Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение В
(обязательное)
Порядок
определения положения точки Н и фактического угла наклона туловища сидящего в автомобиле водителя
В.1 Термины и определения
В данном приложении используются следующие термины с соответствующими определениями:
Контрольные параметры: Одна или несколько из следующих характеристик места водителя:
- точки Н и R и их соответствие друг другу;
- фактический и конструктивный углы наклона туловища и их соответствие друг другу.
Линия туловища: Центральная линия штыря объемного механизма определения точки Н, когда штырь находится в крайнем заднем положении.
Объемный механизм определения точки Н (трехмерный посадочный манекен): Устройство, применяемое для определения точки Н и фактического угла наклона туловища (рисунок В.1).
1 - спинка; 2 - кронштейн спинных грузов; 3 - уровень угла наклона спинки; 4 - круговой сектор наклона бедра; 5 - основание; 6 - кронштейн набедренных грузов; 7 - коленный шарнир; 8 - штырь; 9 - круговой сектор наклона спинки; 10 - визирные метки точки Н; 11 - ось вращения точки Н; 12 - поперечный уровень; 13 - кронштейн бедра; 14 - круговой сектор сгиба бедра; 15 - круговой сектор сгиба ступни
Рисунок В.1 - Обозначение элементов объемного механизма определения точки Н
Положение ТС для измерений: Положение ТС, определенное координатами исходных точек отсчета в трехмерной системе координат.
Точка Н: Центр вращения туловища и бедра объемного механизма определения точки Н, установленного на сиденье ТС в соответствии с предписаниями раздела В.3.
Примечание - Точка Н расположена в середине центральной линии устройства, проходящей между визирными метками точки Н с обеих сторон механизма.
Теоретически точка Н соответствует (допуски в В.2.2.2) точке R. После определения точки Н в соответствии с порядком, описанным в В.3, считают, что эта точка является фиксированной по отношению к подушке сиденья и перемещается вместе с ней при регулировке сиденья.
Фактический угол наклона туловища: Угол, измеряемый между вертикальной линией, проходящей через точку Н, и линией туловища посредством заднего кругового сектора на объемном механизме определения точки Н.
Примечание - Теоретически фактический угол наклона туловища соответствует конструктивному углу наклона туловища (допуски в В.2.2.2).
Центральная плоскость водителя (C/LO): Средняя плоскость объемного механизма определения точки Н, точно расположенная на месте водителя; она представлена координатой точки Н относительно оси Y. Центральная плоскость сиденья совпадает с центральной плоскостью водителя.
Центроид: Точка пересечения медиан плоского треугольника.
В.2 Предписания
В.2.1 Для сиденья водителя, контрольные параметры которого будут использованы для проверки соответствия положениям настоящего стандарта, представляют следующие данные:
- координаты точки R относительно трехмерной системы координат;
- конструктивный угол наклона туловища;
- все указания, необходимые для регулировки сиденья (если сиденье регулируемое), и установки его в положение для измерения, указанное в В.3.3.
В.2.2 Соответствие полученных данных конструктивным спецификациям
В.2.2.1 Координаты точки Н и фактический угол наклона туловища, установленные в соответствии с порядком, указанным в разделе В.3, сравнивают, соответственно, с координатами точки R и конструктивным углом наклона туловища, указанными предприятием-изготовителем.
В.2.2.2 Относительное положение точек R, Н и соответствие между конструктивным и фактическим углами наклона туловища считают удовлетворительными для сидения водителя, если точка Н, определенная ее координатами, находится в пределах квадрата, горизонтальные и вертикальные стороны которого, равные 50 мм, имеют диагонали, пересекающиеся в точке R, а фактический угол наклона туловища не отличается от конструктивного угла наклона туловища более чем на 5°.
В.2.2.3 В случае удовлетворения этих условий точка R и конструктивный угол наклона туловища используются для проверки соответствия положениям настоящего стандарта.
В.2.2.4 Если точка Н и фактический угол наклона туловища не соответствуют требованиям В.2.2.2, то их определяют еще два раза (всего три раза).
Если результаты двух из трех измерений удовлетворяют требованиям, применяют положения, изложенные в В.2.2.3.
