными элементами конструкции, расположенными внутри кабины, при обеспечении обзора опорной поверхности из точки V2 через переднее окно, не превышающего 6 м.
Если данное требование не может быть выполнено, ТС должно быть оснащено альтернативным устройством обзора опорной поверхности.
3.3 Требования к степени очистки нормативных зон А и Б переднего окна
3.3.1 Степень очистки нормативных зон А и Б переднего окна определяется значениями, представленными в таблице 2.
3.4 Требования к непросматриваемым зонам, создаваемым стойками переднего окна
3.4.1 Количество боковых стоек должно быть не более двух. Для ТС категорий М2, М3, N1, N2, N3 допускается наличие средней стойки.
Таблица 2
Конструкция переднего окна |
Нормативная зона, %, не менее |
||
А |
Б |
||
Категория АТС | |||
М1, М2, N1 |
М3, N2, N3 |
М1, М2, М3, N1, N2, N3 |
|
Без средней стойки |
98 |
100 |
80 |
Со средней стойкой |
97 |
100 |
70 |
Откидывающаяся оконная рама |
84 |
84 |
70 |
3.4.2 Угловые величины непросматриваемых зон, образуемые стойками переднего окна, представлены в таблице 3.
Таблица 3
Категория АТС |
Углы, образуемые стойками, градусы, не более |
|
боковой |
средней |
|
М1 |
6 |
- |
N1, М2 |
6 |
4 |
N2, N3, М3 |
7 |
4 |
3.5 Требования к непросматриваемым зонам в нормативном поле обзора П
3.5.1 В нормативном поле обзора П не должно быть непросматриваемых зон, за исключением зон, создаваемых:
- средней и боковыми стойками переднего окна;
- разделительными стойками боковых окон;
- рамками вентиляционных форточек;
- зеркалами заднего вида и элементами их крепления;
- деталями стеклоочистителей;
- наружными радиоантеннами;
- рулевым колесом и панелью приборов (только внутри проекции рулевого колеса), при условии, что верхняя точка рулевого колеса не попадает в зону А;
- проводниками радиоантенн, не превышающими по ширине: залитых в стекло проводников - 0,5 мм, нанесенных на стекло проводников - 1,0 мм. При этом в нормативной зоне А должно проходить не более трех указанных выше проводников радиоантенн, а ширина каждого из них не должна превышать 0,5 мм;
- проволочными нагревательными элементами для размораживания и сушки переднего окна, обычно зигзагообразных или синусоидальных, если их максимальная ширина не превышает 0,03 мм, а максимальная плотность проводов, проходящих вертикально, 8 шт./см, проходящих горизонтально - 5 шт./см.
3.5.2 Для ТС категорий М3, N3 допускается наличие не более двух боковых разделительных стоек переднего окна.
3.5.3 Для ТС категории М3вагонной компоновки допускается попадание в нормативное поле обзора П:
- кузовных элементов конструкции с примыкающими к ним рамками створок дверей, расположенных с правой стороны по ходу движения, при условии, что нанесенный на правое боковое окно по методу 4.8.1.1 след плоскости, ограничивающей нормативное поле обзора П в переднем 180°-ном секторе, попадает в световой проем створки, или, по крайней мере, имеется еще один световой проем, расположенный в непосредственной близости от следа указанной плоскости. В любых случаях угловые значения непросматриваемых зон, образуемые указанными элементами конструкции, не должны превышать 7° на всем протяжении зоны П по вертикали;
- непрозрачных элементов конструкции в зоне обзора через правое боковое окно, при условии, что уменьшение площади требуемого поля обзора не превышает 20 % для ТС, оборудованных зеркалом заднего вида класса V, обеспечивающим поле бокового обзора справа в соответствии с Правилами [3].
Для ТС категорий М2, М3, N1, N2 и N3 допускается попадание в нормативное поле обзора П:
- непрозрачных элементов конструкции в зоне обзора через боковые окна, при условии, что уменьшение площади требуемого поля обзора через правое окно не превышает 10 %, а через левое - 5 %.
