Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 12 апреля 2018 г. N 03-07-10/24445
Вопрос: Прошу дать разъяснения по применению с 01.01.2018 года пункта 2.1 статьи 170 Налогового Кодекса РФ в отношении платы концедента, поступающей в соответствии с Концессионным соглашением в качестве возмещения недополученных доходов.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 271 Налогового Кодекса РФ плата концедента по концессионному соглашению, полученная в виде денежных средств, признается субсидией.
Возмещение недополученных доходов осуществляется в последнем квартале каждого года долгосрочного периода регулирования в размере, путем перечисления денежных средств на расчетный счет организации.
Денежные средства поступают наряду с выручкой, кредитными средствами и прочими поступлениями, и расходуется в рамках текущей деятельности, в том числе на заработную плату, налоги, оплату товаров (работ, услуг), возврат и обслуживание заемных средств.
Исходя из вышеизложенного, плата концедента выдается на возмещение недополученных доходов, а не на возмещение затрат, поэтому установить прямую связь между платой концедента и приобретаемыми товарами (работами, услугами) не представляется возможным.
В случае, если НДС не подлежит вычету, какой нормой Налогового Кодекса РФ необходимо руководствоваться для организации раздельного учета сумм налога по товарам (работам, услугам), требование ведения которого установлено абзацем 3 пункта 2.1. статьи 170 Налогового Кодекса РФ.
Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость при осуществлении концессионером операций по использованию (эксплуатации) объектов концессионного соглашения Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Размер принимаемых концедентом на себя расходов, а также размер, порядок и условия предоставления концедентом концессионеру государственных или муниципальных гарантий должны быть указаны в решении о заключении концессионного соглашения, в конкурсной документации, в концессионном соглашении. Решение о выплате платы концедента по концессионному соглашению может быть принято в случае, если установление платы концедента по концессионному соглашению определено в качестве критериев конкурса.
Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при осуществлении операций в рамках концессионных соглашений установлены статьей 174.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Так, согласно нормам данной статьи при совершении в рамках концессионного соглашения операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) обязанности налогоплательщика налога на добавленную стоимость возлагаются на концессионера. Кроме того, концессионеру предоставляются налоговые вычеты по товарам (работам, услугам, имущественным правам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, приобретаемым для осуществления операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость.
Осуществление концессионером деятельности по использованию (эксплуатации) объекта концессионного соглашения в целях налогообложения признается работой (услугой) и является объектом обложения налогом на добавленную стоимость у концессионера на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса.
Таким образом, в случае использования объекта концессионного соглашения для реализации товаров (оказания услуг, выполнения работ), облагаемых налогом на добавленную стоимость, плата концедента по концессионному соглашению за использование (эксплуатацию), выплачиваемая концессионеру, включается в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость у концессионера. При этом суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам, имущественным правам), предъявленные концессионеру в процессе использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения для операций, подлежащих налогообложению, принимаются к вычету в общеустановленном порядке.
В то же время следует отметить, что согласно пункту 2.1 статьи 170 Кодекса в случае приобретения товаров (работ, услуг, имущественных прав) за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, вычету не подлежат. Также подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса предусмотрено, что суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам, имущественным правам), подлежат восстановлению в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав), а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.
В связи с этим, в случае получения концессионером платы концедента по концессионному соглашению на возмещение предстоящих затрат концессионера на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретаемым (оплачиваемым) за счет указанной платы, вычету не подлежат, а в случае получения концессионером платы концедента по концессионному соглашению на возмещение ранее понесенных затрат концессионера на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, суммы налога на добавленную стоимость, принятые концессионером в установленном порядке к вычету по товарам (работам, услугам, имущественным правам), затраты на приобретение которых возмещаются за счет указанной платы, подлежат восстановлению.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.