Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 6.
Совершенствование законодательства и правовое просвещение
6.1. Совершенствование законодательства
В 2017 году было принято более 500 федеральных законов, которые затрагивают вопросы государственного строительства, общественно-политического, социально-экономического развития страны, а также международного правового поля. Такой широкий спектр законодательной работы, безусловно, был связан и с укреплением гарантий прав и свобод граждан.
Уполномоченный удовлетворен тем, что в списке принятых законодательных актов есть документы, об актуальности которых говорилось в предыдущих ежегодных докладах о деятельности Уполномоченного.
Так, на протяжении нескольких лет Уполномоченные ставили вопрос о наделении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по государственному контролю (надзору) и составлению протоколов об административных правонарушениях в области обеспечения доступной среды для лиц с ограниченными возможностями. Правительство Российской Федерации выступило с соответствующей законодательной инициативой, и 7 июня 2017 г. Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон N 116-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", который вступил в силу 1 января 2018 г.
В Докладах о деятельности Уполномоченного за 2015 и 2016 годы поднималась проблема легализации пребывания на территории России граждан Украины, желающих принять российское гражданство. В силу изменений, внесенных Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 243-ФЗ в ст. 8 и 14 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" граждане Украины получили право отказаться от гражданства Украины путем направления заявления в полномочный орган данного государства, копия которого нотариально заверяется для направления в миграционные подразделения органов внутренних дел Российской Федерации.
В 2016-2017 гг. Уполномоченный поднимал вопрос на внутригосударственных площадках о необходимости ратификации Конвенции Совета Европы о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения, и с удовлетворением отмечает, что соответствующая Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. N 439-ФЗ.
В течение года Уполномоченный принимал непосредственное участие в законотворчестве о правах и свободах человека, используя предоставленный ему инструментарий: вносил предложения и правовые заключения о совершенствовании законодательства субъектам права законодательной инициативы, а также в государственные органы, полномочные разрабатывать проекты федеральных законов. Всего в адрес соответствующих органов было направлено более 100 обращений.
Предложения основывались на анализе поступающих писем граждан, мнений региональных уполномоченных, результатов изучения общественного мнения и международного правового поля.
В 2017 году Уполномоченным и сотрудниками Аппарата осуществлялось сопровождение около трех десятков проектов федеральных законов, непосредственно затрагивающих права и свободы человека и гражданина, которые находились на рассмотрении Государственной Думы. Эти законопроекты касались жилищных и трудовых прав, прав в области здравоохранения и социального обеспечения, гарантий прав инвалидов, защищенности человека в уголовном судопроизводстве, реализации права на свободу собраний и других прав и свобод человека и гражданина. По многим из них Уполномоченный высказывал свою правовую позицию и вносил конкретные предложения о поправках.
Как отмечалось ранее в соответствующих параграфах Доклада, в ряде законов учтены предложения Уполномоченного, а именно:
в Федеральном законе от 1 июля 2017 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве";
в Федеральном законе от 27 ноября 2017 г. N 352-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве";
в Федеральном законе от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
в Федеральном законе от 1 мая 2017 г. N 89-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и статью 9 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
в Федеральном законе от 1 июля 2017 г. N 139-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации";
в Федеральном законе от 7 июня 2017 г. N 112-ФЗ "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания";
в Федеральном законе от 7 июня 2017 г. N 107-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях";
в Федеральном законе от 20 декабря 2017 г. N 399-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Кроме того, по инициативе Уполномоченного в 2017 году разработан и принят ряд нормативных правовых актов:
постановление Государственной Думы от 7 марта 2017 г. N 1041-7 ГД "О внесении изменений в Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";
постановление Совета Федерации от 1 марта 2017 г. N 47-СФ "О внесении изменений в Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 397 "О внесении изменений в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574, и в Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих";
постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2017 г. N 1379 "О регистрации по месту жительства отдельной категории проживающих на территории Республики Крым и города Севастополя граждан Российской Федерации".