3.5.4 Для ТС категорий М2, М3, N1, N2 и N3 в нормативное поле обзора П допускается попадание направляющих шторок, при условии, что их общее количество не превышает шести, а сечение каждой направляющей шторки вписывается в окружность диаметром 6 мм. Не допускается закрывать нормативную зону А направляющими шторок. Не допускается закрывать нормативную зону Б местами крепления к стеклу направляющих шторок, если их ширина и высота превышает 50 мм.
3.5.5 В непросматриваемые зоны, создаваемые элементами конструкции, указанными в 3.5.1 - 3.5.4, допускается попадание других элементов конструкции, при условии, что непросматриваемые зоны не увеличиваются.
3.5.6 В нормативное поле обзора П допускается попадание технических средств, расположенных внутри кабины, при выполнении следующих условий:
- конструкция технических средств должна позволять водителю без затруднений, не отвлекаясь от управления, освобождать от них нормативное поле обзора П;
- точки крепления технических средств не должны закрывать нормативные зоны А, Б и находиться в нормативном поле обзора П.
4 Методы испытаний
4.1 Требования к средствам измерений
4.1.1 Измерение параметров обзорности ТС может быть осуществлено любым методом, позволяющим обеспечить заданную точность измерений.
4.1.2 Погрешность измерений не должна превышать:
- угловых размеров - 0,5°;
- линейных размеров - 1 мм.
4.2 Установка транспортных средств при испытаниях
ТС (или кабина) должно(а) быть установлено(а) по исходным точкам отсчета относительно опорной поверхности в соответствии с предписаниями предприятия-изготовителя согласно приложениям А и Б.
4.3 Контроль фактического положения точки Н и конструктивного угла наклона туловища
На установленном ТС (или кабине) должны быть определены положение точки Н и фактический угол наклона туловища, а также проведена проверка соответствия измеренных параметров конструкторским спецификациям, указанным предприятием-изготовителем, согласно приложению В.
4.4 Определение координат точек V и Р
4.4.1 Точки V и Р определяются относительно прямоугольной системы координат с началом в контрольной точке сиденья R, направление осей X, Y, Z которой совпадает с направлением осей X, Y, Z системы координат, показанной на рисунке А.1 (приложение А).
4.4.2 Координаты точек V и Р выбирают в соответствии с рисунком 2 и таблицами 4 и 5 в зависимости от величины продольной регулировки сиденья для нормального управления или использования и угла наклона туловища, заданных предприятием-изготовителем. Точка Рм является точкой пересечения прямой Р1Р2 и плоскости, параллельной вертикальной продольной плоскости Y(XZ), проходящей через точку R.
Таблица 4 - Значения величин и в зависимости от угла наклона туловища
Угол наклона туловища, градусы |
, мм |
, мм |
Угол наклона туловища, градусы |
, мм |
, мм |
5 |
-186 |
28 |
23 |
-18 |
5 |
6 |
-177 |
27 |
24 |
-9 |
3 |
7 |
-167 |
27 |
25 |
0 |
0 |
8 |
-157 |
27 |
26 |
9 |
-3 |
9 |
-147 |
26 |
27 |
17 |
-5 |
10 |
-137 |
25 |
28 |
26 |
-8 |
11 |
-128 |
24 |
29 |
34 |
-11 |
12 |
-118 |
23 |
30 |
43 |
-14 |
13 |
-109 |
22 |
31 |
51 |
-18 |
14 |
-99 |
21 |
32 |
59 |
-21 |
15 |
-90 |
20 |
33 |
67 |
-24 |
16 |
-81 |
18 |
34 |
76 |
-28 |
17 |
-72 |
17 |
35 |
84 |
-32 |
18 |
-62 |
15 |
36 |
92 |
-35 |
19 |
-53 |
13 |
37 |
100 |
-39 |
20 |
-44 |
11 |
38 |
108 |
-43 |
21 |
-35 |
9 |
39 |
115 |
-48 |
22 |
-26 |
7 |
40 |
123 |
-52 |
Примечание - и - величины, характеризующие, соответственно, продольное и вертикальное смещения условного положения глаз водителя относительно контрольной точки сиденья R в зависимости от угла наклона туловища. |
Таблица 5 - Значения в зависимости от величины продольной регулировки сиденья
В миллиметрах
Продольная регулировка сиденья |
|
До 108 |
0 |
Св. 108 до 120 включ. |
-13 |
Св. 120 до 132 включ. |
-22 |
Св. 132 до 145 включ. |
-32 |
Св. 145 до 158 включ. |
-42 |
Св. 158 |
-48 |
Примечание - - величина, характеризующая продольное смещение условного положения глаз водителя относительно контрольной точки сиденья R в зависимости от продольной регулировки сиденья для нормального управления или использования. |
* Размер для справок.