В.2.2.5 Если результаты двух из трех измерений, установленных в В.2.2.4, не удовлетворяют В.2.2.2 или если проверка невозможна в связи с тем, что предприятие-изготовитель ТС не представило информации, касающейся положения точки R или конструктивного угла наклона туловища, используют, соответственно, центроид трех полученных точек или среднее значение трех измеренных углов, которые будут считаться приемлемыми во всех случаях, когда в настоящем стандарте упоминается точка R или конструктивный угол наклона туловища.
В.3 Порядок определения положения точки Н и фактического угла наклона туловища
В.3.1 Испытуемое ТС должно быть выдержано при температуре (20 10) °С по выбору предприятия-изготовителя, для того чтобы температура материала, из которого изготовлено сиденье, достигла комнатной.
Если испытуемое сиденье никогда не использовалось, на него необходимо поместить дважды в течение 1 мин человека или устройство массой от 70 до 80 кг для того, чтобы размять подушку сиденья и спинку.
По просьбе предприятия-изготовителя все комплекты сидений выдерживают в ненагруженном состоянии не менее 30 мин до установки на них объемного механизма определения точки Н.
В.3.2 ТС должно занять положение для измерения, определенное координатами исходных точек отсчета в трехмерной системе координат.
В.3.3 Если сиденье является регулируемым, его сначала устанавливают в крайнее заднее нормальное при управлении или использовании положение, предусмотренное предприятием-изготовителем ТС, за счет продольной регулировки, и без перемещения сиденья, предусмотренного для целей, иных, чем нормальное управление или использование.
В случае наличия других способов регулировки сиденья (вертикальной, угла наклона спинки и т.д.) оно затем должно приводиться в положение, определенное предприятием-изготовителем ТС.
Для откидных сидений жесткая фиксация сиденья в вертикальном положении должна соответствовать нормальному положению при управлении ТС, указанному предприятием-изготовителем.
В.3.4 Поверхность сиденья водителя, с которой соприкасается объемный механизм определения точки Н, покрывают муслиновой хлопчатобумажной тканью достаточного размера и соответствующей текстуры, определяемой как гладкая хлопчатобумажная ткань, имеющая 18,9 ниток на 1 см2 и весящая 0,228 кг/м2, или как вязаная или нетканая материя, имеющая аналогичные характеристики.
При проведении испытаний на сиденье вне ТС пол, на который устанавливают сиденье, должен иметь те же основные характеристики (угол наклона, разница в высоте крепления сиденья, текстура поверхности и т.д.), что и пол ТС, в котором будет установлено это сиденье.
В.3.5 Основание и спинку объемного механизма определения точки Н устанавливают таким образом, чтобы центральная плоскость водителя (C/LO) совпадала с центральной плоскостью механизма определения точки Н.
По просьбе предприятия-изготовителя механизм может быть передвинут внутрь относительно C/LO, если он находится снаружи и кромка сиденья не позволяет произвести его выравнивание.
В.3.6 Ступни и голени объемного механизма определения точки Н должны быть прикреплены к основанию корпуса отдельно либо посредством шарнирного Т-образного соединения. Линия, проходящая через визирные метки определения точки Н, должна быть параллельна грунту и перпендикулярна продольной центральной плоскости сиденья.
В.3.7 Ступни и ноги объемного механизма определения точки Н располагают следующим образом:
- перемещают вперед так, чтобы ступни заняли естественное положение между рабочими педалями. Левую ступню устанавливают таким образом, чтобы она находилась приблизительно на таком же расстоянии с левой стороны от центральной плоскости механизма определения точки Н, на каком находится правая ступня с правой стороны. При помощи уровня проверки поперечной ориентации устройство приводят в горизонтальное положение за счет регулировки основания корпуса либо за счет перемещения ступней и ног назад. Линия, проходящая через визирные метки точки Н, должна быть перпендикулярной продольной центральной плоскости сиденья;
- если левая нога не может удерживаться параллельно правой ноге, а левая ступня не может быть установлена на элементах конструкции ТС, необходимо переместить левую ступню таким образом, чтобы установить ее на опору. Горизонтальность определяют визирными метками.
В.3.8 Грузы размещают на голенях и бедрах и устанавливают объемный механизм определения точки Н в горизонтальное положение.
