В соответствии с приказом ФНС России от 23.03.2018 N ММВ-7-4/163@ "О структуре центрального аппарата Федеральной налоговой службы" приказываю:
1. Утвердить Положение об Управлении по работе с задолженностью Федеральной налоговой службы согласно приложению к настоящему приказу.
2. Признать утратившим силу пункт 2 приказа ФНС России от 30.09.2015 N ММВ-7-8/428@ "Об утверждении Положений об Управлении обеспечения процедур банкротства и Управлении по работе с задолженностью Федеральной налоговой службы".
3. Настоящий приказ вступает в силу с 9 апреля 2018 года.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель Федеральной |
М.В. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНО
приказом ФНС России
от 6 апреля 2018 г. N ММВ-7-8/198@
Положение
об Управлении по работе с задолженностью Федеральной налоговой службы
1. Общие положения
1.1. Управление по работе с задолженностью (далее - Управление) является самостоятельным структурным подразделением Федеральной налоговой службы (далее - Служба).
1.2. В своей деятельности Управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, Положением о Федеральной налоговой службе, приказами и распоряжениями Службы, решениями руководства Службы, а также настоящим Положением.
2. Основные задачи Управления
Основными задачами Управления являются:
2.1. Обеспечение поступления обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации посредством применения налоговыми органами комплекса мер принудительного взыскания.
2.2. Обеспечение урегулирования задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации путем осуществления зачета, предоставления отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита, путем реструктуризации задолженности, а также списания задолженности.
2.3. Мониторинг финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 792 "Об организации проведения учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и их платежеспособности", координация и участие в работе налоговых органов с налогоплательщиками, относящимися к стратегическим предприятиям и организациям, а также предприятиям и организациям оборонно-промышленного комплекса, не являющимися стратегическими, с повышенным риском угрозы банкротства. Методологическое и организационное обеспечение работы налоговых органов по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве указанных предприятий и организаций.
2.4. Методология ведения системы учета состояния расчетов плательщиков с бюджетной системой Российской Федерации и формирования ежемесячных итоговых показателей на региональном и федеральном уровнях.
2.5. Взаимодействие с Минфином России и Банком России в целях обеспечения поступления обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
2.6. Совершенствование порядка перечисления обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами, в бюджетную систему Российской Федерации.
2.7. Анализ показателей дебиторской и кредиторской задолженности по администрируемым ФНС России доходам, причин ее роста и снижения, а также методологическое сопровождение формирования территориальными налоговыми органами сводных первичных документов для целей ведения бюджетного учета администрируемых ФНС России доходов.
2.8. Эффективное внедрение, обеспечение стабильной работы и результативности технологических процессов по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, и закрепленных за Управлением решением руководителя Службы.
3. Основные функции Управления
Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:
3.1. Разрабатывает нормативные документы и осуществляет методологическое обеспечение деятельности налоговых органов по вопросам:
урегулирования задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации посредством проведения реструктуризации задолженности в соответствии с постановлениями, принятыми Правительством Российской Федерации;
урегулирования задолженности налогоплательщиков по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, списанным с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных банками на счета по учету доходов бюджетов;
проведения зачетов и возвратов сумм излишне уплаченных или излишне взысканных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в соответствии со статьями 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации;
взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации путем применения мер принудительного взыскания, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации;
применения обеспечительных мер для исполнения обязанности по уплате обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в соответствии со статьями 73, 74, 74.1 (в части изменения сроков уплаты обязательных платежей), 76, 77 и п.п. 10-13 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации;
контроля налоговыми органами за исполнением кредитными организациями обязанностей, предусмотренных статьями 46, 60, 76, 86 Налогового кодекса Российской Федерации;
осуществления и обеспечения мониторинга финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций, а также предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса;
ведения информационных ресурсов (включая программный комплекс ДИАНА), форм статистической налоговой отчетности по вопросам взыскания задолженности;
формирования справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов;
разработка методологии предоставления сведений о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах по системе межведомственного электронного взаимодействия;
списания безнадежной к взысканию задолженности по уплате обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;
взыскания задолженности по неналоговым доходам, администрируемым Службой;
ведения системы учета состояния расчетов плательщиков с бюджетом и формирования ежемесячных итоговых показателей на региональном и федеральном уровнях.
