Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 февраля 2018 г. N 10-АПГ17-14
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Солодянкина В.Г. о признании недействующим в части Генерального плана г. Кирова, утвержденного решением Кировской городской Думы от 28 ноября 2007 г. N 9/1, Правил землепользования и застройки г. Кирова, утвержденных решением Кировской городской Думы от 22 декабря 2014 г. N 33/7 в новой редакции, по апелляционным жалобам Кировской городской Думы и ОАО "Кировский Хладокомбинат" на решение Кировского областного суда от 20 октября 2017 г., которым заявление частично удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения Солодянкина В.Г. и его представителей Никулина А.Н., Зырянова К.В., возражения представителя Кировской городской Думы Симоновой Т.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Солодянкин В.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим в части Генерального плана г. Кирова, утвержденного решением Кировской городской Думы от 28 ноября 2007 г. N 9/1 и Правил землепользования и застройки г. Кирова, утвержденных решением Кировской городской Думы от 22 декабря 2014 г. N 33/7 в новой редакции.
Решением Кировского областного суда от 20 октября 2017 г. заявление удовлетворено в части признания недействующими Генерального плана г. Кирова, утвержденного решением Кировской городской Думы от 28 ноября 2007 г. N 9/1, а именно в части отображения на схеме "Комплексная оценка территории, проектные предложения по охране окружающей среды", санитарно-защитных зон от территории ОАО "Кировский хладокомбинат", со стороны переулка Проселочный, в размере 100 м. и от территории ОАО "Маяк", со стороны ул. Молодой Гвардии, в размере 100 м. и статьи 13.1 Правил землепользования и застройки г. Кирова, утвержденным решением Кировской городской Думы от 22 декабря 2014 г. N 33/7 в новой редакции в части отображения на схеме "Карта санитарно-защитных зон. Карта физических источников загрязнения территории города Кирова" санитарно-защитных зон от территории ОАО "Кировский хладокомбинат", со стороны переулка Проселочный, в размере 50 м. и от территории общественного здания многофункционального назначения, принадлежащего ЗАО "Маяк-Инвест", со стороны ул. Молодой Гвардии, в размере 50 м. с момента вступления решения суда в законную силу.
Суд исходил из того, что органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в компетенцию соответствующих органов государственной власти в сфере санитарно-эпидемиологического надзора, самостоятельно изменять размеры санитарно-защитных зон в пределах границ земельного участка, принадлежащего административному истцу.
Не согласившись с решением суда Кировская городская Дума и ОАО "Кировский Хладокомбинат" обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционными жалобами, в которой просят указанный судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах, административным истцом и прокуратурой Приморского края представлены возражения.
В судебное заседание представители Администрации МО Город Киров, ЗАО "Маяк-Инвест", ОАО"Кировхладокомбинат", ПАО "Кировский завод маяк", прокуратуры Кировской области, Управления Роспотребнадзора по Кировской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения административного истца и его представителей, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 и части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки.
В силу части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), генеральный план и правила землепользования и застройки городского округа утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа.
В порядке предоставленных полномочий Кировской городской Думой от 28 ноября 2007 г. решением N 9/1 утвержден Генеральный план г. Кирова, который опубликован 20 декабря 2007 г. в газете "Кировская правда" N 149-151.
Согласно схеме "Комплексная оценка территории, проектные предложения по охране окружающей среды", тома 2 Генерального плана санитарно-защитная зона от территории ОАО "Кировский хладокомбинат", со стороны переулка Проселочный установлена в размере 100 м. и от территории ОАО "Маяк", со стороны ул. Молодой Гвардии, в размере 100 м.
Решением Кировской городской Думы от 29 апреля 2009 г. N 28/10 утверждены Правила землепользования и застройки города Кирова", опубликованные 20 мая 2009 г. в газете "Наш город. Газета муниципального образования "город Киров" N 18-23, которое вступило в силу с 1 июля 2009 г.
22 декабря 2014 г. решением Кировской городской Думы N 33/7 утверждены Правила землепользования и застройки в новой редакции, опубликованные 30 декабря 2014 г. в газете "Наш город. Газета муниципального образования "город Киров" N 120 (676).
Статьей 13.1 Правил землепользования и застройки г. Кирова, в новой редакции на схеме "Карта санитарно-защитных зон. Карта физических источников загрязнения территории города Кирова" ориентировочная санитарно-защитная зона от территории ОАО "Кировский хладокомбинат", со стороны переулка Проселочный, установлена в размере 50 м. и от территории общественного здания многофункционального назначения, принадлежащего ЗАО "Маяк-Инвест", со стороны ул. Молодой Гвардии, в размере 50 м.
Солодянкин В.Г. является собственником земельного участка с кадастровым номером ..., где территориальная зона и вид разрешенного использования земельного участка допускают строительство жилых домов. В градостроительном плане земельного участка воспроизведены отображения на схемах Генерального плана города и Правила землепользования и застройки санитарно-защитных зон в границах его земельного участка.
