Письмо Минфина России от 12 марта 2018 г. N 02-07-10/15028
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел письмо ФГАОУ ВО по вопросу проведения переоценки основных средств и в части своей компетенции сообщает.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329, предусмотрено, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, является Минфин России.
Согласно статье 4 Закона N 402-ФЗ законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из указанного закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
Единые требования к бухгалтерскому учету активов, классифицируемых как основные средства (в частности, в части проведения переоценки основных средств), а также требования к информации об основных средствах (результатах операций с ними), раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, установлены федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утвержденным приказом Минфина России 31.12.2016 N 257н (далее - СГС "Основные средства").
В соответствии с СГС "Основные средства" изменение балансовой стоимости объекта основных средств после его признания в бухгалтерском учете возможно только в случаях, предусмотренных настоящим Стандартом, другими применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), замещения (частичной замены в рамках капитального ремонта в целях реконструкции, технического перевооружения, модернизации) объекта или его составной части, а также переоценки объектов основных средств).
Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России 01.12.2010 N 157н, установлено, что учреждения проводят переоценку стоимости объектов имущества и капитальных вложений в нефинансовые активы, за исключением активов в ценностях Госфонда России, а также имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, по состоянию на начало текущего года путем пересчета их балансовой стоимости и начисленной суммы амортизации. В соответствии с законодательством Российской Федерации сроки и порядок переоценки устанавливаются Правительством Российской Федерации.
С учетом изложенного при ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности, являющейся обязательной в соответствии с законодательством Российской Федерации, следует руководствоваться нормативными правовыми актами, действующими в отношении государственных учреждений. Одновременно следует учитывать, что сроки и порядок переоценки основных средств устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом в настоящее время Правительством Российской Федерации решение о проведении организациями государственного сектора переоценки основных фондов не принято.
В случае формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности в рамках реализации программы повышения ведущими университетами Российской Федерации конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Проект 5-100), в том числе в случае определения оценочных эквивалентов на основе справедливой стоимости, учреждение вправе руководствоваться положениями Международных стандартов финансов отчетности общественного сектора (IPSAS).
Следует обратить внимание, что расходы на оценку имущества для формирования дополнительной отчетности в соответствии с IPSAS не относятся к обязательным расходам, необходимым для осуществления финансово-хозяйственной деятельности учреждения (выполнения государственного задания), в связи с чем их осуществление (включение в план финансово-хозяйственной деятельности) должно согласовываться с учредителем на предмет объема таких расходов, их необходимости и источника финансового обеспечения.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.