Письмо Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту и строительству от 12 июля 2017 г. N 3.13-24/451
Комитет Государственной Думы по транспорту и строительству рассмотрел Ваше обращение о разъяснении положений частей 1 - 3 статьи 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в части толкования понятия "третьи лица", а также условий выплаты компенсации сверх возмещения вреда и сообщает следующее.
Комментируя указанные положения, необходимо отметить, что согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 года N 17-П официальное, имеющее силу закона (то есть обязательное для всех) разъяснение или толкование положений любого федерального закона может быть дано только актом законодательного органа, который должен приниматься, подписываться и обнародоваться в порядке, установленном для федеральных законов. В этой связи по поставленным вопросам Комитет может высказать только свое, не подлежащее обязательному использованию в правоприменительной практике, мнение, которое заключается в следующем.
Положения статьи 60 Кодекса направлены на возмещение вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения. Таким образом, в случае, если в результате нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения будет причинен вред личности или имуществу гражданина, юридического лица, такой вред возмещается в порядке, предусмотренном статьей 60 Кодекса и положениями гражданского законодательства.
В силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правовая природа обязательств, возникающих вследствие причинения вреда, прежде всего, основана на отношениях между лицом, причинившим вред, и потерпевшим. При этом по общему правилу такие факторы, как наличие умысла потерпевшего, действий третьих лиц или непреодолимой силы, могут являться основанием для освобождения от ответственности (например, пункт 2 статьи 1064 ГК РФ, статья 1079 ГК РФ и др.), поскольку в таком случае отсутствует вина причинителя вреда.
При этом, пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ предусмотрена возможность возложения обязанности по возмещению вреда на лицо, не являющееся причинителем вреда, а также обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
Подобные механизмы предусмотрены в различных правоотношениях.
Например, компенсационные выплаты за иное лицо в силу положений Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" оплачивает страховщик.
Части 1 - 3 статьи 60 Кодекса аналогичным образом предусматривают ответственность собственника здания, сооружения (часть 1), концессионера, частного партнера (часть 2) и застройщика (часть 3) за причиненный вред и обязанность выплаты компенсации даже в отсутствие их прямой вины.
Данное положение направлено на защиту интересов пострадавших, поскольку в противном случае потерпевшему было бы затруднительно найти непосредственного причинителя вреда и предъявить ему предусмотренные законом требования.
В свою очередь, собственник здания, сооружения, концессионер, частный партнер и застройщик наделены правом обратного требования (регресса) к лицам, указанным в пунктах 1 -5 части 5 статьи 60 Кодекса, при наличии их вины.
К указанным лицам относятся:
- лицо, выполнившее соответствующие работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, вследствие недостатков которых причинен вред;
- технический заказчик, осуществлявший от имени застройщика соответствующие функции по заключенным техническим заказчиком с иными лицами договорам о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, вследствие недостатков выполнения которых причинен вред;
- саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда в случае, если причинившие вред лица являлись членами такой саморегулируемой организации;
- Национальное объединение саморегулируемых организаций в случае исключения сведений об указанной выше саморегулируемой организации из государственного реестра;
- организация, которая провела государственную или негосударственную экспертизу результатов инженерных изысканий, проектной документации, если вред причинен в результате несоответствия результатов инженерных изысканий, проектной документации;
- организация, которая выдала заключение, предусмотренное частью 3.5 статьи 49 Кодекса, при наличии в модифицированной проектной документации изменений, затрагивающих конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства и (или) приводящих к увеличению сметы на его строительство или реконструкцию в сопоставимых ценах, если вред причинен в результате применения такой модифицированной проектной документации;
- организация, которая провела экспертизу промышленной безопасности обоснования безопасности опасного производственного объекта, если вред причинен в результате применения обоснования безопасности опасного производственного объекта и имеется положительное заключение экспертизы промышленной безопасности такого обоснования;
- Российская Федерация или субъект Российской Федерации, если вред причинен в результате несоответствия построенного, реконструированного объекта капитального строительства и (или) работ, выполненных в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, требованиям технических регламентов и (или) проектной документации и имеется положительное заключение органа государственного строительного надзора.
Таким образом, в пунктах 1 - 5 части 5 статьи 60 Кодекса сформулирован перечень лиц, действия которых не могут быть отнесены к действиям третьих лиц, за которые собственник здания, сооружения, концессионер, частный партнер и застройщик не несут ответственности, поскольку иное нивелировало бы саму возможность предъявления к этим лицам обратного требования (регресса).
В свою очередь за действия подрядчиков и субподрядчиков, в результате которых был причинен вред, по общему правилу, установленному статьей 706 ГК РФ, несет ответственность генеральный подрядчик.
При этом, обращаю Ваше внимание, что формулировка пункта 1 части 5 статьи 60 Кодекса предусматривает ответственность лица, выполнившего соответствующие работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, вследствие недостатков которых причинен вред, без уточнения должно ли указанное лицо быть исключительно генеральным подрядчиком, подрядчиком или субподрядчиком.
С учетом изложенного, наличие вины генерального подрядчика, подрядчика и субподрядчика влечет обязанность собственника здания, сооружения, концессионера, частного партнера и застройщика возместить причиненный потерпевшему вред и выплатить компенсацию и после этого требовать в порядке регресса соответствующих выплат от генерального подрядчика, подрядчика и субподрядчика.
Таким образом, по вопросу о том, каких лиц следует считать третьими лицами по смыслу положений статьи 60 Кодекса, Комитет отмечает следующее.
Указывая на лиц, к которым потерпевший вправе заявить свои требования по возмещению вреда, законодатель поясняет, что, если вред причинен ненадлежащим качеством работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, то в этом случае вред возмещается соответственно собственником здания, сооружения, концессионером или частным партнером, застройщиком, которые, в свою очередь, имеют право обратного требования (регресса) к лицу, который произвел соответствующую работу, вследствие недостатков которых был причинен вред.
В контексте статьи 60 Кодекса термин "третьи лица" рассматривается как посторонние физические или юридические лица, не являющиеся непосредственными участниками правоотношения, конкретного договора, не имеющие договорных обязательств ни с собственником здания, сооружения, концессионером или частным партнером, застройщиком, ни с лицами, указанными в пунктах 1 - 5 части 5 статьи 60 Кодекса, на основании или в силу которых были осуществлены работы, вследствие недостатков которых был причинен вред.
Председатель Комитета |
Е.С. Москвичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведено мнение комитета Госдумы по транспорту и строительству в части толкования понятия "третьи лица", а также условий выплаты компенсации сверх возмещения вреда.
ГК РФ предусмотрена возможность возложения обязанности по возмещению вреда на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Так, при нарушении требований безопасности при строительстве собственник здания, сооружения, концессионер, частный партнер и застройщик наделены правом обратного требования (регресса) к лицам, выполнившим соответствующие работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, вследствие недостатков которых причинен вред. Требования также можно предъявить к техническому заказчику, СРО, организации, которая провела соответствующие экспертизы и др.
Указанные лица не могут быть отнесены к третьим лицам, за которые собственник здания, сооружения, концессионер, частный партнер и застройщик не несут ответственности, поскольку иное нивелировало бы саму возможность предъявления к этим лицам обратного требования (регресса).
Третьими лицами являются посторонние лица, не являющиеся непосредственными участниками правоотношения, конкретного договора, не имеющие договорных обязательств, на основании или в силу которых были осуществлены работы, вследствие недостатков которых был причинен вред.
Письмо Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту и строительству от 12 июля 2017 г. N 3.13-24/451
Текст письма официально опубликован не был