Заслушав информацию Министра культуры Российской Федерации о современной модели культурной политики в Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Формирование современной модели культурной политики обусловлено повышением роли культуры в процессах социально-экономического развития страны, необходимостью создания условий для развития творческого потенциала граждан. Ее разработка осуществлялась в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, направленными в том числе на создание условий для достойной жизни и плодотворной деятельности работников учреждений культуры.
Главные параметры указанной модели были также определены в Основах государственной культурной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 808, Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года N 326-р, и конкретизированы в плане мероприятий по реализации в 2016-2018 годах Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2016 года N 2563-р.
В Российской Федерации осуществляется переход на проектное управление. В Министерстве культуры Российской Федерации функции ведомственного проектного офиса осуществляет федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Центр культурных стратегий и проектного управления". Проведена значительная работа по приведению региональных документов стратегического планирования в соответствие с вышеуказанными федеральными документами стратегического планирования. В связи с этим 2017 год стал поворотным для формирования современной модели культурной политики в субъектах Российской Федерации.
При этом Министерство культуры Российской Федерации уделяет особое внимание вопросам, связанным с финансовым обеспечением развития культуры и инфраструктуры культурной деятельности в субъектах Российской Федерации (строительство сельских клубов и домов культуры, поддержка детских театров и театров малых городов, проведение филармонических сезонов и создание виртуальных концертных залов).
Вместе с тем в процессе дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы в сфере культуры необходимо всесторонне проработать возможности изменения условий функционирования учреждений культуры, деятельность которых в настоящее время рассматривается в большей степени как предоставление государственных (муниципальных) услуг при реализации функций органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Увеличение доли развлекательной составляющей в ущерб воспитательной и просветительской составляющих деятельности учреждений культуры понижает роль самой культуры как универсального инструмента сохранения и передачи традиционных моральных, духовных и эстетических ценностей, имеющих ключевое значение для развития страны.
С учетом важности целей и задач реализации современной модели культурной политики Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
проработать вопрос о выделении ежегодно бюджетных ассигнований в объеме 700 млн. рублей на капитальный ремонт и реконструкцию зданий детских театров в субъектах Российской Федерации;
рассмотреть возможность продолжения реализации проектов "Театры малых городов", "Театр - детям", "Местный дом культуры", "Большие гастроли", а также поддержки оснащения детских школ искусств музыкальными инструментами с учетом результатов анализа эффективности использования выделенных на эти цели средств;
рассмотреть возможность выделения в 2018 году дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию программных мероприятий по проведению XXXIX Международных Ганзейских дней Нового времени в городе Пскове в 2019 году, в том числе на реконструкцию здания и техническое переоснащение государственного бюджетного учреждения культуры "Псковская областная универсальная научная библиотека", на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия федерального значения "Комплекс крепостных сооружений Окольного города" и "Ансамбль Кремля" в городе Пскове;
утвердить на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов базовые нормативы затрат на оказание услуг по реализации основных образовательных программ в области искусств и культуры согласно произведенным Министерством культуры Российской Федерации расчетам;
предусмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642, бюджетные ассигнования на капитальный ремонт объектов культурного наследия, закрепленных на праве оперативного управления за образовательными учреждениями Министерства культуры Российской Федерации;
поручить Правительственной комиссии по вопросам государственной культурной политики рассмотреть вопрос о совершенствовании механизмов государственной поддержки учреждений культуры в субъектах Российской Федерации в целях повышения эффективности реализации современной модели культурной политики;
поручить Совету по русскому языку при Правительстве Российской Федерации подготовить предложения по координации и совершенствованию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам сохранения, популяризации и развития русского языка, а также по определению органа государственной власти, наделенного полномочиями по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственном языке Российской Федерации, в том числе за использованием слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка;
рассмотреть вопрос о создании в федеральных округах культурно-образовательных и музейных комплексов, учитывая положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года;
рассмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов вопрос о финансовой поддержке мероприятий по развитию детского туризма, а также социального туризма для граждан пожилого возраста;
рассмотреть вопрос о разработке на федеральном уровне программы по социальной поддержке молодых специалистов, работающих в сельских учреждениях культуры, и закреплению их на селе.
2. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации:
включить в ежегодный государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации специальный раздел, представляющий лучшие опыт и практики реализации государственной культурной политики в субъектах Российской Федерации;
расширить практику использования механизмов проектного управления в сфере культуры, а также оказания государственной поддержки проектов и программ в области культуры и искусств в форме грантов;
продолжить работу по осуществлению крупномасштабных международных проектов, включая проведение "Русских сезонов", Санкт-Петербургского международного культурного форума, "перекрестных" годов и сезонов культуры, в целях усиления влияния российской культуры за рубежом, в том числе в рамках осуществления культурной дипломатии;
разработать меры по повышению качества научных исследований в области культуры, имея в виду оценку культурной среды в субъектах Российской Федерации и в Российской Федерации в целом;
разработать предложения по дальнейшему развитию паломничества и религиозного туризма в Российской Федерации, в том числе по созданию в Херсонесе историко-культурного центра христианства.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
обеспечить взаимосвязь стратегического и бюджетного планирования при соблюдении законодательно закрепленного принципа обязательности культурных аспектов в государственных программах развития, программах и планах комплексного социально-экономического развития муниципальных образований;
продолжить работу по реализации программы кинофикации малых городов Российской Федерации.
4. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2019 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.
5. Комитету Совета Федерации по науке, образованию и культуре проинформировать палату в период весенней сессии 2019 года о реализации настоящего постановления.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре.
7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель |
В.И. Матвиенко |
Москва
11 апреля 2018 г.
N 113-СФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 11 апреля 2018 г. N 113-СФ "О современной модели культурной политики в Российской Федерации"
Настоящее постановление вступает в силу с 11 апреля 2018 г.
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 16 апреля 2018 г. N 16 (часть I) ст. 2261