Наряду с этим Уполномоченный в инициативном порядке осуществляет разработку востребованных обществом законов, а также осуществляет сопровождение законопроектов, регулирующих права и свободы человека и гражданина, о чем подробно изложено в главах 2-5 Доклада.
Очень много обращений, как правило, обоснованных, поступает к Уполномоченному от осужденных лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, с просьбой о содействии в переводе ближе к месту их проживания.
До сих пор остается нерешенным вопрос о механизме обеспечения прав пациентов, содержащихся в психоневрологических интернатах системы социального обслуживания населения.
Позиция Уполномоченного о необходимости создания, правовом статусе и полномочиях Службы защиты прав пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, и лиц, страдающих психическими расстройствами, находящихся в стационарных учреждениях социального обслуживания, была заявлена 20 июля 2017 г. на "круглом столе", организованном Комитетом Совета Федерации по социальной политике совместно с Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству и Советом при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере. По предложению Уполномоченного создана рабочая группа для разработки законопроекта, в которую вошли также сотрудники Аппарата Уполномоченного. Уполномоченный выражает надежду, что его подготовка завершится в 2018 г.
В течение года совместно с Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству продолжалась напряженная работа по разработке законопроекта, регламентирующего статус, законодательные гарантии и основы деятельности региональных уполномоченных, принятие которого позволит преодолеть существенные различия правового положения уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.
В январе 2017 г., поддержав позицию Уполномоченного, Совет при Председателе Совета Федерации принял решение о создании при Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рабочей группы по подготовке проекта федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации". Текст законопроекта, подготовленный в Аппарате Уполномоченного, был вынесен на широкое обсуждение и затем дорабатывался с учетом предложений и замечаний, поступивших от государственных органов и должностных лиц. В октябре и декабре 2017 г. состоялись расширенное заседание Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству и парламентские слушания, в которых приняли участие федеральный и региональные уполномоченные. Результатом стало принятие за основу доработанного текста проекта федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации" с учетом поступивших предложений и замечаний.
На повестке Уполномоченного актуальным остается принятие и других законов, направленных на укрепление гарантий прав и свобод человека и гражданина. До сих пор не нашла решения проблема отсутствия законодательного регулирования возможности кратного зачета времени содержания под стражей в срок лишения свободы. Соответствующий вопрос на протяжении многих лет поднимался Уполномоченным и нашел отражение в рекомендациях государственным органам, содержащихся в Докладах о деятельности Уполномоченного за 2015 и 2016 годы.
Уполномоченным на встрече с Председателем Правительства Российской Федерации поднят вопрос об ускорении подготовки и принятия проекта федерального закона о кратном зачете времени содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу в срок отбывания наказания в зависимости от вида исправительного учреждения. Просьба об ускорении рассмотрения законопроекта была направлена также Председателю Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству в феврале 2017 г. Этот законопроект полностью отвечает общественному запросу, однако до настоящего времени находится на стадии подготовки ко второму чтению. Уполномоченный надеется, что эта проблема найдет свое разрешение в 2018 г.
К числу законодательных инициатив, рассмотрение которых затянулось на длительный срок, относится законопроект о создании гарантий для лиц, находящихся под опекой или попечительством, в доработке и принятии которого заинтересован как Уполномоченный, так и все граждане, попавшие в сферу правоотношений данной категории.
В целях защиты прав граждан, находящихся под опекой и попечительством, Уполномоченным еще в 2015 г. направлены в ответственный комитет Государственной Думы замечания по проекту федерального закона N 879343-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения гарантий реализации прав и свобод недееспособных или не полностью дееспособных граждан". Доработка текста законопроекта и принятие соответствующего закона способствовали бы созданию системы правовых механизмов, повышающих уровень гарантий соблюдения прав и свобод граждан, находящихся под опекой или попечительством, и снижающих возможности для злоупотреблений со стороны опекунов и попечителей. В связи с тем что соответствующий законопроект длительное время находится на стадии подготовки ко второму чтению, в 2017 г. Уполномоченным в Государственную Думу направлено обращение с просьбой о содействии в скорейшем рассмотрении законопроекта. В ноябре 2017 г. решением Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей создана временная рабочая группа по доработке указанного законопроекта ко второму чтению, в состав которой включен сотрудник Аппарата Уполномоченного.
