Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 12 апреля 2018 г. N 03-07-11/24226
Вопрос: НПФ (далее - Фонд) просит дать разъяснение по следующему вопросу.
В соответствии с пунктом 6.6 Положения N 492-П "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, инвестиционного имущества, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, имущества и (или) его годных остатков, полученных в связи с отказом страхователя (выгодоприобретателя) от права собственности на застрахованное имущество, в некредитных финансовых организациях", утвержденным Банком России 22.09.2015:
запасы оцениваются при признании в сумме фактических затрат на их приобретение, доставку и приведение их в состояние, пригодное для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, когда некредитной финансовой организацией в учетной политике определено иное на основании законодательства Российской Федерации).
Фонд работает в соответствии с п. 5 ст. 170 НК РФ, включая в затраты для целей налогообложения прибыли суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам при приобретении запасов.
При этом, в соответствии с Учетной политикой Фонда для целей бухгалтерского учета суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные Фондом поставщикам при приобретении запасов, включаются в их первоначальную стоимость.
В связи с изложенным выше порядком формирования стоимости запасов в бухгалтерском учете Фонд при распространении рекламной продукции стоимостью выше 100 рублей за единицу должен осуществлять налогообложение НДС в соответствии с п. 3 ст. 154 НК РФ, согласно которому при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного НДС, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой согласно ст. 105.3 НК РФ, с учетом НДС, акцизов (для подакцизных товаров) и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок). При этом цена реализации с учетом НДС в случае распространения рекламной продукции в рамках рекламных акций равна стоимости имущества по данным бухгалтерского учета и налоговой базы не возникает:
Первоначальная стоимость запасов с учетом НДС |
118 руб. |
Цена реализации с учетом НДС |
118 руб. |
Налоговая база |
0 руб. |
В связи с изложенным просим пояснить, может ли Фонд в данной ситуации воспользоваться нормой п. 3 ст. 154 НК РФ, или указать, в соответствии с какой статьей Налогового кодекса РФ Фонд должен определить налоговую базу по НДС при осуществлении указанных операций.
Ответ: В связи с письмом по вопросу правомерности определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 3 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при распространении рекламной продукции, расходы на приобретение (создание) единицы которой превышают 100 рублей, негосударственным пенсионным фондом, применяющим для целей исчисления налога на добавленную стоимость пункт 5 статьи 170 Кодекса, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 154 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как разница между ценой реализуемого имущества, исчисляемой с учетом положений статьи 105.3 Кодекса, с учетом налога на добавленную стоимость, акцизов (для подакцизных товаров) и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок) при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога на добавленную стоимость.
Согласно пункту 5 статьи 170 Кодекса негосударственные пенсионные фонды имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам).
Указанные суммы налога, уплаченные поставщикам, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе прочих расходов в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 Кодекса при условии соответствия критериям, предусмотренным статьей 252 Кодекса.
Таким образом, негосударственные пенсионные фонды, применяющие для целей исчисления налога на добавленную стоимость нормы пункта 5 статьи 170 Кодекса, не учитывают в стоимости товаров (работ, услуг), приобретаемых, в том числе для использования в рекламных акциях, суммы налога на добавленную стоимость, а включают указанные суммы налога в затраты при исчислении налога на прибыль организаций.
Учитывая изложенное, для применения негосударственным пенсионным фондом порядка определения налоговой базы, установленного пунктом 3 статьи 154 Кодекса, при распространении рекламной продукции, расходы на приобретение (создание) единицы которой превышают 100 рублей, оснований не имеется.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.