В.3.9 Заднюю часть основания туловища наклоняют вперед до остановки и отводят объемный механизм определения точки Н от спинки сиденья при помощи коленного шарнира. Вновь устанавливают механизм на прежнее место на сиденье одним из следующих способов:
- если механизм скользит назад, ему дают возможность скользить до тех пор, пока не отпадет необходимость в использовании передней ограничительной горизонтальной нагрузки на коленный Т-образный шарнир, т.е. до тех пор, пока задняя часть механизма не соприкоснется со спинкой сиденья. В случае необходимости следует измерить положение голени и ступни;
- если механизм Н не скользит назад, его отодвигают назад за счет использования горизонтальной задней нагрузки, прилагаемой к коленному Т-образному шарниру, до тех пор, пока задняя часть механизма не войдет в соприкосновение со спинкой сиденья (рисунок В.2).
В.3.10 К задней части и основанию механизма определения точки Н на пересечении углового квадрата бедра и кожуха коленного Т-образного шарнира прикладывают нагрузку (100 10) Н. Это усилие должно быть все время направлено вдоль линии, проходящей через вышеуказанное пересечение до точки, находящейся чуть выше кожуха кронштейна бедра (рисунок В.2). После этого осторожно возвращают спинку механизма до соприкосновения со спинкой сиденья. Процедуру необходимо проводить с осторожностью, для того чтобы не допустить соскальзывания механизма вперед.
В.3.11 Грузы размещают на правой и левой частях основания туловища и затем попеременно восемь грузов на спине. Горизонтальное положение объемного механизма определения точки Н проверяют при помощи уровня.
В.3.12 Спинку объемного механизма определения точки Н наклоняют вперед, чтобы устранить давление на спинку сиденья. Производят три полных цикла бокового качания механизма на дуге 10° (5° в каждую сторону от вертикальной центральной плоскости) для того, чтобы выявить и устранить возможные точки трения между механизмом и сиденьем.
В ходе раскачивания коленный Т-образный шарнир механизма может отклоняться от установленного горизонтального и вертикального направления, поэтому во время раскачивания механизма шарнир должен удерживаться соответствующей поперечной силой. При удержании шарнира и раскачивании механизма необходимо проявлять осторожность, чтобы не допустить появления непредусмотренных внешних вертикальных или продольных нагрузок.
При этом не следует удерживать ступни механизма или ограничивать их перемещение. Если ступни изменят свое положение, они должны оставаться некоторое время в новом положении.
1 - спинные грузы; 2 - седалищные грузы; 3 - набедренные грузы; 4 - ножные грузы; 5 - направление и точка приложения нагрузки
Рисунок В.2 - Размеры элементов объемного механизма определения точки Н и распределение грузов
Осторожно возвращают назад спинку механизма до соприкосновения со спинкой сиденья и выводят оба уровня в нулевое положение.
В случае перемещения ступней во время раскачивания механизма их следует вновь установить следующим образом:
- каждую ступню приподнять попеременно с пола на минимальную величину, необходимую для того, чтобы предотвратить ее дополнительное перемещение. При этом ступни удерживают таким образом, чтобы они могли вращаться; применение каких-либо продольных или поперечных сил не допускается. После установки каждой ступни в нижнее положение пятка должна войти в соприкосновение с соответствующим элементом конструкции;
- поперечный уровень выводят в нулевое положение; в случае необходимости следует приложить поперечную нагрузку к верхней части спинки механизма. Величина нагрузки должна быть достаточной для установки в горизонтальное положение спинки объемного механизма на сиденье.
В.3.13 Т-образный шарнир придерживают, для того чтобы не допустить соскальзывания механизма определения точки Н вперед по подушке сиденья, и затем:
- возвращают назад спинку механизма до соприкосновения со спинкой сиденья;
- попеременно применяют и убирают горизонтальную нагрузку, действующую в заднем направлении и не превышающую 25 Н, к штанге угла наклона спинки приблизительно на высоте центра крепления грузов к спине, пока круговой сектор бедра не покажет, что после устранения действия нагрузки достигнуто устойчивое положение.
На механизм не должны действовать внешние силы, направленные вниз или вбок. При необходимости повторной ориентации механизма в горизонтальном направлении следует наклонить спинку механизма вперед, вновь повернуть его в горизонтальное направление и повторить процедуру, указанную в В.3.12.
В.3.14 Проводят измерения:
- координаты точки Н относительно трехмерной системы координат;
- фактического угла наклона туловища на круговом секторе наклона спинки объемного механизма определения точки Н. Штырь должен находиться в крайнем заднем положении.
При повторной установке механизма сиденье должно быть свободным от любых нагрузок не менее 30 мин до начала установки. Механизм не следует оставлять на сиденье сверх времени, необходимого для проведения данного испытания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.