Затянуто решение проблемы и по защите социальных прав российских граждан, проживающих на территории комплекса "Байконур". Правительством Российской Федерации и государственной корпорацией "Роскосмос" предпринят ряд мер в целях решения данной задачи, но окончательный результат по ней пока не достигнут.
Госкорпорацией "Роскосмос" подготовлен проект Указа Президента Российской Федерации "Об обеспечении жилыми помещениями на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса "Байконур", который проходит общественное обсуждение и независимую антикоррупционную экспертизу на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Учитывая особую социальную значимость названной проблемы, Уполномоченный призывает ответственные органы обеспечить ее скорейшее решение.
Несмотря на принятие в России ряда законодательных инициатив, направленных на упрощение порядка получения гражданства Российской Федерации иностранными гражданами - носителями русского языка, к Уполномоченному продолжает поступать значительное количество обращений, которые свидетельствуют о том, что проблема упрощения приобретения российского гражданства носителями русского языка, проживающими в других странах (кроме Украины), а также в самой России, не решена до конца.
Кроме вышеобозначенных тем и задач в повестке деятельности Уполномоченного находятся вопросы, связанные с необходимостью совершенствования антинаркотического законодательства; законодательства, регулирующего процесс организации публичных мероприятий, в частности процедуры согласования их проведения и административного судопроизводства по делам участников мирных акций; проблемы обоснованности применения физической силы в местах принудительного содержания, которые поднимаются правозащитным сообществом.
Так, в адрес Уполномоченного в 2017 г. поступали мотивированные предложения законодательного плана от известных отечественных правозащитников, связанные с необходимостью либерализации антинаркотического законодательства в части смягчения уголовной ответственности за хранение наркотиков в крупном размере без их распространения путем перевода преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 УК РФ, из разряда тяжких в разряд преступлений средней тяжести. По мнению представителей правозащитного сообщества, данная мера позволит сократить сроки лишения свободы многим тысячам граждан, так как в настоящее время за хранение наркосодержащих веществ осуждается больше граждан, чем за их распространение, что не отвечает принципу справедливости. Кроме того, Уполномоченный полагает, что необходимо продолжить работу над совершенствованием подзаконной нормативной правовой базы в части уточнения перечня наркотических средств, модифицируемых синтетических психоактивных веществ (так называемых производных).
В настоящее время в обществе и на законодательном уровне идет острая дискуссия по вопросу введения "адвокатской монополии" на представительство в суде. Суть инициатив, в том числе Минюста России, сводится к тому, что судебное представительство должно осуществляться только лицами с высшим юридическим образованием. Уполномоченный неоднократно, в том числе участвуя в конституционном судопроизводстве, выступал против обязательного профессионального судебного представительства, поскольку эти требования препятствуют гражданам, не имеющим высшего юридического образования как в непосредственной судебной защите своих прав, так и в защите через выбранных ими представителей, если таковые не имеют высшего юридического образования.
В Докладе о деятельности Уполномоченного за 2016 года Правительству Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации как субъектам права законодательной инициативы при участии Генеральной прокуратуры Российской Федерации было рекомендовано рассмотреть вопрос об исключении из КАС России требования к административному истцу, его представителю иметь высшее юридическое образование. К сожалению, они не были реализованы. Однако мониторинг данной ситуации показывает, что проблема ограничения доступа к правосудию не только не потеряла своей актуальности, но стала еще более острой.