Рисунок 2 - Определение координат точек V и P
4.5 Нанесение границ нормативных зон А и Б на переднее окно
4.5.1 Нанесение границ нормативной зоны А на переднее окно
Из точек V1 и V2 (рисунок 3) под заданными углами (таблица 1) на переднее окно наносят границы нормативной зоны А.
Верхнюю границу определяют пересечением полуплоскости, проведенной через ось Y, проходящую через точку V1 под нормативным углом "вверх" по отношению к горизонтальной плоскости Z(XY), с поверхностью переднего окна.
Нижнюю границу определяют пересечением полуплоскости, проведенной через ось Y, проходящую через точку V2 под нормативным углом "вниз" по отношению к горизонтальной плоскости Z(XY), с поверхностью переднего окна.
Левую границу определяют пересечением полуплоскости, проведенной через ось Z, проходящую через точки V1 и V2 под нормативным углом "влево" по отношению к продольной вертикальной плоскости Y(XZ), с поверхностью переднего окна.
Правую границу определяют пересечением полуплоскости, проведенной через ось Z, проходящую через точки V1 и V2 под нормативным углом "вправо" по отношению к продольной вертикальной плоскости Y(XZ), с поверхностью переднего окна.
4.5.2 Нанесение границ нормативной зоны Б на переднее окно
Верхнюю, нижнюю и левую границы определяют аналогично соответствующим границам нормативной зоны А по 4.5.1.
Рисунок 3 - Нанесение нормативных зон А и Б на переднее окно
Правую границу определяют как симметричную левой границе относительно средней продольной плоскости ТС.
На переднее окно наносят контур, отстоящий на расстоянии 25 мм от границы прозрачной части переднего окна.
Площадь нормативной зоны Б ТС категории М1 и N1 может быть сокращена при условии выполнения требований Правил [2] (пункт 2.4 приложения 18).
Площади нормативных зон А и Б ТС категорий М2, М3, N2, N3 могут быть сокращены при условии выполнения требований Правил [2] (раздел 9 приложения 3).
4.5.3 Определение обзора на уровне опорной поверхности
Из точки V2 проецируют плоскость, касательную непрозрачного элемента конструкции внутреннего оборудования кабины, через прозрачную поверхность стекла переднего окна, до пересечения с опорной поверхностью. Измеряют горизонтальное расстояние от пересечения проецируемой плоскости с опорной поверхностью и проекцией точки V2 на опорную поверхность в плоскости опорной поверхности, параллельно продольной оси Х.
Измерения проводят в снаряженном состоянии ТС.
4.6 Определение степени очистки нормативных зон А и Б переднего окна
4.6.1 Нанесение контура очистки переднего окна
На переднее окно наносят контур его прозрачной части.
