Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 января 2018 г. N 82-АПГ17-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТранзитСервис" о признании не действующим в части постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 14 июля 2011 г. N 29-2 "Об установлении предельных максимальных тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях для потребителей открытого акционерного общества "Курганская генерирующая компания" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "ТранзитСервис" на решение Курганского областного суда от 6 октября 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано, заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "ТранзитСервис" Марьина В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя публичного акционерного общества "Курганская генерирующая компания" Истомина А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее также - Департамент, тарифный орган) 14 июля 2011 г. принято постановление N 29-2 "Об установлении предельных максимальных тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях для потребителей открытого акционерного общества "Курганская генерирующая компания" (далее также - Постановление N 29-2).
Пунктом 1 Постановления N 29-2 установлены предельные максимальные тарифы на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях для потребителей открытого акционерного общества "Курганская генерирующая компания" (в настоящее время - публичное акционерное общество "Курганская генерирующая компания", далее также - ПАО "КГК"): за пропуск вагонов по подъездным железнодорожным путям Курганской ТЭЦ в размере 1388,96 руб. за один вагон (без НДС); за пропуск вагонов по подъездным железнодорожным путям структурного подразделения "Тепловые сети" в размере 1262,25 руб. за один вагон (без НДС).
Общество с ограниченной ответственностью "ТранзитСервис" (далее также - ООО "ТранзитСервис", Общество) обратилось в Курганский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим пункта 1 Постановления N 29-2 в части установления предельного максимального тарифа за пропуск вагонов по подъездным железнодорожным путям Курганской ТЭЦ, мотивируя требования нарушением своих прав и законных интересов как пользователя подъездными железнодорожными путями Курганской ТЭЦ. Оспариваемое постановление дает основания для разных толкований порядка взимания платы за пропуск вагонов по подъездным железнодорожным путям; имеющиеся в оспариваемом постановлении неясности являются причиной возникновения споров при взаиморасчетах. Оспариваемый нормативный правовой акт не содержит указания на использованный метод расчета тарифа, отсутствует обоснование стоимости прохождения одного вагона по подъездным железнодорожным путям. Постановление N 29-2 не проходило антикоррупционную экспертизу; принято без учета Методических рекомендаций по формированию тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом, утвержденных распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 20 декабря 2001 г. N АН-104-р; не соответствует требованиям Положения о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ, услуг, субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. N 643. Установленный Постановлением N 29-2 тариф за пропуск вагонов по подъездным железнодорожным путям в размере 1388,96 руб. за один вагон (без НДС) является завышенным и экономически необоснованным.
Решением Курганского областного суда от 6 октября 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "ТранзитСервис", ссылаясь на нарушение норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым административное исковое заявление удовлетворить. В обоснование доводов Общество указывает, что оспариваемый в части тариф является экономически необоснованным и установлен без учета положений законодательства, регулирующего деятельность естественных монополий. Департамент не оценивал достоверность данных, приведенных в материалах тарифного дела, не истребовал от ПАО "КГК" документы и сведения, подтверждающие расходы на содержание и ремонт основных средств, в том числе платежные документы, расшифровки по каждой статье затрат с обосновывающими документами. Методические рекомендации при расчете тарифа использовались не системно, их требования по определению количества и вида вагонов, а также по определению протяженности (расстояния) железнодорожных путей не учитывались. Формула расчета тарифа взята только в части. Суд необоснованно отклонил доводы административного истца о том, что поскольку депо является технически оснащенным местом (мастерской) для технического ремонта подвижного состава, то к содержанию подъездных железнодорожных путей не относится, следовательно, и амортизация на него подлежала исключению из расходов. Общество обращает внимание, что при определении протяженности путей использовалась ошибочная величина расстояния между стрелками N 201, 213.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области и открытым акционерным обществом "Курганская генерирующая компания" представлены возражения.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) согласно подпункту 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является полномочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования (работы на железнодорожных путях общего пользования), железнодорожного транспорта не общего пользования (работы на железнодорожных подъездных путях), а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций (статья 1 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон о железнодорожном транспорте).
Перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов осуществляются по железнодорожным путям общего пользования и между железнодорожными станциями, открытыми для выполнения соответствующих операций. Перечень таких станций и выполняемых ими операций утверждается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и публикуется в соответствующем тарифном руководстве (статья 4 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации").
