Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Ространснадзора
от 27.02.2018 N ВБ-149фс
Программа профилактики нарушений обязательных требований Управления государственного надзора за деятельностью в гражданской авиации на 2018-2020 годы
I. Общие положения
Настоящая программа разработана для предупреждения нарушения обязательных требований с целью формирования единого подхода к организации и проведению профилактических мероприятий в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, определению видов и форм профилактических мероприятий и системе мониторинга, оценки эффективности и результативности данных мероприятий.
II. Основные понятия
В настоящей Программе используются следующие основные понятия:
профилактическое мероприятие - мероприятие, проводимое надзорным органом в сфере гражданской авиации в целях предупреждения возможного нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, направленное на снижение рисков причинения ущерба охраняемым законом ценностям и отвечающее следующим признакам:
реализация мероприятий в отношении неопределенного круга лиц или в отношении конкретных субъектов (объектов);
отсутствие принуждения и наличие добровольного согласия субъектов (объектов);
отсутствие неблагоприятных последствий (взыскание ущерба, выдача предписаний, привлечение к ответственности) для подконтрольных субъектов, в отношении которых они реализуются;
направленность на выявление конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований;
отсутствие организационной связи с контрольно-надзорными мероприятиями;
обязательные требования - требования к деятельности хозяйствующих субъектов, используемым ими производственным объектам, к их персоналу, а также к производимой и (или) реализуемой хозяйствующими субъектами продукции (выполняемым работам, предоставляемым услугам), имеющие обязательный характер и установленные международными договорами Российской Федерации, актами органов Евразийского экономического союза, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами и нормативными документами органов государственной власти СССР и РСФСР, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также иными нормативными документами;
охраняемые законом ценности - жизнь и здоровье граждан, права, свободы и законные интересы граждан и организаций, их имущество, сохранность животных, растений, иных объектов окружающей среды, объектов, имеющих историческое, научное, культурное значение, поддержание общественной нравственности, обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления и местного самоуправления, обеспечение обороны страны и безопасности государства, стабильности финансового сектора, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности;
подконтрольные субъекты - юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, но осуществляющие профессиональную приносящую доход деятельность в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации, лицензии или в силу членства в саморегулируемой организации, в отношении которых федеральными законами предусмотрено осуществление государственного контроля (надзора), физические лица, обратившиеся в уполномоченный государственный орган с заявлением о присвоении одного из вышеуказанных статусов, а также государственные органы и органы местного самоуправления при осуществлении ими вне рамок своих властных полномочий обычной хозяйственной деятельности (в части соблюдения обязательных требований, предъявляемых к организациям независимо от их ведомственной принадлежности).
III. Цели и задачи проведения профилактической работы
Целями проведения профилактических мероприятий являются:
обеспечение к концу 2025 года снижения количества смертельных случаев по контролируемым видам рисков на 50%, снижения числа травмированных по контролируемым видам рисков на 50%, снижения уровня материального ущерба по контролируемым видам рисков на 30%;
повышение прозрачности системы государственного контроля (надзора) в целом и деятельности в сфере гражданской авиации;
снижение издержек как контрольно-надзорных органов, так и подконтрольных субъектов по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем проведения контрольно-надзорных мероприятий;
внедрение риск-ориентированного подхода в деятельности Госавианадзора;
управление рисками причинения вреда охраняемым законом ценностям;
предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты;
создание мотивации к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям;
разъяснение подконтрольным субъектам системы обязательных требований.
Проведение профилактических мероприятий позволит решить следующие задачи:
формирование одинакового понимания обязательных требований в сфере воздушного законодательства у всех участников контрольно-надзорной деятельности;
инвентаризация состава и особенностей подконтрольных субъектов (объектов) и оценки состояния подконтрольной среды;
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов) и присвоения им уровня риска (класса опасности).
При планировании и осуществлении профилактических мероприятий соблюдаются следующие базовые принципы:
принцип понятности - представление информации об обязательных требованиях в простой, понятной, исчерпывающей форме: описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов их содержащих и административных последствий за нарушение обязательных требований и др.;
принцип информационной открытости - доступность для населения и подконтрольных субъектов сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования информационно-коммуникационных технологий);
принцип вовлеченности - обеспечение включения населения и подконтрольных субъектов посредством различных каналов и инструментов обратной связи в процесс взаимодействия по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;
принцип полноты охвата - максимально полный охват профилактическими мероприятиями населения и подконтрольных субъектов;
принцип актуальности - регулярная ревизия и обновление программы профилактических мероприятий, использование актуальных достижений науки и технологий при их проведении;
принцип релевантности - выбор набора видов и форм профилактических мероприятий, учитывающий особенности групп населения и подконтрольных субъектов (специфика вида деятельности, размер организации, наиболее удобный способ коммуникации и др.) и объектов;
принцип периодичности - обеспечение регулярности проведения профилактических мероприятий.