На переднее окно наносят контур очистки, обеспечиваемый щетками стеклоочистителей. Контур очистки наносят при работающем двигателе на холостом ходу поочередно на всех режимах, предусмотренных конструкцией системы стеклоочистки переднего окна. Метод нанесения может быть любым, обеспечивающим заданную точность последующих измерений.
За оцениваемый контур очистки переднего окна принимают наибольший контур, охватывающий работу всех режимов стеклоочистки.
4.6.2 Расчет степени очистки нормативных зон А и Б
Степень очистки нормативных зон А и Б , %, вычисляют по формуле
,
(1)
где - часть площади нормативной зоны А (Б), очищенная щетками стеклоочистителя;
- общая площадь нормативной зоны А (Б).
4.7 Определение углов непросматриваемых зон, образуемых стойками переднего окна
4.7.1 Расположение непросматриваемых зон, создаваемых стойками переднего окна, и взаимное расположение точек Р и Е.
Непросматриваемые зоны, создаваемые боковыми и средней стойками переднего окна в поле зрения водителя, располагаются в плоскостях, проходящих через точки Р. Определяют непросматриваемые зоны из точек Е (рисунок 4), характеризующих положение правого и левого глаза водителя при повороте головы в направлении стойки. При этом учитывают зоны, создаваемые как самой стойкой переднего окна, так и передней стойкой двери с примыкающими к ним непрозрачными элементами.
Рисунок 4 - Расположение точек Е относительно точки Р
Из точек Е (рисунки 5, 6) и Р, координаты которых приведены на рисунке 2, в соответствии с поправками, указанными в таблицах 3 и 4, определяют углы непросматриваемых зон, образуемые стойками переднего окна:
- для левой стойки переднего окна из точек Е1 и Е2;
- для правой стойки переднего окна из точек Е3 и Е4;
- для средней стойки переднего окна из точек Е5 и Е6.
Рисунок 5 - Определение точек Р и Е для оценки непросматриваемых зон, создаваемых стойками переднего окна, измеряемых в горизонтальной плоскости
Рисунок 6 - Определение точек Р и Е для оценки непросматриваемых зон, создаваемых боковыми стойками, измеряемых по двум сечениям стойки
4.7.2 Метод определения углов непросматриваемых зон
4.7.2.1 Угол непросматриваемой зоны, образуемый каждой стойкой, измеряют в горизонтальной плоскости, проходящей через точки Р1-Р3 и Е1-Е6 (рисунок 5).
Угол непросматриваемой зоны, образуемый левой стойкой переднего окна, - это угол между прямой с началом в точке Е2, параллельной лучу, выходящему из точки Е1, образующему угол 90° с прямой Е1Е2 и касающемуся наружного края сечения стойки, и лучом, выходящим из точки Е2 и касающимся внутреннего края сечения стойки.
Угол непросматриваемой зоны, образуемый правой стойкой переднего окна, - это угол между прямой с началом в точке Е3, параллельной лучу, выходящему из точки Е4, образующему угол 90° с прямой Е3Е4 и касающемуся наружного края сечения стойки, и лучом, выходящим из точки Е3 и касающимся внутреннего края сечения стойки.
Угол непросматриваемой зоны, образуемый правой стойкой переднего окна, не измеряют, если боковые стойки расположены симметрично относительно средней продольной плоскости ТС.
Угол непросматриваемой зоны, образуемый средней стойкой переднего окна, - это угол между прямой с началом в точке Е6, параллельной лучу, выходящему из точки Е5, образующему угол 90° с прямой Е5Е6 и касающемуся левого по ходу ТС края сечения стойки, и лучом, выходящим из точки Е6 и касающимся правого по ходу ТС края сечения стойки.
