Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Е.А. Златкина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Е.А. Златкин оспаривает конституционность следующих положений статьи 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции":
части 1, согласно которой полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах;
части 3, определяющей перечень сведений, которые подлежат внесению в банки данных о гражданах;
части 8, согласно которой персональные данные, содержащиеся в банках данных о гражданах, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.
Кроме того, в жалобе оспаривается конституционность части 3 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", которая устанавливает, что обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.
Как следует из представленных материалов, вступившим в законную силу апелляционным постановлением Алтайского краевого суда от 16 сентября 2016 года удовлетворено ходатайство заявителя о снятии с него судимости.
Решением суда общей юрисдикции от 20 января 2017 года, оставленным без изменения судом вышестоящей инстанции, заявителю отказано в удовлетворении административного иска о признании незаконными действий уполномоченного органа по сохранению и обработке информации о его судимости и о возложении обязанности исключить указанную информацию из соответствующих баз данных. Как указал суд, уполномоченный орган правомерно осуществлял хранение и обработку данных о судимости заявителя, а также о ее снятии.
По мнению Е.А. Златкина, оспариваемые положения в силу своей неопределенности допускают не ограниченные по срокам хранение и обработку полицией данных о лице, осужденном за совершение преступления, - вне зависимости от сроков, истекших с момента осуждения и снятия судимости, и не предусматривают механизма уничтожения этих данных по достижении целей обработки, тем самым не позволяя данному лицу по прошествии определенного времени с момента погашения (снятия) судимости ограничить и контролировать разглашение этих данных в целях реализации и защиты своих прав и свобод, поскольку их реализация затрудняется доступом иных лиц к указанным данным. В связи с этим заявитель просит признать оспариваемые законоположения не соответствующими статьям 19 (части 1 и 2), 23 (часть 1), 24 (часть 1), 37 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Федеральный закон "О полиции", закрепляющий права полиции, исходит из ее предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (часть 1 статьи 1), основных направлений деятельности полиции (статья 2) и ее обязанностей (статья 12) и, соответственно, предполагает, что данные права подлежат использованию полицией только в соответствии с ее предназначением и в рамках исполнения возложенных на нее обязанностей.
В соответствии с оспариваемой статьей 17 данного Федерального закона в целях выполнения полицией возложенных на нее обязанностей ей предоставлено право обрабатывать данные о гражданах и вносить в банки данных о гражданах полученную информацию, состав которой обусловлен функциями полиции (часть 1). Внесению в банки данных о гражданах, согласно части 3 данной статьи, подлежит, в частности, информация: о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления; о лицах, осужденных за совершение преступления; о лицах, которые совершили преступление или общественно опасное деяние и в отношении которых судом применены принудительные меры медицинского характера; о лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием; о лицах, в отношении которых до вступления приговора в законную силу был применен акт помилования или акт об амнистии, освобождающие от наказания, - т.е., по сути, информация обо всех лицах, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию.
При этом статья 17 Федерального закона "О полиции" допускает раскрытие содержащейся в банках данных о гражданах информации государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом, правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям - в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также гражданину, права и свободы которого непосредственно затрагиваются содержащейся в банках данных о гражданах информацией, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и обязывает полицию обеспечить защиту информации, содержащейся в банках данных о гражданах, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий (части 4-6).
Таким образом, оспариваемые положения частей 1, 3 и 8 статьи 17 Федерального закона "О полиции", закрепляющие право полиции обрабатывать данные о лицах, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию, и хранить указанные данные в целях выполнения возложенных на нее функций по защите прав и свобод граждан, обеспечению правопорядка и общественной безопасности и рассматриваемые во взаимосвязи с другими положениями данного Федерального закона, не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанных в жалобе аспектах.
Что касается части 3 статьи 10 Федерального закона "О персональных данных", то данное законоположение устанавливает правила обработки данных о судимости лица, в соответствии с которыми круг лиц, которые вправе осуществлять такую обработку, и ее порядок устанавливаются только федеральным законодательством. Данная норма направлена на дополнительную защиту такого вида персональных данных, как сведения о судимости, и также не может нарушать права заявителя в указанном им аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Златкина Евгения Ароновича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 27 февраля 2018 г. N 558-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Златкина Евгения Ароновича на нарушение его конституционных прав частями 1, 3 и 8 статьи 17 Федерального закона "О полиции", а также частью 3 статьи 10 Федерального закона "О персональных данных"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)