IV. Анализ текущего состояния подконтрольной сферы
Поднадзорными субъектами транспортного комплекса в сфере гражданской авиации являются более 1 300 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих сертификат (лицензию) на право осуществления деятельности в сфере воздушного транспорта или имеющих зарегистрированные в установленном порядке воздушные суда, в том числе 285 субъектов гражданской авиации, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки и выполняющих авиационные работы, 105 эксплуатантов авиации общего назначения, 226 аэропортов, 342 организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, 191 организация, обеспечивающая использование воздушного пространства и аэронавигационное обслуживание, 108 организаций авиатопливообеспечения, 69 авиационных учебных центров.
Подконтрольные субъекты (объекты) эксплуатируют воздушные суда как российского (советского), так и иностранного производства различного типа и класса (более 20 типов российских, более 25 - иностранных самолетов; более 5 типов российских, более 10 - иностранных вертолетов).
Имеют на руках свидетельства авиационного специалиста:
персонал, относимый к летному экипажу - 44466 (линейные, коммерческие пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты);
персонал, относимый к кабинному экипажу - 42506 (бортоператоры, бортпроводники).
Подконтрольные субъекты (объекты) рассредоточены по всей территории Российской Федерации на поднадзорных территориях по федеральным округам.
Основными угрозами безопасности полетов, выявленными в ходе надзорных мероприятий в области гражданской авиации, являются:
нормативно-правовое неурегулирование отдельных направлений деятельности субъектов гражданской авиации;
отсутствие персональной ответственности владельцев, руководителей и должностных лиц авиапредприятий за состояние безопасности полетов, внедрение и поддержание функционирования системы управления безопасностью полетов;
нарушение установленных требований при подготовке и переподготовке авиационного персонала, в том числе летного состава;
низкий уровень административной ответственности за нарушение требований по обеспечению безопасности полетов, не соответствующий международным стандартам и практике;
системные нарушения правил использования воздушного пространства России, в первую очередь владельцами воздушных судов, не имеющими свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения;
отсутствие эффективной системы государственного регулирования и контроля за авиатопливообеспечением воздушных перевозок;
отсутствие эффективной системы контроля за эксплуатантами авиации общего назначения в период действия свидетельства (сертификата) соответствия.
Анализ состояния безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации свидетельствует о том, что большая часть факторов-рисков в деятельности субъектов гражданской авиации, снижающих уровень безопасности полетов, напрямую связана с нарушениями авиационным персоналом обязательных требований нормативных документов.
V. Целевые показатели результативности мероприятий Программы на текущий год
Целевыми показателями качества Программы выступают:
1) Показатель удовлетворенности поднадзорными субъектами качеством мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований посредством социологического исследования (через сайт Ространснадзора), критериями которого являются:
- информированность субъектов контроля (надзора) об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения проверок, правах субъектов контроля (надзора) в ходе проверки и др.
- понятность обязательных требований, обеспечивающая их однозначное толкование субъектами контроля (надзора) и контрольно-надзорным органом;
- вовлечение субъектов контроля (надзора) в регулярное взаимодействие с контрольно-надзорным органом.
Базовый период 2017 год (10%).
В 2018 году показатель должен равняться 15% от базового периода.
В 2019 году показатель должен равняться 20% от базового периода.
В 2020 году показатель должен равняться 30% от базового периода.
Показатель рассчитывается как соотношение положительных к отрицательным отзывам на сайте Ространснадзора в сети "Интернет".
2) Показатель качества от проведенных профилактических мероприятий, %
Базовый период 2017 год (10%).
В 2018 году показатель должен равняться 15% от базового периода.
В 2019 году показатель должен равняться 20% от базового периода.
В 2020 году показатель должен равняться 30% от базового периода.
Показатель рассчитывается как соотношение количества проведенных мероприятий по профилактике нарушений к количеству выявленных нарушений в ходе проверок.
Целевыми показателями результативности Программы выступают:
1) Уровень внедрения комплексной системы профилактики нарушения обязательных требований, %
Базовый период 2017 год (10%).
В 2018 году показатель должен равняться 15% от базового периода.
В 2019 году показатель должен равняться 20% от базового периода.
В 2020 году показатель должен равняться 30% от базового периода.
Показатель рассчитывается как количество реализуемых методов профилактики нарушений обязательных требований.
2) Количество проведенных профилактических мероприятий Госавианадзором и территориальными управлениями, ед.
В 2018 году показатель должен быть не меньше 16 мероприятий.
В 2019 году показатель должен быть не меньше 20 мероприятий.
В 2020 году показатель должен быть не меньше 25 мероприятий.
Показатель рассчитывается как количество проведенных профилактических мероприятий Госавианадзором и территориальными управлениями.
3) Количество подконтрольных субъектов (объектов), в отношении которых проведены профилактические мероприятия, ед.
В 2018 году показатель должен быть не меньше 65 подконтрольных субъектов.
В 2019 году показатель должен быть не меньше 80 подконтрольных субъектов.
В 2020 году показатель должен быть не меньше 100 подконтрольных субъектов.
Всего подконтрольных субъектов более 1300.
VI. Перечень уполномоченных лиц, ответственных за организацию и проведение профилактических мероприятий
VII. План-график профилактических мероприятий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.