4.7.2.2 Если на ТС категорий М1, М2 и N1 в результате измерений боковых стоек по 4.7.2.1 угловые величины составляют более 6°, то проводят следующие дополнительные измерения:
- угол непросматриваемой зоны, образуемый каждой стойкой, измеряют по двум сечениям стойки (рисунок 6):
1) сечение S1: образовано пересечением стойки переднего окна с плоскостью, перпендикулярной плоскости Y(XZ), проходящей через точку Рм и наклоненной на 2° вверх от горизонтальной плоскости. Горизонтальное сечение стойки переднего окна проходит через наиболее удаленную точку пересечения стойки с наклонной плоскостью (рисунок 6);
2) сечение S2: образовано пересечением стойки переднего окна с плоскостью, перпендикулярной плоскости Y(XZ), проходящей через точку Рм и наклоненной на 5° вниз от горизонтальной плоскости. Горизонтальное сечение стойки переднего окна проходит через наиболее удаленную точку пересечения стойки с наклонной плоскостью;
- угол непросматриваемой зоны, образуемый левой стойкой переднего окна, - это угол в горизонтальной плоскости между прямой с началом в точке Е2, параллельной лучу, выходящему из точки Е1, образующему угол 90° с прямой Е1Е2 и касающемуся наружного края сечения S2, и лучом, выходящим из точки Е2 и касающимся внутреннего края сечения S1;
- угол непросматриваемой зоны, образуемый правой стойкой переднего окна, - это угол в горизонтальной плоскости между прямой с началом в точке Е3, параллельной лучу, выходящему из точки Е4, образующему угол 90° с прямой Е3Е4 и касающемуся наружного края сечения S2, и лучом, выходящим из точки Е3 и касающимся внутреннего края сечения S1. Угол непросматриваемой зоны, образуемый правой стойкой переднего окна, не измеряют, если боковые стойки расположены симметрично относительно средней продольной плоскости ТС.
4.8 Определение непросматриваемых зон в нормативном поле обзора П
4.8.1 Нанесение на переднее и боковые окна следов от плоскостей, являющихся границами нормативного поля обзора П
4.8.1.1 Нормативное поле обзора П находится впереди плоскости, параллельной X (ZY) и проходящей через точки V1 и V2 (см. рисунок 7).
Из точек V1 и V2 на боковые окна (стены кабины) наносят следы указанной плоскости, ограничивающей нормативное поле обзора П в переднем 180°-ном секторе.
4.8.1.2 Сверху нормативное поле обзора П ограничено горизонтальной плоскостью, проходящей через точку V1.
Из точки V1 на окна и стойки переднего окна наносят след горизонтальной плоскости, ограничивающей нормативное поле обзора П сверху, до пересечения со следами, ограничивающими нормативное поле обзора П в переднем 180°-ном секторе.
4.8.1.3 Снизу нормативное поле обзора П ограничено тремя плоскостями, проходящими через точку V2 и наклоненными вниз к горизонтальной плоскости, параллельной Z(XY) под углом .
Первая плоскость перпендикулярна плоскости Y(XZ) и проходит под наклоном вперед. Вторая плоскость перпендикулярна плоскости X(ZY) и проходит под наклоном влево. Третья плоскость перпендикулярна плоскости X(ZY) и проходит под наклоном вправо.
Значения углов нормативного поля обзора П для различных категорий ТС приведены в таблице 6.
Рисунок 7 - Расположение плоскостей, являющихся границами нормативного поля обзора П
Таблица 6
Категория ТС |
Вариант компоновки двигателя на ТС |
, градусы |
М1 |
Все варианты |
4 |
М2 |
4 |
|
6 |
||
9 |
||
М3 |
Капотная |
6 |
Полукапотная и вагонная |
17 |
|
N1 |
Капотная |
4 |
Полукапотная и с кабиной над двигателем |
5 |
|
N2 |
Все варианты |
6 |
N3 |
8 |
Из точки V2 под заданным углом вниз на окна и стойки переднего окна наносят:
- след первой плоскости, ограничивающей нормативное поле обзора П снизу в направлении вперед;
- след второй плоскости, ограничивающей нормативное поле обзора П снизу в боковом направлении влево, до пересечения со следом на левом боковом окне, ограничивающем нормативное поле обзора П в переднем 180°-ном секторе, и следом первой плоскости нижней границы нормативного поля обзора П;
- след третьей плоскости, ограничивающей нормативное поле обзора П снизу в боковом направлении вправо, до пересечения со следом первой плоскости нижней границы нормативного поля обзора П и следом на правом боковом окне, ограничивающем нормативное поле обзора П в переднем 180°-ном секторе.