Статья 2 Устава железнодорожного транспорта определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются среди прочих утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Раздел I Тарифного руководства N 4 "Книга 2 "Часть 1. Алфавитный список железнодорожных станций", утвержденного Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, содержит Алфавитный список раздельных пунктов (станций, разъездов, постов, блокпостов, путевых постов и обгонных пунктов) железнодорожных администраций государств - участников Содружества, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республик (далее - Алфавитный список) с указанием проводимых на них коммерческих (грузовых и пассажирских) операций.
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 8 Закона о железнодорожном транспорте тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах не общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее также - Закон N 147-ФЗ, Закон о естественных монополиях) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Под железнодорожными путями не общего пользования понимаются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд (статья 2 Закона о железнодорожном транспорте).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительство Российской Федерации постановлением от 7 марта 1995 г. N 239 (далее также - Постановление N 239) утвердило Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок (далее - Перечень).
В соответствии с Перечнем государственному регулированию подлежат транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
При этом государственное регулирование цен (тарифов) может осуществляться путем установления как фиксированных, так и предельных цен на соответствующие услуги (пункт 7 Постановления N 239).
Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действия по нарушению установленного нормативным правовым актом порядка ценообразования.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции необходимым условием является установление факта занятия хозяйствующим субъектом доминирующего положения и наступления (возможности наступления) определенных в этой норме последствий.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Из совокупного анализа приведенных норм в их системном единстве следует, что транспортная услуга эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования (в частности, пропуск вагонов), оказываемая собственником (или владельцем на ином законном основании) на принадлежащих ему подъездных путях, который занимает доминирующее положение на локальном товарном рынке, является услугой на рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. При этом в силу федерального законодательства тарифы на транспортные услуги, оказываемые на железнодорожных путях не общего пользования, подлежат государственному регулированию, и оказание услуг по пропуску вагонов и эксплуатации подъездных путей хозяйствующими субъектами осуществляется на основании государственных тарифов независимо от того, обладает или нет субъект регулируемой деятельности статусом субъекта естественной монополии.
Вместе с тем федеральный законодатель, предоставляя органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации право вводить государственное регулирование цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях хозяйствующими субъектами, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, не установил каких-либо правил такого регулирования, то есть отнес к компетенции региональных органов власти не только установление цен (тарифов) на такие услуги (фиксированных или предельных), но и определение порядка их установления, разработки методов и методик расчета таких цен (тарифов).
Согласно пункту 8 Положения о Департаменте государственного регулирования цен и тарифов Курганской области, утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 20 мая 2003 г. N 149, Департамент устанавливает тарифы на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, то есть Департамент является полномочным органом по установлению тарифов на услуги, оказываемые на железнодорожных подъездных путях предприятиями независимо от их организационно-правовой формы, в том числе тарифов за пропуск вагонов по железнодорожным путям и на эксплуатацию подъездного пути. Однако какие-либо правовые акты, регулирующие процедуру рассмотрения вопросов по установлению оспариваемых тарифов, также как и порядок расчета экономически обоснованных затрат, на территории Курганской области отсутствуют, в связи с чем Департамент руководствовался Методическими рекомендациями по формированию тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом, утвержденных распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 20 декабря 2001 г. N АН-104-р (далее - Методические рекомендации N АН-104-р). Согласно пункту 1.1 Методических рекомендаций N АН-104-р они предназначены для определения экономически обоснованных тарифов на работы и услуги, выполняемые на железнодорожных подъездных путях организациями и предприятиями промышленного железнодорожного транспорта, действующими на правах самостоятельных хозяйствующих субъектов, независимо от их юридического статуса.
Как усматривается из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области в установленной форме, официально опубликован и по этим основаниям не оспаривается.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к выводу, что рассчитанный органом регулирования тариф является экономически обоснованным и федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу в сфере государственного регулирования тарифов, не противоречит.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда подлежащим отмене исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о естественных монополиях при принятии решений о применении методов регулирования, в том числе и метода установления цен (тарифов) орган регулирования должен оценивать обоснованность затрат субъекта естественной монополии.
Основные принципы и методы государственного регулирования тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок определены в Положении о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" (далее также - Положение N 643)
В соответствии с пунктами 5, 13 Положения N 643 государственное регулирование тарифов, сборов и платы основывается в том числе на принципе установления тарифов с учетом себестоимости и уровня рентабельности с целью обеспечения безубыточности деятельности субъектов регулирования; основным методом государственного регулирования тарифов, сборов и платы является метод экономически обоснованных затрат.