Мониторинг правоприменения позволяет назвать и некоторые другие вопросы, которые требуют законодательного решения в целях усиления гарантий реализации прав человека. Так, к числу проблемных вопросов, требующих, по мнению Уполномоченного, правового регулирования, относятся: защита нарушенных прав собственников при изъятии жилых помещений для государственных или муниципальных нужд; расширение на федеральном уровне перечня льготных категорий граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь; защита прав и интересов детей-сирот; совершенствование порядка использования в местах принудительного содержания видеорегистраторов, увеличение сроков хранения материалов видеорегистраторов; постпенитенциарный контроль; определение места регистрации бездомных, оплаты их труда, предоставления преференций организациям, занимающимся их ресоциализацией; защита прав добросовестных приобретателей жилья; создание гарантийных фондов долевого строительства и выплаты заработной платы при банкротстве предприятия; противодействие насилию в семье; развитие рынка социального жилья и льготного кредитования для молодых и многодетных семей; квотирования рабочих мест для молодежи и пенсионеров; издание закона о порядке принятия нормативных правовых актов и другие.
В целях повышения эффективности правотворческой деятельности, качества и обоснованности принимаемых законодательных инициатив Уполномоченный предлагает Государственной Думе рассмотреть вопрос о возвращении к практике всенародного обсуждения комплексных законопроектов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина.
Несмотря на то, что возможность всенародного обсуждения законопроекта, принятого в первом чтении Государственной Думой, закреплена в части 6 статьи 119 Регламента Государственной Думы, в современной России данный механизм, к сожалению, практически не используется, а его порядок получил недостаточное правовое регулирование. Представляется целесообразным разработать целостную концепцию всенародного обсуждения законопроектов и закрепить ее в специальном законе "О нормативных правовых актах в Российской Федерации".
Законодательство предусматривает, что Уполномоченный вправе вносить предложения субъектам права законодательной инициативы. Однако оно не говорит о механизме обратной связи, поэтому Уполномоченный обращается к депутатскому корпусу о закреплении в Регламенте Государственной Думы обязанности отражать предложения Уполномоченного в заключениях профильных комитетов на законопроекты. Следующим шагом могло бы стать введение экспертизы Уполномоченным комплексных законопроектов в сфере прав и свобод человека и гражданина и направление экспертного мнения в Государственную Думу для приобщения к законопроекту и обязательного учета при его рассмотрении.
6.2. Правовое просвещение
Правовое просвещение в области прав человека является важным элементом правовой политики государства, обеспечивающим активную жизненную позицию граждан в вопросах защиты своих прав и свобод. При этом важно довести до граждан не просто информацию о правах и свободах человека и гражданина, формах и методах их защиты, но и помочь людям предотвратить ситуации нарушения прав, бороться за свои права.
В рамках этой глобальной задачи Уполномоченным и сотрудниками Аппарата проводились юридические консультации граждан и целенаправленные мероприятия просветительского характера: "Правовой марафон для пенсионеров", реализуемый при поддержке общественного движения "50 ПЛЮС"; Всероссийский открытый урок "Права человека" для студентов и школьников; осуществлялась подготовка студентов-участников магистерской программы "Международная защита прав человека" в рамках программы Управления Верховного комиссара ООН по правам человека; проводились курсы лекций в российских вузах; реализовывались медиапроекты; осуществлялись выпуски специальных тематических изданий; публиковались статьи о правах человека в периодических изданиях; выходили выпуски тематической телепередачи "Права человека" на ОТР, в ежедневном режиме обновлялась информация на официальном сайте Уполномоченного; продолжилась работа специализированного сайта-сателлита, посвященного вопросам правового просвещения, а также реализация информационно-просветительского проекта "Правозащитная карта России". По инициативе Уполномоченного при поддержке Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации началась целенаправленная работа по подготовке образовательной программы "Права человека" для школьников и студентов.
Как уже было отмечено, в 2017 году гражданам дано 26 038 письменных консультаций об их правах, формах и методах защиты нарушенных прав. Наряду с этим давались разъяснения на личных приемах, проводимых Уполномоченным и сотрудниками Аппарата, а также в ходе обращений граждан по телефону, которых поступило на выделенную линию связи свыше 10 000.