4.8.2 Определение непросматриваемых зон
4.8.2.1 Фиксируют конструктивные элементы в нормативном поле обзора П, создающие непросматриваемые зоны.
4.8.2.2 Если на ТС категории М3вагонной компоновки в результате проверки по 4.8.2.1 зафиксированы указанные в 3.5.3:
- кузовные элементы конструкции, с примыкающими к ним рамками створок дверей, расположенных с правой стороны по ходу движения, то измеряют непросматриваемые зоны в горизонтальной плоскости в соответствии с 4.7.2.1, а также в любой плоскости, наклоненной к горизонтальной плоскости относительно прямой Е3Е4;
- непрозрачные элементы конструкции в поле обзора через боковое окно, то вычисляют уменьшение требуемого поля обзора , %, по формуле
,
(2)
где - площадь прозрачной части бокового окна, фактически попадающая в нормативное поле обзора П;
- площадь прозрачной части бокового окна, которая попадала бы в нормативное поле обзора П, при предположении, что кромки окна проходят по следам плоскостей, нанесенных в соответствии с 4.8.1.1-4.8.1.3;
4.9 Оценка результатов испытаний
4.9.1 Оценке подвергают результаты испытаний по определению параметров передней обзорности. Проверяют выполнение следующих условий:
- нормативные углы, определяющие размеры и расположение нормативных зон А и Б переднего окна, должны быть не менее значений, указанных в таблице 1; расстояние между границами прозрачной части переднего окна и нормативной зоны Б по всему контуру должно быть не менее 25 мм;
- степень очистки нормативных зон А и Б переднего окна должна быть не менее значений, указанных в таблице 2;
- угловые величины непросматриваемых зон, образуемые стойками переднего окна, должны быть не более значений, указанных в таблице 3; количество стоек не должно превышать указанного в 3.4.1;
- в нормативном поле обзора П не должно быть непросматриваемых зон, за исключением создаваемых элементами конструкции, попадание которых допускается в соответствии с 3.5.
4.9.2 Считают, что результаты испытаний положительные, если выполнены условия, изложенные в 4.9.1.
4.10 Оформление результатов испытаний
4.10.1 По результатам испытаний оформляют протокол испытаний, приведенный в приложении Г.
4.10.2 Протокол сертификационных испытаний должен содержать полные, в соответствии с техническим описанием, сведения об объекте испытаний, условиях проведения испытаний и средствах измерений, подробные результаты измерений по всей номенклатуре требований настоящего стандарта.
В заключительном разделе протокола указывают:
- результаты проверки технического описания на предмет полноты и правильности его составления, а также соответствия представленного объекта испытаний техническому описанию;
- соответствие и/или несоответствие каждого параметра передней обзорности требованиям настоящего стандарта.
4.10.3 Протокол испытаний, иных, чем сертификационные, должен содержать краткие сведения об объекте испытаний. В протоколе указывают результаты измерений по всем или отдельным параметрам передней обзорности.
В заключительном разделе протокола указывают сведения о соответствии и/или несоответствии оцененных параметров передней обзорности требованиям настоящего стандарта.
Библиография
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 33988-2016 "Автомобильные транспортные средства. Обзорность с места водителя. Технические требования и методы испытаний" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 июня 2017 г. N 564-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2017 г.
Дата введения - 1 февраля 2018 г.
Текст ГОСТа приводится с учетом поправки, опубликованной в ИУС "Национальные стандарты", 2020 г., N 2