Согласно пунктам 1.7, 1.8 Методических рекомендаций N АН-104-р тарифы на производство работ и оказание услуг организациями и предприятиями промышленного железнодорожного транспорта определяются по формуле, включающей затраты на производство работ (оказание услуг) за определенный период, норматив прибыли и объем работ (услуг) в соответствующих измерителях за тот же период времени (формула 1.1). В качестве основного метода определения затрат на период действия тарифов рекомендуется использовать нормативно-статистический метод, в соответствии с которым затраты определяются по формуле, включающей затраты за расчетный период, затраты в отчетном (базовом) периоде, изменения затрат в расчетном периоде в зависимости от объективно действующих факторов (формула 1.2).
Таким образом, определение размеров тарифа должно осуществляться с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).
Как усматривается из материалов дела, ПАО "КГК" является собственником железнодорожных путей не общего пользования, находящихся на территории Курганской ТЭЦ (г. Курган, стрелочный перевод N 28, просп. Конституции, 29а, ЖД), что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности. Данные пути не общего пользования примыкают непосредственно к путям общего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", а именно к станции Курган Южно-Уральской железной дороги через стрелку N 28 парка "К", обслуживаемого локомотивом ПАО "КГК", что подтверждается договором на эксплуатацию железнодорожного пути не общего пользования ПАО "КГК" при станции Курган Южно-Уральской железной дороги от 14 апреля 2009 г. Пунктом 3 данного договора определено, что развернутая длина железнодорожного пути не общего следования составляет 10 508,02 м.
Согласно Алфавитному списку железнодорожная станция Курган относится к Южно-Уральской железной дороге, которая является филиалом открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"), отношения между контрагентом (грузоотправителем или грузополучателем, а также владельцем железнодорожного пути не общего пользования, который в пределах железнодорожного пути не общего пользования, принадлежащему иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем не общего пользования) и владельцем железнодорожного пути не общего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором (статья 60 Устава железнодорожного транспорта).
ООО "ТранзитСервис" является контрагентом ПАО "КГК" при станции Курган Южно-Уральской железной дороги. Между ОАО "РЖД" (перевозчиком) и ООО "ТранзитСервис" 28 января 2012 г. заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути не общего пользования (длиной 864 м), примыкающего стрелкой N 239 к пути не общего пользования ПАО "КГК" и далее к станции Курган N 28, обсуживаемого локомотивом ОАО "РЖД". Соответственно, проезд вагонов ООО "ТранзитСервис" на железнодорожные пути общего пользования осуществляется через подъездной железнодорожный путь не общего пользования, принадлежащий ПАО "КГК".
ПАО "КГК" 7 июня 2011 г. обратилось в Департамент с заявлением об установлении тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях (Курганской ТЭЦ и СП "Тепловые сети") сторонним организациям, с приложением расчета, пояснительной записки и обосновывающих документов.
Для установления оспариваемых тарифов Департамент приказом от 14 июня 2011 г. N 531 открыл дело, создал экспертный совет для рассмотрения заявления Общества. По результатам рассмотрения указанных документов специалистами экспертного совета Департамента 12 июля 2011 г. составлено экспертное заключение (далее - экспертное заключение). В экспертном заключении указано, что тарифы устанавливаются впервые и рассчитаны на 2011 г. с использованием Методических рекомендаций N АН-104-р исходя из представленных ПАО "КГК" документов.
В целях предоставления контрагентам ПАО "КГК" возможности реализации прав по использованию железнодорожных путей не общего пользования за экономически обоснованную плату 14 июля 2011 г. на заседании правления департамента принято решение об установлении предельных максимальных тарифов, оформленное Постановлением N 29-2.
Пунктом 1.6 Методических рекомендаций N АН-104-р предусмотрено, что расчетным периодом для определения тарифов является 1 год. В зависимости от измерителя тарифы подразделяются на сдельные и повременные. Сдельные тарифы представляют собой плату за единицу выполненной для клиента работы (пункт 1.7).
Исходя из системного толкования норм законодательства, действующего в сфере государственного регулирования тарифов, под периодом регулирования (расчетным периодом) следует понимать год, на который устанавливается экономически обоснованный уровень тарифа, то есть, по общему правилу, срок действия тарифов на транспортные услуги не может быть менее 12 месяцев; текущим - период, в котором подано заявление (предложение) организации об установлении тарифов; предшествующим текущему, или отчетным (базовым) периодом, является год, предшествующий году, в котором подано предложение об установлении тарифов.