3.2. Рассматривает заявления и принимает в установленном порядке решения об изменении сроков уплаты федеральных налогов и сборов (рассмотрение заявлений и принятие решений об отсрочке или рассрочке в связи с угрозой возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога осуществляется по согласованию с Управлением обеспечения процедур банкротства).
3.3. Осуществляет методологическое обеспечение деятельности налоговых органов по вопросам представления интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве стратегических предприятий и организаций, а также предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса.
3.4. Организует и координирует работу налоговых органов, осуществляет в установленном порядке функции уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и процедурах, применяемых в деле о банкротстве стратегических предприятий и организаций, а также предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса, в том числе:
1) обеспечивает в части компетенции центрального аппарата Службы согласование позиции уполномоченного органа в делах о банкротстве и процедурах, применяемых в деле о банкротстве;
2) обеспечивает контроль погашения задолженности по уплате обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в отношении стратегических предприятий и организаций, а также предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса, отнесенных к 1 уровню сопровождения в соответствии Порядком разграничения полномочий органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых а деле о банкротстве, между центральным аппаратом ФНС России и территориальными налоговыми органами, утвержденным приказом ФНС России от 18.01.2017 N ММВ-8-18/3дсп, а также непосредственно участвует в установленном порядке в судебных заседаниях и собраниях кредиторов при выполнении функций уполномоченного органа, представляющего требования об уплате обязательных платежей в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве должников, относящихся к вышеуказанной категории.
3.5. Участвует в реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 792 "Об организации проведения учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности".
3.6. Принимает участие в разработке законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
3.7. Осуществляет координацию информационного обмена и взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации, Государственной корпорацией "Ростехнологии" по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.
3.8. Осуществляет мониторинг и методическое руководство по обеспечению взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации с налогоплательщиков, имеющих задолженность свыше 50 миллионов рублей (за исключением налогоплательщиков, в отношении которых введена процедура несостоятельности (банкротства)), в том числе по:
проведению выездных налоговых проверок в целях выработки мер по недопущению уклонения от уплаты задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации до введения процедур банкротства, обеспечения сбора необходимой доказательственной базы для применения обеспечительных мер и направления материалов проверок в следственные органы;
представлению интересов Службы в судах и организации работы налоговых органов в судах при представлении ими интересов Российской Федерации по делам с участием указанных налогоплательщиков.
3.9. Непосредственно координирует и контролирует работу по урегулированию задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации налогоплательщиков - российских филиалов (представительств) иностранных юридических лиц, в том числе недействующих налогоплательщиков-российских филиалов (представительств) иностранных юридических лиц.
3.10. Осуществляет взаимодействие с правоохранительными, контрольными и надзорными органами, инициирование привлечения к уголовной и административной ответственности в отношении должностных лиц налогоплательщиков и иных лиц, в части компетенции Управления.
3.11. Организует взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, с органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами государственных внебюджетных фондов, судебными органами, а также с организациями по вопросам, входящим в компетенцию Управления.
3.12. Формирует методологию контроля за единообразным применением налоговыми органами законодательных и нормативных актов и методических рекомендаций в части реструктуризации, изменения сроков уплаты, принудительного взыскания, применения обеспечительных мер, предусмотренных статьями 73, 74, 74.1, 76, 77 и п.п. 10-13 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, списания налоговой задолженности.
3.13. Принимает участие в работе межведомственных комиссий и рабочих групп, создаваемых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, а также межведомственными решениями по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.
3.14. Осуществляет в установленном порядке контроль за соблюдением территориальными налоговыми органами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов и внутренних документов Службы в части, возложенных на Управление задач и функций.
3.15. Организует контроль за взысканием задолженности по неналоговым доходам, администрируемых Службой.
3.16. Организует работу по контролю за выполнением налогоплательщиками условий предоставления отсрочек (рассрочек), инвестиционных налоговых кредитов.
3.17. Осуществляет методическую деятельность по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
3.18. Представляет интересы Службы в федеральных органах государственной власти по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.
3.19. Осуществляет методологическое и организационное обеспечение ведения специализированных информационных ресурсов по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.
3.20. Осуществляет методологическое сопровождение формирования управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации сводных первичных документов для целей ведения бюджетного учета администрируемых ФНС России доходов.