Одним из аспектов правового просвещения выступает информирование населения об институте Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, его компетенции, порядке обращения к нему граждан. Особую значимость этой работе придала юбилейная дата - 20 лет со дня принятия Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". Ряд мероприятий просветительского характера был приурочен именно к юбилейной дате: осуществлены выпуск и торжественная церемония гашения почтовой марки, организованная Уполномоченным совместно с Россвязью и АО "Марка" (тираж - 375 тыс. экземпляров); проведена научно-практическая конференция "Проблемы защиты прав человека на евразийском пространстве: обмен лучшими практиками омбудсменов"; открыта тематическая книжная выставка в Российской государственной библиотеке, которая, в свою очередь, дала старт Всероссийскому конкурсу "Инновационные технологии в правовом просвещении по вопросам прав и свобод граждан, форм и методов их защиты". Целью конкурса является поиск наиболее прогрессивных моделей адаптации сложного правового контента для широкой аудитории, и прежде всего для социально незащищенных категорий населения. Учредитель конкурса - Уполномоченный, партнерами выступают справочно-правовые системы компаний "КонсультантПлюс" и "Гарант", телеканал "Просвещение", Российская государственная библиотека, Консорциум российских университетов.
Для информирования широкой общественности о работе Уполномоченного использовались возможности средств массовой информации, сети Интернет, где в ежедневном режиме размещались новости и анонсы предстоящих событий, фотографии и пресс-релизы проведенных мероприятий, а также положительные примеры деятельности по защите прав граждан, совершенствованию законодательства, развитию международного сотрудничества.
Продолжилось тесное взаимодействие с медиа-сообществом, с которым Уполномоченный строит отношения на основе открытости, доступности и готовности к диалогу. Практически все мероприятия с участием Уполномоченного освещались федеральными, региональными и зарубежными СМИ. В печатных и электронных СМИ в общей сложности было размещено более 30 тыс. (30 711) материалов, освещающих деятельность Уполномоченного.
Актуальные вопросы деятельности института государственного правозащитника были подняты в прямых эфирах телеканалов медиахолдинга ВГТРК, на Общественном телевидении России (ОТР), парламентском телевизионном канале "Вместе-РФ", телеканале Russia Today, Первом канале, телеканалах "Звезда", "МИР" и ряде других. Программа "Права человека" стала выходить на ОТР в новом формате, благодаря которому у телезрителей появилась возможность напрямую обратиться к Уполномоченному и сотрудникам Аппарата с конкретной проблемой. Сегодня имеется положительная практика работы с такими обращениями. Темами выпусков стали актуальные вопросы защиты семьи, материнства и детства, жилищных и трудовых прав, права на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В публикациях Уполномоченного в газете "Известия" через призму человеческих судеб доносились до читателей системные проблемы сферы защиты прав человека.
Для освещения проблематики Уполномоченный широко использует возможности современных коммуникационных технологий. На сегодняшний день институт государственного правозащитника имеет официальные аккаунты в Фейсбуке, ВКонтакте, Твиттере, а также представлен на видеохостинге Ютуб.
Продолжена работа специализированного сайта-сателлита, посвященного вопросам правового просвещения, где размещена наглядная информация о действующем законодательстве, предлагается алгоритм разрешения правовых проблем, аккумулируются лучшие практики и программы правового просвещения в субъектах Российской Федерации. Для привлечения внимания и популяризации актуальных тем на сайте появились новые разделы: "20-летие института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации", "Единый урок по правам человека". Всего за прошедший год на официальном сайте Уполномоченного опубликовано 2248 информационных материалов, что на 49% больше, чем в 2016 году.