Оспариваемое постановление принято 14 июля 2011 г. В соответствии с пунктом 2 Постановления N 29-2 оно вступило в силу через 10 дней после официального опубликования. Поскольку Постановление N 29-2 официально опубликовано 22 июля 2011 г. в газете "Новый мир", N 52, то оно вступило в силу 1 августа 2011 г. Согласно экспертному заключению периодом регулирования указан 2011 г., который также является и текущим периодом регулирования. Однако Общество обратилось с заявлением только 7 июня 2011 г. Департамент, устанавливая тариф на 2011 г., тем самым придал ему обратную силу, что недопустимо, поскольку правовых оснований для распространения действия тарифа на правоотношения с 1 января 2011 г. у тарифного органа отсутствовали.
Принципы дифференциации тарифов, сборов и платы определяются органом регулирования с учетом условий организации перевозочного процесса, влияющих на величину расходов и доходов субъектов регулирования (пункт 11 Положения N 643).
В соответствии с пунктами 1.1, 1.4, 1.7 Методических рекомендаций N АН-104-р тарифы на услуги, выполняемые конкретной организацией, устанавливаются дифференцированно по видам работ (оказываемым услугам). Отсюда следует, что расчет тарифа по формуле 1.1 данных методических рекомендаций производится с учетом затрат на производство конкретных работ (оказание конкретных услуг) и их объема за определенный период времени.
Согласно пункту 1.7 Методических рекомендаций N АН-104-р затраты организации для определения тарифов рассчитываются отдельно по каждому виду работ (оказываемых услуг). Некоторые виды затрат непосредственно сопоставляются с выполняемыми работами (зависящие от объемов выполненных работ затраты). Другие же виды затрат (независящие) распределяются между работами лишь с некоторой степенью условности.
В данном случае размер тарифа установлен за пропуск вагонов по подъездным железнодорожным путям Курганской ТЭЦ за один вагон.
Согласно пункту 1.9 Методических рекомендаций N АН-104-р схема расчетов по формированию тарифов на работы и услуги промышленного железнодорожного транспорта включает прогнозирование объемов работ и услуг организаций и предприятий промышленного железнодорожного транспорта на расчетный период; технологию выполнения работ; определение расходов по элементам затрат; распределения затрат по видам работ; формирование тарифов по видам выполняемых работ.
При этом в соответствии с пунктом 2.1 Методических рекомендаций N АН-104-р прогнозирование объемов работ и услуг организаций и предприятий промышленного железнодорожного транспорта на расчетный период осуществляется для каждого грузовладельца с подразделением по родам груза и маршрутам передвижения вагонов на подъездных путях. В качестве основных классифицированных признаков группировки работ и услуг, выполняемых организацией и предприятием промышленного железнодорожного транспорта на расчетный период, предлагается принять: объем транспортировки грузов; тип вагона (характеризует род транспортируемого груза); начальный и конечный пункты транспортировки в пределах эксплуатируемых подъездных путей (характеризует маршрут транспортировки).
Начальный и конечный пункты транспортировки в пределах эксплуатируемых подъездных путей определяют: маршрут транспортировки; расстояние транспортировки; пункт поступления (сдачи) вагонов с федеральных железных дорог или других видов транспорта; конкретные погрузочно-разгрузочные фронты на подъездных путях; конкретные подъездные пути, по которым осуществляются перевозки; другие параметры, существенным образом влияющие на величину затрат.
Таким образом, к параметрам, существенным образом влияющим на величину затрат при установлении размера тарифа на пропуск вагонов относится: объем работы (вагонооборот) и длина пути (расстояние транспортировки), поскольку неполный учет указанных параметров ведет к увеличению тарифа и установлению экономически необоснованного тарифа.
Вместе с тем при установлении оспариваемых тарифов данные параметры не были установлены в полном объеме. Выводы суда первой инстанции об обратном не соответствуют фактическим обстоятельствам и не подтверждаются материалами дела.
Согласно экспертному заключению тарифы определены как отношение годовой суммы расходов на содержание подъездных железнодорожных путей и необходимого размера прибыли (для расчетов тарифов принята протяженность пути, используемого потребителями) к плановому количеству вагонов.
Расчеты тарифов осуществлялись Департаментом раздельно по структурным подразделениям Общества: Курганская ТЭЦ (г. Курган, просп. Конституции, д. 29а) и СП "Тепловые сети" (г. Курган, пос. Керамзитный, ул. Стройиндустрии, д. 1, ст. Утяк).