3.21. Осуществляет анализ показателей дебиторской и кредиторской задолженности по администрируемым ФНС России доходам, а также причин ее роста и снижения.
3.22. Организует работу налоговых органов по ведению карточек расчетов с бюджетом и журнала учета неналоговых доходов и государственной пошлины, содержащих информацию о состоянии расчетов плательщиков с бюджетом.
3.23. Осуществляет методологическое и организационное обеспечение ведения специализированных информационных ресурсов по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, в том числе информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" регионального и федерального уровней.
3.24. Координирует работу налоговых органов по проведению мероприятий по уточнению платежей, отнесенных к разряду невыясненных поступлений.
3.25. Принимает участие в совершенствовании форм и порядка заполнения распоряжений о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.
3.26. Осуществляет работу по наделению налоговых органов полномочиями администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
3.27. Обеспечивает формирование и актуальность Реестра источников доходов Российской Федерации в государственной интегрированной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет".
3.28. Обеспечивает формирование и актуальность Реестра администрируемых доходов, с использованием Системы удаленного финансового документооборота.
3.29. Участвует в установленном порядке во взаимодействии Службы с Минфином России, Федеральным казначейством, Банком России по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
3.30. Координирует работу налоговых органов по информированию налогоплательщиков о соответствующих реквизитах счетов Федерального казначейства и иных сведений, необходимых для заполнения поручений на перечисление обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
3.31. Разработка методологии и организация работы информационно-аналитической подсистемы АИС "Налог-3" в части раздела с оперативной информацией о поступлениях доходов во все уровни бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
3.32. Обеспечивает своевременное рассмотрение предложений, заявлений по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.
3.33. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.
3.34. Обеспечивает контроль исполнения законодательства и нормативных правовых актов по противодействию коррупции, соблюдению государственными гражданскими служащими запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения в части деятельности Управления.
3.35. Ведет в установленном порядке делопроизводство и хранение документов Управления, осуществляет их передачу на архивное хранение.
3.36. Участвует в обеспечении мобилизационной подготовки центрального аппарата и территориальных органов Службы к деятельности в военное время и в условиях военного и чрезвычайного положения.
3.37. Организует и выполняет мероприятия по мобилизационной подготовке Управления к деятельности в военное время и в условиях военного и чрезвычайного положения.
3.38. Участвует в организации и обеспечении выполнения предусмотренных законодательством Российской Федерации мероприятий по поддержанию готовности налоговых органов к ведению гражданской обороны.
3.39. Организует и выполняет предусмотренные законодательством Российской Федерации мероприятия по вопросам поддержания готовности Управления к ведению гражданской обороны.
3.40. Участвует в организации внутреннего контроля деятельности территориальных налоговых органов в части обеспечения его методологического сопровождения по направлениям деятельности, относящимся к компетенции Управления, в том числе в разработке методических документов и технологических решений по организации системы внутреннего контроля, и участвует в его проведении.
3.41. Участвует в установленном порядке в инициировании проведения тематических аудиторских проверок по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
3.42. Участвует в обучении работников налоговых органов, проведении совещаний, семинаров и оказывает практическую помощь территориальным налоговым органам по вопросам, входящим в компетенцию Управления.
3.43. Участвует в планировании и организации обучения государственных гражданских служащих в рамках своей компетенции.
3.44. Обеспечивает базовый, расширенный и специальный уровни профессиональных знаний и навыков государственных гражданских служащих в области информационно-коммуникационных технологий в части деятельности Управления.
3.45. Осуществляет иные функции по поручению руководства Службы, в соответствии с действующим законодательством.
4. Права при реализации основных функций Управления
4.1. Управление для осуществления своих основных функций имеет право:
4.1.1. Вносить руководству Службы предложения по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
4.1.2. Знакомиться с документами, необходимыми для выполнения возложенных на Управление задач, в подразделениях Службы.
4.1.3. Запрашивать и получать в установленном порядке от подразделений центрального аппарата Службы и ее территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций, независимо от их организационно-правовой формы, материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию Управления.
4.1.4. Привлекать в установленном порядке специалистов Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных, Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных N 2, ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России, территориальных налоговых органов для выполнения работ по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
4.1.5. Привлекать в установленном порядке специалистов научно-исследовательских и иных организаций, готовить материалы для заключения договоров с этими организациями на проведение и выполнение работ по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
4.1.6. Вести в установленном порядке переписку с организациями по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
4.1.7. Готовить проекты нормативных правовых актов, приказов и других документов по функциям Управления и направлять их на заключение соответствующим подразделениям Службы.