Продолжен выпуск информационно-аналитического издания "Бюллетень Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации". Июньский выпуск был посвящен инструментам общественного экологического контроля, а декабрьский - защите прав инвалидов. Началась работа по изданию памяток и брошюр из серии "Библиотека Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации", которая направлена на правовое просвещение и информирование граждан о правах и способах их защиты. Издавался информационный листок "Права человека", который в доступной форме знакомит читателей с основными направлениями и результатами деятельности Уполномоченного, разъясняет гражданам их права, а также дает рекомендации по их обеспечению и защите.
В размещенной на сайте Уполномоченного "Правозащитной карте России" содержится более 600 материалов (справочных, информационных, правовых, в том числе 285 ежегодных и 309 специальных докладов), которые позволяют распространять накопленный опыт правозащитной деятельности не только среди уполномоченных, но и среди неправительственных организаций, а также отдельных граждан.
Уполномоченным традиционно уделяется большое внимание правопросветительской работе с молодежью. В День российского студенчества Уполномоченный принял участие в III Студенческом правозащитном форуме. Выступил с докладами и лекциями на Всероссийской студенческой научной конференции "Право, общество, государство: проблемы теории и истории" (апрель 2017 года), в Государственном музее истории ГУЛАГа (февраль 2017 года), в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) (сентябрь 2017 года), в Институте права и национальной безопасности Российской академии государственной службы и народного хозяйства при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) (октябрь 2017 года). В рамках Всероссийского молодежного образовательного форума "Территория смыслов на Клязьме" впервые проведена по инициативе Уполномоченного тематическая смена "Молодые руководители НКО, правозащитных и добровольческих проектов". При поддержке Уполномоченного прошел масштабный социально ориентированный проект Всероссийского студенческого союза "Российская студенческая неделя".
В процессе реализации Магистерской программы "Международная защита прав человека", реализуемой на базе Консорциума вузов-партнеров при поддержке Верховного комиссара ООН по правам человека, в 2017 году в Аппарате Уполномоченного прошли открытые лекции, мастер-классы, практико-ориентированные семинары, лекции-экскурсии, дискуссионные клубы и круглые столы. Работа лектория была открыта видеолекцией Уполномоченного, посвященной роли института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в современном мире. Формат видео-конференц-связи позволил магистрантам из Казанского федерального университета, Пермского государственного национального исследовательского университета, Воронежского государственного университета и Гуманитарного университета города Екатеринбурга принять активное участие в работе лектория. При участии сотрудников Аппарата Уполномоченного на протяжении всего года проводился цикл расширенных лекториев-практикумов для студентов магистерской программы.
В июне в городе Екатеринбурге прошла V Летняя школа по правам человека, посвященная защите прав детей, людей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) и мигрантов.
2017 год стал знаковым для начала масштабной работы по подготовке образовательных стандартов и программ "Права человека". По предложению Уполномоченного федеральным учебно-методическим объединением в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 40.00.00 "Юриспруденция" разработаны проекты примерных программ по дисциплине "Права человека" (уровней бакалавриата и специалитета).
Примерная программа учебной дисциплины уровня специалитета включает в себя 11 тематических разделов и рассчитана на 72 академических часа. В разделах отражены основы теории прав человека, история и развитие концепции прав человека и их правовое регулирование, классификация прав человека, национальные и международные правозащитные механизмы.
Примерная программа учебной дисциплины уровня бакалавриата включает в себя 12 тематических разделов на 104 академических часа. Акцент в программе сделан на приобретение знаний о правовом статусе личности и гарантиях его реализации.
Разработана рабочая программа дисциплины "Права человека" для педагогов. В рамках 72 академических часов предлагается к изучению 12 тем. Особое внимание среди них уделено изучению вопросов защиты прав уязвимых групп населения.