При расчете тарифа за пропуск вагонов по подъездным железнодорожным путям Курганской ТЭЦ Департамент включил расходы на 10 508,02 м с выделением длины пути, используемого сторонними организациями, в размере 3224,4 м. Плановое количество пропускаемых вагонов на 2011 г. по подъездным железнодорожным путям Курганской ТЭЦ ПАО "КГК" определено в сумме 3673 вагона, в том числе для собственных нужд Курганской ТЭЦ ПАО "КГК" - 2666 вагонов (по фактическим данным за 2010 г.), для сторонних потребителей - 1007 вагонов. Так, потребителями транспортных услуг, оказываемых на подъездных железнодорожных путях Курганской ТЭЦ указаны: ОАО "Синтез" (длина пути - 1780м, плановое количество вагонов на 2011 г. - 210); ООО "Торгово-промышленная компания "Дом-Курган" (длина пути - 1780м, плановое количество вагонов на 2011 г. - 30); ООО "Новые технологии" (длина пути - 1780м, плановое количество вагонов на 2011 г. - 180); ООО "Мансур" (длина пути - 1780м, плановое количество вагонов на 2011 г. - 70); ООО "Металком" (длина пути - 1780м, плановое количество вагонов на 2011 г. - 120); ООО "Транзит-техсервис" (длина пути-1780м, плановое количество вагонов на 2011 г. - 25); ООО "Юниформ" (длина пути - 1500м, плановое количество вагонов на 2011 г. - 300); ООО "Энерготрансмаш" (длина пути - 2744,4 м, плановое количество вагонов на 2011 г. - 72.
Документами, регулирующими перевозочный процесс как совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций на железнодорожных путях не общего пользования, являются технический паспорт железнодорожного пути не общего пользования (пункт 4 статьи 16 Закона о железнодорожном транспорте) и Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути не общего пользования (пункт 1.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей не общего пользования, утвержденных приказом Министерство путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. N 26).
Согласно техническому паспорту железнодорожного пути не общего пользования ОАО "КГК" Курганской ТЭЦ подъездные пути ООО "Новые технологии", ОАО "Энергоцентраль", ООО "Металком" примыкают к железнодорожным путям ПАО "КГК" и, соответственно, данные организации являются потребителями транспортных услуг, оказываемых на подъездных железнодорожных путях Курганской ТЭЦ. Однако сведения и данные ОАО "Энергоцентраль" необоснованно не учтены Департаментом при расчете тарифов, также как и сведения ООО "Империя Зауралья", несмотря на упоминание об ООО "Империя Зауралья" как потребителе транспортных услуг, оказываемых на подъездных железнодорожных путях Курганской ТЭЦ в тарифной заявке ПАО "КГК", и в материалах тарифного дела. Так, в экспертном заключении отсутствуют данные о транспортной работе по упомянутым контрагентам, Департаментом не определены конкретные объемы предстоящих перевозок грузов, не установлены точные маршруты по транспортировке грузов, что, по мнению Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, привело к установлению экономически необоснованных тарифов и оказало влияние на размер тарифов.
Кроме того, в экспертном заключении содержатся только общие сведения о корректировке предложенной Обществом суммы расходов без ссылки на фактические и экономические основания такой корректировки, указан лишь размер соответствующих расходов без их детального анализа и без причин, по которым размеры тех или иных расходов признаны экономически необоснованными и исключены из расчетной базы либо размер их уменьшен, что также противоречит принципу государственного регулирования цен.
Поскольку выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, решение принято с нарушением норм материального права и норм процессуального права, оно является незаконным и подлежит отмене по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с принятием нового решения об удовлетворении требований административного истца.
С учетом положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его не действующим полностью или в части со дня принятия или с иной определенной судом даты, и разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48, о том, что, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу, Судебная коллегия считает, что оспариваемые положения подлежат признанию не действующими с момента вступления в силу настоящего апелляционного определения.
Руководствуясь статьями 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Курганского областного суда от 6 октября 2017 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "ТранзитСервис" удовлетворить.
Признать не действующим с момента вступления в силу настоящего определения постановление Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 14 июля 2011 г. N 29-2 "Об установлении предельных максимальных тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях для потребителей открытого акционерного общества "Курганская генерирующая компания" в части установления предельных максимальных тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях для потребителей открытого акционерного общества "курганская генерирующая компания" за пропуск вагонов по подъездным железнодорожным путям Курганской ТЭЦ.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 января 2018 г. N 82-АПГ17-8
Текст определения официально опубликован не был