Административный истец полагает, что оспариваемыми нормативными актами незаконно установлены, в пределах границ, принадлежащего ему земельного участка, санитарно-защитные зоны предприятий, что делает невозможным использование участка по целевому назначению.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, исходя из следующего.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа, в соответствии со статьей 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс).
Документами градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки в силу статьи 1 Градостроительного кодекса.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 16 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", статьям 42, 52 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны создаются в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения и охраны окружающей среды городских и сельских поселений, а также в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В силу статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при разработке, в том числе, нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
На момент утверждения генерального плана действовали санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - Санитарные правила 2003 г.), введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 апреля 2003 г. N 38 в первоначальной редакции, которые распространялись на эксплуатацию не только проектируемых и строящихся объектов, но и на действующие предприятия, здания и сооружения промышленного назначения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровья человека.
Пунктом 2.6. Санитарных правил 2003 г. установлено, что предприятия, группы предприятий, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющиеся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами.
В соответствии с пунктом 2.7 указанных правил, ширина санитарно-защитной зоны устанавливается с учетом санитарной классификации, результатов расчетов ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и уровней физических воздействий, а для действующих предприятий и натурных исследований.
По санитарной классификации предприятий Санитарных правил 2003 г. ОАО "Маяк" (машиностроительные предприятия с металлообработкой), ОАО "Кировский хладокомбинат" (молочные заводы: промышленные установки для низкотемпературного хранения пищевых продуктов емкостью более 600т) отнесены к предприятиям 4 класса, где размер санитарно-защитных зон предприятий такого класса составлял 100 м.
Пунктом 2.17 для современных крупных промышленных комплексов (черная и цветная металлургия, предприятия нефтепереработки и нефтехимии, биосинтеза, лесопромышленный комплекс и др.) введено понятие ориентировочной санитарно-защитной зоны, под которой понимались размеры нормативных санитарно-защитных зон, указанные в санитарной классификации.
100 метровая зона для ОАО "Маяк" и ОАО "Кировский хладокомбинат" при отсутствии результатов расчетов ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и уровней физических воздействий и натурных исследований является ориентировочной санитарно-защитной зоной.
При разработке генерального плана производились расчеты предельно допустимых выбросов (ПДВ), произведенные для ОАО "Маяк" в 2002 г. ООО "Гражданпроект", для ОАО "Кировский хладокомбинат" в 2001 г. ОАОНПП "Авторитм". По результатам расчетов организациями предложено уменьшить санитарно-защитную зону от границы промплощадки N 2 ОАО "Маяк", от ОАО "Кировский хладокомбинат" до границы жилой застройки.
В генеральном плане города указаны ориентировочные санитарно-защитные зоны со стороны переулка Проселочный от ОАО "Кировский хладокомбинат", со стороны ул. Молодой Гвардии от ОВАО "Маяк" в размере 100 м.
Однако, в соответствии с пунктом 10 раздела 3.1.4 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 150 в генеральном плане необходимо отражать санитарно-защитную зону, а не зону, установленную санитарной классификацией предприятий (ориентировочную зону).
Вместе с тем согласно пункту 2.18. Санитарных правил 2003 г. размеры санитарно-защитных зон могут быть изменены для предприятий I и II классов по решению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации или его заместителя, для предприятий III, IV и V классов - по решению Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.
Административным ответчиком нормы Санитарных правил 2003 г. при утверждении Генерального плана г. Кирова не применены. Должностным лицом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека решение об установлении санитарных зон при утверждении Генерального плана города не принималось.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 утверждены в новой редакции (далее - Санитарные правила 2007 г.), которыми определены в частности, класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.
В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 Санитарных правил предусмотрено, что установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.
В соответствии с пунктом 7.1.8 Санитарных правил 2007 г. молочные и маслобойные производства, предприятия, имеющие промышленные установки для низкотемпературного хранения пищевых продуктов емкостью более 600 тонн, отнесены к 4 классу, с определением санитарно-защитной зоны в размере 100 м.
Вместе с тем, санитарно-защитные зоны для промышленных объектов и производств постановлениями и решениями должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в границе расположения земельного участка административного истца не устанавливались, что подтверждается материалами дела.
Таким образом, Кировская городская Дума вышла за пределы своей компетенции установив в Правилах землепользования и застройки г. Кирова в части отображения на Карте физических источников загрязнения территории города Кирова" санитарно-защитных зон в размере 50 м от территории ОАО "Кировский хладокомбинат", со стороны переулка Проселочный и от территории общественного здания многофункционального назначения, принадлежащего ЗАО "Маяк-Инвест", со стороны ул. Молодой Гвардии.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Кировского областного суда от 20 октября 2017 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Кировской городской Думы и ОАО "Кировский Хладокомбинат" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 февраля 2018 г. N 10-АПГ17-14
Текст определения официально опубликован не был