Ряд предметных просветительских мероприятий в 2017 году был направлен на формирование правовой культуры учащихся средних и старших классов общеобразовательных организаций. Третий год подряд совместно с Российским новым университетом и Ассоциацией юристов России проводится многоуровневая интерактивная правовая игра "Правовые волонтеры", основная цель которой - формирование у юных правоведов практических навыков правозащитной деятельности в традиции безусловного уважения к закону и правопорядку. Этому способствовали такие инновационные для правовой игры формы, как правозащитный квест "Право - инструкция по применению", сценарий которого был разработан сотрудниками Аппарата Уполномоченного, а также ситуационные задачи, материалом для которых стали реальные обращения к региональным уполномоченным.
Впервые проведенный Всероссийский открытый урок по правам человека получил высокую оценку в обществе и будет практиковаться в дальнейшем. Он включен в Календарь образовательных событий на 2017/2018 учебный год. Для единообразного подхода в его проведении Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования были разработаны концепция единого урока, методические рекомендации для педагогов, сценарии уроков и образовательных мероприятий для разных возрастных категорий, организован вебинар (онлайн-семинар) для учителей и руководителей учебных заведений среднего общего образования.
Уполномоченным прочитана лекция для 700 школьников в МГИМО, а руководителями подразделений его Аппарата - в других образовательных организациях города Москвы и Московской области. Всего же в мероприятиях Единого урока во всех субъектах Российской Федерации было задействовано 28 664 школы. В них приняли участие 6 414 650 детей и 261 930 учителей. Образовательную инициативу Уполномоченного активно поддержали и региональные уполномоченные. В рамках практико-ориентированного обучающего курса стажировок русскоязычных представителей коренных малочисленных народов в Аппарате Уполномоченного проведены лекции и семинары для стажеров из восьми регионов России, а также представителей Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Еще один социально ориентированный правовой проект, получивший активное развитие в 2017 году, "Правовой марафон для пенсионеров", который реализуется совместно с общественным движением "50 ПЛЮС", был инициирован еще три года назад. В Международный день пожилого человека и на протяжении месяца после его проведения для людей старшего возраста организовывались интерактивные мастер-классы, семинары, лекции, консультации по вопросам защиты жилищных, медико-социальных прав, прав мигрантов, пенсионного законодательства, имущественного права и наследства.
По инициативе Уполномоченного к реализации проекта подключились региональные уполномоченные из всех 85 субъектов Российской Федерации. Появились новые партнеры в лице Ассоциации юристов России, Российского общества "Знание", Межрегиональной общественной организации защиты прав потребителей "Гражданский патруль". Всего было организовано и проведено 230 просветительских мероприятий и 1182 бесплатные юридические консультации. В Центральной библиотеке имени А.Н. Толстого Уполномоченным проведен практикум, посвященный защите прав ветеранов и пенсионеров.
Уполномоченный и сотрудники Аппарата уделяли особое внимание инновационным методам правового просвещения, таким как музейно-образовательная деятельность, использование научного и образовательного потенциала библиотек. В рамках сотрудничества с Государственным музеем истории ГУЛАГа и другими музеями состоялся круглый стол "Музейная педагогика и правовое просвещение" с участием региональных уполномоченных, депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, представителей Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, руководителей и сотрудников ряда музеев, представителей научной общественности.
Следует отметить, что за последние годы в сфере правового просвещения государственные и негосударственные институты активизировали свою работу. Однако отсутствие федеральной целевой программы "Правовое просвещение и образование в области прав и свобод человека, форм и методов их защиты" снижает возможности эффективного развития этого направления. Подобные программы, в соответствии с рекомендациями ООН, действуют более чем в 50 государствах.
Актуальность ее разработки подтверждается данными социологических опросов по проблемам знания населения своих прав, форм и методов их защиты. Так, по результатам социологических исследований, каждый пятый опрошенный затрудняется с ответом на вопрос, соблюдаются его права или нет; большинство респондентов (51%) полагают, что ситуация с правами человека в России за последние несколько лет остается неизменной, и занимает нейтральную позицию. Относительно высокая доля затруднившихся с ответом граждан может служить индикатором правовой грамотности, самооценкой компетенции в вопросах, касающихся соблюдения прав человека.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.