4.1.8. Привлекать в установленном порядке специалистов структурных подразделений Службы к подготовке проектов документов, справочной информации и других материалов по поручению руководства Службы.
4.1.9. Участвовать в формировании заказов, проработке контрактов на осуществление необходимых для выполнения своих задач закупок программных, технических средств и расходных материалов.
4.1.10. Изучать зарубежный опыт по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
4.1.11. Осуществлять иные полномочия, входящие в компетенцию Управления.
5. Организация деятельности Управления
5.1. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями Службы, с соответствующими подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями на основе планов, составленных в соответствии с основными направлениями работы Службы, приказов Службы, мероприятий, утверждаемых руководством Службы.
5.2. Структура Управления и численность его работников устанавливаются руководителем Службы в соответствии с утвержденной структурой и численностью работников центрального аппарата Службы.
Для выполнения задач, возложенных на Управление, в его составе создаются соответствующие отделы.
5.3. Работники Управления несут персональную ответственность за выполнение обязанностей, возложенных на них в установленном порядке.
5.4. Руководство Управлением осуществляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем Службы в соответствии с действующим законодательством.
5.5. Назначение на должности работников Управления осуществляется руководителем Службы по представлению начальника Управления в соответствии с действующим законодательством.
Освобождение от замещаемой должности работников Управления осуществляется руководителем Службы в соответствии с действующим законодательством.
5.6. Начальник Управления:
5.6.1. Осуществляет общее руководство Управлением, организует его работу, устанавливает круг вопросов, относящихся к компетенции его заместителей, утверждает положения об отделах, регламенты и должностные регламенты федеральных государственных гражданских служащих, осуществляет контроль за их выполнением.
5.6.2. Вносит в установленном порядке предложения о назначении, перемещении и увольнении работников Управления, наложении дисциплинарных взысканий на лиц, допустивших должностной проступок, а также о поощрении работников за успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей.
5.6.3. Принимает участие в совещаниях, проводимых руководством Службы, вносит предложения по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.
5.6.4. Организует в установленном порядке совещания и семинары с участием территориальных органов и находящихся в ведении Службы организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, принимает участие в работе совещаний и семинаров, организуемых другими подразделениями центрального аппарата Службы.
5.6.5. Организует совещания и рабочие встречи с участием руководителей саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, а также с арбитражными управляющим по вопросам взаимодействия при проведении процедур банкротства должников, а также в целях пресечения нарушений арбитражными управляющими действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве) в пределах компетенции Управления.
5.6.6. Дает работникам Управления обязательные для них письменные и устные указания по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, в пределах их должностных обязанностей и требует от них отчет об исполнении этих указаний.
5.6.7. Представляет в установленном порядке Службу по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, в федеральных органах государственной власти, органах власти субъектов Российской Федерации.
5.6.8. В установленном порядке отвечает на письма структурных подразделений центрального аппарата Службы и ее территориальных органов, участвует в рассмотрении обращений организаций и граждан.
5.6.9. В установленном порядке получает от других подразделений центрального аппарата, территориальных налоговых органов и организаций, находящихся в ведении Службы, материалы и документы, необходимые для деятельности Управления.
5.6.10. Проводит служебные совещания с работниками Управления.
5.6.11. Подписывает служебную документацию в пределах своей компетенции.
5.6.12. Организует делопроизводство в Управлении.
5.6.13. Осуществляет сотрудничество с государственными органами, научными, учебными, общественными и другими организациями, внебюджетными фондами, ассоциациями, представителями государств-участников СНГ, с зарубежными экспертами и международными организациями по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.
5.6.14. Начальник Управления несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Управление настоящим Положением, за соблюдение действующего законодательства, приказов и распоряжений Минфина России и руководства Службы, сохранность имущества и документов, находящихся в ведении Управления, обеспечение соблюдения работниками Управления внутреннего трудового распорядка Службы и исполнительской дисциплины.
5.6.15 Заместители начальника Управления несут персональную ответственность за работу курируемых отделов Управления, координируют их деятельность по поручениям начальника Управления и руководства Службы, обеспечивают своевременную подготовку соответствующих материалов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.